Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Теории циклического развития

Теории циклического развития

Представители этого направления рассматривают социальные изменения не как прямолинейное развитие, а как замкнутый цикл, состоящий из трех фаз: подъема (становления), расцвета и упадка (старения и гибели). Согласно этим теориям, история состоит из повторяющихся циклов, а поэтому идея однолинейной направленности исторического процесса и идея прогресса теряют смысл. Впервые эта концепция появилась в философии истории, а затем была воспринята и осмыслена в рамках социологии.
В рамках философии эта теория разрабатывалась русским мыслителем Н.Я. Данилевским, немецким философом О. Шпенглером, английским ученым А. Тойнби.
В социологии теорию исторических циклов впервые изложил итальянский ученый В. Парето (1848—1923). По его мнению, в социальном развитии существуют определенные циклические процессы, связанные со сменой или «циркуляцией» элит. Как социальный процесс смена элит происходит потому, что одни индивиды — «львы» — склонны к консерватизму и более пригодны к поддержанию status quo, а другие — «лисы» — легко приспосабливаются к социальным изменениям и более склонны к риску и активности. Стратегия действий «львов» основана на силе, а «лис» — на хитрости. Исторический процесс и представляет собой последовательную смену одних элит другими.
Оригинальную теорию циклического развития сформулировал П.А. Сорокин. В работе «Социология и культурная динамика» он рассматривает социальный мир как состоящий из целостных социокультурных систем, главной составляющей каждой из которых является культурный менталитет, определяющий миропонимание и систему ценностей людей. Существует два основных противоречивых типа культурных менталитетов: умозрительный (идеократический) и чувственный, между которыми находится промежуточный — идеалистический менталитет.
Умозрительный менталитет включает такие положения, как: мир вечен, имеет духовную сущность, истина постигается верой и откровением и т.д.
Чувственный менталитет, напротив, предполагает рассмотрение мира в качестве материального, ориентацию человека на достижение материальных ценностей. Социальный процесс, по мнению Сорокина, основан на цикле изменений культурного менталитета, который проходит этапы от умозрительного через идеалистический к чувственному и обратно. Когда возможности господствующего менталитета оказываются исчерпанными, на его место через промежуточный тип заступает противоположный менталитет.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты