Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Социология arrow Социология учебник В.К. Батурина arrow 2.3. Социология: понятийный аппарат, законы и основные функции

2.3. Социология: понятийный аппарат, законы и основные функции

2.3. Социология: понятийный аппарат, законы и основные функции

Социология, как и любая другая наука, в процессе своего развития фиксирует наиболее важные и существенные результаты своего исследования общественных явлений в различных понятиях и категориях — принципиально взаимосвязанных и образующих некую единую и целостную систему. Это и есть понятийный аппарат социологии. Знать социологию — это, прежде всего, знать ее понятийный аппарат — содержание основных понятий социологии, их взаимосвязь, системность, взаимозависимость, точность, обоснованность, логическую непротиворечивость в рамках их использования в разных социологических теориях и моделях и т.д. Следует отметить многовариантность понятийных аппаратов современной социологической науки, где каждая особенная теория или парадигма порождает и свой особенный понятийный аппарат социологии, выдвигая в качестве основных понятий тот их набор, который отвечает социологическим и методологическим воззрениям этих конкретных ученых.
В этих условиях многими исследователями отмечается, что понятийный аппарат социологической науки «плывет», размывается, социологам все труднее становится понимать друг друга, что вряд ли способствует развитию наших научных знаний об обществе — знаний обоснованных, доказательных, системных.
Понятийный аппарат социологии
Чтобы не допустить негативного развития этих явлений внутри социологии, особенно в учебных и образовательных целях, необходимо очень тщательно работать с понятийным аппаратом этой науки, утверждая в его содержании принципы научности, холизма, развития.
Итак, что же представляет собой понятийный аппарат современной социологии? Очевидно, что здесь, в этом параграфе, мы не сможем остановиться на характеристике всех базовых понятий социологии — их слишком много, да и не в этом цель данного анализа. Поэтому ограничимся рассмотрением нескольких важнейших понятий в качестве образца содержания исследовательской деятельности социолога с понятийным аппаратом этой науки.
Понятие «общество» Главное и определяющее понятие социологии — «общество», которое в современной научной литературе используется по меньшей мере в пяти хотя и связанных между собой, но все же разных смыслах.
Первая трактовка этого понятия состоит в том, что общество представляет собой некую совокупность людей в качестве целостного образования (организма, по Спенсеру). Далее этот подход расщепляется на две основные разновидности понимания общества как социальной реальности — на социальный реализм и социальный номинализм. Для обозначения общества в этом первом, исходном его значении отдельного конкретного общества часто стал использоваться термин «социор» — сокращение от слов «социально-исторический организм». Итак, первое значение понятия «общество» — это социор — либо в рамках парадигмы социального реализма, либо в рамках парадигмы социального номинализма.
Второе значение слова «общество» — система социальноисторических организмов. Говоря об обществе, нередко имеют в виду не один социально-исторический организм, а целую их группу, целую пространственно ограниченную систему социоисторических организмов — социорную систему. Говорят ведь не только об английском, французском, польском обществах, но и об обществе Западной Европы, обществе Ближнего Востока и т.п. И такие региональные системы социоисторических организмов тоже являются объектами исследования ученых, в том числе социологов1. Следует особо отметить, что соотношение общества во втором смысле — системы социоисторических организмов и общества в первом смысле — социоисторического организма есть соотношение целого и части.
Третье значение слова «общество» — человеческое общество в целом, все существовавшие и существующие социально-исторические организмы, вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание «человеческое общество в целом», а иногда и слово «человечество». По отношению к человеческому обществу в целом отдельные социоисторические организмы и их системы также выступают как его отдельные части.
Четвертое значение слова «общество» — общество вообще, безотносительно к каким-либо конкретным формам его существования. Отношение социоисторического организма и общества вообще есть, очевидно, отношение отдельного и общего. И как всякое общее, общество вообще реально существует, но не само по себе, а только в отдельном и через отдельное. Этим отдельным, в котором существует общество вообще, являются как раз именно социоры.
Наконец, пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа. Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических организмов, без их подразделения на классы, типы. Когда под обществом понимается общество вообще определенного типа, то к слову «общество» добавляют прилагательное, обозначающее его тип, — «первобытное общество», «феодальное общество», «капиталистическое общество», «традиционное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество» и т.п. Каждое из таких словосочетаний обозначает тип общества, выделенный по тому или иному признаку или по совокупности тех или иных признаков.
Если социально-исторический организм есть отдельное, то общество вообще определенного типа, безусловно, есть общее, но такое, которое представляет собой разновидность более широкого общего, а именно общества вообще. Иначе говоря, общество вообще определенного типа есть не что иное, как вид, тип общества, есть особенное общество. Конкретный социоисторический организм, общество вообще определенного типа и общество вообще соотносятся как отдельное, особенное и всеобщее.
На примере анализа центрального понятия социологии — понятия «общество» — хорошо видно, насколько сложной и скрупулезной является работа с понятийным аппаратом и насколько она всегда исследовательски значима.
Понятие «ценность» При осуществлении теоретико-методологического обзора основных идей социологической науки мы особо подчеркивали принципиально аксиологический характер социологии как науки, и поэтому совершенно не удивительно, а вполне закономерно, что среди важнейших понятий современной социологии важное место отводится понятию «ценность». Остановимся на анализе его содержания в качестве второго важного элемента понятийного аппарата социологии, используя в этих целях работу известного современного финского социолога Эркки Аспа1, на наш взгляд, весьма удачную с точки зрения представленности в ней понятийного аппарата современной социологии вообще и понятия «ценность», в частности.
Итак, ценность — приобретенное, усвоенное из опыта, обобщенное и стабильное понятие о том, что является желательным; это тенденция выбора и критерий постановки целей и результатов действия. Ценность — это некие «этические приказы», управляющие действиями людей; это экспликация того, какой смысл и какое значение люди придают своим действиям. В различных определениях понятия «ценность» среди прочих есть следующие:
(1) ценность как знание, на основе которого индивид оценивает какое-либо событие или объект действительности, при том что до этого у него не было собственного опыта, касающегося этих события или объекта;
(2) ценность как некое «положение вещей», к которому стремятся. В таком случае ценность включает в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания и вообще тенденцию выбора;
(3) ценность как действие отражает ситуацию, в которой действие для достижения определенной цели само по себе является важным, ценностным. Ценность при этом служит еще и оценочным критерием цели и результата;
(4) ценностное переживание касается сферы эмоций и выражает эмоциональные состояния, связанные с усвоением различных ценностей.
Следовательно, ценности — это понятия, которыми пытаются назвать и объединить целую совокупность явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Ценности «настраивают» людей и направляют их поведение.
Таким образом, ценности — определяющий фактор в ориентации поведения и формировании позиции индивидов. Ценности являются важной частью культуры, достигнутой обществом.
Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого общества в целом согласны. В аграрном обществе во многом преобладало культурное и социальное единство: людей объединяли общие ценности и нормы. Вместе со структурным, социальным и культурным разобщением общества появились параллельные и самостоятельные системы ценностей. Противоречия интересов и ценностей обострились настолько, что вылились в программы политических партий. Для индивида многое изменилось: вместо прежней единичной ориентации, жестко диктуемой обществом, приходит возможность аксиологического выбора, и далеко не всегда этот выбор правилен и обоснован.
Понятие «социальная роль» Еще одно важное понятие социологического понятийного аппарата — «социальная роль» — совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции1. Роль ставит своему исполнителю вполне определенные поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, то есть отвечает требуемым нормам. У разных ролей все-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть большим или меньшим, строгость соблюдения ролевых правил слабее или сильнее — так называемая дихотомия роли. Например, актеру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику. Каждый индивид осуществляет много разных ролей, даже в течение одного дня: каждый человек — покупатель, пешеход, водитель, отец, директор и т.д. С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет также ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров — это еще и способ социального контроля за деятельностью и поведением членов общества.
Понятие «социальная позиция» Еще одно важное понятие современной социологии — «социальная позиция», которую часто отождествляют с понятием «статус». Для точности их следует все-таки разделять, поскольку статус определяется общественным мнением об индивиде и оценкой его со стороны, то есть статус — более субъективная категория, чем позиция.
Социальный статус, по Э. Гидденсу, определяет место индивида на ступенях социальной системы в ранговом порядке. М. Вебер отличает классовые слои, страты, от статуса: классовый слой определяется на экономической основе, а статус — через позитивное или негативное социальное оценивание. У членов статусной группы и одинаковая позиция по социальной оценке. Статусные группы — это социумы, члены которых ведут похожий образ жизни и придерживаются похожих норм. Они создают и охраняют традиционные нравы. Данные социумы могут быть весьма ограниченными и, как крайний случай, даже закрытыми (Н. Смелзер).
Б. Тэрнер различает два типа статуса: (1) исходно присущий и (2) достигнутый. Исходно присущий основывается на таких факторах, на которые индивид влиять не может: раса, пол, возраст. Достигнутый приобретается индивидом через определенные факторы, например (и в большей степени) через образование. В современном обществе все большее значение приобретают именно достигнутые статусы. С понятиями социальной позиции и статуса тесно связаны и понятия социальной стратификации, мобильности и власти.
Можно еще долго рассматривать различные элементы понятийного аппарата современной социологии, что мы и будем делать в дальнейших главах. Рассмотрим и проанализируем такие понятия, как «социальный институт», «социальное взаимодействие», «норма», «функция», «дисфункция», «семья», «государство», «культура», «религия», «образование», «социальные изменения» и др. Но в данном случае для нас важнее подчеркнуть другое — необходимость осознанного понимания важности и ответственности при использовании понятийного аппарата социологии как науки, принципиально внимательного отношения к ее научному языку.
Споры о современной социологии, ее сущности, ее значении для общества и его дальнейшего развития часто разворачиваются вокруг именно разной оценки понятийного аппарата социологической науки. Особенно показательно в этом отношении то, что несут в себе многие сегодняшние постмодернистские подходы к социологическому знанию.
Для социологического постмодернизма естественным оказывается отказ от принципа универсальности исторического развития. Социальный мир в постмодернизме теряет черты тотальности, вы- строенности, определенности, предсказуемости. Для постмодернистского мировоззрения социальный мир теперь не более как некая неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоординированных друг с другом. Все это сопровождается радикальным отказом постмодернизма от каких-либо возможностей конституи- рования неких концептуально-методологических конструктов (матриц), которые могли бы претендовать на роль социологических программ, парадигм или что-либо в этом роде.
Постмодернизм доводит свой абсолютно разрушающий по отношению к прежним общественным практикам и дискурсам подход до вполне предсказуемого логического конца — до полного отказа от любых научных традиций и их интеллектуальных достижений.
В итоге отличительной чертой постмодернизма можно зафиксировать принципиальный отказ от самой возможности описания социального мира как некоего целого предмета исследования с помощью каких-либо общих теорий и научных идей, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности.
Вместо этого постмодернизм предлагает сознательную ориентацию на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление любых, в том числе фундаментальных, научных традиций, преодоление границы между наукой, искусством и повседневной жизнью. Постмодернистское мировоззрение — размыто и неопределенно, в нем полностью отсутствуют идеалы и ценности, нет перспектив и будущего, господствует цинизм в отношении традиционного и исторического, этическое начало вытесняется эстетическим, которое, в свою очередь, подчинено чувственным и физическим наслаждениям, театрализует большинство областей жизни.
Законы социологии
Социологии, как и любой науке, присущи свои законы — выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. В социологии существуют общие и специфические законы. Общие законы социологии — предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляют ее методологическую основу.
В социологии чаще всего выделяют пять категорий социальных законов:
(1) законы, констатирующие сосуществование определенных социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятого в сельском хозяйстве населения;
(2) законы, устанавливающие тенденции развития, — обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил, например, требует изменения отношений производства;
(3) законы, устанавливающие связь между социальными явлениями (функциональные законы), — выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования;
(4) законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции людей в целостное общество, например, выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;
(5) законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Например, количество разводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
Функции социологии
В настоящее время сложилось устойчивое представление о следующих основных функциях социологической науки.
1. Теоретико-познавательная, критическая — основная из всех функций социологии, как и в любой другой науке. Социология дифференцированно подходит к социальной действительности — с одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить, а с другой стороны, выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. В силу реализации этой функции происходят постепенное накопление социологических знаний, их систематизация, проверка истинности в реальной практике общества и т.д. Элемент этой функции — описательная функция социологии — систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. Эти материалы позволяют социологии не только познавать социальную реальность, но и вносить в нее идущие от самого человека существенные коррективы и изменения. Люди сами во многом являются конструкторами, творцами социума, при этом особенно важно помнить меру ответственности человека перед другими людьми и последующими поколениями. Также очевидно, что преобразование общества — не самоцель, они нужны лишь тогда, когда соответствуют потребностям и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в успешные решения, рекомендации, прогнозы, вовсе не ведет автоматически в лучшее будущее. Примеров тому в нашей стране достаточно много, например период перестройки.
Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
2. Прогностическая функция социологии — это обоснованное производство различных социальных прогнозов в опоре на социологическое знание. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Следует особо отметить, что такой прогноз носит принципиально приблизительный, вероятностный характер.
3. Преобразовательная функция — ее суть состоит в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служат основанием для выработки и принятия определенных решений. Самая большая беда в реализации этой функции в нашей стране, на наш взгляд, состоит в следующем. Имеется достаточно большой разрыв между тем, что диктуется, с одной стороны, научно обоснованными рекомендациями социологов и других экспертов относительно необходимых действий и социальных преобразований и, с другой стороны, реальной практикой политического и хозяйственного управления страной и ее отдельными территориальными и отраслевыми элементами и подструктурами со стороны власть имущих. Как уже не раз отмечалось, до сих пор господствующим подходом в управлении являются решения, продиктованные только экономоцентристским подходом, опирающимся прежде всего на положения либерального рыночного фундаментализма. Уже всем ясно, что рыночные трактовки социальных процессов и явлений давно отжили свой век, а они по-прежнему считаются единственной панацеей от всех наших проблем развития российского общества. Именно этим и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике своей настойчивой реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Примеров подобного рода тяжелых последствий на постсоветском пространстве — огромное количество. Рано или поздно обязательно придет практика принятия управленческих решений на основе всестороннего их социологического обоснования.
4. Информационная функция социологии представляет собой сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате научных исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. Она должна быть достоянием всего населения страны, поскольку выполняет координирующую, направляющую и в какой-то мере даже нормирующую функцию в обществе.
5. Мировоззренческая функция социологии — способствует формированию у людей целостного мировоззрения в отношении социальной реальности как весомой части всего окружающего человека мира. Без адекватного мировоззрения человек выпадает из своей эпохи, становится марионеткой в руках различного рода манипуляторов. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных социологических знаний, выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций именно ценностная и мировоззренческая составляющие выполняли роль одного из главных факторов социального развития. Социологические взгляды Джона Локка, например, сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либеральнодемократического режима в Англии, труды Вольтера, Дидро, Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и Третьего рейха в Германии.
Таковы основные функции социологии как науки, и теперь логика изложения основ социологии требует от нас всестороннего анализа еще некоторых важных элементов содержания этой науки — методологии, методики и техники социологических исследований. Именно этот материал представлен в следующей главе.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты