Предисловие

Социология учебник В.К. Батурина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. — 487 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Предисловие


Социология как наука не нуждается в особом представлении. Для большинства современных людей ее роль и значение в построении рационально обоснованных и взвешенных общественных практик в различных организациях и социальных общностях, в обществе в целом принципиально значимы и необходимы.
Трудно переоценить возможности этой науки для достижения образовательных и воспитательных целей — для профессионального и личностного роста и становления, в частности, студентов, получающих высшее образование в российских вузах. Это и неудивительно — ведь преподавание социологии призвано решать целый каскад важнейших задач, таких как мировоззренческая, познавательная, прогностическая, преобразовательная, аксиологическая, критическая и т.д.
Интеллектуальные возможности и ресурсы социологии настолько велики и разнообразны, что позволяют любому человеку, усвоившему ее теоретико-методологические и прикладные основы, осознанно и системно постигать процессы и явления в общественной жизни современного социума, уверенно ориентироваться в сложностях собственной деятельности, принимать обоснованные и корректные управленческие решения.
В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим курсам. Каждый такой учебник и учебное пособие представляют определенную ценность и обладают индивидуальными, только им присущими особенностями и достоинствами.
Какие особенности следует отметить в данном учебнике?
Прежде всего, он полностью переделан и обновлен по отношению к предыдущим четырем своим изданиям. И дело не только в том, что это нужно было сделать ради приведения его содержания в соответствие с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения — фундаментальностью, культуроцентричностью, необходимостью преодоления экономоцентризма и т.д. Все это действительно сделано в этом учебнике, но еще и вместе с решением других, на наш взгляд, весьма важных задач. Поясним их более подробно.
Когда берешь в руки многочисленные учебники по общественным и гуманитарным наукам, часто их содержание отталкивает своим полным несовпадением с реальной жизнью и ее проблематикой. Читаешь такой учебник — везде тишь и благодать, все расписано по полочкам, все функционирует якобы согласно уже открытым законам и принципам, человечество замечательно прогрессирует, от одной вершины своих исторических достижений уже очень успешно движется в сторону следующей, не менее великой цели, которая обязательно будет достигнута в самое ближайшее время, и притом во что бы то ни стало. Такой учебник успокаивает, убаюкивает, обнадеживает, а в конечном итоге элементарно... вводит в заблуждение!
Ведь в жизни, в окружающей реальности все обстоит совсем по- другому, и содержание такого учебника практически «не цепляет» эту самую истинную реальность социума и человека. Наука и реальность оказываются разведенными по разным «мирам», с минимальной зоной соприкосновения или пересечения. Социология по примерно такому учебнику оказывается нужной разве что для сдачи экзамена или зачета, и только. Реальность же, практическая жизнь данного человека, и после изучения им курса социологии оказывается и в дальнейшем без какого-либо воздействия со стороны науки, остается принципиально не тронутой всем ее познавательным, критическим, преобразовательным, мировоззренческим и прочим потенциалом.
Авторский коллектив сделал попытку представить совершенно иной учебник. Замысел его и состоит в том, чтобы свести в единое целое, с одной стороны, мир академических истин социологии как науки и, с другой стороны, реальный мир современного социума с его кричащими проблемами, острейшими противоречиями и дисфункциональными проявлениями буквально везде и всюду. Свести эти искусственно разведенные миры в единое целое для того, чтобы поставить честный, откровенный и научно обоснованный диагноз реальному положению дел в современном обществе, а также чтобы показать огромные возможности социологии как науки для преодоления общественных проблем, противоречий, дисфункций, патологий.
Это первое, но не единственное отличие данного учебника.
Второе принципиальное его отличие в том, что в нем обсуждение социологических проблем и вопросов начинается не с О.    Конта, а с тех самых времен, когда эти социологические воззрения реально появились в человеческом обществе, — с древнейших времен. Не следует игнорировать все то великолепие социологических идей, истин, подходов, которыми так богаты все исторические эпохи, начиная с эпохи мифологической. Почему же обычно рассмотрение социологии начинают с О. Конта? Дело в том, что французский социолог Конт является одновременно основателем позитивизма, одной из главных идей которого был отказ, уход от всей предшествующей науки, особенно от философии (метафизики). Конт объявляет о необходимости создания принципиально новой, позитивной науки взамен ненужной старой. Все старые знания, в том числе социологические, Контом признаются якобы химерическими, негодными, сомнительными, смутными, отрицательными. По каким таким научно обоснованным основаниям вынесен такой суровый вердикт, если все эти знания до него им вовсе не рассматривались в принципе?
Третье принципиальное отличие в том, что в нем реализуется новая теоретико-методологическая концепция учебника — целостно-конструктивистская.
Все содержание учебника пронизано центральной идеей: излагать основы социологии таким образом, чтобы на каждом фрагменте социологического знания показывать огромную значимость социологической науки для разнообразных человеческих общественных практик, как правило, доведенных до дисфункционального, даже патологического своего состояния.
Вся особенность и острота новой концепции этого учебника социологии станет понятной еще больше, если сформулировать одно из центральных положений авторской концепции данного издания: социологическое знание должно излагаться в первую очередь как принципиально антикризисное средство незамедлительного преобразования и модернизации большинства ныне господствующих общественных практик в силу того, что все они (или как минимум абсолютное большинство из них) пребывают в разрушенном, дисфункциональном и деструктивном состоянии.
Но зафиксировать эту атрибутивно-присущую всем общественным явлениям и процессам ярко выраженную кризисность, тупико- вость и дисфункциональность — это только полдела для данного учебника, только половина его концептуального (целостно-конструктивистского) замысла. Есть еще и вторая половина решаемых в нем авторских задач — изложение основ социологии должно постоянно решать одну и ту же, причем центральную, задачу: как на научной основе, в том числе с помощью возможностей социологии, преодолеть эту кризисность, эту дисфункциональность современных общественных реалий? Как помочь человечеству выбраться на «чистую воду» из всех этих чудовищных кризисов, катаклизмов, потрясений, цивилизационных ловушек?
Такова главная концептуальная особенность данного учебника. По большому счету именно так подойти к его написанию нас побудил гениальный план великого русского философа Н.А. Бердяева — план Эсхатологической Метафизики. Вот этот план в самом простом изложении: человек — не пассивный исполнитель законов этого миропорядка, он, человек, на самом деле — творец и изобретатель. Именно сам человек довел мир, в котором живет, до предельного — разрушительного и гибельного — состояния, и все, что теперь может и должен делать на своей планете человек, должно рассматриваться только в формате одной Цели, в формате одной Истины — в свете конца света по причине катастрофических для мира деяний самого человека.
По Бердяеву, дальнейшее существование человечества зависит от того, насколько оно окажется способным именно к героическому поведению. Других, более легких и мягких сценариев у человечества уже не осталось, слишком велики и масштабны человеческие провалы и ошибки, одолеть которые можно теперь только на пути предельно героического поведения всех и каждого.
Нам представляется, что учебник социологии, построенный на такой концептуальной основе, которая принципиально и честно отвечает на вызовы нашей исторической эпохи, стремится по- настоящему найти научные решения критических для человечества проблем, — такой учебник социологии имеет право как на издание, так и на внимание со стороны своего читателя.
Учебник написан авторским коллективом кафедры философии и социологии Всероссийского государственного заочного финансово-экономического института под общей редакцией заведующего кафедрой, доктора философских наук, академика РАЕН В.К. Батурина.
Предисловие, главы 1, 2, 3, 9, 14, 17 — д-р филос. наук., акад. РАЕН В.К. Батурин
Главы 7, 11, 12 — д-р филос. наук, проф. В.П. Ратников
Главы 15, 16 — д-р филос. наук, проф. О.А. Останина
Глава 18 — д-р социол. наук, проф. И.А. Уледова
Главы 4, 5, 6, 17 — канд. филос. наук, доц. Л.С. Чурочкина
Главы 7, 13 — доц. Ж.Б. Скрипкина
Главы 8, 10 — канд. филос. наук, доц. Л.Т. Подвойская
Глава 19 — канд. филос. наук, доц. В.В. Юдин
Авторы будут благодарны за критические замечания и пожелания, высказанные по содержанию и структуре учебника.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

След. »

Основные рефераты

Основные рефераты