5.7. Социология П. Сорокина

5.7. Социология П. Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — выдающийся русский социолог, создавший учение об интегральной социологии и ставшую очень популярной теорию социальной стратификации и
социальной мобильности. До 1922 г. жил в России, а с 1923 — в Америке. Ученик М.М. Ковалевского и Е.В. де Роберти, организатор факультета общественных наук в Петрограде, а на склоне лет — президент Американской социологической ассоциации. Сорокин — автор таких знаменитых работ, как «Границы и предмет социологии», «Система социологии», «Социология революций», «Социальная мобильность», «Социокультурная динамика», «Общество, культура и личность».
По Сорокину, «социология изучает яв- ПА. Сорокин    ления взаимодействия людей друг с другом
и все те явления, возникающие из этого процесса взаимодействия»2. Она должна выявить те функциональные связи и зависимости, благодаря которым общество сохраняет свою целостность и развивается.
В структуре самой социологии Сорокин выделял теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология включает в себя три раздела: социальная аналитика изучает структуру социальных явлений и их формы, социальная механика — взаимодействие людей и причины их социального поведения, социальная генетика — процесс эволюции общества. Практическая, прикладная, социология должна давать конкретные рекомендации по управлению социальными процессами, учитывая при этом теоретический опыт и политические реалии.
В духе позитивизма Сорокин полагал, что социология должна быть подобна естественным наукам и изучать только те явления, которые поддаются наблюдению, проверке и измерению, отказаться от всякого философствования и опираться только на факты. В духе же неопозитивизма он считал необходимым анализ так называемых социальных клеточек, то есть актов взаимодействия двух индивидов. По его мнению, они являются простейшими социальными явлениями и из них вырастают многообразные общественные процессы и все «сложные социальные агрегаты» (различные социальные группы). Говоря о различных социальных группах, Сорокин различал односторонние и многосторонние критерии их классификации. Так, социальные группы могут быть выделены или на основе какого-либо одного признака (пол, возраст, язык, национальность, образование и т.д.), или на основе их совокупности.
Громадную роль в развитии социологии сыграло учение Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно ему, общество, как слоеный пирог, делится на относительно автономные слои — страты. Объективными причинами расслоения являются уровень дохода, отношение к политической власти, профессия, образование и другие показатели. Как писал Сорокин, стратификация
находит свое выражение в существовании высших и низших слоев. Ее сущность и основа — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества1.
Все общества являются стратифицированными, считал Сорокин, поэтому данное явление следует рассматривать как нормальное, естественное.
Столь же обычна и нормальна социальная мобильность, которую Сорокин определял как «любой переход индивида... из одной позиции в другую»1, как любые изменения в социальном положении человека. Основные формы мобильности — горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность — это переход человека из одной социальной группы в другую с таким же социальным статусом (например, переезд девушки в связи с замужеством из одного села в другое). Вертикальная мобильность предполагает изменение социального статуса человека. Она бывает восходящая и нисходящая. Восходящая мобильность означает, что индивид улучшил свои социальные показатели (получил образование, более высокую должность или заработную плату и т.п.) и перешел в более высокий социальный слой, а нисходящая — что его социальное положение принципиально ухудшилось (он стал безработным, оказался беженцем и т.п.).
Каналами социальной циркуляции, своеобразными «социальными лифтами», которые могут поднять человека до известных социальных высот, выступают семья, школа, церковь, различные экономические, политические и культурные организации (например, армия, религиозные или спортивные общества, политические партии и т.д.). Они жестко контролируют поведение индивидов и помогают повысить свой социальный статус только тем, кто соответствует нормативным требованиям этих институтов, выполняющих своеобразную функцию социальной селекции.
Как и Ковалевский, Сорокин был противником социальных революций и сторонником эволюционного развития общества. Как и Дюркгейм, он большое внимание уделял вопросу общечеловеческих ценностей, которые сплачивают общество и способствуют социальному прогрессу.

1 Идея плюрализма факторов для социологии не нова. Но именно у Ковалевского она получила наиболее яркое воплощение.
2 Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. Сыктывкар, 1991. Т. 1, ч. 1. С. 4.
1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 302.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты