Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

11. Исламский мир в Средние века

11. Исламский мир в Средние века

1. Средневековье как этап истории Востока. В историю Востока понятие «Средневековье» было перенесено из истории Европы. Для разных регионов Востока его хронологические рамки могут быть различными и не совпадающими с европейской периодизацией. Восточное Средневековье — это период между древностью и началом колониализма, т. е. активного проникновения европейских стран на Восток, в отдельных исторических регионах оно будет иметь разные временные границы.
В европейской истории социально-экономическим и социально-политическим содержанием Средневековья является феодализм. В своей основе феодальная система на Востоке отличается от таковой на Западе.
В Западной Европе существовала специфическая форма феодальной частной собственности. Феодалы, составлявшие господствующее сословие, владели землёй на основании договора и эксплуатировали зависимых крестьян. При сложном переплетении вассально-ленных отношений они обладали определённой степенью независимости от верховной власти. Это принципиально отличает европейский феодализм от восточного, где государство в лице правителя оставалось верховным собственником земли, а представители господствующих сло- ёв обладали своим богатством по мере причастности к верховной власти, не были отделены от государства. На Востоке господствовал сформировавшийся ещё в древности тип власти-собственности и перераспределения государством ренты-найма. При их существовании не могли сложиться формы феодального землевладения, подобные западным. Это гарантировало стабильность социальной структуры и «поглощённость» человека государством. Каждому причиталось столько, сколько предписывала традиция в соответствии с его положением в государстве и обществе.
2. Возникновение ислама. V—VII века — эпоха коренного перелома в мировой истории, время выбора, когда начинают формироваться два великих мира — христианский, из которого вырастет европейская цивилизация, и исламский, объединивший многие цивилизации Азии и Африки. Для обоих миров религия стала фактором, определившим их самобытность, духовный потенциал и культуру, устройство общества, обычаи и нравы.
В VIII в. эти нарождающиеся миры впервые сойдутся в решающем противостоянии, которое будет способствовать самоидентифика
ции того и другого. С этого момента неразрывная взаимозависимость христианского и исламского миров, выражающаяся в самых разных формах — от крайнего неприятия до теснейшего взаимодействия, на многие века определяет пути развития всемирной истории.
Ислам возник в VII в. в Аравии, населённой семитскими племенами арабов. Слово «ислам» переводится как «покорность» (имеется в виду покорность Богу). Ислам также называют мусульманством, а последователей этой религии — мусульманами (теми, кто подчинил себя Богу). Ислам, испытавший при своём возникновении влияние иудаизма и христианства, — религия монотеистическая. Ислам признаёт существование единого Бога — Аллаха, Творца мира и человека. Священное Писание мусульман — Коран. В Коране, как верят мусульмане, запечатлено Божественное откровение, ниспосланное через архангела Джебраила (в христианстве — архангел Гавриил) пророку Мухаммеду.
Семь важнейших догматов составляют основу ислама: вера в единого Бога — Аллаха, в ангелов, во все Книги Божьи, во всех посланников Аллаха, в конец света и Страшный суд (судией в тот час будет Иисус Христос, которого мусульмане тоже почитают как пророка Иссу), в предопределение, в воскресение из мёртвых.
Можно заметить, что в догматике ислам и христианство имеют ряд общих позиций.
В исламе важна культовая, обрядовая сторона. Культ ислама опирается на «пять столпов веры»: оглашение догмата «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его»; ежедневная пятикратная молитва; ураза — пост в месяц рамазан; закят — обязательная благотворительность; хадж — паломничество в Мекку, священный город мусульман.
В ходе исторического развития в исламе появлялись дополнения и изменения. Кроме Священного Писания, возникло Священное предание — дополнение к Корану, которое называется Сунна. В Сунне рассказывается о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С возникновением в VIII в. Сунны связано разделение ислама на два течения — шиизм и суннизм. Шииты ограничиваются почитанием Корана, а также считают, что наследниками миссии Мухаммеда могут быть только его прямые потомки. Сунниты, сторонники наиболее многочисленного направления в исламе, наряду с Кораном признают святость Сунны и возвеличивают ряд халифов, не признаваемых шиитами.
Как и любая другая религия, ислам неоднороден, имеет много ответвлений и сект. Ислам стал мировой религией. В современном мире у него около полутора миллиардов последователей.
Зародился ислам в среде кочевых арабских племён. В племени ку- рейшитов появился проповедник, звали его Мухаммед. Он утверждал, что ему открылась высшая истина и дано было узнать Аллаха — единого Бога. Проповедь Мухаммеда поначалу была встречена довольно скептически, тем более что он был человеком незнатного происхождения, бедным. Мухаммед призывал каждого предать себя всеми- лостивейшему Аллаху, проповедь включала и призыв к социальной справедливости. Это вызвало раздражение у богатой верхушки племени курейшитов; Мухаммед был изгнан из их главного города Мекки и вынужден был переселиться в Ясриб, переименованный в его честь в Медину (город пророка). Год, когда случилось переселение (хиджра) Мухаммеда из Мекки в Медину (622 г. по христианскому летосчислению), стал началом мусульманского летосчисления.
Учение Мухаммеда стремительно распространялось среди арабских племён, вскоре и курейшиты примкнули к сторонникам Мухаммеда. Мекка с её главным святилищем Каабой стала главным религиозным центром ислама. В 632 г. Мухаммед скончался и был погребён в Медине, которая тоже превратилась в один из важнейших центров мусульманства. Принятие ислама создало основу для поли-     тического объединения арабских племён.
3. Арабский халифат. Ислам — религия, которая не просто освящает власть, но и даёт исключительное право на неё. Преемником Мухаммеда как религиозно-политического главы мусульман, называвших себя правоверными, стал халиф Абу Бекр. При нём было создано теократическое мусульманское государство — халифат. Халиф же объединил функции светского и духовного правителя, пользовавшегося беспрекословным авторитетом у своих подданных и абсолютной властью над ними. В исламе есть понятие «джихад» — усердие, особое рвение в распространении ислама и обеспечении его господства. Первоначально джихад понимался как духовное движение, но очень скоро под джихадом стали понимать войну за веру (газават). Сначала призывы к джихаду служили политическому и религиозному объединению арабских племён, но со времени возникновения халифата они стали освящать арабские завоевания новых территорий. Уже при первых халифах государство арабов разрослось до грандиозных размеров. В него вошли земли Ирака, Сирии, Палестины, части Ирана, Северной Африки, в том числе Египта и Ливии.
Однако халифат был неустойчивым государственным образованием. Его раздирали внутренние противоречия. Исламская родовая знать и ближайшие родственники пророка Мухаммеда боролись за власть. Четвёртым халифом стал Али, зять Мухаммеда, женатый на его единственной дочери Фатиме. Однако родственная близость к пророку не спасла его. Он был убит представителем одной из мусульманских сект. После смерти Али был возвеличен шиитами, которые объявили Али первым имамом — верховным главой мусульман. В 661 г. к власти пришли халифы из рода Омейядов.
При Омейядах продолжались военные походы арабов, которые отторгали территории от Византии, Ирана, дошли до Кавказа, Средней Азии на востоке и до Атлантического океана на западе, захватив значительную часть Пиренейского полуострова. Включение новых народов в орбиту власти Омейядов сопровождалось активной исламиза- цией, носившей в большинстве случаев мирный характер, возможно, потому, что и персы-зороастрийцы, и христиане находили в исламе установления, в чём-то созвучные с их собственными религиозными представлениями. Но, скорее всего, успешной исламизации способствовала экономическая политика арабов. Налоги на мусульман были значительно ниже тех, которые должны были платить не- мусульмане.
Изменился механизм осуществления власти, хотя сущность её оставалась неизменной во всех мусульманских государствах Средневековья. Земля принадлежала Аллаху, от его имени землёй распоряжался правитель государства — халиф. В его лице государство являлось реальным верховным собственником земли, а халиф — её распорядителем.
При Омейядах произошла концентрация центральной власти, они создали эффективный государственный аппарат. Была налажена регулярная связь со всеми частями халифата (в том числе почтовая). Распоряжения центра оперативно доставлялись на места. Было реорганизовано войско, солдаты находились на жалованье у казны, они и их командиры вознаграждались за службу земельными наделами.
Государство Омейядов было разделено на пять крупных намест- ничеств, центры которых находились в Ираке, Аравии, Египте, Закавказье и Западной Африке. Эти наместничества управлялись эмирами, назначенными из центра. До поры до времени халифам удавалось удерживать эмиров в повиновении.
Усилению власти халифов способствовала и арабизация полиэтнического населения халифата. Арабский язык был языком религии, объединявшей народы мусульманского государства. Коран и другие священные тексты запрещалось переводить на иные языки. Всё государственное делопроизводство было переведено на арабский язык. К Аллаху предписывалось обращаться на арабском языке, что способствовало языковой интеграции населения.
На всей территории халифата утверждался единый порядок землепользования, складывались феодальные отношения, имеющие свои особенности. Наиболее распространённым было общинное землевладение. Владельцы наделов выплачивали налог-ренту в государственную казну. Значительную часть земельных владений составляли небольшие наделы отчуждаемой земли. Земли халифа и членов правящего дома и владения религиозных учреждений налогами не облагались.
Чиновники и военные за службу получали от государства земельные пожалования, точнее, право взимания налога (включая подушную подать) с этого владения — принцип, общий для большинства средневековых государств Востока. Земля обрабатывалась крестьянами, но были и рабы, в том числе государственные.
Основу социальной структуры халифата составляла религиозная мусульманская община. Структура общины задавалась шариатом — путём, предопределённым Аллахом в Коране и Сунне, официальным религиозным сводом правил и норм поведения. Все члены общины равны перед Аллахом, но в реальной жизни мусульманского общества существовало значительное имущественное и социальное неравенство, хотя в халифате не сложилась иерархическая система господствующих слоёв, подобная феодальной лестнице в Западной Европе.
В середине VIII в. власть в халифате перешла в руки династии Аббасидов, направлявших основные усилия на то, чтобы сохранить завоёванное. Они попытались уравнять в правах арабов и всех мусульман неарабского происхождения. Это способствовало дальнейшей религиозно-культурной интеграции мусульманского мира, которая, однако, не помешала постепенному политическому распаду халифата на ряд крупных и мелких исламских государств.
Мнение учёного
Распад халифата отразился на состоянии культуры скорее благоприятно. Борьба религиозных сект и направлений, так же как и общий политический кризис, дала толчок разнообразной духовной деятельности. Соперничавшие между собой правители мелких княжеств стремились перещеголять друг друга блеском своих провинциальных столиц, привлекали в свои резиденции учёных и поэтов и щедро осыпали их дарами. Особенно прославились своей интенсивной культурной жизнью столица империи Багдад, иракские города Басра и Мосул, в Сирии — Дамаск и резиденция хам- данидских эмиров Алеппо, в Египте — Фустат (а позднее — Каир), а также многочисленные города мусульманской Испании. В культурную жизнь втягиваются выходцы из различных этнических групп и сословий. Происходит своеобразное «перемешивание» духовного наследия, национальных традиций...
И. Филыитинский
Чем учёный объясняет подъём культуры в арабских землях? Какой ещё фактор способствовал этому?
Окончательно Арабский халифат Аббасидов распался в 1258 г.
4. Мусульманско-арабские государства в Европе и их культура. Второе десятилетие VIII в. начинается с завоевания арабами Испании. В середине VIII в. здесь образуется Кордовский халифат, занявший большую часть Пиренейского полуострова. Почти восемь веков будет длиться Реконкиста — отвоёвывание коренным населением Испании захваченных арабами земель. Она завершится только в 1492 г. падением Гранадского эмирата.
Тем не менее в течение всех этих столетий мусульманская Испания (аль Андалус) была посредником в культурном общении Востока, Западной и Южной Европы, стимулировавшем европейское средневековое мышление и искусство.
Андалусские города Кордова, Гранада, Севилья, Валенсия и другие славились не только великолепием и красотой своих дворцов, мечетей, парков, фонтанов, но и богатейшими библиотеками. Так, например, библиотека кордовского эмира состояла более чем из 400 тыс. томов. Поиски рукописей для неё велись специальными библиографами во всём мусульманском мире. В прекрасно организованные учебные заведения Андалусии устремлялись жаждущие приобщиться к передовой науке того времени учащиеся из разных стран мусульманского Востока и христианской Европы. В Кордове даже существовала своеобразная консерватория, в которой можно было обучиться игре на восточных музыкальных инструментах и пению. При дворах мусульманских правителей существовал изысканный придворный этикет, публиковались даже специальные «календари мод».
Особое значение в мусульманской культуре занимало искусство каллиграфии. Её место в культуре мусульман сопоставимо с местом иконописи в восточно-христианской культуре. Арабское письмо вобрало священную символику ислама. Людям, искусным в каллиграфии, пророк Мухаммед обещал место в раю, как и воинам — защитникам ислама.
Исключительным уважением в мусульманстве пользовалось знание. Знание и книги назывались «вечным потомством мудреца», они считались столь же необходимым для «сердца», как пища для тела. В мусульманском мире высокого уровня достигли самые разные науки. Учёные-мусульмане пользовались величайшим авторитетом во всём просвещённом мире. Через мусульманскую Испанию в Европу пришли десятичная система счисления, связанная с изобретением нуля; химические методы дистилляции, перегонки, кристаллизации, коагуляции; магнитная игла, ставшая основой компаса; механические часы; хлопчатая, а затем и льняная бумага. Не всё это было изобретено арабами, однако именно через них ряд открытий и изобретений, осуществлённых в других регионах мира, получил широкое распространение и практическое применение.
Не менее важным, чем усвоение естественно-научных знаний, оказалось влияние критического духа и рационализма арабоязычной философии. В XI—XII вв. арабские мыслители обратились к учению древнегреческого философа Аристотеля. На основе этого учения были созданы доктрины, которые утверждали необходимость разделения истин теологии и того, что познаётся человеческим разумом. Сторонники существования «двух истин» считали, что возникающее иногда противоречие свидетельств разума данному в божественном откровении не может быть доказательством того, что человеческий разум ошибается. Они также пришли к ряду радикальных выводов, например к признанию вечности мира (религия же полагала вечным только Творца), отрицанию бессмертия индивидуальной души.
Изысканная арабская поэзия также проникла в Европу, её отзвуки можно обнаружить в поэзии средневековых трубадуров.
Арабская Испания и Норманно-Сицилийское королевство стали центрами перевода сочинений арабских и греческих философских и естественно-научных сочинений на латинский язык. Таким образом, они стали доступны средневековой Западной Европе, культура которой во многом тогда уступала культуре мусульманского мира.
5. Мусульманские государства в Африке. На рубеже IX—X вв. в Северной Африке был создан халифат Фатимидов, во главе которого встал имам, объявивший себя потомком дочери пророка Фатимы. Во владения Фатимидов входили также Сирия и Палестина. Халифат Фатимидов просуществовал более двух с половиной веков, пока в 1171 г. военачальник Салах-ад-дин не сверг последнего фатимид- ского султана. Салах-ад-дин провозгласил себя султаном и стал основателем новой династии Айюбидов.
В конце XI в. на земли Фатимидов (в Сирию и Палестину) устремились рыцари-крестоносцы для освобождения Гроба Господня. На отвоёванной земле они основали свои государства, правда просуществовавшие недолго. Особую роль в борьбе против крестоносцев сыграл Салах-ад-дин (в Европе его называли Саладином), который разгромил войска Третьего крестового похода, руководимого Ричардом Львиное Сердце. Однако он позволил христианам совершать беспрепятственно паломничества в Иерусалим и другие святые места Палестины. Салах-ад-дин прославился не только своим военным искусством, но и благородством; даже в Западной Европе в нём видели не врага, а благородного восточного рыцаря.
В середине XIII в. династия Айюбидов была свергнута мамлюками — воинами-рабами, составлявшими гвардию Айюбидов. Мамлюки создали военное мусульманское государство, конец могуществу которого был положен в начале XVI в. турками-османами, захватившими Египет и прилегающие территории Северной Африки.
Понятие «Средневековье» в традиционном смысле слабо приложимо к истории Центральной и Южной Африки. Однако в период, когда Европа переживала эпоху Средневековья, в Африке существовали крупные государства, текло своё историческое время, происходили важные события, велись войны, развивались религии и культуры.
Современные государственные африканские традиции восходят к империям, существовавшим в Средние века. В III в. в верховьях рек Нигер и Сенегал, к югу от пустыни Сахары сложилось государство Гана. Его земли простирались от Атлантического океана до реки Нигер. Современники-арабы восхищались богатством этой страны, которая имела огромные залежи золота и соли. Город Тимбукту был важнейшим центром, в котором сходились африканские торговые пути. Его называли «королевой пустыни», «жемчужиной Сахары».
С проникновением в глубь Африки мусульман Тимбукту стал одним из центров исламской культуры, имевшим мировое значение.
В конце XV в. в Африке появились первые европейцы. Они проводили агрессивную политику по отношению к местному населению. Африка стала основным поставщиком рабов. Средневековые африкан- ские государства исчезли с лица континента.
6. Османская империя. В IX—X вв. ряд тюркских племён, живших в Средней Азии, приняли ислам. Среди них выделились турки- сельджуки, которые в середине XI в. дошли до Багдада, захватили его, а их глава стал именоваться «султаном Востока и Запада». К концу XII в. держава сельджуков распалась на несколько государств. В XIII в. некоторые из них попали под власть монголов, установивших там свои династии.
В последнее десятилетие XIII в. султан Осман I подчинил сельджуков, собрал силы турок и стал правителем Османского эмирата, находившегося у границ Византии. Этот эмират впоследствии перерос в Османскую империю. Турки-османы заняли главенствующее положение в этом государстве. Осман отвоёвывал одну за другой земли Византии. Его преемники протянули жадные руки на Балканы. В 1389 г. произошла битва на Косовом поле, в которой сербо-боснийские войска потерпели поражение от турок. Югославянские земли на века попали в зависимость от Османской империи. В 1453 г. османский султан Мехмед Завоеватель взял Константинополь. Второй Рим стал Истамбулом — столицей Османской империи.
В XVI в. Османская империя включала в себя практически все земли Арабского халифата, а также Балканы, Крым, часть Ирана. Турецкий султан стал безусловным политическим и религиозным вождём всех мусульман, преемником великих халифов и защитником правоверных. Армия турецких султанов была сильнейшей в мире, турецкий флот господствовал на Средиземном море. Османская империя стала угрозой Европе и Московскому государству — будущей России.
В глазах европейцев Османская империя была воплощением деспотического государства, в котором жизнь каждого из подданных, от самого знатного до беднейшего простолюдина, зависела от произвола правителя. Однако могущество Османского государства внушало страх, а богатства турецкого султана потрясали воображение. В Европе Османскую империю называли Блистательной Портой.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: ислам, шиизм, суннизм, халифат, каллиграфия.
1. Какое значение имело возникновение и распространение ислама
для мировой истории? Выясните, почему ислам называют мировой религией.
2. Как взаимосвязаны ислам и христианство?
3. Вспомните, что такое теократическое государство, и докажите, что Арабский халифат был таковым.
4. Проследите по карте (с. 145) рост Арабского халифата. К какому времени он достиг наивысшего расцвета? Какие европейские территории были захвачены арабами?
5. Какие факторы способствовали единству Арабского халифата, а какие — его распаду?
6. Какова роль арабов в распространении знаний и культуры в средневековой Европе?
7. Какую роль в европейской истории сыграла Османская империя?
1. По карте (с. 145) и тексту параграфа сопоставьте территории
Арабского халифата и распространения ислама. Сделайте выводы.
2. Как принятие монотеистической религии способствовало политическому объединению арабов? Можно ли найти аналогии этому явлению в истории других народов?
3. Можно ли считать Арабский халифат типичным восточным государством? Свой ответ обоснуйте.
4. Используя дополнительную литературу и материалы Интернета, подготовьте сообщение об основах мусульманской веры и культа. Сопроводите его электронной презентацией.
5. Обсудите, какие религиозные идеи приводят исламские государ- ia в соприкосновение с Западом. Каковы результаты этого процес- в Средние века?
Эхо    эпохи
Средневековая арабская «Книга завоеваний стран»
...Затем Абу-Бекр сказал: о люди, стойте! Я дам вам десять наставлений; соблюдайте их, они даны мною. Не обманывайте, не поступайте нечестно, не будьте вероломны, не уродуйте врагов, не убивайте ни малого ребёнка, ни человека, достигшего глубокой старости, ни женщины; не уничтожайте пальм и не сжигайте их; не срубайте плодовых деревьев и не закалывайте ни овец, ни коров, ни верблюдов, иначе как для еды. Вы пройдёте мимо людей, посвятивших себя благочестию в кельях, оставьте их в покое и не мешайте их занятиям, которым они себя посвятили. И вы прибудете к людям, которые принесут вам чаши с различными кушаньями, когда вы будете вкушать одно после другого, то произносите над ними имя Божие.
Подумайте, кому предназначены наставления. Прокомментируйте их. Где вам уже встречались подобные нормы и правила? В чём их общечеловеческий смысл?
Хинес Перес де Ита
«Повесть о Сегри и Абенсеррахах, мавританских рыцарях из Гранады». Фрагмент
Итак, Гранаду заселили лучшие роды Африки, и не переставал потому славный город расти и застраиваться новыми огромными и величественными зданиями. Ибо управляли ими доблестные и деятельные правители, выстроившие там себе большие мечети и обнёсшие города крепкими стенами с высокими башнями, чтобы христиане не смогли отвоевать его обратно. Они выстроили новые мощные замки, перестроили и укрепили старые, а вне городских стен воздвигли укреплённые башни, которые сохранились и поныне...
О каком историческом событии идёт речь? Какие сведения об авторе мы можем получить из текста? Как автор относится к этому событию?
Абд Ар-Рахман
«Скорбь об утраченной родине» (VIII в.)
Один из представителей дома дамасских Омейядов после установления власти Аббасидов вынужден был бежать в Испанию, здесь основал эмират в Кордове.
В Кордове, в царских садах, увидал я зелёную
Пальму-изгнанницу, с родиной пальм разлучённую.
«Жребии наши, — сказал я изгнаннице, — схожи.
С милыми сердцу расстаться судилось мне тоже.
Оба, утратив отчизну, уехали вдаль мы.
Ты чужестранкой росла: здесь чужбина для пальмы.
Жителей края чужого ты радуешь ныне.
Корень родной позабыла, живя на чужбине.
Если б могла ты сочувствовать горю собрата,
Ты зарыдала б о пальмах и водах Евфрата.
Ты очерствела, лишённая почвы родимой.
Близких забыл я, Аббасовым родом гонимый».
V. Как вы думаете, почему автор этих стихов, даже став правителем нового государства, скорбит об утраченной родине?

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты