Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Конфликт цивилизаций

Конфликт цивилизаций

Общее содержание концепции профессора Xантингтона можно вкратце изложить следующим образом. В сегодняшнем мире глобальная политика впервые в истории приобретает многополюсный характер. Важнейшим фактором формирования его становится взаимодействие цивилизаций. При этом главными действующими лицами в мировой политике остаются национальные государства и межгосударственные группировки. Однако раскол мира на три крупных блока эпохи «холодной войны» потерял свою актуальность, ныне речь идет о соперничестве семи-восьми основных цивилизаций мира, в их числе: западнохристианская, исламская, славяно-православная, конфуцианская (китайская), японская, индуистская, латиноамериканская и, возможно, африканская. В XX в. «за спиной» двух сверхдержав сумели нарастить свою экономическую мощь, военную силу и политическое влияние многие страны на Ближнем Востоке, в Восточной Азии и других регионах. В этом новом мире, по утверждению Xантингтона, региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная — на уровне отношений между цивилизациями. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций.
В такой ситуации самые обширные и серьезные конфликты прогнозируются не между классами или богатыми и бедными странами, а между народами, принадлежащими к разным культурам. Подтверждение такому выводу можно без труда обнаружить и в сегодняшней динамике политических конфликтов. В ходе войны в Югославии Россия оказывала дипломатическую поддержку сербам, а Саудовская Аравия, Турция, Ливия и другие страны — боснийцам. И в основе такой политики лежали не экономические или идеологические соображения и выгоды, а именно факторы культурного родства. Те же факторы стимулировали сравнительно безболезненное объединение двух Германий (ГДР и ФРГ), ныше подталкивают к воссоединению два корейских государства (КНДР и Южную Корею). И даже сегодняшняя воинственная риторика КНР и Тайваня мало кого может ввести в заблуждение относительно их будущей общей судьбы.
Общества же кросскулътурные, т.е. включающие в себя народы разных типов культур, оказываются непрочными, несмотря на мощнейший идеологический и политический прессинг: распались СССР и Югославия, все большее напряжение испытывают оставшаяся многонациональной Россия, а также Индия, Нигерия, Судан и другие государства.
Конечно, современные международные конфликты вызываются экономическими и политическими противоречиями, но последние, в свою очередь, уходят своими корнями как раз в культурные пласты отличающихся друг от друга цивилизаций. Ведь именно особенностями культуры проще всего сегодня объясняются как экономические успехи стран Восточной Азии, так и многочисленные провалы попыток мусульманских стран создать демократические политические режимы. Различия в основополагающих ценностях, укоренившейся практике социальных связей, религиозных убеждениях, менталитете народов в целом оказались более глубокими и менее восприимчивыми к современным интегративным тенденциям, чем это считалось в недавнем прошлом. Поэтому именно в культурно-цивилизационных различиях Хантингтон предлагает видеть главную доминанту мировых конфликтов ближайшего будущего.
Самоочевидно при этом, что «семь-восемь цивилизаций» современного мира вовсе не равны по своему экономическому и политическому «весу». Ясно, что западнохристанская цивилизация как ныне, так и в ближайшем будущем останется самой могущественной. Однако, по мере того как Запад будет стремиться как можно прочнее утвердить и защитить свои ценности во всем мире, перед другими цивилизациями все острее будет стоять проблема выбора: примкнуть ли к Западу, спрятав подальше свои собственные амбиции, или отважиться на противостояние ему, всемерно укрепляя свой экономический и военный потенциал. Последний вариант кажется Хантингтону наиболее вероятным. Он полагает, что сегодня Запад, несмотря ни видимое превосходство, вновь оказывается в ситуации противостояния. Оно описывается формулой «The West and The Rest», т.е. «Запад и все остальные». Таким образом, именно столкновение цивилизаций становится доминирующим фактором мирового развития.
Вывод, сделанный американским исследователем, отнюдь не бесспорный. Хотя бы потому, что другим важнейшим фактором современного развития признается «глобализация» мира. По логике вещей она должна противостоять конфликту цивилизаций, стягивать их воедино. Так оно частично и происходит. Однако последствия глобализации настолько противоречивы, что в принципе могут привести и к нарастанию межцивилизационных конфликтов.
Ввиду несомненной важности этого явления для формирующегося ныне мирового порядка остановимся на процессе глобализации чуть подробнее.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты