Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Социология arrow Социология учебник В.К. Батурина arrow 5.4. Психологическое направление в русской социологии. Е.В. Роберти и Н.И. Кареев

5.4. Психологическое направление в русской социологии. Е.В. Роберти и Н.И. Кареев

5.4. Психологическое направление в русской социологии. Е.В. Роберти и Н.И. Кареев

В XIX в. и в западных странах, и России значительную популярность приобрели теории, которые относят к психологическому направлению в социологии. Несмотря на значительные различия во взглядах их авторов, общей чертой этих теорий является положение о важной роли в жизни общества тех или иных психологических факторов.
В России представителями психологического направления были Е.В. де Роберти и Н.И. Кареев. Большое влияние на их взгляды оказали Г. Тард, Г. Лебон,
М. Ларацус, Л. Уорд и другие западные мыслители, а из русских ученых — Известный мыслитель второй половины XIX в. Евгений Валентинович де Роберти (1843—1915) известен не только как социолог, но и как философ и психолог. Вместе с М. М. Ковалевским он был основателем Высшей русской школы общественных наук в Париже и кафедры социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге. Роберти изложил свои взгляды в работах «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии», «Философия и ее задачи в XX веке» и др. (был убит грабителями в своем имении).
Основные положения этих работ характеризуют его теоретическую позицию как позитивистскую. Роберти высоко ценил заслуги Конта и называл его величайшим философом современности, но при этом он отличал свои взгляды от положений Конта и считал себя неопозитивистом. Так, в духе позитивизма он критически относился к философии, полагая, что она является не столько знанием, сколько его функцией — миропониманием, совокупностью наиболее общих убеждений и верований, некоей «метафизикой», которая должна уступить место опытной научной теории, основанной на точных, эмпирических фактах. По его мнению, «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом»1, но необходимо «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории»2. Он также подчеркивал необходимость использования экспериментальных методов для создания научной социологии3.
При этом Роберти постепенно эволюционировал в сторону субъективного идеализма, абсолютизируя роль идеальных (психических) факторов в жизни общества. Главным положением его психологической социологии можно считать утверждение о том, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими».
Роберти полагал, что социальная жизнь является продуктом деятельности людей, которая всегда обусловлена, мотивирована их желаниями, эмоциями, потребностями, страстями, мировоззрением, волей; соответственно результаты социальной деятельности во многом зависят от психологической составляющей. И хотя, по его мнению, психика людей испытывает влияние как биологических, так и социальных факторов (и в этом смысле ее природа — не абсолютна), именно в ней он видел решающую детерминанту социальных процессов.
Поэтому де Роберти утверждал, что для объяснения общественной жизни необходимо изучать психологию людей, без понимания которой невозможно верное истолкование сущности социальных явлений. Соответственно главной задачей социологии Роберти считал познание «законов психического взаимодействия»1. А для этого социология должна тесно сотрудничать с такими науками, как психология и социальная психология.
Роберти различал индивидуальную и коллективную психологию. Коллективная психология — это психологические особенности различных, относительно автономных социальных групп и общностей (например, профессиональных групп, сословий, классов, наций и т.п.). Коллективная психология влияет на поведение этих общностей в социуме, выражается в особенностях их традиций, в моральноэтических нормах, в способах взаимодействия людей и создаваемых ими социальных институтов. Роберти утверждал, что социология, изучая коллективную психологию людей, во многом совпадает с социальной психологией.
Николай Иванович Кареев (1850—1931) — выдающийся русский ученый, историк и социолог, один из основателей отечественной социологии, крупнейший представитель классического позитивизма, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов. Его перу принадлежит множество работ, в том числе «Основные вопросы философии истории» (третий том «Сущность исторического процесса и роль личности в истории»), «Введение в изучение социологии», «Основные направления социологии и ее современное состояние», «Старые и новые этюды об экономическом материализме», «Общий ход всемирной истории», «Мысли об основах нравственности», «Мысли о сущности общественной деятельности» и др.
Именно Кареев одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России. Он обращал внимание на различные закономерности этого процесса, обусловленные как общемировыми, так и специфическими российскими тенденциями.
По его мнению, социология — это совокупность теоретически обоснованных, систематизированных взглядов на общество. Это абстрактная науки, изучающая природу и генезис общества, основные социальные силы и их взаимоотношения, различные происходящие в нем процессы.
Полагая, что социология должна рассматривать и вопросы о методах познания общественной жизни1, сам Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др., создал ряд оригинальных исследований по общим вопросам методологии социологического знания.
В целом Кареев, как и Роберти, был убежденным позитивистом. Он неоднократно подчеркивал, что социология должна избегать произвольности и стремиться к объективности, не допускать субъективных оценок и выводов. Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. И вместе с тем основное внимание в общественной жизни он уделял именно тем явлениям, которые очень трудно зафиксировать объективно, а именно — психологической деятельности человека.
Во взглядах Кареева были тесно переплетены социология, социальная философия, психология и социальная психология. Как и Роберти, он полагал, что общество является продуктом человеческой деятельности, которая всегда обусловлена различными субъективными детерминантами. Важнейшей из этих детерминант является «психическая природа», влияющая на психическую, а впоследствии и на социальную жизнь человека.
Соответственно, как и другие представители психологического направления в социологии, Кареев утверждал, что все социальные явления и процессы имеют психологическую основу и что специфика социальных отношений порождена особенностями психического взаимодействия людей. Соответственно задача общественной науки состоит в том, чтобы с этой точки зрения объяснить все многообразие экономических, политических, религиозных, нравственных и иных социальных актов, в том числе и «справедливые и несправедливые общественные явления»2.

1 Де Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909. С. 64.
2 Там же. С. 63.
3 Де Роберти Е.В. Социология. СПб., 1880. С. 166.
1 Де Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. С. 86.
1 Сейчас это называют методологической функцией социологии.
2 Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1907. С. 110.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты