ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И КОНЦЕПТОВ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ, ТЕРМИНЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Аккультурация – термин, заимствуемый из культурной (социальной) антропологии, где он означает процессы взаимовлияния, как правило, различных по уровню развития культур, в результате чего менее развитая культура одного народа частично или полностью воспринимает более развитую культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.
В культурологии аккультурация рассматривается и как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение новых элементов, ведущее к определенному культурному синтезу.
Аксиология – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.
Амбивалентность (от греч. amphi – вокруг, около, с обеих сторон +  лат. valentia – сила) – двойственность; признание наличия в действиях, феноменах и т.п. как плюсов, так и минусов.
Амбивалентность в теории культуры – это замкнутая противоречивая двойственность, характерная для марксистско-ленинской теории культуры, которая формирует однозначные оценки, упрощающие и искажающие многообразие культурного мира.  В результате этого культура подразделяется на материальную и духовную, духовная культура — на классовую и общечеловеческую, национальную и интернациональную, народную и массовую. Подобная амбивалентность предназначена для того, чтобы «негативной» буржуазной культуре противопоставить «позитивную» социалистическую культуру. Снятие этого противопоставления – задача, решение которой возможно через переход от бинарного к триарному принципу в теории культуры, реформирующейся в постсоветский период в теоретическую культурологию.
Преодолению амбивалентности между материальной и духовной культурами, рождающей дихотомию в понятийном аппарате науки и в нашем мышлении, способствует осознание того, что, материальному рядоположно и амбивалентно не духовное, а идеальное. Духовному же рядоположно и амбивалентно не материальное, а телесное.
В триарном подходе культура оказывается рядоположной экономике и политике. Экономическая, политическая и культурная подсистемы, образуя целое – общество, находятся в более сложном соотношении между собой, ибо векторы их движения могут не только соединяться или быть параллельными, но и существенно удаляться друг от друга.
Существуют и иные попытки преодоления бинарности, когда «для верного понимания культуры в ней, помимо материального и духовного компонентов выделяют третью самостоятельную сферу – мир художественной культуры, где материальное и духовное, преобразуясь в процессе художественного творчества, образуют особую духовно-материальную слитность – произведение искусства».  
Анимизм (от лат. anima – душа) – 1) одна их примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.
Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Бифуркация – термин, заимствуемый из синергетики, где им обозначается такая стадия в развитии процесса, когда образуются два или несколько возможностей дальнейшего движения (напоминает точку ветвления ствола дерева).
Варварство – второй, следующий за дикостью этап человеческой истории, начинающийся с изобретения гончарного производства и завершающийся  появлением письменности, присущей третьем этапу — цивилизации.
Вестернизация – (от лат. west – запад) – процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.
Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, изменяя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.
Время сакральное – в мифологии время первотворений, первопричин и первособытий, связанное с деятельностью божественных сил. Отличается от времени исторического (профанного), которое характеризует поступки человека и человеческую жизнедеятельность.
Гениальность – высшая степень одаренности, проявления духовных и интеллектуальных возможностей личности. Гениальность проявляется в творчестве, обогащающем общую сокровищницу культуры. Гений отличается от таланта не только по степени одаренности, но и общественной значимости творчества. Ему присущи высочайшая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гений открывает новую страницу в своей области творчества. Такие деяния в науке совершили Ньютон и Эйнштейн, Ломоносов и Вернадский, в искусстве — Шекспир и Пушкин, Бах и Чайковский, в политике – Цезарь и Бисмарк, Петр I и Ленин.
Глобализация (от лат. globus – шар) – процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформация во всемирную целостную среду.
Глобальные вызовы – совокупность проблем, возникающих перед человечеством по мере укрупнения и глобализации экономических, политических и информационных связей. От их своевременного решения зависит самосохранение человечества и его устойчивое развитие. Ответом на глобальные вызовы являются: прекращение стремительного роста населения (демографического взрыва) в развивающихся странах и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; сбережение невозобновляемых природных ресурсов и обеспечение дальнейшего экономического развития человечества средствами научно-технического прогресса; предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для жизнедеятельности каждого народа; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности.
Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными и политическими отношениями между его членами (гражданами), независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Существенную роль в этом взаимодействии играет совершенствование правовых и нравственных отношений. Существует закономерность: минимизация вмешательства государства в жизнедеятельность граждан повышает развитость гражданского общества.
Гуманизм  (от лат. humanus – человеческий, человечный) — совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека как личности, его права на свободное проявление своих способностей и развитие творческих сил, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Провозглашает принципы равенства, справедливости, человеческих отношений между людьми.
Девиантный (познелат. deviatio – отклонение) – отклоняющийся от общепризнанных норм; социальные действии, поступки людей или групп, сопряженные с нарушением установленных правил и законов, а потому вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны общества и государства. Девиантными являются субкультуры, не согласующиеся с функционирующей в обществе и поддерживаемой государством культурой.
Дегуманизация (от лат. приставки de – обозначающей отделение, удаление, движение вниз) – утрата или отказ от гуманистических, нравственных духовных ценностей в общественной жизни, неуважение к человеку, пренебрежение личностными качествами и свойствами.
Диалог культур – процесс взаимодействия культурных систем (явлений), в результате которого каждая из них осознает свою индивидуальную самобытность. Взаимообогащающий диалог культур составляет основу из развития, позволяет им полнее раскрыть свои смысловые глубины, осознать собственную уникальность и самотождественность, которые обнаруживаются в процессе взаимосоотнесения ценностей и значений, обычаев и норм.
Диалогичность современного мышления – это его доминантное свойство, основанное на сосуществовании множественности персональных мнений, оценок, правд. Индивидуальные суждения в своем большинстве относительны. Каждый индивид вправе находить и высказывать свою персонализированную правду-истину на основе интуиции, освоенного социального опыта, получаемой информации, знаний и данного ему от природы разума. Персонализированные мнения, суждения, оценки, истины образуют общечеловеческий разум.
Достижение диалогичности сопряжено с преодолением однонаправленности отношений между людьми, которая включает излишний дидактизм (поучительность, наставительность), жесткие предписания и требования их точного исполнения. Диалогичность – это двунаправленность отношений, совместное обсуждение вопросов и проблем, учет альтернативных возможностей их решения, свободный обмен мнениями между сторонами. Предрасположенность к диалогу и взаимодействию способствует принятию и восприятию инонациональных культур как равнодостойных, обогащающих общекультурное пространство. Диалогичность и открытость мышления, исключают его догматизацию и облегчают возможность компромисса, стимулируя поиск позитива в неизвестном и чужом.
Диатропичность современного мышления – это его доминантное свойство, сопряженное с многоуровневостью, при которой возникает возможность многомерно-объемного, а не одномерно-плоского видения процессов современной культурной и в целом – социальной жизни. В метанаучной культурологии сосуществуют микро-, макро- и мегауровни видения культурного процесса и определения сущностных характеристик и свойств культуры.
Дикость – в теории эволюционизма это первый этап человеческой истории, характеризующийся наличием технологий обработки камня, созданием каменных орудий труда, овладением огнем. В переносном значении – это крайняя степень бескультурья и грубости.
Дискурс (от лат. discursus — рассуждение) – какая-либо философская или научная концепция, обращенная к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.
Диффузианизм – теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.
Достоинство – качество каждой личности и каждой культуры, означающее, с одной стороны, уважение к ним со стороны государства и общества, а, с другой, их нравственную ответственность перед гражданским или мировым сообществом. Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей является важнейшим принципом государственной культурной политики, закрепленным в шестой статье «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». Достоинство личности гарантируется правами и свободами человека, нашедшими отражение во второй главе Конституции Российской Федерации. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения.
Духовная жизнь — философское понятие, которое используется для обозначения сердцевины или ядра культуры, а также для обозначения высшего развития способностей человека.
Духовная культура – широко распространенный термин, выражающий особенности русско-российской ментальности. Его содержание в досоветский период было сопряжено с православностью, занимавшей доминирующее положение в отечественной культуре. В советский период духовность отождествлялась с сознательностью. Поэтому культура стала классифицироваться по формам общественного сознания (правовая и нравственная, философская и политическая культуры). Общественное сознание квалифицировалось в марксистско-ленинской философии как духовная сторона исторического процесса.
В современной культурологии термин культура утрачивает дополнительное определение — «духовная». Однако допустимо и целесообразно его применение в словосочетаниях «духовное производство» (как отличное от материального производства), «духовное потребление» (означающее распредмечивание) и ряде других лексем.
Духовное производство – процесс, в ходе которого создаются, распространяются, осваиваются и сохраняются духовные ценности и блага (блага это растиражированные ценности). Оно отличается от материального производства, в ходе которого производятся, распределяются, обмениваются и потребляются  предметы, вещи, товары и иные полезные продукты, необходимые для удовлетворения естественных потребностей человека.
Духовность – человеческое качество, которым обозначаются мотивация и смысл поведения личности. «Духовное» и «дух», являющиеся главной категорией в христианской этике, связываются с внутренней чистотой и умиротворенностью, со скромностью и послушанием. В светском контексте духовность рассматривается как продукт и фундаментальное основание культуры, включающее определенное представление об идеале. Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, по сути, теми качествами, которые возвышают личность над собственными физиологическими потребностями. И наоборот, бездуховность – это отсутствие идеалов, жизнеориентирующих мотивов, недостаток «человечного» в человеке.
Закономерности развития культуры – объективно существующие, устойчиво повторяющиеся, существенные взаимосвязи, характеризующие культурный процесс. К ним относятся: преемственность в развитии культуры, включающая сочетание традиций и новаторства; единство и разнообразие культур народов и государств; уникальность и самобытность каждой этнической и национальной культуры; сочетание прерывности и непрерывности в функционировании и развитии культуры; взаимодействие и сотрудничество различающихся (и в некотором роде противоречащих) между собой культур; возрастание значимости и роли культуры при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу.
Знак – материальный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человека и мире в культурных текстах.
Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.
Идентичность – психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся чувством индивидуальной самотождественности и целостности.
Идеология (от греч. idea – понятие, представление) — система идей и взглядов, содержащих определенные ценности и нормы, через которые осознаются интересы социальной группы, формируются ее ориентации и отношение людей к действительности.
Инкультурация – термин, заимствуемый из культурной (социальной) антропологии, где он означает освоение индивидом (или группой) традиционных способов мышления и действий, привычек и норм поведения, характерных для культуры, к которой он (она) принадлежит.
Интернет – глобальная система коммуникации, передачи и хранения информации, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства.
Информационная культура – 1) совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе; 2) понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации
Информационное (постиндустриальное) общество – термин, заимствуемый из социологии, где он означает общество, в котором информация и уровень ее использования кардинально влияют на экономическое развитие, политическую жизнь, культурный процесс. Информационные технологии получают широкое применение в производственной и деловой жизни, в системе образования и быту. Информация становится главным фактором изменения качества жизни. В экономике она превращается в товар. Свободный доступ к разнообразной информации призван обеспечить широкий обмен мнениями в политической сфере. В культурном пространстве обмен информацией помогает формированию необходимых для устойчивого развития общества духовных ценностей и норм.
Термином постиндустриальное общество обозначается третья (после аграрного и индустриального общества) стадия развития человечества, отдельных стран, характеризующаяся социальными изменениями, сопряженными с революционными достижениями в научной, технологической, информационной и других областях. В постиндустриальном обществе в центре внутренней политики будут находиться вопросы культуры. Именно эту закономерность, сверхтезисно обозначив её концептом «культурная революция», впервые высказал В.И. Ленин в статье «О кооперации».  
Искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Будучи специфическим средством целостного самоутверждения человеком своей сущности, искусство связано с переживаниями и эмоциями, с преимущественно чувственным восприятием и субъективным видением действительности. В качестве художественных шедевров произведения искусства неподвластны времени и относительно независимы от изменяющихся групповых и этнонациональных вкусов.
Качество жизни – термин, заимствуемый из социологии, где он означает степень, меру удовлетворения материальных и культурных потребностей людей: качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения и образования, сферы обслуживания, окружающей среды и структуры досуга, степень удовлетворения потребностей в объективной информации и содержательном общении, в знаниях и творческом труде.
Китч (кич) (от греч. Kitsch – халтура, безвкусица) – наиболее примитивный пласт массовой культуры, синоним пошлого клишированного псевдоискусства, лишенного эстетической ценности и рассчитанного на непритязательный, неразвитый вкус. Обретая внешнюю «респектабельность», китч-культура проникает в средства массовой информации, на эстраду и сцену. Китч примитивизирует и опошляет популярное искусство и культуру в целом.
Конформист (от англ. conformist – согласный) – несамостоятельный человек, приспосабливающийся к обстоятельствам, пассивно принимающий господствующие мнения, некритически следующий за авторитетами.
Концепт – 1) феномен того же порядка, что и «понятие», его синоним; 2) мысль, отображающая структуру, содержание и смысл явления; 3) сгусток культуры в сознании человека; концепты не только мыслятся, но и переживаются, входят в ментальный мир человека.
Культура – объект изучения культурологии, понимание которого зависит от метода исследования. В отечественной культурологии наиболее распространенными являются описательный (дескриптивный), аксиологический (ценностный), деятельностный и атрибутивный методы понимания культуры.
Культура в контексте атрибутивного метода – это жизнедеятельность социума, характеризующаяся экологичностью (мегауровень), этноментальностью (макроуровень) и гуманистичностью самодеятельного характера (микроуровень).
Культура в контексте деятельностного метода – это созидательная, творческая деятельность, как прошлая, опредмеченная в культурных ценностях, так и, прежде всего, настоящая, основанная на их распредмечивании и превращение в достояние личности.
Культура в контексте аксиологического метода – это система базовых (общесоциальных) ценностей общества, создаваемых, воспроизводимых и передаваемых (транслируемых) последующим поколениям. Ценности являются регулятором поведения и высшей целью деятельности человека.   Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы.
Культура в контексте дескриптивного метода – это совокупность явлений культуры (артефактов), образующих определенную конфигурацию на фоне окружающей среды. Первое из дескриптивных (описательных) определений принадлежит основателю антропологии в Англии Э. Тайлору (1832-1917). В книге «Первобытная культура», опубликованной в 1871 году, оно сформулировано следующим образом: «Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Значимость первого научного определения культуры можно увидеть и оценить, если соотнести его с первоначальным смыслом, которое оно имело в  античный период. Тогда посредством этого слова, хотя оно и не было самостоятельным термином, обозначалось, с одной стороны, обустройство места проживания, прежде всего – возделывание, обработка земли. С другой стороны, — поклонение, почитание богов, которые оберегают людей, возделывающих, обживающих свою землю. Другими словами, культура представала как обустроенное людьми место поклонения, почитания покровительствующих им богов. Приобщение к культурной деятельности имело существенное значение, так как в процессе её происходило становление благонадежных и благопристойных людей.
Культурная (социальная) антропология – область социально-научного познания, связанная с изучением содержания совместной жизни людей с точки зрения обусловленности их взаимодействия при создании артефактов и обмена ими. Первоначально в центре ее внимания находились племенные культуры и реликты племенных обычаев в народном быту и фольклоре. Используемая в настоящее время для изучения современной социокультурной жизни, сближается с социологией.
Культурная интеграция – процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между культурными группами, историко-культурными образованиями, национальными культурами.
Культурная норма – правило, точное предписание, образец в области каких-либо действий или создания каких либо предметов. Будучи нормативным отношением к природному миру, политическим и экономическим процессам, к человеку, культура содержит определенные образцы, одобряемые большинством членов общества (или народом как этнонациональной общностью). Большинство культурных норм (например, правил этикета и общения) оказывают определенное влияние на социокультурные процессы, ибо приобретают силу привычки, становятся культурной традицией.
Культурная политика – 1) совокупность целей, принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению и развитию культуры; 2) совокупность идеологических принципов и практических мер, осуществляемых через образовательные, просветительные, досуговые, религиозные, издательские, коммуникационные и иные государственные и общественные институты по инкультурации населения и адаптации его к модернизирующейся социокультурной среде; 3) система принципов и технологий целенаправленного регулирования и управления культурными процессами, происходящими в определенном культурном пространстве, а также создание условий для экологичной, этноментальной и гуманистичной (самодеятельного характера) жизнедеятельности членов общества, являющихся как объектом культурной политики, так и потенциальными субъектами культурного процесса.
Культурные коды – термин, заимствуемый из семиотики, где им обозначаются вторичные языки культуры, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие знаковые (семиотические) системы более высокого уровня. Таковыми являются языки мифологии и религии, философии и науки, права и политики, рекламы, телевещания и Интернета и др. В роли культурных кодов выступают практически все подсистемы культуры: объекты искусства, быта, нормы этикета, техносфера и т.д. Расширение подобных подсистем становится главным направлением расширения мира культуры.
Культурные права человека – юридический термин, которым обозначаются возможности человека в сфере культуры и образования, установленные конституционно или законодательно. К этим правам относятся: право на образование и участие в культурной жизни, право на доступ к культурным ценностям и на пользование учреждениями культуры, право на творчество и свобода преподавания.
Культурные универсалии термин, заимствуемый из культурной (социальной) антропологии, где им обозначают черты, нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Они возникают потому, что все люди физически одинаково устроены, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.
В культурной (социальной) антропологи выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.
Культуроведческие теории – это оригинальные воззрения на культуру философов и социологов, историков и антропологов, филологов и психологов, семиотиков и лингвистов, представителей других социально-гуманитарных наук. Созданные ими теории (философия культуры и социология культуры, история культуры и т.д.) являются объектом изучения в курсе «История культурологической мысли».
Культурознание, культуроведение и культурология — это близкие по звучанию термины, имеющие разное содержание. Самым широким по объему является культурознание. Оно, помимо культуроведческих теорий и культурологии, включает эмпирические знания и разнообразные сведения о культурных явлениях из всех наук.
Культуроведение – это совокупность социальных и гуманитарных наук, обращающихся к культуре как объекту специального исследования. В культуроведение входят теория и история культуры, социология и экономика культуры, другие гуманитарные и социальные науки, объектом изучения которых становится культура.
Культурология – это самоназвание отечественной интегративной науки о культуре, формирующейся в постсоветский период и избирательно вбирающей в свой научный потенциал достижения других гуманитарных, социальных и, в меньшей степени, естественных наук.
Достигая максимально возможного теоретического обобщения, культурология представляет собой метатеорию, надстраивающуюся над культуроведческими теориями культуры. Она стремится стать метанаукой подобной философии.
В соотношении с культурологией, все другие теории культуры, выступают в качестве частных.
Культурология как наука призвана раскрывать мир человеческих смыслов, носителем которых является культура. Если философия культуры раскрывает сущность явлений или внутреннее содержание разнообразных форм окружающего культурного мира, то культурология, углубляя процесс философского познания, стремится проникнуть в их смысл. Культурология способна соотносить сущность и содержание явлений культурного мира (существующих в предметной и личностной форме) с человеком как индивидуальностью, членом определенной этнонациональной общности, представителем человечества в целом.
Культурология как специальность – 1) это профессиональная деятельность в органах государственного управления и местного самоуправления, сопряженная с поддержкой духовного здоровья человека и этнокультурного иммунитета этнической общности 2) это сторона (аспект) профессиональной деятельности тех специалистов, которые участвуют в проведении образовательной и информационной, национальной и иной политики, выполняя сложные функции регулирования культурной жизнедеятельности российских граждан.
Подготовка такого рода специалистов, осуществлявшаяся в советские годы в институтах культуры, сегодня ведется в других вузах, где культурологические знания соединяются с углубленным изучением основ своей профессии.
Культурология как учебная дисциплина призвана формировать современное культурологическое мышление, отличительными характеристиками которого являются синергетичность, диалогичность, диатропичность и толерантность. Этим она отличается от культуроведческих учебных дисциплин, изучение которых способствует постижению содержания и результатов культурной деятельности во временном (история культуры), функциональном (социология культуры), сущностно-бытийном (философия культуры) и иных аспектах.
Марксистско-ленинская теория культуры – наука и учебная дисциплина, возникшая в СССР во второй половине 60-х годов ХХ века и развивавшаяся до начала 90-х годов, утратив дееспособность с распадом Советского Союза. Предмет теории культуры определялся как исследование наиболее общих закономерностей развития культуры и специфических закономерностей ее развития в условиях коммунистической формации. Эта формулировка в несколько измененном виде (как исследование наиболее общих, объективных закономерностей мирового и национального культурного процесса) разделяется многими современными теоретиками при определении предмета культурологии.
Массовая культура — это современный тип духовного производства, становление которого связано с бурным ростом средств массовой коммуникации (печатно-репродукционная техника, радио, кино, телевидение, звукозапись и видеозапись, Интернет). Оно произошло в ХХ веке.
Плоды массового духовного производства (в сопоставлении с элитарным) отличаются усредненностью. Они могут опускаться до примитивизма, потребительства, коммерциализации, служить целям развлечения. Одновременно, благодаря средствам массовой коммуникации большие массы населения получают возможность оперативно знакомиться с важнейшими общественными событиями, произведениями высокого искусства и классической литературы, достижениями передовой науки. Большое количество людей благодаря массовой культуре могут виртуально участвовать в диалогах знаковых личностей, известных экспертов, быть «причастными» к жизнедеятельности замечательных людей.
По мере развития массовой культуры ее уровень и качество постепенно изменяются. Наряду с негативно оцениваемой китч культурой (связанной с повседневностью, усредненностью), существуют мид культура (соединяющая массовую доступность с высокой художественностью) и арт-культура (культура элитарная, ориентированная на потребности и вкусы наиболее эстетически, научно или политически развитой части общества). В европейских странах, раньше других движущихся по пути развития массовой культуры, доминирование китча в её содержании преодолевается.
Поскольку «продукты» массовой культуры производятся в избытке и доставляются потребителю по многим каналам одновременно, процесс их распространения не может жестко регулироваться государственными или иными, внешними по отношению к человеку органами управления и контроля. Большая доля регулятивных функций, отбор или выбор «продукции» могут и должны осуществляться самим потребителем. Этот немаловажный фактор свидетельствует о неизбежной демассификации и возрастающей индивидуализации духовного потребления, когда личность обретает прежде невиданные возможности и наибольшую свободу в отборе и освоении благ и ценностей не только китча, но и арт — культуры.
Массовая культура является мощным механизмом не только нагнетания, но и снятия огромных напряжений, возникающих в повседневном существовании, настроений безразличия и усталости, жестокости и агрессивности, отчаяния и растерянности, обиды и страха. Ее важнейшая функция — обеспечить социализацию и жизнеустойчивость человека в условиях усложненной и изменчивой среды большого города и высокого ритма жизни, приучить его к новым социальным ролям и ценностям. Молодежи, к примеру, она дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих устремлений.
Будучи достаточно противоречивой, массовая культура демократична. Используя разнообразные средства массовой информации, выбирая желаемое, потребитель сам оказывается в центре культурного процесса. Поэтому массовая культура не исключает персонифицированное духовное потребление, которое в перспективе будет доступно не только интеллектуалам и их семьям, но и широким массам населения. Другой аспект демократичности массовой культуры связан с тем, что эта культура адресуется не специально подготовленной аудитории (такова элитарная культура, авторы которой намеренно конструируют эстетическую дистанцию между художественным текстом и зрителем), а носит более универсальный характер, охватывая срединную часть общества.
Материальная культура – профессиональный термин, используемый археологами для обозначения находимых при раскопках предметов культуры (артефактов), на основании которых реконструируется внепредметно-духовный облик их создателей (ментифакты и социофакты). Использование этого термина, посредством которого обозначаются разнообразные экспонаты, характерно для музейных работников. Методом комбинирования экспонатов они стремятся передать дух времени, духовную сторону процесса, либо решить иную профессионально важную задачу. Таковым же он является и для этнографов.  
Ментальность, менталитет (от франц. mentalite — мироощущение, мировосприятие) – глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым образ жизни человека или социальной группы.
Метанаучный характер отечественной культурологии является ответом на вызов времени. Наряду с расширением культуроведения, т.е. возрастания количества теоретико-культурных дисциплин, способствующих дифференциации и углублению познания сегментов и аспектов культурного мира, возникает потребность в науке, являющейся синтезирующей надстройкой над ними, а также обладающей способностью исследовать культурный мир в его нерасчлененной целостности. Эту меж- и наддисциплинарную функцию выполняет отечественная метанаучная культурология, интегрирующая гуманитарное, социальное и естественно-научное знание.
Благодаря достигаемой метанаучности, объектом изучения в культурологии становится объемное культурное пространство, имеющее высоту (от сравнительно индивидуально-локальных до общечеловечески-значимых культурных ценностей и норм), ширину (от минимально-муниципальной до масштабно-мировой культуры) и глубину (от этнически-полуплеменной, относительно простой до современно-комплексной цивилизационной культуры, характеризующейся избирательным сопряжением культур этнического и национального типа).
Метанаучная культурология отличается также своей полипредметностью или многоракурсностью. Она способна изучать объект на мега-, макро- и микроуровнях.
Методы культурологических исследований (от греч. methodos – способ познания, исследования; способ действия) – присущие отечественной культурологии как метанауке, аналитические приемы обобщения и способы построения теоретических схем и моделей объекта познания – мира культуры.
Дескриптивный метод имеет описательно-повествовательную направленность. Исследование мира культуры осуществляется через перечисление явлений (предметов) культуры, находящихся в состоянии изменения. Результат дескриптивного метода — пространственно-предметная и событийно-динамичная модель культуры. Этот метод доминирует в историко-культуроведческих исследованиях, которые ограничиваются шедевроведением.
Аксиологический метод имеет понимающий характер, порождающий определенную ценностную ориентацию. Благодаря нему конфигурация культуры приобретает разновысотностью. В ней выделяются ценности персональные и групповые, национальные и общечеловеческие; ценности специализированные (политические и философские, экономические и правовые) и обыденные (нравы и обычаи, обыденно-мировоззренческие и домашне-хозяйственные) ценности.
Результат аксиологического метода – рельефная модель культуры. Ценностно-нормативный метод выходит на первый план в социологии культуры.
Деятельностный метод – имеет объяснительную направленность (характер). Мир культуры предстает как духовное производство, в котором культурные ценности являются продуктом опредмечивания самостоятельной, активной, свободной и творческой деятельности людей. Результат деятельностного метода – сущностная модель культуры. Деятельностный метод чаще других используется в философии культуры.
Атрибутивный метод – имеет смысловую направленность. Мир культуры предстает как жизнедеятельность социума, с одной стороны, адаптированная к определенным социальным, этнонациональным, экзистенциальным и иным условиям, а, с другой, — изменяющая и совершенствующая их. Результат атрибутивного метода – смысловая модель культуры в системе природных, социальных и антропологичных координат. Атрибутивный метод, вбирающий дескриптивный, аксиологический и деятельностный методы, характерен для метанаучной культурологии.
При рассмотрении культурологии как междисциплинарной области знания в состав методов культурологии включают методологические установки и конкретные приемы анализа ряда социальных и гуманитарных наук (экономических, политических, социологических и иных исследований). В этом случае количество методов существенно возрастает, но культурология утрачивает статус самостоятельной метанауки, превращаясь в совокупность социально-гуманитарных дисциплин. Этот факт признают те исследователи, которые относят культурологию к междисциплинарному знанию. Предрасположенная к междисциплинарному синтезу, культурология не ограничивается им. Помимо объекта (мир культуры в его разнообразии), культурология имеет собственный предмет (синергетичная многоракурсность).
Мир культуры – предельно широкое (в философии он обозначается как вторая природа) обозначение реального культурного процесса. Этот процесс многообразен, так как состоит из культур народов, в которых воплотился их социально-исторический опыт, отражающий ландшафт, климат, экологию жизненной среды, своеобразие психического склада, образ мышления, этнически окрашенный ценностный и духовный потенциал.
Сравнение и сопоставление культур, изучение их внутреннего строения, особенностей, функций и гуманистического своеобразия стали мощным импульсом для развития гуманитарного знания. Именно открытие факта сосуществования множества культур, по мысли В.М. Межуева, сделало возможным появление культурологии как науки. Она возникла как дополнение к философскому осмыслению феномена культуры, в котором культура исследуется изнутри, а потому философия культуры – это её самосознание.
Модернизм – термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины ХХ в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому.
Морфология культуры – строение культуры, её структура, состоящая из компонентов. В метанаучной культурологии выделяются мега- , макро- и микроструктура культуры.
На мегауровне компонентами культурной сферы являются три пласта. Основополагающий пласт, обращенный к биосфере, обозначается как сакраментальный. К нему относятся сельскохозяйственное производство, а также связанные с переработкой природного материала жилище, пища и одежда, разнообразные промыслы и ремесла. Благодаря этому пласту социум приобретает вещество и энергию, необходимые для его жизнедеятельности. Вершинный пласт обозначается как сакральный, посредством которого человечество, устанавливая связь с космосферой, обретает особые формы энергии, которые содержат религиозные системы, астрология, уфология, парапсихология и другие «околонауки». Срединным платом, посредством которого социум расширяет и существенно увеличивает вещественно-энергетические основы своей жизнедеятельности, создает необходимую для комфортной жизни  техносферу, является светский пласт культуры. Доминируя в мегаструктуре культуры, он определяет её состояние в целом.
На макроуровне компонентами культурной подсистемы являются три потенциала. Основополагающий потенциал в культурной подсистеме, оказывающий решающее воздействие на экономическую подсистему, обозначается как интеллектуально-понятийный. Им обладают естественные и социальные, гуманитарные и технические науки. Вершинный потенциал, на который опирается политическая подсистема, обозначается как ценностно-ориентационный. В наиболее концентрированном виде он присутствует в идеологии. Сердцевинный потенциал, в наибольшей степени связанный с этноментальностью культуры в целом, обозначается как ассоциативно-образный. Видимо по этой причине культуру нередко отождествляют с искусством (художественной культурой).
На микроуровне культурное пространство состоит из трех полей. Основополагающим является консонансное поле. Его образуют люди, гармонично вписывающиеся в культурное пространство, придающие стабильность его функционированию. Л.Н. Гумилев обозначал таких людей как гармоничных, отличных от пассионариев. Именно пассионарии образуют диссонансное поле, проявляя в своей жизнедеятельности не только самостоятельность (присущую акторам консонансного поля), но также активную и свободную жизнедеятельность. Энергия и самоотверженность пассионариев являются тем двигателем, который постоянно будирует духовное производство, не позволяя ему «погружаться» в состояние застоя. Поэтому диссонансное поле – сердцевина культурного пространства. Вершиной культурного пространства является нонсонансное поле, которое образуют таланты и гении, выступающие субъектами творческой деятельности. Именно их усилиями культурное пространство увеличивается в размерах: прирастает новыми научными открытиями, художественными шедеврами, культурными ценностями национальной и мировой значимости.
Научно-техническая революция — понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов, сопряженных с превращением науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к середине 40-х – началу 50-х годов ХХ века.
Национально-культурная политика – в потенции это одна из двух граней внутренней политики государства. Сегодня национальная и культурная политика разделены по ведомствам. Государственная культурная политика рассматривается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре как политика государства в области культурного развития и определяется как «совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры».
В цитируемом определении присутствует, присущий советской политике в области культуры, сферно-ведомственный подход,  ибо культура предстает как система духовного производства, состоящая из распространения и сохранения культурных ценностей и благ (эти функции находятся в ведении Министерства культуры), а также их создания творцами культуры и потребления гражданами России. Принципами духовного производства в советские годы были политические принципы классовости, партийности и народности.
В постсоветские годы происходит преодоление сферно-ведомственного подхода, а потому развитие культуры происходит по пути реализации имманентных свойств культуры. Поэтому с позиций метанаучной культурологии культурная политика – это политика, способствующая экологичности, этноментальности и гуманистичности (самодеятельного характера) жизнедеятельности граждан и народов Российской Федерации.
Благодаря двум правовым документам (Основам законодательства о культуре и «Закону о национально-культурной автономии») права гражданства обрели культурно-национальная и национально-культурная автономии, т.е. начался процесс сближения векторов культурной и национальной политик. Это сближение означает обретение культурной политикой внесферного характера. Ведь именно через культуру, а не через национально-территориальное деление народонаселения, как в советские годы, народы Российской Федерации сохраняют свою этноментальную самобытность, которая наиболее ярко присутствует в родном языке и этнотрадициях, этнообычаях и художественном творчестве.
Современная национальная политика сопряжена не с выравниванием уровней жизни народов России (одни из которых являются доаграрными, другие — доиндустриальными, а третьи – техногенными), а с укреплением единства гражданской российской нации при сохранении её внутреннего этнокультурного многообразия.
В перспективе национально-культурная политика – это одна из двух граней внутренней политики государства, способствующая тому, чтобы народы и граждане сохраняли свою оригинальность и локальность в условиях глобализации. Другой гранью внутренней политики государства является экономическая политика, постепенно глобализирующая, а значит и нивелирующая жизнедеятельность народов и граждан России.
Соединение экономической и национально-культурной политик обозначается как принцип глокализации.
Ноосфера  (от греч. noos – ум, разум и греч. sphaira – шар) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность чело
века становится решающим фактором её развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Рядоположные по содержанию понятия – социосфера и техносфера, этносфера, антропосфера и космосфера.
Общечеловеческие ценности – обозначения ряда результатов культурной деятельности (в виде идеалов и принципов, прав и нравственных норм), имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, возраста, пола и т.д. Они наиболее полно воплощают родовую сущность человека. Системообразующим для человечества является принцип гуманизма, абсолютного приоритета ценности человеческой жизни. Фундаментальное значение в системе общечеловеческих ценностей принадлежит праву человека на самобытное существование и свободное развитие.
К общечеловеческим также относятся такие ценности как истина и добро, красота, справедливость и любовь, которые признаются позитивными не только отдельными народами и государствами (национальные ценности), а и человечеством в целом. Общечеловеческие ценности создают основы для диалога и взаимообогащения культур всех народов и государств.
Объект матанаучной культурологии – это мир культуры, т.е. предельно широкое (в философии он обозначается как вторая природа) обозначение реального культурного процесса. Этот процесс внутренне многообразен, так как состоит из культур народов, в которых воплотился их социально-исторический опыт, отражающий ландшафт, климат, экологию жизненной среды, своеобразие психического склада, образ мышления, этнически окрашенный ценностный и духовный потенциал.
Будучи монообъектной, культурология изучает реальный мир культуры, состоящий из культур народов и государств, преимущественно в их целостности.
Сравнение и сопоставление культур, изучение их строения, особенностей, функций и гуманистического своеобразия стали мощным импульсом для развития гуманитарного знания. Именно открытие факта сосуществования множества культур, по мысли В.М. Межуева, сделало возможным появление культурологии как науки. Она возникла как дополнение к философскому осмыслению феномена культуры, в котором культура исследуется изнутри, а потому философия культуры – это её самосознание. Культурология стремится раскрыть внутренние, внешние и пограничные смыслы культурных явлений и процессов в их взаимосвязи.
Отечественная культурология – лексема, отражающая закономерность уникальности культур народов и государств, а также специфичности, свойственной теории каждой из этих культур. Это требует, с одной стороны, хотя и критичного, но более внимательного отношения к развитию советского культуроведения, органично связанного с социалистическим культурным строительством. С другой, — более осторожного заимствования понятий и концептов из американской культурной антропологии, немецкой философской антропологии, английской и французской социальной антропологии. Э.А. Орлова обозначает их как единую область знания — культурную (социальную) антропологию.
Именно конъюнктурный антикоммунизм (органичный для отечественных политиков, стремившихся после августа 1991 года к властным вершинам, но противоестественный для исследователей), а также заимствование понятий из культурной (социальной) антропологии, в значительной степени определили содержание первого Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Такой образовательный стандарт в определенной мере «стимулировал» игнорирование сохраняющих дееспособность публикаций С.Н. Артановского и Э.А. Баллера, В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова, Н.С. Злобина и В.М. Межуева, М.П. Кима и В.Т. Ермакова, Л.Н. Когана и Э.С. Маркаряна, Р.В. Садова и Э.В. Соколова, непосредственно занимавшихся в советские годы проблемами теории культуры в философском, историческом и социологическом ракурсах. А это, в свою очередь, лишило постсоветских культурологов возможности создания общепризнанной программы по культурологии.
Общепризнанность не означает однообразия в выборе содержания курса и методов его преподавания. Она сопряжена с необходимостью создания четко структурированного образовательного стандарта, включающего минимум базовых понятий, образующих систему. Их освоение может и должно формировать у студента основы современного культурологического мышления.
Отчуждение – процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними.
Парадигма  (от греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Парапсихология – теория о различных проявлениях духовных сил человека, которые естественнонаучно необъяснимы.
Плюрализм (от лат. plures – множественный) – особая мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентаций
Постмодерн, постмодернизм – в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970-1990 гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакцией на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путём его цитирования. Постмодернистская позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентаций
Предмет матанаучной культурологии синергетичен, так как представляет собой взаимосвязь систем (как бы система «во второй степени»). Три первичных системы (магауровневая, макроуровневая и микроуровневая) существуют не только сами по себе, автономно, но и образуют систему второго порядка. В этом случае мы обращаем внимание на органическую целостность, состоящую из природного, социального и личностно-экзистенциального миров.
Первичные системы состоят из рядоположных структурных компонентов. На мегауровне – это сферы, на макроуровне – подсистемы, на микроуровне – поля.
Вторичная система состоит из структурных компонентов, находящихся в субординационном положении, а потому образующих своеобразную «матрешку». Из консонансного, диссонансного и нонсонансного полей культурного пространства образуется культурная подсистема общества, а из культурной, политической и экономической подсистем общества — социосфера (тождественная культуросфере). В свою очередь биосфера, социосфера и космосфера образуют общепланетный мир, именуемый Вселенной (вся система мироздания).
Определенная путаница происходит при постановке вопроса о «предметной области культурологии». Предмет в принципе не может быть областью, ибо таковым по своей сути является объект. Ведь объект это то, что изучает культурология, предмет же это то, как изучается объект, под каким углом или углами зрения, в каких ракурсах.
Отечественная культурология характеризуется не каким то особым предметным полем, а полипредметностью. Поэтому отечественная культурология изначально полифонична. Это её свойство позволяет культурологии быть метанаукой.
Преемственность – основа связи настоящего с прошлым и будущим в развитии культуры. Происходящие новационные изменения при переходе от одного этапа развития общества к последующему не исключают наследование новыми поколениями тех культурных ценностей и норм, знаний и обычаев, которые, будучи созданными предшествующими поколениями, сохраняют свою актуальность, значимость и дееспособность.
Преемственность, будучи одной из основных закономерностей развития культуры, означает сохранение отдельных элементов или сторон его организации при изменении целого как системы. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность обуславливает устойчивость целого.
Прикладная культурология – составная часть культурологии, объектом изучения которой является не только деятельность учреждений и организаций культуры, но и культурная жизнедеятельность граждан, больших социальных групп (как носителей субкультур) и народов. Её главное направление состоит в разработке теоретических основ культурной политики субъектного и муниципального масштабов, образующих федеративное культурное пространство России.
Круг научных интересов прикладных культурологов включает диагностику культурных процессов, социокультурное программирование, проектирование и прогнозирование, а также разработку принципов и технологий целенаправленного регулирования и управления процессами, происходящими на определенном культурном пространстве.
Прикладная культурология имеет практический характер. Специалисты-прикладники обладают организаторскими навыками и умениями, способствующими реализации культурных интересов и потребностей различных категорий населения.
Рядоположность – одно из условий научного подхода, предполагающего соблюдение однопорядковости как принципа соединения элементов в системе или компонентов в структуре. Она, чаще всего, не соблюдается при суммативном подходе, когда однопорядковость механически объединяется с субординационностью.
Сакральное (от лат. sacer, sacri – священный, запретный, проклятый) – святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные.
Самодеятельный характер гуманистичности – это словосочетание выражает имманентное свойство культуры на микроуровне. Впервые связь между культурой и самодеятельностью раскрыл Р.В. Садов в книге «Коммунизм и культура» (глава «Личность как субъект культуры»). Термин «самодеятельность» удачно отражает четыре ступени гуманистичной жизнедеятельности: самостоятельная, активная, свободная и творческая жизнедеятельности.
Самостоятельная жизнедеятельность – это первая ступень, с которой начинается движение ребенка в мир культуры. Самостоятельность возможна тогда, когда в рамках своего жизненного пространства индивид, с одной стороны, компетентен, а, с другой, — находится в атмосфере доверия. Дефицит доверия побуждает человека быть конформистом, т.е. личностью, которая не просто адаптируется, а пассивно принимает существующий порядок, господствующие мнения, некритично следует авторитетам и доминирующим тенденциям.  
Атмосфера доверия – это объективная сторона самостоятельной жизнедеятельности, а компетентность – ее субъективная сторона. Компетентность не сводится к знаниям. Она включает жизненный опыт и интуицию.
Наиболее простым и оптимальным «пространством» для самостоятельной жизнедеятельности является семейный коллектив. В семье человек не только рождается биологически, с помощью родителей входит в мир собственной этнокультуры, но и осознает свою причастность к существующему культурному пространству .
Вторая ступень – активная жизнедеятельность. Активной является та жизнедеятельность, которая осуществляется без толчка извне. Ее пусковой механизм находится внутри личности. Этот механизм – самостоятельность, которую именуют самостийностью (сам себе голова).     Активная жизнедеятельность, с одной стороны, сверх напряженна. Она требующая повышенной энергии, выделяет личность из общей массы, т.е. объективно усложнена. Но, с другой, субъективной стороны – активность приносит удовлетворение, ибо ускоряет продвижение личности в реальном мире, в том числе — мире культуры.
Третья ступень – свободная жизнедеятельность. Свобода может пониматься как осознанная необходимость и как утверждение собственной оригинальности. Во втором случае – это свобода не «от», а «для». Она – для утверждения личности в мире культуры.
С позиций культурологии, свободна та жизнедеятельность, в процессе которой индивид в качестве субъекта или актора культуры реализует свои сущностные силы.
Четвертая, завершающая ступень — это креативная или творческая жизнедеятельность. Она опирается, «вбирая» в себя самостоятельную, активную и свободную жизнедеятельности, т.е. в совокупности с ними образует жизнедеятельность самодеятельного характера в полном объеме.
Творческая жизнедеятельность  отличается от свободной тем, что она не только означает реализацию индивидуальности, но и пополнение совокупного ассоциативно-образного, интеллектуально-понятийного или ценностно-ориентационного потенциалов.
Благодаря творческой жизнедеятельности деятельности личности происходит «прирастание» культурного пространства. Поэтому именно творчество чаще всего рассматривается как сущность культурного процесса, а культуру отождествляют с творчеством. Деятельно творящие индивидуальности – это субъективно-личностная основа культуры.
Семиотика культуры – комплексная наука, стремящаяся рассматривать духовное содержание человеческой деятельности, которое, материализуясь, становится знаком. Каждый культурный предмет обладает знаковой функцией. Воспринимая знаковую систему, человек обнаруживает содержательную сторону духовной культуры, а осваивая смыслы культурных знаков он входит внутрь культуры, овладевая ею. Духовное в знаковой системе выступает содержанием, а материально-знаковое формой культуры.
Синергизм, синергия (от греч. synergeia – сотрудничество, содействие) — совместное функционирование каких-либо органов и систем, благодаря чему эффективность их действий превышает сумму действий, если бы они были осуществлены каждым из них в отдельности.
Синергетика – наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. В сферу внимания синергетики попадают неустойчивые фазы существования сложных систем, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития (кризисы и бифуркации, нелинейные эффекты эволюции систем любого типа).
Синергетика позволяет видеть культуру не только в аспекте устойчивого сохраняющейся функциональной системы, но и раскрывать механизмы распада культур и последующего формирования из хаотичного многообразия их элементов новых устойчивых культурных структур.
Синергетический подход является умножением системного подхода (система «в квадрате»). Первичная система состоит из элементов, именуемых подсистемами. Одновременно первичные системы могут рассматриваться как элементы, образующие определенную суперсистему или вторичную систему
Вторичная система состоит из совместно функционирующих первичных систем, которые могут находиться как в соотношении рядоположности, так и субординированности. В метанаучной культурологии мегауровневая, макроуровневая и микроуровневая структуры культуры соотносятся субординационно, образуя подобие «матрешки».
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п. Гранями социализации являются аккультурация и инкультурация.
Социологическая культурология – аспект фундаментальной культурологии, объект которой – современное культурное пространство, являющееся относительно самостоятельной целостной системой и одновременно — подсистемой (элементом) общества, рядоположной экономической и политической подсистемам. Предмет социологической культурологии – функционирование сложносоставного культурного пространства России, имеющего федеративный, субъектный и муниципальный уровни организации.
Наследуя достижения социологии культуры советского периода (работы Л.Н. Когана и Ю.Р. Вишневского, С.Н. Плотникова и Я.С. Капелюша, Ю.У. Фохт-Бабушкина и Н.А. Хренова), отечественные социологи культуры (Л.Г. Ионин и А.И. Шендрик, К.Б. Соколов, В.С. Жидков и Г.А. Аванесова) формируют объёмно-целостную социологическую культурологию. Одним из первых учебных пособий по социологической культурологии являются «Социальная культурология» Б.С. Ерасова (1994 г.), а также словарь «Культура и культурология» А.И. Кравченко (2003 г.).
Средство массовой информации – средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение информации.
Структура культурологии – в качестве метанауки культурология состоит их двух составных частей – фундаментального и прикладного знания.
Фундаментальную культурологию образуют теоретико-методологическое ядро (философская культурология), а также историческая и социологическая культурологии, которые подобно электронам, соединенным с ядром и обогащающим его, образуют интегративно-целостную, наиболее общую (в сравнении с культуроведением) науку о культуре.
Прикладная культурология — это связующее звено между фундаментальной культурологией и реальным культурным процессом, корректирующим сопряженность фундаментального знания с реалиями жизни. Будучи относительно автономной составляющей, прикладная культурология призвана теоретически обосновывать современную культурную политику, а также разрабатывать технологии практической организации и регуляции процессов, осуществляемых в субъектных (административно-территориальные регионы и национально-территориальные образования) и муниципальных пространствах, образующих федеративное культурное пространство России.
Соответственно, структура прикладной культурологии включает три компонента: – региональная прикладная культурология, этнонациональная прикладная культурология и муниципальная прикладная культурология.
Субкультура – особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри доминирующей или господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.
Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые (не имеющие аналогов в предшествующей культурной деятельности людей) и значимые для общества ценности и нормы культуры.
Теория культуры – 1) совокупность обобщенных научных положений, образующих науку о культуре. Теориями культуры являются история и социология культуры, экономика и психология культуры. Они стали зарождаться в СССР со второй половины шестидесятых годов путем «отпочкования» от базовых научных дисциплин (от гражданской истории отделилась история культуры, от общей социологии — социология культуры, от экономической теории — экономика культуры и т.д.). Каждая из теорий культуры является логическим конструктом, выявляющим под собственным углом зрения устойчивые свойства культуры или культурного процесса; 2) одна из научных и учебных дисциплин, впервые заявившая о себе в монографии «Коммунизм и культура» (1966 год), в учебной программе «Основы марксистско-ленинской теории культуры» (1971 год) и аналогичном по названию учебном пособии (1976 год).
Советская теория культуры частично «отпочковалась» от исторического материализма (работы Н.С. Злобина, В.М. Межуева) и преимущественно — от теории научного коммунизма (работы А.И. Арнольдова и А.С. Фриша, осуществлявших также редактуру учебных программ, пособий и иных изданий по марксистско-ленинской теории культуры); 3) аналог философской (теоретической) культурологии; именно в философскую культурологию в постсоветское время реформируется марксистско-ленинская теория культуры. Этот факт позволяет утверждать, что отечественная философская культурология (философский аспект фундаментальной культурологии) зародилась в середине 60-х годов ХХ века;
Техносфера – область действительности, для которой характерно применение техники. Термин появился в 1940-1950-е гг. Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой характерно проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.
Типология культуры – научный  метод, в основе которого лежит расчленение мира культуры и его систематизация по устойчивым признакам и принципам, свойствам и моделям. Типология культуры может быть общепризнанной, известной и индивидуально-оригинальной, созданной самим исследователем для решения определенной задачи.
Критерий типологии культуры может быть как реальным и объективным, так и субъективным, обоснованным теоретически.
«Главным и обязательным методическим условием любой систематизации (типологизации, классификации) должно быть очевидное единство избранного основания, как необходимое условие для рассмотрения данной группы объектов в качестве суммы, подлежащей систематизации, а также выстраивания этих объектов в какой-то ряд или иерархию».
Толерантность современного мышления – это его доминантное свойство, основанное на признание права всех индивидов не только быть различными по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям, но и находиться во взаимопонимании и единстве. Базовой основой толерантности является как признание разнообразия культур, цивилизаций и образов жизни больших и малых народов, различных этнических общностей и отдельных граждан, так и понимание того, что мир будет устойчивым не через однообразие (многообразие в единстве, коим был советский народ в условиях тоталитарного унитаризма), а через единство в многообразии (таковым в условиях демократического федерализма может и должен быть, как обозначено в Преамбуле Конституции России, «многонациональный народ Российской Федерации»).
Философская (теоретическая) культурология (теория культуры)– аспект фундаментальной культурологии, объект которой – культура как целостная система, являющаяся одновременно подсистемой (элементом) другой, более глобальной природно-вселенской системы. Предмет философской культурологии – изучение методологических основ и исследование наиболее общих, объективных закономерностей отечественного и мирового культурного процесса.
С одной стороны, философская культурология наследует ряд концептов и понятий, сложившихся в марксистско-ленинской теории культуры и не утративших своей научной дееспособности и значимости в постсоветский период. С другой стороны, она последовательно освобождается от методологической односторонности и заиделогизированности теории культуры советского периода.
По инициативе Российского института культурологии в 2005 году опубликовано обширное научное издание «Теоретическая культурология», обогащающее философско-концептуальные основы культурологии как науки и учебной дисциплины.
Фундаментальная культурология – составная часть отечественной культурологии, состоящая из трех подсистем, каждая из которых, имея собственный предмет изучения, вносит свою «лепту» в общее фундаментальное культурологическое знание.
Помимо собственного предмета (изучение общих закономерностей развития социокультурного процесса), философская (теоретическая) культурология создает методологические основания для исторической и социологической культурологий.
Историческая культурология (предмет которой – изучение ретроспектив социокультурного процесса) обогащает генезисно-генетические основания социологической и теоретической культурологий.
Социологическая культурология (предмет которой – изучение особенностей функционирования социокультурного мира, включающего знания, ценности и проекты) обогащает теоретическую и историческую культурологии пониманием общей динамики социокультурного процесса.
Функции культуры – это те основные обязанности, роли, назначения, которые культура, будучи экологичной, этноментальной и гуманистичной (самодеятельного характера) жизнедеятельностью людей, «исполняет» в трех системах.
В природно-культурной мегасистеме ей присущи две мегафункции: защитно-адаптивная (поддерживающая вещественно-энергетическое равновесие между человечеством и окружающей его природной средой); освоения и преобразования природного мира (благодаря чему человечество сохраняет и расширяет пространство своей жизнедеятельности).
В общественно-культурной макросистеме культуре присущи пять макрофункций: коммуникативная (межличностное, межгрупповое и международное /массовое/ взаимодействие людей); сигнификативная (придание /посредством означивания/ предметам и явлениям социальной действительности определенных значений и ценностей); накопления и хранения информации (благодаря чему поддерживается и сохраняется социальная память); нормативная или регулятивно-направляющая (способствующая решению жизненно важных для человеческих сообществ и отдельных людей задач, выработке оптимального пути решения конфликтных ситуаций и т.п.); психологической разрядки (снятия напряжений посредством игр и обрядов, ритуалов и праздников, через чтение детективов и приключенческих романов, просмотр фильмов ужасов и катастроф).
В микросистеме культурно-личностного пространства культуре присущи три микрофункции: гоминизации (овладение человеком родовыми качествами, его вхождение в разумную, волевую, нравственную жизнедеятельность); социализации (освоение человеком основных социальных ролей – труженика, гражданина, семьянина); индивидуализации (развитие способностей и качеств личности, «предуказанных» природными задатками, биографией, жизненным опытом).
Ценностная ориентация – комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.
Частные научные (культуроведческие) представления о культуре – изучение культуры в ракурсе социально-гуманитарных наук. В антропологии культура – это все то, что создано человечеством и характеризует его в определенных исторических условиях. В археологии – это совокупность продуктов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения людей (материальная культура). В психологии – это социально обусловленные особенности человеческой психики.  В семиотике – это система знаков, используемых обществом. В социологии – это фактор организации общественной жизни, система идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей, а также средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь людей. В этнопсихологии – это особенности, характеризующие внутреннюю духовную жизнь и поведение представителей разных народов.
Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) – 1) в исторической культурологии – третья стадия (этап) общечеловеческого развития, следующий за дикостью и варварством; 2) в теоретической культурологии – это, прежде всего, предметное тело культуры, являющейся системой смыслов человеческого бытия; 3) в социологической культурологии – это уровень (ступень) в общечеловеческом развитии, включающий не только определенный технико-экономический уклад (доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный), но и способ коммуникации (бесписьменный, литературно-письменный, электронный).
Эволюционизм – направление в культурной (социальной) антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией или развитием, применение которой позволяет оценивать рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.
Этническая (национальная) группа – часть этноса, которые в силу ряда причин отделены от ядра этноса и осуществляют жизнедеятельность вне его, в иноэтнонациональной среде.
Этноментальность – этнонационально окрашенное мироощущение и мировосприятие, посредством которого члены этнической или национальной общности, сохраняя близость, внутреннее родство и следуя межпоколенной преемственности, вырабатывают собственные, отличные от других народов, психологические установки и духовные предпочтения, ценностные ориентации и модели поведения. Этноментальность означает сопричастность судеб. Она придает жизнедеятельности людей особый колорит и избирательность, межиндивидуальную распознаваемость, опирающуюся на отделение «наших» от «других».
Этноментальность позволяет находить в общем информационно-культурном пространстве родные мотивы и интонации, знаки и символы, языки и образы.
Этнос, этническая общность (от греч. ethnos – племя, народ) — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация), обладающая схожими чертами и общей культурой (включая язык). Культурная общность членов этноса обуславливает единство их психического склада.
Этнос (этническая общность) обладает самосознанием, т.е. осознаёт своё единство и отличает себя от других подобных образований, что фиксируется в его самоназвании (этнониме).
Этос (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
Ядро культуры – сердцевина культурной системы, во-первых, определяющая её адаптированность и устойчивость в природной и глобализующейся социальной среде; во-вторых, отражающая и сохраняющая характерные этноментальные свойства (мировосприятие, мироощущение, склад ума, умственный настрой, образ мышления) народа, создавшего её. В-третьих, ядро культуры аккумулирует пассионарный потенциал и созидательную жизнедеятельность личностей, являющихся субъектами культурного процесса.
Состоящее из творческих достижений писателей и поэтов, композиторов и ученых, философов и моралистов, ядро культуры служит основой вхождения новых поколений в родной язык и культуру своего народа. Это вхождение не исключает знакомство и освоение языков и культур других народов. Более того, двух- и многоязычность, а также поликультурность являются одним из средств и важнейших условий культурного развития человечества в ХХI веке.
Язык – система знаков, посредством которых в культуре кодируется, сохраняется и передается информация. Он служит средством человеческого общения, регулятором поведения, условием формирования и сохранения этнонациональной общности. Благодаря языку происходит передача социального опыта, культурных норм и традиций. Через язык осуществляется культурная связь между людьми, преемственность поколений и исторических эпох. Являясь этнонациональной духовной ценностью, язык каждого народа нуждается в постоянной защите и поддержке.
Различают устную (разговорную) и письменную (литературную) формы языка. Литературный язык – показатель развития и богатства национальной культуры.
Язык государственный – официальный статус языка, который устанавливается законодательно и означает обязательность его использования в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений культуры и образования, в официальном делопроизводстве и переписке и т.д. Этот язык является (наряду с территорией, экономическим пространством, денежной системой) одним из признаков государства.
Язык литературный – основная, наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, многофункциональностью и тенденцией к регламентации. Понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы» не тождественны. Литературный язык охватывает не только язык художественной литературы, но и языковые реализации в области публицистики, науки, государственного управления.
Язык национальный — социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством письменного и устного общения нации. Он складывается в период формирования нации. Проявляя склонность к саморазвитию, национальный язык может расширяться за счет инонациональных слов и терминов. Он имеет тенденцию к единству, к нивелированию территориальных и социальных диалектов и жаргонов, что достигается через распространение норм литературного языка и правил произношения в средствах массовой информации.
Вместе с национальной культурой национальный язык является важнейшим средством самовыражения нации. Мир воспринимается и познается через призму лексико-грамматических и графических особенностей национального языка. Даже его частичная утеря приводит к размыванию этнокультурной идентичности и содержит угрозу целостности ядра культуры.
Языки культуры – формы, факты, знаки, символы, тексты, образы, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве и времени культуры; это универсальные форма осмысления реальности. Благодаря языкам культуры осуществляется культурный диалог как по вертикали – между разными эпохами, так и по горизонтали – между одновременно сосуществующими культурами народов.
Формирование языков культуры происходит в процессе взаимодействия совместно проживающих народов, когда общие для них представления обретают общепринятое выражение и статус разделяемых знаковых единиц, использование которых подчиняется определенным, установленным, обязательным правилам. Языки культуры не являются природными, априори данным человеку средством получения, хранения и передачи информации. Создавая в процессе развития различные языки (вербальные, жестовые, графические, электронные, пластические, образные и иные), человечество не только выделяет в жизненном потоке устойчивые единицы или представления, но и объединяет их.

Читайте также:  Шпаргалка по БЖД