Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

16.2. Структура духовной жизни: субъекты, уровни

16.2. Структура духовной жизни: субъекты, уровни

Духовная жизнь может быть структурирована по разным основаниям. Выше упоминался подход, вычленяющий функциональные особенности элементов духовной жизни: духовное производство, духовные потребности, распределение, усвоение, отношения между субъектами духовной деятельности, общественное сознание.
Духовную жизнь можно структурировать по субъекту (носителю) как индивидуальную (личностную), групповую, общественную (коллективную); по уровням — обыденно-практический (общественная психология) и теоретический (наука, идеология); по формам — религия, искусство, мораль.
Классификация духовной жизни
Индивидуальная и общественная духовная ЖИЗНЬ Безусловно, они взаимосвязаны и различаются, прежде всего, теоретически, концептуально. Нельзя рассматривать духовную жизнь общества как сумму индивидуальных духовных жизней и, наоборот, индивидуальную духовную жизнь только как специфическое проявление духовной жизни социума, детерминированное особенностями условий жизнедеятельности конкретного субъекта. Личности присущи внутренние переживания, осознание и осмысление состояний сознания, ощущений, восприятий, мыслей. Далеко не все в личностной духовной жизни значимо социально, есть содержания (переживания), имеющие только индивидуальное значение. Экзистенциализм, как известно, подчеркивал первостепенность внутренней жизни («человек делает себя сам»), независимость внутренней свободы личности от каких-либо внешних, природных и социальных, условий жизни (Н. Бердяев, Ж.-П. Сартр). Такого рода позицию критиковал М. Вебер, говоря, что некоторые люди «мучительно заставляют себя “переживать”, ибо “переживание” неотъемлемо от образа жизни, подобающего личности»1. В то время как, по убеждению М. Вебера, личность должна служить делу, то есть согласовывать личные идеалы с общественными. Такое согласование осуществляется через разнообразные институты культуры и духовной жизни — образования, воспитания, морали, нормы и др.
Действительно, с одной стороны, в результате образования, воспитания, в целом социализации, каждое индивидуальное сознание, духовная жизнь становятся общественными, в них есть общее социальное содержание. С другой стороны, при взаимодействии индивидов, в основе которого лежат объективно обусловленные интересы, потребности, возникают понимание, институты, формы и нормы культуры, общее отношение к вещам, общие идеи, которые будут составлять содержание духовной жизни, изменять ее. Г. Зиммель, А. Щютц, П. Бергер, Т. Лукман, Д. Серль исследовали структуры индивидуального сознания (тождественные у людей) и то, как они «работают» при взаимодействии людей в обществе. Прежде всего, они обратили внимание на способность сознания к типизации и символизации, которые находятся в основе взаимопонимания людей.
Таким образом, именно взаимодействие людей в обществе, коммуникация и есть механизм, благодаря которому индивидуальная духовная жизнь превращается в общественную, а общественная — в индивидуальную.
Опосредующую роль между индивидуальной и общественной духовной жизнью играет социальная микросреда, группа, поскольку индивид входит, включается в общество через вхождение в ту или иную группу.
Духовная жизнь проявляется в конкретных ее носителях, в этом также состоит значение индивида, личности. На него оказывают влияние не только условия бытия, но и свои природные задатки, наследственность, характер. Важную роль играют также сознание и духовная жизнь выдающихся людей, продуцирующих новые идеи, нормы.
Уровни духовной Жизни
Общественная психология Различают уровни духовной жизни: обыденно-практический и теоретический. Центральное место в обыденно-практической (повседневной) духовной жизни занимает общественная психология, «реальное сознание, масс», проявляющаяся в поведении людей, обладающая способностью существенно воздействовать на социальную жизнь.
Общественная психология формируется под непосредственным влиянием конкретно-исторических условий социального бытия и представляет собой совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для общества и социальных групп. Она включает в себя не только сознание, но и бессознательное, не только эмоциональное, но и рациональное начало, структурированные элементы и бесструктурные. На общественную психологию оказывают влияние не только условия жизнедеятельности людей, интересы и потребности людей, но и средства массовой информации, образование, воспитание в разнообразных формах.
В ней происходит модификация индивидуальных психических реакций людей, они приобретают другой способ функционирования, процессуально общественный. Благодаря ориентации людей друг на друга в процессе совместной жизнедеятельности представления людей становятся общим, типичным, равнодействующим образованием, не исключая вариабельности по глубине и характеру проявления психологической реакции. Причем возникает не столько образ объективно данных социальной и природной среды, сколько сопровождающая их общая ценностная характеристика, позволяющая выработать определенную линию поведения, сформировать более или менее единое к ним отношение. Поэтому в общественной психологии фиксируется не характеристика закономерных связей окружающего мира, а отношение к нему, вписанность в него, сопереживание. Она не столько несет в себе знание об объективных свойствах ситуации, сколько показывает их значение для жизнедеятельности субъекта, ценностное отношение1.
В структуру общественной психологии входят: социальные эмоции, чувства, настроения; социальные привычки, обычаи, традиции; психический склад социальной группы, этноса, общества в целом — это типичный способ их реагирования и адаптации к определенным жизненным ситуациям. Также к общественной психологии относятся общественное мнение и слухи. Общественное мнение — это явное или скрытое отношение людей к событиям общественной жизни, выражающее их мысли и чувства, осуждение или одобрение каких-либо явлений, входящих в компетенцию общественности. Слухи — альтернативная форма распространения сообщений, они имеют место, если потребности людей в информации не удовлетворены2.
Особо обратим внимание на понятие «менталитет». В самом общем смысле это социально-психологические установки деятельности и поведения людей, которые ими самими не осознаются. Так изучался менталитет (ментальности) в школе французских историков «Анналы».
Более развернуто менталитет можно определить как возникшую на основе генотипа под влиянием природной и социальной среды и в результате собственного духовного творчества субъекта систему качественных и количественных социально-психологических особенностей человека или социальной общности. Эта система детерминирует специфический характер восприятия мира, поведения, деятельности, самоидентификации субъекта, обеспечивает единство и преемственность существования социальной общности, стимулирует социальный прогресс посредством продуцирования культурных инноваций1.
Понятие менталитета служит интегральной характеристикой уникальности духовного мира социального субъекта; способствует пониманию специфического типа его восприятия мира; объясняет особый способ его поведения и деятельности.
Общественная психология играет большую социальную роль:
(1) она выступает формой духовного объединения людей на основе совокупности переживаний конкретных условий их жизнедеятельности и внутреннего опыта своих ценностных ориентаций; формируется коллективное чувство «мы» через механизмы идентификации, внушения, подражания, заражения; социум консолидируется;
(2) через общественную психологию осуществляются накопление и передача социального и культурного опыта, адекватного сложившейся ситуации;
(3) осуществляется социализация людей, так как на уровне общественной психологии производится социальный контроль, проявляются ценностные ориентации, жизненные установки. Общественная психология обладает высокой степенью влияния благодаря эмоциональности, действенности привычек, предрассудков, общественного мнения;
(4) через общественную психологию реализуются потребности в духовном общении, самоутверждении, привязанности;
(5) общественная психология воздействует на идеологию, составляет фон, «жизненный мир» (Э. Гуссерль), мир повседневности как верховной реальности (А. Щютц), откуда черпаются темы, идеи, развиваемые и обсуждаемые далее наукой, искусством, идеологией;
(6) общественная психология воздействует на все стороны общественной жизни — экономику, политику, право, социальные отношения; она всегда связана с конкретно-исторической эпохой1.
К теоретическому уровню духовной жизни относятся наука и идеология.
1 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1990. С. 132; Грехнев В. Указ. соч. С. 36—39.
1 Грехнев В. Указ. соч. С. 32—33.
2 Спиркин А. Философия М., 2010. С. 742, 743.
1 Губанов Н. Менталитет и его функционирование в обществе // Философия и общество. 2006. № 4. С. 129—130.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты