Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Теории, отвергающие идею прогресса

Теории, отвергающие идею прогресса

Методологическим основанием этих теорий является утверждение многолинейной концепции развития. Как отмечалось, она обосновывает вариативный и вероятностный характер общественного процесса. А вместе с этим отрицает само существование и социальных законов и социального прогресса.
Одним из первых с позиции отрицания идеи прогресса выступил немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844—1900), выразивший критику рационализма и гуманизма. Всякая историческая истина, по его мнению, — это лишь иллюзия, и никакой объективности социального знания нет и быть не может. Этой концепцией Ницше повлиял на ведущих теоретиков постмодернизма (особенно на М. Фуко и Ж Дерриду).
Идею прогресса отвергают также такие социологи, как Вильфредо Парето (1848—1923), Роберт Михельс (1876—1936) и другие. Так, для Парето история — это бесконечная «циркуляция элит», постоянный цикл их обновления и замены. А общественная жизнь изменяется не закономерным образом, а на основе действия основополагающих нерациональных психологических сил.
С критикой теории прогресса выступил также немецкий социолог Фердинанд Тённис (1855—1936). С его точки зрения, процесс изменения общества от традиционного, общинного («Gemeinschaft»), к современному, индустриальному, обществу («Gesellschaft») не улучшил, а ухудшил условия жизни людей. Ибо на место личностных, человеческих отношений традиционного общества пришли отношения безличные и инструментальные.
Разочарование в прогрессе породили и конкретные исторические события XX столетия: Первая мировая война, возникновение фашизма, Вторая мировая война, угроза ядерного истребления в годы «холодной войны» и т.д. Сегодня к такого рода явлениям можно отнести терроризм, конфликты на религиозной почве, отрицательные последствия человеческой деятельности на окружающую среду и т.д. Уверенность в непрерывном прогрессе у многих сменилась скептицизмом. Остались в прошлом социальные проекты, ориентированные на светлое будущее, а самой идеи прогресса нанесен ощутимый удар.
В последней четверти XX столетия эта разочарованность и скептицизм нашли свое выражение и в теоретической критике идеи прогресса. Особенно заметно она проявилась в теории постмодернизма. Основными представителями этого направления Ж Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Р. Рорти и др.
Главные положения социологии постмодернизма связаны с критикой основных постулатов модернизма и выражаются в отрицании:
(1) веры в научную рациональность;
(2) каких-либо устойчивых и тем более абсолютных ценностей;
(3) значения и смысла идей;
(4) отрицании мира как объективной реальности и т.д.
Постмодернизм заявляет о наступлении «триумфа знаковой
культуры», в которой мира как объективной реальности больше не существует. Есть лишь его виртуальное подобие, симуляция, когда в обществе властвуют лживые «симулякры» (Ж. Бодрийяр). Эти знаки все более лишают мир различия между видимостью и «реальностью». Более того, основное влияние на человека оказывает именно эта видимость (симуляция), которая и является для него самой настоящей реальностью. Мир, созданный и навязанный СМИ, пропагандой, идеологией, политикой, рекламой, является более реальным, чем «объективная реальность». В обществе, таким образом, исчезают все смыслы и значения, его структурированность, которая лишь «симулируется» извне, прежде всего усилиями массмедиа. Поэтому в концепции постмодернизма утрачивается само понятие социальной реальности. Бодрийяр, например, прямо говорит о «конце социального».
В этих условиях теряет смысл само понятие «прогресс». Социально-исторический процесс — поток случайных событий, алогичный, лишенный смысла и цели. В нем теряются критерии и различия между добром и злом, истиной и ложью, прогрессом и регрессом. Наступает эпоха «высшей свободы» — свободы от традиционных ценностей, морали и прогресса. Таким образом, пессимизм и разочарование в науке, разуме и прогрессе — характерная черта концепции постмодернизма.
Все течет, все меняется у нас на глазах, все обретает новый облик, и, однако, перемен ни в чем нет. Подобное общество, увлекаемое технологическим прогрессом, совершает грандиозные перевороты, но все они сводятся к повороту вокруг своей оси.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты