17.2. Предмет и объект социологии религии

17.2. Предмет и объект социологии религии

Термин «социология религии» ввел в научный оборот немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1858—1918). Как специальная отрасль знаний социология религии — элемент концепции социальной и культурной жизни многих социологов классической эпохи. А такие выдающиеся ученые, как О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, Б. Малиновский и др., были одновременно и основателями социологии, и основоположниками социологии религии.
Как самостоятельная научная дисциплина социология религии разрабатывается на пересечении двух исследовательских потоков в процессе их становления и конституирования: социологии и религиоведения.
Социология исследует религию как социальный феномен, то есть основополагающий социальный институт, внешним образом воздействующий на людей. Социолога волнует социальное «измерение» религии и в первую очередь ее влияние на социальное поведение, включая его идеальные образцы, правила и мотивацию. При этом ее интересуют религиозные верования не сами по себе, а то, что происходит в обществе под влиянием религии.
Помимо этого, в социологии религии изучаются взаимоотношения религии как социального института с другими важнейшими социальными институтами, такими как институт семьи и брака, политическими, культурно-образовательными, экономическими и др.
Так, социолог при анализе фактов религиозного феномена занимает нейтральную позицию в споре между воинствующей верой и воинствующим неверием. Здесь уместно сделать ремарку о том, что научное знание о религии само по себе не является ни религиозным, ни антирелигиозным. Профессиональная этика обязывает исследователей социологии религии не преступать границы, отделяющие ученого от религиозного проповедника или атеистического критика религии. На это указывал еще М. Вебер, настаивая на соблюдении «интеллектуальной честности» настоящего ученого1, когда под запретом находится такой прием, как введение в социологический анализ понятий религиозного дискурса (способа аргументации).
Религиоведение, в свою очередь, является областью гуманитарного знания, как и социология. Статус научной дисциплины она получила во второй половине XIX в. Религиоведение изучает результаты эмпирических исследований религии и явлений религиозной жизни, полученные в результате наблюдения, описания, сравнения, классификации, понимания и интерпретации религиозных фактов прошлого и настоящего во всех формах их проявления.
Предметом научных исследований религиоведения является человеческий аспект, то есть эта наука изучает верования, культовые формы и социальную структуру религии как выражение человеческих представлений и соответствующих им форм человеческого поведения.
Религиоведение относится к религии как к сфере культуры, которая может быть объяснена и интерпретирована путем разумного познания и отыскания взаимосвязи между религией и различными областями культуры. В круг ее интересов входят разнообразные аспекты религиозной жизни человека, включая веру, культ, ритуалы, религиозные организации и символы, переживания, мотивы, ценностные установки. Сакральный мир указывает на наличие другой реальности, которая не принадлежит ни человеку, ни профанному (обыденному) земному миру. Социологический анализ вводит критерии различения феноменов религиозных и феноменов нерелигиозного характера, таких как патриотизм, дружба, приверженность к политическим идеологиям и.т.п., которые имеют иную ценностную природу.
Ввиду сложного характера религиозных явлений религиоведение слагается из ряда отдельных дисциплин, изучающих религиозную жизнь с различных точек зрения. К их числу относят: философию и историю религии, феноменологию религии, психологию и этно- антропологию религии, географию религии.
Таким образом, можно сказать, что социология религии лежит на стыке двух областей знания: она часть социологии и в то же время — одна из религиоведческих наук. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука (социология) и теология как феноменология религии в самом широком смысле слова.
Итак, предмет социологии религии — исследование социальной сущности религии, ее функций, места и роли в жизни общества, а также религиозное поведение человека и его взаимодействие с другими сферами социальной жизни1. Эта наука стремится определить общественные формы религии, отражает различные стороны проявления религиозности, ее динамики в повседневной жизни. Под религиозностью понимается, как правило, определенное состояние индивидов их групп, общностей, верующих в «священное», поклоняющихся ему.
Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням — конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, — то социологию религии принято относить к числу социологических теорий среднего уровня. Хотя и наличествует точка зрения о том, что социология религии представляет собой исключительно эмпирическое знание, то есть тождественна конкретно- социологическим исследованиям. Мы не стали бы это утверждать с такой категоричностью.
Социолог изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследование социального поведения индивидов и групп. Рассматривает, как образуются и функционируют религиозные объединения и институты, каковы отношения между ними, что лежит в основе ритуальных действий, каково влияние религиозного мировоззрения на духовную подсистему общества.
Отметим, что историки, психологи, философы, культурологи — все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой, так ли иначе в своих исследованиях затрагивают религию хотя бы в силу того, что она представляет собой сложное, многослойное образование, которое интегрировано в различные сферы жизнедеятельности человека. Религиозные представления находят выражение в социально-политических ориентациях; история показывает, что в религиозных организациях обнаруживались разные позиции — прогрессивная, консервативная, регрессивная.
Итак, в самом общем виде можно сказать, что объектом социологии религии является изучение религии как социального явления, ее возникновение, развитие и место в духовной жизни общества.

1 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1999; Он же. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 43—73.
1 Здесь мы воспользовались определением предмета, данным В.И. Гараджой, специалистом в области социологии религии.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты