Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Эссе arrow Сообщение на тему «Обряд вручения ярлыка»

Сообщение на тему «Обряд вручения ярлыка»

Сообщение на тему «Обряд вручения ярлыка»

После разорения русских земель Орда поставила задачу подчинить русский народ своей воле, господствовать в русских землях, управлять людьми и князьями. Для этого ордынцы придумали свою политику, хитрость которой заключалась в том, что они давали право русским князьям властвовать в своих княжествах. В обмен на богатые подношения, взносы, подарки, уплаченную дань они выдавали различные документы, грамоты, Ярлыки на право управлять и оставаться в своих землях. Русские князья смирились с необходимостью подчиняться, как показывает история того времени, Русь крепла, копила в себе силы для изгнания монголо-татарского ига .
Ярлыки имели большое значение на Руси в XIII—XV веках. Для получения ярлыка князья лично ездили в орду по приглашению хана, через посредников Ярлыки не выдавались. Вручение ярлыка выглядело как церемония, обряд, состояло из нескольких этапов.
Важные его части это обряд представления хану, выдача ярлыка, представление великого князя

1. Стадия подготовительная - подношение подарков всем от кого зависело какое либо решение
2. Стадия ритуальная - очищение огнем, поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана
3. Встреча с ханом - на встречу нельзя приносить оружие, прикасаться ногами к порогу шатра, важно преклонить колени. Хан угощает кумысом, мясом и знакомит с первой женой.
4. Выдача ярлыка.
5. Обряд представления великого князя другим


Обряд представления хану проходил в несколько стадий, каждая из которых имело самостоятельное значение.

Стадия подготовительная.
Каждый, кто пребывал в Орду, должен был наделить подарками всех, от кого что-то зависело в деле представления хану. Это стремление получить дополнительный доход в виде "подарка", присущее всем должностным лицам в Орде, включая и самого хана, отмечалась и европейцами, и арабами в качестве главной особенности взаимоотношений с властными структурами в Орде. Подношение подарков было сутью ордынского правления. Если люди обращались к хану с повиновениями, подарками и приношениями, то он оставлял их в покое, в противном же случае делал на них грабительские набеги.

Стадия ритуальная.
На Руси она получила название "поклонение кусту". Обряд состоял из двух церемоний. Первая - очищение огнем. Все, кто обращается с просьбой, должны пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду, или какого-нибудь зла". Вторая - поклонение солнцу, луне, огню, воде, земле, а также духу Чингисхана. При том первая церемония имела всеобщий "охранительный" характер и применялась ко всем без разбора, а вторую должны были проходить лишь главы покоренных народов и их послы.

Встреча с ханом. Необходимо было войти с левой стороны и, когда от них будет взята грамота, перейти на правую сторону, присесть на оба колена, никому не входить в шатер его с мечом или оружием, не прикасаться ногами к порогу шатра. Переход с левой стороны шатра на правую, означал признание явившегося к хану человека официальной договаривающейся стороной, после чего возможны следующие знаки почтения к хану: преклонение колен, угощение кумысом и мясом, представление первой жене хана.

Выдача ярлыка. Ярлык давал две привилегии, закрепляемые великокняжеским ярлыком: право на великокняжескую территорию и "право в известных случаях распоряжаться силами других князей "суздальской земли". В Орде властные полномочия разделялись на две части. Одна из них - это власть представителей центральной администрации, наместников, являющихся прямыми проводниками воли хана. Вторая - "военно-удельная" - власть переданная ханом в условное пользование. Владелец ярлыка был свободен в своих действиях, в рамках выданного ярлыка. Это означает, что его свобода а) распространяется на обозначенную в ярлыке территорию; б) оканчивается одновременно с прекращением действия ярлыка; в) должна быть использована во благо Орде.
Объем полномочий по ярлыку можно определить таким образом, все возможные властные полномочия, минус те права, что а) оговорены в других ярлыках и б) принадлежат прямому представителю хана.
Действия Ярлыка было ограничено во времени. Князья русских земель никак не могли повлиять на продолжительность действия собственных полномочий. Даже выдаваемый бессрочно ярлык прекращал действие со смертью выдавшего его хана.

Обряд представления великого князя другим. Это обряд также сводился к обмену подарками князя и подчиненных. Здесь действовала правило «подарок – отдарок».  Эта церемония означала признание подчиненного положения князя по отношению к ханской власти. Следующая ступень обряда, выглядела как торжественный объезд князем на коне, ведомым под уздцы. Продолжением этой церемонии было сопровождение князя на родину послами хана, чтобы сохранить за ярлыком обрядовый характер "явления" ханской воли в подвластных территориях. Князь, получив в Орде Ярлык, являлся в город на княжение не только со своей дружиной, но и с ордынским отрядом какого-нибудь «мурзы»

Так же Ярлык от монгольских ханов получали и русские митрополиты (до 1379 г.), в которых подтверждались право на сан, освобождение церкви от уплаты дани и налогов (церковный иммунитет), а также покровительственное отношение к ней со стороны ордынских властей. Правда, в начале XIV в. татаро-монголы пытались принудить церковь платить дань, но уже с Ярлыком митрополиту Алексею (1357 г.) привилегии восстановились.
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты