Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

16.5. Формы духовной жизни

16.5. Формы духовной жизни
 
Мораль

Мораль (от латинского слова «moralis» — нравственный, от «mos», «mores» — обычаи, нравы, поведение) — важнейшая форма духовной жизни, вид общественных отношений, один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни — в труде, быту, политике, в науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и даже международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социальновсеобщее значение и распространяются на всех людей. Принципы морали фиксируют в себе то общее и основное, что составляет культуру межличностных взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, строй жизни и формы общения в самой общей форме. В силу обобщенности моральных принципов нравственность отражает глубинные слои социально-исторических условий бытия человека и выражает его сущностные потребности.
Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции действий человека, таких как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.
Если сравнить мораль и право, то можно выяснить между ними такие различия.
1. Мораль — такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же характерно для обществ, в которых есть государство, в них мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.
2. Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы — всей силой государственной власти, юридическая санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия. Если в праве предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отражением и воспроизведением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, убеждений и побуждений индивида. Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в морали не связан с его официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением. Авторитет здесь является духовным, то есть обусловленным моральными качествами индивида, силой примера, способностью выразить смысл нравственного требования в конкретной ситуации. В отличие от права в морали нет разделения субъекта и объекта регулирования.
3. Принципиально отличаются друг от друга и категории моральных и правовых систем. Основными категориями права выступают законное и незаконное, правомерное и неправомерное. К основным категориям морали относятся добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, свобода, счастье, смысл жизни. Общими для права и морали категориями являются свобода, справедливость, равенство.
4. Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (любовь, дружба, товарищество и др.).
В отличие от простых обычаев нормы морали не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка (общественного мнения), но и получают идейное выражение в общих фиксированных, устойчивых представлениях (заповедях, принципах) о том, как надо и должно поступать. Мораль воспроизводит целостную систему взглядов на социальную жизнь, в которых содержится понимание сущности и цели общества и человека. Мораль оценивает существующие нравы и обычаи с точки зрения ее общих принципов, идеалов, она может занимать критическую позицию к наличному образу жизни и поведения людей.
В морали очень велика роль сознания. Сама нравственная санкция выступает не в форме действенно-материальных мер общественного воздаяния, а в форме оценки, одобрения или осуждения, которую сам человек должен осознать и принять внутренне. Это осознание и направляет действие и поведение индивида. Личные мотивы, убеждения и самооценки обеспечивают самоконтроль действий индивида, дают их обоснование. Причем имеет значение не только эмоционально-волевая реакция на действия и поступки индивида, но и оценивание их в соответствии с общими принципами добра и зла, справедливости и несправедливости. В морали оцениваются не только действия людей, но и их мотивы, намерения, побуждения. Поэтому очень важно развитие самосознания личности и ее внутренней культуры, самовоспитание, поскольку моральная регуляция должна быть, прежде всего, внутренней, а не только внешней.
Нравственное сознание включает в свою структуру нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-либо частных и утилитарных результатов, а следование общим нормам и принципам поведения. Формой выражения нравственной нормы становится императивное требование, долженствование, которому необходимо следовать, но исполнение которого тем не менее определяется конкретной ситуацией и особенностями личности. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой.
Мораль выделяется из первоначально нерасчлененной нормативной регуляции в особую сферу отношений в родовом обществе. Она проходит длительную историю формирования и развития в доклассовом и классовом обществе, у разных народов. Ее нормы, идеалы и принципы имеют и общечеловеческое, и социальноклассовое или национальное содержание и характер.
В любой социальной группе, у любого народа есть понятия «добро», «зло», «справедливость», «любовь», но конкретное содержание и понимание данных понятий в разных группах разное, что обусловлено объективными обстоятельствами жизни данных групп. В социальной философии, этике и социологии активно обсуждается изменение содержания категорий «свобода», «справедливость», «личность», «демократия» под влиянием трансформации современных обществ.
Нужно иметь в виду и то, что в политико-идеологических целях нормы морали, являющиеся вполне конкретно-историческими, представляются в качестве общечеловеческих, вечных.
Общечеловеческое ядро морали обладает кумулятивными свойствами, на протяжении истории вбирает в себя общезначимые нравственные идеалы и принципы. Их общезначимость обусловлена единством человеческой природы и истории общества. Каждое новое поколение как бы заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяет, развивает их.
Под общечеловеческими моральными началами имеются в виду элементарные нормы нравственности и справедливости, которые являются отражением, воспроизведением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка во взаимоотношениях между людьми. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от разного рода происшествий и катаклизмов, угрожающих здоровью, безопасности, благополучию людей. Простые нормы нравственности осуждают как несомненное зло убийство, воровство, насилие, обман. К элементарным нормам нравственности относятся забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость, помощь в трудных жизненных ситуациях и др. Из поколения в поколение простые нормы морали входили в народную психологию, в язык.
Мораль оказывает непосредственное влияние на общество, в том числе на экономическую сферу. Такие социологические направления, как социология человеческих отношений, социометрия занимались исследованием взаимосвязи экономической деятельности и «морального микроклимата»; существуют понятия «этика бизнеса», «деловая этика». Нравственное состояние общества является индикатором состояния общества в целом, является следствием происходящих в обществе процессов, то есть позволяет судить об их содержании и эффективности; является основой того, что ожидает общество в будущем.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты