Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

3.2. Программа социологического исследования

3.2. Программа социологического исследования

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друг друга этапа: (1) подготовку исследования; (2) сбор первичной социологической информации; (3) подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; (4) анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций. Кратко рассмотрим их принципиальное содержание.
Социологические исследования обычно преследуют вполне определенную цель, а их результаты служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний, а также неким информационным сырьем для выработки рекомендаций, для подготовки и принятия управленческих решений. Поэтому четкая постановка цели социологического исследования — одно из важнейших методологических требований к осуществлению всего исследования.
Формулирование цели, в свою очередь, — это начало составления целостной программы социологического исследования, под которой в современной социологии понимается особый документ, в котором представлены формулировка и обоснование проблемы исследования, содержится изложение его цели, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Работа над программой, как правило, предваряет другие этапы социологического исследования.
Программа социологического исследования содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Она обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:
(1)    методологическая часть — формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;
(2)    методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.
Рассмотрим главное содержание деятельности социолога на этих принципиально важных этапах1.
Методологическая часть
Поставленную самой жизнью ситуацию, в которой ощущается состояние «незнания» определенных сторон социальных объектов, явлений, процессов, принято называть социальной проблемой. Четко зафиксировать социальную проблему, определить границы между уже известным знанием и тем, которое следует определить в ходе осуществления социологического исследования, — достаточно сложная и комплексная исследовательская задача. При ее решении есть две крайности, которые следует преодолеть: опасность постановки мнимой проблемы, то есть проблемы, либо не отражающей реальной социальной ситуации, либо давно уже решенной; выдвижение проблемы слишком широкого плана, для решения которой в данном исследовании нет необходимых возможностей.
Научно обоснованное исследование, как уже было указано, начинается с правильно поставленной цели, с определения конкретного объекта — носителя исследуемой социальной проблемы (общности людей, определенных видов их деятельности и т.д.) и всестороннего, достоверного изучения его структуры, характеристик, связей на основе имеющихся в социологии принципов и методов познания. В конечном виде все это нужно для получения полезных для деятельности человека результатов и внедрения их в общественную практику.
Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета социологического исследования — тех сторон и свойств объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат всестороннему изучению в первую очередь. Отметим, что именно предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи исследуемой проблемы и объекта социологического исследования, именно в нем устанавливаются те самые познавательные границы, в пределах которых и изучается конкретный объект в данном социологическом исследовании.
Но как увидеть те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат всестороннему изучению в первую очередь? Возможность только одна — через выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации того социологического понятия, которое наиболее точно и полно выражает его сущность. Этот этап социологического исследования называется этапом интерпретации основного понятия исследования, и завершается он фиксацией того, по каким основным направлениям анализа предмета исследования должен осуществляться сбор первичной информации. Для реализации этой исследовательской задачи в социологии давно применяется другой этап — этап операционализации тех понятий, а фактически важнейших сторон исследуемого предмета, на которые и раскладывается основное понятие. Этот этап — чрезвычайно важен для всего исследования — ведь именно на этом этапе исследователю нужно ответить на целый спектр важнейших вопросов: о чем следует собирать информацию? как и в какой форме надо подойти к ее сбору?
В современной социологии часто используют еще один инструмент исследования — индикаторы. Ими в социологическом исследовании называют разнообразные предметы, события, признаки явлений и процессов, поведенческие акты, поступки, оценки и суждения людей, то есть все те факты, которые могут быть использованы для осуществления разнообразных социологических измерений. Эти индикаторы к тому же позволяют правильно сформулировать вопросы при составлении анкет, опросов и других видов форм социологических исследований, а также определить структуру ответов на них. Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в инструментарии выступают в качестве вариантов ответов на поставленные вопросы. Если их определенным образом расположить, то они послужат социологу некоей шкалой для замеров степени представленности этого индикатора в изучаемом предмете исследования. В качестве примера можно выбрать такой индикатор, как образование. С его помощью можно построить шкалу образования, в которой уровень образования будет меняться от начального образования (первой позиции шкалы образования) до высшего или определенного послевузовского уровня (последней позиции данной шкалы). Ясно, что с помощью подобных шкал индикаторов можно не только качественно описывать социальную реальность, но и количественно замерять интенсивность тех или иных признаков, а значит, делать выводы на объективной основе о том или ином их присутствии в исследуемом предмете.
Осуществленный в процессе логического анализа основных понятий выбор индикаторов и построение на их основе специальных шкал позволяют начать разработку социологического научного инструментария для непосредственного измерения сторон и свойств изучаемого явления.
Следующий важный этап социологического исследования — формулировка гипотез исследования. Как правило, любое научное, в том числе и социологическое, исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Все это находит свое выражение в форме гипотезы (гипотез), которую социолог предварительно и целенаправленно формулирует. В ней (в них) исследователь старается как бы предугадать основной результат своего исследования, и тогда само исследование в целом будет фактически некоей поисковой деятельностью, направленной на либо подтверждение, либо опровержение изначально сформулированных гипотез. Фактически эти гипотезы еще и ориентир для сбора соответствующей исследовательской информации и методов ее получения. Очевидно, что формулирование гипотез исследования — занятие непростое, от них во многом зависит успех всего научного поиска, его качество и оперативность. Все гипотезы, используемые в исследовании, как правило, подразделяются на основные и дополнительные с соответствующими требованиями по важности к ним.
От основных и дополнительных гипотез идет разделение задач социологического исследования — также на задачи основные, ориентированные на достижение исследовательского результата относительно подтверждения справедливости основной гипотезы исследования, и на задачи дополнительные — со своим набором требований и целей.
Все этапы социологического исследования, которые до этого момента были нами рассмотрены, относятся к подготовке самого ученого и его научного инструментария. Но ведь в социологическом исследовании огромное значение имеет и другой участник научного поиска — та обследуемая совокупность респондентов, которые должны особым образом быть подготовлены к исследованию, если мы хотим, чтобы результаты нашего исследования были общезначимыми и достоверными. Поэтому проведение любого социологического исследования требует особой и тщательной работы уче- ного-социолога со своей выборкой — обследуемой совокупностью опрашиваемых респондентов. Это уже вторая часть программы социологического исследования — методическая.
Методическая часть
Основные ПОНЯТИЯ Методика социологического исследования — это система операций, процедур, технических средств, обеспечивающих получение валидной, релевантной и репрезентативной социологической информации. Валидность — соответствие измеренного показателя тому, что измерялось, релевантность — отражение различия, репрезентативность — соответствие свойствам такой представительной выборки, которая необходима и достаточна. Каждая методика представляет собой совокупность методических решений, которые являются результатом предварительного, специально проведенного теоретического и эмпирического обоснования их адекватности для конкретной исследовательской задачи, решаемой на конкретном предмете и объекте.
Общесоциологические парадигмы и нормы научности реализуются в методике социологических исследований в виде совокупности нормативных предписаний и критериев оценки качества конкретных видов исследовательских процедур и операций, необходимых для достижения поставленных познавательных целей. К примеру, в социологии используются такие понятия, как «методика телефонного опроса» (почтового, группового, аудиторного, прессового и т.д.), «методика изучения текучести кадров на предприятиях отрасли X», «методика обработки и анализа данных о бюджете времени населения», «методика исследования эффективности среднего специального образования в России» и т.д.
Воспроизводимость одних и тех же исследовательских результатов при многократных замерах называется устойчивостью. Дело в том, что меняться может не только характеристика объекта, но и сам измерительный инструмент. Он может быть точным и правильным, но неустойчивым. В отличие от правильности устойчивость нарушается по причине случайных ошибок. Устойчивость обратно пропорциональна точности. Чем чувствительнее инструмент, тем больше вариация получаемых данных. В технике устойчивость измерительного прибора в большинстве случаев можно уверенно контролировать. В социологии же, особенно при измерении установок, вторичный замер соотносится уже не со «старым» признаком, а с тем, к которому уже было применено воздействие инструмента.
Валидность инструмента социологического исследования есть отношение между измерительным инструментом и результатами измерения. Понятие «валидность» соотносится с устойчивостью данных измерения: замеренные несколько раз значения признака с высокой вероятностью должны быть одними и теми же. Предполагается, что если инструмент валидный, то существуют определенные эмпирические отношения между результатами его применения и другими свойствами или переменными. Эти отношения лежат в основе предикативной валидности — корреляции между результатами измерения и внешними критериями. Например, можно вали- дизировать тест интеллектуального развития студентов с помощью системы баллов за решение задач, а затем измерить корреляцию этого признака с оценками студентов за год. Такого рода корреляции часто интерпретируются как мера валидности. Надо только быть уверенным, что измерение валидно и релевантно по отношению к концепту.
Объектами социологического исследования являются люди, в подавляющем большинстве случаев речь идет о мнениях, установках, оценках и других личностных характеристиках, то есть о принципиально «человеческих измерениях». Но общности не могут быть сведены к сумме составляющих их индивидов. Общности всегда присуща определенная целостность, имеющая такие характеристики, как сплоченность, численность, плотность расселения, возраст, — это и есть та самая эмерджентность, о которой уже шла речь раньше в этом учебнике. Эти характеристики выходят за рамки арифметической совокупности элементов, составляющих данную общность. Особый класс групповых признаков образуют личностные свойства, превращенные в свойства идеально типического плана.
Точность измерения и переменная — еще два важных понятия, относящихся к методике социологического исследования. Количество градаций переменной, которое может быть изменено в зависимости от задач исследования, — это точность измерения. Возраст принято исчислять годами, но для младших дошкольников разница в несколько месяцев не менее важна, чем разница в несколько лет для взрослых. Расстояние от дома до работы может быть подсчитано с точностью до ста метров, однако такая точность вряд ли необходима. Чем больше градаций, тем более точные данные получает исследователь. При этом вероятность отклонения результатов от истинных значений признака возрастает — надежность снижается.
Если укрупнить шкалу, надежность, очевидно, только повысится. Например, разделив возрастную шкалу на три класса — до 30 лет, 31—60, старше 60 лет, мы будем ожидать отклонений лишь в пограничных зонах: 29 — 31, 59 — 61. Зато в один интервал попадут восемнадцатилетние и двадцатидевятилетние, которые значительно отличаются по возрасту.
Переменная — это своего рода некая линейка — совокупность норм и операций, которые необходимы и достаточны для квалификации события, свойства, отношения, словом, всего того, что принято понимать под социальными фактами. Переменная в социологии может состоять из дихотомии каких-либо элементов, например «да» — «нет», «плюс» — «минус», «утверждение» — «отрицание» и т.д. Но чаще всего в этой науке используются так называемые трихотомии, поскольку в состав любой переменной загружена еще одна — третья градация типа «затрудняюсь ответить», «нет ответа» (или «нет данных»).
Итак, переменная в социологии — это понятие, принимающее два и более значения. Например, социальный статус можно дифференцировать в соответствии с двумя градациями (высокий и низкий) , можно увеличить количество градаций. Аналогичным образом структурируются доход, образование, удовлетворенность и т.п.
Переменная содержит три атрибутивно содержательных компонента:
(1)    концепцию измеряемого признака, например «стабильность семьи», «образование» «электоральные предпочтения» и т.п.;
(2)    шкалу — совокупность значений, задающих критерии классификации объектов;
(3)    операциональное определение — совокупность инструкций, регламентирующих процесс идентификации объекта по установленной шкале значений.
Наиболее часто применяемые социологические переменные: социальный статус, доход, пол, возраст, семейное положение, национальность. Построив пространство признаков, социолог выдвигает предположения о возможных вариациях, предполагая связь между классовым положением и политической активностью.
В социологии применяются и относительные переменные, которые формируются не как описания самих предметов исследований, а как описание отношений между двумя или большим количеством элементов совокупности: членов студенческой группы, населенных пунктов, государств и т.п.
Еще один тип переменных — сравнительные; они устанавливаются для каждой отдельной единицы посредством сравнения значения, которое она занимает на некотором континууме, со значениями других единиц или группы в целом. Отличие сравнительных переменных от относительных в том, что в первом случае в качестве объекта описания выступает некий предмет, а во втором — некое отношение. Типичный пример сравнительных переменных — рейтинг. Место, занимаемое политическим лидером в ряду других похожих на него лидеров, не имеет смысла вне содержания и величины ряда. Другой пример: рейтинг вуза имеет важное значение для понимания уровня образования, который дает этот вуз, и т.д.
Как отмечалось, переменные представляют собой различного вида «линейки», которые «прикладываются» к объектам. В этих линейках — различное число градаций, расстояния между градациями могут быть равными (и тогда мы имеем линейный тип шкалы), неравными (в случае нелинейной шкалы) и вообще неизвестными. Кроме того, сами «линейки» могут претерпевать изменения под влиянием внешних обстоятельств. Словом, средства измерения могут быть самыми различными, более или менее соответствующими целям социологического исследования. Все это создает в совокупности проблему качества социологического инструментария. Инструмент должен обязательно отвечать требованиям релевантности, валидности, надежности, точности и устойчивости.
Процедура в социологическом исследовании есть последовательность всех операций, система действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
Техника исследования отличается от процедуры как специальная операция установления фактов или манипулирования с ними, выделенная из основной процедуры. Следуя этому различию, теперь можно определить пять основных процедур, являющихся частью методологии любой науки: (1) статистическую, (2) экспериментальную, (3) типологическую, (4) историческую и (5) выборочную процедуры. С другой стороны, очевидно существует неисчислимый ряд технических приемов, полученных из этих процедур путем их всевозможного комбинирования.
Любое социологическое исследование, как правило, должно дать исследовательский результат, который можно считать достоверным для всей генеральной совокупности респондентов. Например, если идет исследование выборки российских студентов на наличие определенного признака (свойства), присущего этой выборке, в принципе надо было бы опрашивать в социологическом исследовании абсолютно всех студентов. Но это принципиально не реально, а самое главное — вовсе и не нужно. Решить эту проблему можно совершенно по-другому — по особым и строгим правилам отбирая для участия в исследовании такого определенного количества людей, которого было бы вполне достаточно для полного представления свойств и качеств действительно всей генеральной выборки. Так, для того чтобы выборка участвующих в социологическом исследовании по своим свойствам и качествам в полной мере несла информацию о всей генеральной совокупности (в нашем примере свойства и качества генеральной выборки студентов) респондентов, необходимо, чтобы в исследовании была тщательно проведена операция выборки, реализующая всю совокупность действий социолога по подготовке проекта выборки (определение принципов выделения из общего объекта (генеральной совокупности) той совокупности респондентов, с которой собственно и будет проведена исследовательская работа), а также обоснована техника проведения исследования, обозначены подходы к определению достоверности полученной информации, отражающей по социальнодемографическим признакам и другим характеристикам структуру изучаемого объекта. Процесс конструирования выборки основан:
(1)    на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов; (2) на правомерности выводов о целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре часть является некоей микромоделью этого целого. В проекте выборки должны быть отмечены как генеральная совокупность (объект исследования, который территориально, производственно и во времени локализован), так и выборочная совокупность (число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу).
Генеральная совокупность — это объект исследования, который «локализован» территориально, производственно, во времени и на который распространяются выводы данного исследования. В социологическом исследовании невозможно опросить всех людей, подпадающих под объект исследования, так как это могут быть тысячи, миллионы людей, поэтому оно носит не сплошной, а выборочный характер.
Выборочная совокупность — это определенное количество элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу. Структура выборочной совокупности должна максимально совпадать со структурой генеральной совокупности по основным изучаемым характеристикам и признакам. В данном случае выборка называется репрезентативной (представительной).
Выборка — это:
(1)    совокупность способов отбора элементов объекта социологического исследования, соответствующих единиц наблюдения и их изучения;
(2)    часть элементов объекта социологического исследования, отражающая особенности всех его составляющих, то есть генеральной совокупности.
Одно из главных значений качества выборки — репрезентативность, которая зависит от характера цели и собираемой информации, большей или меньшей однородности изучаемого объекта, степени точности отбора, отражающего структуру всего объекта. Типы выборки определяются по процедурам установления структурных отношений между размером выборки и объектом: эмпирическая, случайная, районированная, стратификационная и т.д. Отсюда методика «выборочного исследования» есть системный способ сбора данных об объекте, связанный с исследованием выборки.
Правила формирования выборки таковы, что в процессе отбора респондентов приходится вначале отбирать те или иные регионы, предприятия, учреждения и т.д., а потом непосредственно опрашиваемых. Элементы, отбираемые на каждом этапе выборки, называются единицами отбора.
Случайная (вероятностная) выборка означает, что каждый элемент генеральной совокупности должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Здесь используется «закон больших чисел». При формировании случайной выборки используют ряд методов:
(1)    метод механической выборки основан на работе со списками, включающими все элементы генеральной совокупности, из которых через равные интервалы отбирается число респондентов;
(2)    метод серийной выборки;
(3)    гнездовой метод — сначала отбираются основные группы, а потом идет случайный отбор;
(4)    метод механической выборки;
(5)    метод квот (широко применяется при изучении общественного мнения).
Квотная выборка используется тогда, когда имеются статистические данные о контрольных признаках генеральной совокупности, которые выступают в качестве параметров квот. Респондент здесь выбирается целенаправленно с соблюдением параметров квот (не более четырех). Например, в исследовании выделяются два параметра — пол и уровень образования, в соответствии с которыми и формируется выборка.
По форме реализации выборки бывают одноступенчатые и многоступенчатые. Все вышеуказанные являются одноступенчатыми, а их сочетание означает многоступенчатую выборку.
Определение объема выборки — самый важный и сложный вопрос. С одной стороны, величина выборки должна быть статистически значимой, то есть достаточно большой, чтобы получить необходимую информацию; с другой — она должна быть экономной. Критерием оптимальности является дисперсия.
Дисперсия — это разброс элементов генеральной совокупности. Чем больше разброс, тем больше людей надо опросить. Например, в генеральной совокупности 70% мужчин и 30% женщин. Согласно теории вероятности, среди каждых десяти респондентов будет три женщины. Если социолог хочет опросить 90 женщин, он должен отобрать не менее 300 человек.
Отметим, что репрезентативным считается такое исследование, при котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам не превышает 5%. Практика работы социологов позволяет с достаточной надежностью проводить репрезентативные опросы, руководствуясь элементарными правилами. При пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например, в рамках факультета численностью до 100—250 человек) репрезентативным будет сплошное анкетирование. В масштабах вуза достаточно будет опросить 25% общего числа студентов.
Итак, в наиболее общем виде
социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике общественной жизни.
Виды социологического исследования
В современной социологии различают три основных вида социологического исследования: (1) разведывательное, (2) описательное и (3)    аналитическое.
1. Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи и охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности — выборки. В таких исследованиях чаще всего применяется упрощенная программа и сжатый по своему объему социологический исследовательский инструментарий, например анкеты. Разведывательное исследование полезно для предварительного обследования определенного процесса или явления тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком важной оперативной информации. Наиболее типичным примером такого разведывательного исследования является экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих социолога. С помощью таких оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода различных общественно-политических явлений, например избирательных кампаний.
2. Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной исследовательской программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Например, подобному исследованию может быть подвергнуто отдельное предприятие или организация.
3. Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. Это нужно, например, для улучшения деятельности предприятий с помощью той информации, которая будет получена в ходе этих самых социологических исследований и на основе которой можно будет принимать взвешенные управленческие решения — менять его структуру, функции, производить кадровые перестановки и т.д.
Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь принципиально причинно-следственный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или не основной причиной, то есть фактором, влияющим на уровень его производительности.
Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и качественного социологического инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
Некоей разновидностью аналитического исследования можно считать социологический эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта, например изменения обычного режима деятельности предприятия. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
Подготовка и проведение любого эксперимента — дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а принципиально необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.
4. В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования — (1) точечное и (2) повторное.
Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела, представляют собой средство сравнительного социологического анализа, направленного на выявление динамики развития объекта.
Особый вид повторного исследования — панельное социологическое исследование. Оно предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.
Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.
И наконец, о технике социологического исследования — совокупности специальных приемов, конкретных познавательных операций, представляющих тот или иной метод сбора социологической информации. Лучше всего это конкретное содержание социологии: проблемы технической оснащенности социологического исследования — рассматривать путем анализа основных методов социологии — опроса, наблюдения, анализа документов, социологического эксперимента. Во многом их различие — различие не только целей, содержания, методологий и методик, но и различие техник проведения социологических исследований.
Рассмотрим эти методы, делая упор именно на различие техник и методов социологических исследований1.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты