Текст ЕГЭ по Д. С. Лихачеву о чтении и саморазвитии

Текст ЕГЭ по Д. С. Лихачеву о чтении и саморазвитии человека

Исходный текст для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку

(1) Каждый человек обязан, я подчёркиваю — обязан! заботиться о своём интеллектуальном развитии.
(2) Это его обязанность перед государством, в котором он живёт, и перед самим собой.
(З) Основной, но, разумеется, не единственный способ интеллектуального развития — чтение.
(4) Чтение не должно быть случайным.
(5) Это огромный расход времени, а время — величайшая ценность, ко торую нельзя тратить на пустяки.
(б) Читать следует по программе, разумеется, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы.
(7) Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся интересы.
(8) Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего.
(9) Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо в себе развивать.
(10) Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
(11) Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, обращаясь к существующим справочным пособиям разного типа.
(12) Опасно развивать в себе (сознательно или бессознательно) склонность к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методом чтения.
(13) «Скоростное чтение», на мой взгляд, создаёт только видимость знаний.
(14) Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, которое ведёт к заболеванию внимания.
(15) 3амечали ли, какое сильное впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
(16) Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опьт.
(17) Он делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувства, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.
(18) Одним словом, делает вас мудрыми.
(19) Но все это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.
(20) И6о самое главное часто кроется именно в мелочах.
(21) А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению учителя).
(22) Если первый раз прочли произведение невнимательно чихайте еще раз, в третий раз.
(23) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим поднять настроение.
(24) Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы.
(25) Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели.
(26) Леонид Владимирович (так звали моего учители литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать.
(27) Мы знали уже как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя.
(28) Так мы прослушали многие места из «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого, «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина, несколько рассказов французского писателя Лири Рене Альбера Ги де Мопассана, былины.
(29) Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве.
(30) А дома отец и мать любили читать вечерами.
(31) Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас.
(32) Читали Николая Семёновича Лескова. Мамина-Сибиряка, исторические романы.
(ЗЗ) Всё, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.
(34) Незаинтересованное, но интересное чтение вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
(35) Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все — она модная.
(З6) Умейте читать с интересом и не торопясь.
(37) Постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте поудобнее, начните читать, и вскоре вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.
(38) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор.
(39) Но я говорю: смотрите с выбором.
(40) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты.
(41) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором.
(42) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем,  какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой.
(43) Это значит, что в ней что-то существенное есть.
(44) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
(По Д.С. Лихачеву)
Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) российский ученый-литературовед, историк культуры и общественный деятель
 
 Информация о тексте, проблемы текста, позиция автора
Основные проблемы, поднятые автором текста
1. Проблема чтения. Какое чтение следует предпочесть? Какие книги следует выбрать?
2. Проблема влияния учителя на приобщение к чтению, литературе. Как влияет учитель на приобщение учеников к чтению хороших книг, классической литературы?
3. Проблема влияния семьи на приобщение ребёнка к чтению. Может ли семья приобщить ребенка к чтению?
4. Проблема отношения к классической литературе. Должен ли современный человек читать классическую литературу?
5. Проблема выбора между телевидением и книгой. Что важнее: чтение книги или просмотр телевидения?
Авторская позиция, позиция автора

1. Круг выбранных для чтения книг должен отражать интересы человека и меняться в зависимости от изменения его интересов. Надо беречь свое время, и не следует читать случайно попавшие под руку книги: выбор книги должен быть осознанным, а чтение медленным, вдумчивым, доставляющим удовольствие и дающим основу для размышления.
2. Увлеченный чтением учитель, умеющий объяснить прочитанное, посмеяться вместе с учениками над эпизодом в книге, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя, заинтересовывает чтением и своих учеников на всю жизнь.
3. В семье, где родители любят читат, сознательно приобщают к чтению своих любимых книг, лети любят чтение.
4. Современному читателю необходимо читать классику, нужно стремиться понять, какое значение приобрела выбранная им книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой.
5. Чтение книг не исключает просмотра телевизионных программ, однако читать следует больше, чтобы осознать существенное для культуры человечества, заключенное в книге

Читайте также:  Пример итогового сочинения Что дом может рассказать о своем хозяине