10.4. Зоны повышенной опасности на водном транспорте

10.4. Зоны повышенной опасности на водном транспорте, правила безопасного поведения

Авария на морских (речных) судах — опасное происшествие на судах, приведшее к гибели людей, причинению вреда здоровью, уничтожению и повреждению транспортных средств или ущербу окружающей природной среде.
Основными причинами аварийности на водном транспорте являются: техническая непригодность судов к эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки; нарушение правил технической эксплуатации судов и оборудования; судоводительские ошибки; нарушения правил пожарной безопасности и требований нормативных документов по безопасности перевозок грузов.
Охрана жизни и спасение людей на море выходят за национальные рамки и являются международной проблемой. Об этом свидетельствует принятая в 1974 г. и ратифицированная СССР очередная Международная конвенция по охране человеческой жизни на море. Однако число кораблекрушений все еще велико. Поэтому периодически раздается принятый Международной конвенцией в Берлине 3 ноября 1906 г. сигнал бедствия SOS (...    ...), для беспрепятственно го приема которого каждый час в течение 6 минут (с 15-й по 18-ю и с 45-й по 48ю) на «частотах бедствия» — 500 и 2182 кГц — замолкают все радиостанции мира и в эфире наступает тишина.
Характеристики спасательных средств
Преодолевая чувства страха, безнадежности, отчаяния и одиночества, сохраняя мужество, душевную стойкость и надежду на спасение, потерпевшие кораблекрушение в открытом море имеют возможность выжить и достичь берега, если они окажутся на спасательных средствах. Поэтому Международная конвенция по охране человеческой жизни на море предусматривает снабжение морских судов спасательными средствами в количестве, достаточном для команды и всех пассажиров. Корабли и суда оснащаются спасательными средствами коллективного и индивидуального пользования. Основными средствами коллективного пользования являются спасательные шлюпки и плоты, а средствами индивидуального пользования — спасательные пояса, круги и шары.
В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море, спасательные шлюпки морских судов должны удовлетворять следующим требованиям:
• быть мореходными и непотопляемыми в любых условиях неограниченного района плавания;
• защищать людей, находящихся в шлюпке, от воздействия холода, зноя, дождя, снега и водяных брызг,
• должны быть снабжены запасом воды, пищи, рыболовными принадлежностями, аптечкой с медикаментами, химическими грелками; иметь навигационные приборы, морские карты и инструменты, средства сигнализации, радиопередатчики;
• легко приводиться в движение необученными людьми в любых погодных условиях;
• обладать скоростью хода, позволяющей быстро отойти от тонущего или горящего судна;
• иметь средства защиты от огня при переходе через разлившуюся на воде горящую нефть.
Довольно надежным спасательным средством являются спасательные плоты различной вместимости, которые бывают жесткими и надувными. В последние годы все большее распространение получают надувные плоты, которые в нерабочем состоянии хранятся в герметичных пластмассовых контейнерах или парусиновых чехлах, закрепляемых на палубе корабля, а при необходимости заполняются газовой смесью (СО2 с небольшим количеством N2) из баллона, прикрепленного снаружи днищу плота.
Требования к спасательным плотам, их оборудованию и аварийному снабжению определяются той же Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море. Плот должен:
иметь возможность быть спущенным на воду даже при наихудших погодных условиях;
позволять одному человеку быстро поправить плот, если он надувается в перевернутом состоянии;
обеспечивать потерпевшим хорошую защиту от холода, жары и волн;
быть относительно легким;
стоить дешевле спасательных лодок;
быть прочным - выдерживать бросок с высоты 18 м.
По сравнению со спасательными шлюпками плоты имеют некоторые недостатки :
не позволяют быстро удаляться от горящего судна;
потерпевшие часто вынуждены производить посадку в них из воды;
не управляются и менее прочны.
Срок службы спущенного на воду плота при температуре воды от -30 до +66°С должен составлять не менее 30 дней. Баллон с газом позволяет автоматически надувать плот в течение 20-50 с.
Спасательные средства индивидуального пользования делятся на две группы. К первой относятся средства, надеваемые заблаговременно при угрозе гибели судна или возможности падения человека в воду: спасательные нагрудники, пояса, жилеты и бушлаты. Вторую группу составляют спасательные средства (круги, шары, спасательные концы), которые предназначены для оказания помощи людям, неожиданно оказавшимся в воде.
Основное требование к спасательным средствам индивидуального пользования:
придавая человеку дополнительную плавучесть, они должны поддерживать его на воде в таком положении, чтобы он мог дышать даже в случае потери сознания. Этому требованию удовлетворяют нагрудники и жилеты, охватывающие шею;
индивидуальные средства должны также иметь приспособления, обеспечивающие поиск человека, находящегося в воде. Поэтому они обычно имеют желто-оранжевую окраску, наиболее сильно контрастирующую с цветом морской воды, и на них устанавливаются специальные огни для обеспечения поиска в темное время суток;
большое значение для эффективного использования индивидуальных спасательных средств имеет продуманное размещение их по палубам и помещениям, чтобы люди на судне, терпящем катастрофу, легко могли их найти.
Таким образом, результатом кораблекрушения не является фатальная неизбежность гибели человека на море. У него достаточно средств и возможностей, чтобы выжить. Надо только обладать мужеством, волей и стремлением выйти победителем из создавшейся ситуации.
Меры безопасности на речном и морском транспорте
Ступая на борт судна речного или морс ого типа, пассажир полностью подчиняется власти и командам капитана (касающихся пассажиров), а также помощников капитана.
Обязанности пассажира на борту судна:
1) разобраться, как пользоваться спасательными и противопожарными средствами и где они на судне находятся (в ящиках, на стенках, в шкафах кают):
• ознакомиться с судовыми инструкциями и памятками;
• изучить и запомнить все пути выхода от каюты до верхней палубы и спасательных средств;
• выяснить, где находятся запасные выходы, где хранятся индивидуальные средства спасения, и научиться пользоваться ими;
• запомнить знаки и сигналы тревожного оповещения.
2) при возникновении чрезвычайной ситуации точно выполнять указания капитана, его помощников и экипажа судна;
3) пассажиру запрещается: избегать судовых учебных тревог; перекладывать индивидуальные средства спасения и использовать их не по назначению; отключать громкоговорящую судовую трансляцию.
Существует три сигнала судовых тревог:
1. «Общесудовая тревога» - один продолжительный сигнал звонком громкого боя в течение 25-30 с, после чего объявление «Общесудовая тревога» по общесудовой трансляции в принудительном режиме работы. Тревога объявляется при возникновении аварийной ситуации либо в предаварийный период, когда становится ясно, что аварии не избежать. Однако это не означает «Покинуть судно».
2. Тревога «Человек за бортом» - три продолжительных сигнала звонком громкого боя подаются 3-4 раза. Вслед за этим по общесудовой трансляции подается объявление голосом с указанием номера шлюпки к спуску. Тревога относится только к членам экипажа судна. Выход пассажиров по этой тревоге на открытые палубы запрещен.
3. «Шлюпочная тревога» - семь коротких и один длинный сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3-4 раза, и вслед за этим объявление голосом по общесудовой трансляции. Подается только в том случае, когда состояние аварийного судна не оставляет надежд на успех борьбы за живучесть и судно должно немедленно погибнуть; объявляется только по распоряжению капитана. По шлюпочной тревоге члены экипажа, ответственные за безопасность пассажиров, выводят их к месту посадки в коллективные спасательные средства.
Действия терпящих кораблекрушение. Кораблекрушение — это всегда самое драматическое событие, при котором экипаж подвергается тяжелым испытаниям. Основное правило поведения при кораблекрушении: пока потеря судна не является неизбежной, не спешите его покидать. Опыт показывает, что время его погружения обычно дольше, чем думают. Когда капитан подает сигнал «Покинуть корабль», весь экипаж и пассажиры немедленно должны направиться в заранее определенные места.
В случае аварии на судах и объявлении шлюпочной тревоги пассажирам необходимо:
• надеть теплую одежду, взять документы;
• правильно надеть спасательный жилет;
• выпить побольше воды;
• быстро пройти на шлюпочную палубу;
• подготовиться к посадке в спасательное средство;
• при посадке в шлюпки соблюдать спокойствие, садиться по одному, пропуская вперед детей и женщин;
если есть возможность, надо стараться высаживаться на плот (шлюпку), не входя в воду, так как сухая одежда лучше защищает от холода;
если вы вынуждены прыгать прямо в воду, проверьте, что спасательный жилет надежно закреплен. Если он надет правильно, то позволяет прыгать с высоты 4,5 м над уровнем воды. Для прыжка следует использовать следующую технику:
соединить колени и держать ноги слегка согнутыми;
одной рукой закрыть нос и прикрыть рот;
другой рукой крепко схватить жилет, положив руку под мышку, блокируя ее локтем, - так жилет не поднимется вверх и не накроет голову;
при отсутствии шлюпки взять любой плавающий предмет и, осмотревшись, прыгнуть в воду ногами вниз, отплыть от корабля на 100-200 м (чтобы не затянуло водой, заполняющей трюмы);
если коллективные спасательные средства отсутствуют, ночью необходимо привести в действие лампоч у, встроенную в жилет, выдернув две проб и из батарей и; днем, огда слышится шум самолета, от рыть па ет растворимого красителя (уранина), проверить действие свистка.
После высадки на плот необходимо предпринять следующие действия:
• помочь другим подняться на плот;
• собрать плавающие по воде предметы, которые впоследствии могут вам помочь во время ожидания помощи;
• закрыть специальными пробками клапаны безопасности;
• открыть пакет со стандартным оборудованием плота, чтобы проверить его содержимое;
• начать лечение раненых и успокоить упавших духом;
• как можно лучше осушить внутренности плота;
• спустить в воду плавучий якорь, который позволит медленнее удаляться от места бедствия, сообщит спасательному средству большую стабильность при бурном море и позволит избежать брызг;
• держать наготове сигналы, чтобы позвать на помощь;
• стараться разглядеть кого-нибудь и что-нибудь, например, находящихся в воде людей или спасательные суда;
• не расходовать бесцельно ракеты и дымовые шашки, если не существует реальных возможностей быть замеченными;
• пищу надо раздавать, начиная со второго дня нахождения на плоту (шлюпке). Следует помнить, что нельзя есть, если нет питьевой воды. Нужно избегать пить воду в первые 24 часа, чтобы организм мог привыкнуть к новой ситуации. В день надо выпивать 0,5 л воды, смачивая губы и подержав жидкость во рту, прежде чем проглотить. Пить маленькими глотками.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты