6.4. Теория социальных конфликтов. Р. Дарендорф и Л. Козер

6.4. Теория социальных конфликтов. Р. Дарендорф и Л. Козер

В мире постоянно осуществляется борьба противоположностей. Своеобразным выражением этой диалектической аксиомы стало появление на рубеже 1950— 1960-х годов теорий, которые критически относились к позитивистской идее равновесия социальных систем и считали конфликт не просто дисфункцией, а универсальным и позитивным фактором общественного развития.
Идея неизбежности социальных конфликтов имеет давние корни: она присутствовала в философских и социологических теориях Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, Л. Гумпловича и многих других мыслителей. Так, Н. Михайловский, Ж. Тард, Г. Лебон, Ч. Кули рассматривали социальный конфликт как проявление естественного закона борьбы за существование. Социологи М. Вебер, В. Парето, Г. Моска большое внимание уделяли политическим аспектам социальных конфликтов и считали их следствием борьбы различных социальных групп за власть.
В середине, 1950-х годов интерес к этой проблеме возродила работа Г. Зиммеля «Конфликт» (1955), который утверждал, что конфликт выполняет важную интегративную функцию, объединяя противоборствующие стороны и способствуя стабилизации общества.
Дальнейшее развитие проблема социального конфликта получила в трудах Р. Дарендорфа, Л. Козера, Р. Миллса, Р. Мура, К. Боулдинга, Т. Боттомора и других социологов, благодаря которым она стала очень популярной.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) посвятил проблеме конфликта общества свои работы «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959), «Человек социологический» (1961) и др. По его мнению, основа взаимодействия индивида и общества — социальные нормы, которые задают ролевое поведение людей. Роли как образцы поведения предписываются человеку и зависят от его социального положения. Поскольку общество всегда неоднородно, постольку всегда существуют неравенство, иерархия ролей, которая одновременно выражает властные отношения на поведенческом уровне (сколько власти — такова и роль!).
Дарендорф полагал, что в современном капиталистическом обществе постепенно исчезает экономическая основа противостояния классов. Социальные группы различаются теперь преимущественно политически, по отношению к власти. Распространяя это представление на всемирную историю, он пришел к выводу, что во всех обществах идет борьба за власть, благодаря которой люди могут изменить свое положение, получить доступ к разнообразным благам и обрести новые, более привлекательные для них роли.
Неравенство ролей (за которым стоит экономическое и политическое неравенство) и борьба за власть (как способ изменить свое социально-ролевое положение) неизбежно порождают конфликт, являющийся не временным, а постоянным состоянием общества. Конфликт — это своеобразное проявление самого факта социальной иерархии (или просто ее иное название). Поэтому, подчеркивает Дарендорф, его нельзя не разрешить, ни уничтожить, ни предотвратить, поскольку это означало бы ликвидацию самой социальной системы.
Таким образом, в отличие, например, от Парсонса, видевшего в равновесии главное условие существования общества, Дарендорф считает конфликт неотъемлемой чертой общественной жизни:
Все отношения индивидов, построенные на несовместимых целях, являются отношениями социального конфликта.
Но Дарендорфа нельзя назвать «жаждущим крови» апологетом социальных конфликтов. Он верил в возможность снижения уровня социальной напряженности и предлагал регулировать конфликты с помощью переговоров, посредничества, арбитража и иных способов. Более успешно это можно делать в демократических, открытых обществах, где само протекание конфликтов предельно формализовано.
Американский социолог Льюис Козер (1913—2003) в своей классической работе «Функции социальных конфликтов» определял конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в обладании ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». При этом Козер подчеркивал, что любой конфликт имеет идейную природу, то есть различие интересов и взглядов людей.
Конфликты могут выполнять не только конструктивные, но и негативные функции, которые имеют место в обществах, где существуют «враждебные классы» и где революционное насилие может разрушить социальные связи и саму социальную систему. Позитивные же функции конфликтов состоят в том, что они способствуют укреплению социальной системы, установлению границ и сохранению солидарности внутри социальных групп, социализации и адаптации индивидов, поддержанию баланса сил, стимулированию нормотворчества и социального контроля, и в целом — развитию механизмов управления социальными процессами.
Как и Дарендорф, Козер полагал, что конфликты не исчезают полностью, а лишь приобретают новые формы и масштабы, видоизменяются и проявляются в новых сферах общественной жизни. Конфликты универсальны и необходимы обществу, поскольку способствуют общественному развитию.
Социология конфликта стала одним из самых ярких и значительных направлений в западной социологии второй половины XX в. В последние 10—15 лет интерес к этим проблемам вновь значительно возрос.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты