Текст ЕГЭ по Б. Окуджаве — становление личности на войне

Текст ЕГЭ по Б. Окуджаве — становление личности на войне

Исходный текст для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку с проблемами и позицией автора

(1) В детстве я плакал много. (2) В отрочестве меньше. (3) В юности — дважды. (4) Первый раз это было перед самой войной, вечером. (5) Я сказал девочке, которую любил, сказал с деланым равнодушием:—Ну что ж, раз так, значит, конец…
— (6) Ну что ж, значит, конец, неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь.
(7) И тогда я заплакал, ведь она уходила. (8) И утирал слёзы ладонью.
(9) Второй раз я плачу сейчас здесь, в моздокской степи. (10) Я несу командиру полка очень ответственный пакет. (11) Песчаные холмы похожи один на другой. (12) Ночь. (13) А я второй день на передовой. (14) А за невыполнение задании расстрел. (15) А мне восемнадцать лет.
(16) Приставят меня к стенке. (17) Впрочем, какие здесь стены. (18) И я утираю слёзы. (19) Ваш сын оказался трусом и… (20) Так будет начинаться извещение.. (21) Ну почему это именно меня послали с пакетом? (22) Вот Коля Гринченко — такой сильный, ловкий парень. (23) 0и бы уже давно добрался. (24) Сидел бы сейчас в теплой землянке штаба полка. (25) Пил бы чай из кружки. (26) Подмигивал бы связисткам и улыбался Красивым ртом.
(27) А вдруг сейчас ухнет мина? (28) Отышут меня утром. (29) Командир полка скажет командиру батареи:
— Что же это им, лейтенант Бураков, неопытного солдата послали? (30) Не дали осмотреться человеку, привыкнуть. (31) Вот из-за нашею равнодушия погиб хороший человек.
(32) «Ваш сын пал смертью храбрых при выполнении ответственного оперативного задания…» (ЗЗ) Так будет начинаться извещение…
— (34) Эй, куда идёшь?
(35) Эго мне кричат. (36) Я вижу там окопчик, и из него мне рукой машут. (37) Мало ли куда я иду?
— (38) Огой! — кричат за спиною.
(39) Останавливаюсь. (40) Подхожу. (41) Кто-то с силой втягивает меня в окопчик за рукав.
— (42) Куда шёл? — зло спрашивают.
— (43) Я объясню
— (44) А ты знаешь, что там немцы? (45) Ещё бы сто метров…
(46) Мне объясняют. (47) Это наш передовой дозор, оказывается. (48) Потом меня долго ведут в землянку. (49) Командир полка читает донесение и посматривает на меня. (50) И я чувствую себя тщедушным, маленьким. (51) Я смотрю на свои не очень античные ноги, тоненькие, в обмотках. (52) И на здоровенные солдатские ботинки. (53) Всё это, должно быть, очень смешно. (51) Но никто не смеется.
— (55) Идите на батарею, — зло говорит командир полка, — и скажите вашему командиру, чтобы он таких донесений больше не посылал.
(56) Он делает ударение на слове «таких».
— (57) Хорошо, — говорю я. (58) И слышу тихий смех красивой связистки. (59) Она смотрит на меня и смеётся.
(60) Вы давно в армии? — Спрашивает полковник.
— (61) Месяц.
(62) В армии нужно отвечать не «хорошо», а «есть»… и потом, это … носки вместе, пятки врозь…
(63) Я знаю, — говорю я. (64) И выхожу. (65) Почти выбегаю.
(бб) Опять степь. (67) Идёт снег. (68) И тишина. (69) Както даже не верится, что это фронт, передовая, что рядом опасность. (70) Теперь то уж я не собьюсь с пути.
(71) Представляю,  как смешно я выглядел: расставленные ноги, и руки в карманах шинели, и пилотка, натянутая на уши. (72) А ботинки у меня здоровенные. (73) Это даже хорошо. (74) Увесистая мужская нога. (75) И снег хрустит. (76) Мне бы только шапку-ушанку, и я не выглядел бы таким жалким. (77) Вот сейчас приду, доложу. (78) Напьюсь горячего чаю. (79) И посплю. (80) Теперь я имею право.
(По Б. Окуджаве)
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) — поэт, композитор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.

Основные проблемы текста

1. Проблема преодоления внутренних слабостей. (Что помогает человеку преодолеть внутренние слабости, например страх?)
2. Проблема нравственного становления человека на войне. (Как влияет война на нравственное становление человека?)
3. Проблема поведения человека в экстремальных условиях. (Как ведет себя человек в экстремальных условиях?)

Авторская позиция, позиция автора

1. Человек может преодолеть внутренние слабости, например чувство страха, во имя чувства долга, стремясь выполнить солдатский долг, ощущая чувство стыда перед самим собой за испытываемый страх.
2. На войне у героя-рассказчика происходит переоценка ценностей, через преодоление собственных слабостей формируется внутренний нравственный стержень.
3. В экстремальных обстоятельствах в какой-то момент человек может растеряться, проявить слабость, но нравственные ориентиры помогут ему справиться с ситуацией и повести себя достойно

Читайте также:  Текст ЕГЭ по А. Приставкину