Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
5 гостей

Краткие новости

3. Индия и Китай в древности

3. Индия и Китай в древности

1. Древняя Индия. Ведический период. Самые ранние очаги индийской цивилизации появились ещё в III тыс. до н. э. в долинах рек Инд и Ганг. Древнейшей из них является Хараппская цивилизация. Её создателями были земледельцы. Хараппские города были центрами торговли, имевшими связи с Месопотамией. Однако этническая принадлежность и язык создателей этой цивилизации до сих пор вызывают в науке острые дискуссии. Хараппская цивилизация погибла в начале II тыс. до н. э.
С середины II тыс. до н. э. начинается проникновение в Индию арийских племён. Арийские народы говорили на одном праязыке, древнейшей дошедшей до нас формой этого языка был санскрит — язык индоариев. Санскритские корни сохранились во всех языках индоевропейской семьи, к которой относятся греческий, латинский, германские, романские и славянские языки. Арии, носители высокоразвитой материальной культуры, использовали плуг, сооружали ирригационные устройства, выплавляли металлы, были искусными ремесленниками. Правители индоариев выступали верховными распорядителями общественного богатства. Власть их была ещё непрочной, ограниченной советами старейшин, собраниями знатных людей. Особым влиянием обладал слой жрецов — брахманов, которые являлись хранителями ритуально-мифологической памяти и должны были осуществлять через сложные культы связь народа с богами. Функции защиты возлагались на воинов — кшатриев, составлявших особый слой аристократии.
При индоариях сложилась жёсткая система варн. Слово «Варна» означает «цвет, вид, разряд». Общество было разделено на особые социальные слои (варны), каждый из которых имел чётко обозначенный круг прав, обязанностей, норм поведения. Высшей варной были брахманы, затем следовали кшатрии (воины), ниже по положению стояли вайшья — рядовые общинники, ремесленники. Эти три варны включали индоариев, принадлежавшие к ним назывались дважды рождёнными, так как проходили обряд второго рождения — вхождения в варну, после чего человек мог продолжать дело своих отцов и получал всю совокупность прав члена своей варны. Низшей варной были шудры — неполноправные. Она сформировалась из местного населения, подчинённого ариями. Деление общества на варны освящалось религией.
Религией той эпохи был ведизм. Главные священные тексты индоариев Веды (от слова «ведать», т. е. знать) считались божественным откровением. Самым древним сборником гимнов богам была Ригведа. Ведизм — это политеистическая религия, индоарии поклонялись многим богам, которых представляли в антропоморфном виде, т. е. в облике и со свойствами людей.
Главным богом был Индра, бог-громовержец, воин; особо почи- 1 тался бог огня Агни (в русском слове «огонь» — отзвук его имени), мировой порядок хранил бог Варуна. При сравнении ведической религии с религиями других народов, имеющих индоевропейское происхождение, обнаруживается много сходства, что свидетельствует об общем основании индоевропейских представлений о богах, происхождении мира и людей. Например, имя бога неба Дьяус слышится в латинском слове «бог» — deus, а Дьяуспатер (небо-отец) — в имени главного бога римского пантеона — Юпитер.
Изучение религии и культуры эпохи Вед помогает понять пути формирования многих народов, отыскать глубочайшие корни мировой истории и культуры.
На смену ведической религии пришёл брахманизм, развивавший многие идеи ведизма. Брахманизм, тоже политеистическая религия, обосновывал деление общества на варны, предписывал выполнение дхармы — правил и образа жизни, установленных людям каждой варны богами. Для брахманизма характерно представление о переселении душ и карме — особой мистической силе, космическом «законе возмездия» за то, как человек прожил жизнь, за совокупность его поступков, намерений, стремлений. Карма определяла судьбу человека в последующих перерождениях.
В середине I тыс. до н. э. в Северной Индии существовало уже около полутора десятков сравнительно больших государств. Почти все они представляли собой монархии с наследственной властью, но существовали и государства с правлением олигархического типа, во главе которых стояли группировки аристократов. Социально-экономическая система в этих государствах основывалась на принципах власти-собственности и варновом устройстве. По типу правления это были древневосточные деспотии.
В IV в. до н. э. возникла крупная империя Маурьев, она просуществовала два века. В империи функционировал разветвлённый и хорошо организованный управленческий аппарат, охватывающий все уровни власти — от центрального до городских и сельских общин.
На содержание разветвлённого аппарата управления шли доходы, выплачивавшиеся в виде налогов крестьянами-общинниками. Кроме общинного, существовало «должностное», воинское и храмовожреческое землевладение. Оно носило условный характер, так как верховная собственность на землю была сосредоточена в руках царя. Обрабатывались эти земли крестьянами- арендаторами и рабами. При последнем императоре династии Маурьев Ашоке была осуществлена кодификация права.
2. Возникновение буддизма. Событием, повлиявшим на мировую историю, стало возникновение в VI в. до н. э. новой религии — буддизма.
Её основателем был Сиддхартха Гау- тама, сын царя одного из небольших государств в среднем течении реки Ганг (хотя легенда повествует о том, что он якобы был непорочно зачат его матерью Майей). С детства мальчика ограждали от всех сложностей и несчастий реальной жизни. Однажды повзрослевший Гаутама вышел из Уальия сцена в сад. Он был потрясён. Гаутама удалился от мира, посвятив себя поискам истины и избавления от страданий. Через семь лет отшельничества на него снизошло просветление. Он обрёл новое имя Будда (Просветлённый) и начал свою проповедь.
У Будды появились первые ученики-последователи, составившие небольшую монашескую общину. Будда учил, что жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Любое желание не может осуществиться по-настоящему, а неосуществлённое желание порождает новые страдания. Причина страданий кроется в привязанности людей к земному миру, к его радостям и благам, которые, как и весь мир, оказываются лишь иллюзией. Страдания же приводят к ужасным перерождениям в последующих жизнях. Чтобы обрести спасение, нужно вырваться из «круговорота бытия», отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь, направленную на преодоление жажды жизни вообще; отказаться от всех привязанностей и даже от собственного «я». Полная отрешённость от всего позволит избранным достичь блаженного состояния — нирваны.
Мнение учёного    
Центральным при определении своеобразия раннего буддизма является его сопоставление     с брахманизмом... Дух неприятия брахманистских догм и идей пронизывает все раннебуддийские тексты...
Тем не менее новое вероучение немало заимствовало из традиционной религиозной символики: использование знака свастики, возведение памятных погребальных сооружений — ступ, ставших в буддизме одним из основных объектов культа, почитание деревьев, цветка лотоса, животных. Бытовая обрядность буддиста-мирянина в целом оставалась прежней...
Г. М.    Бонгард-Левин
Каково мнение учёного относительно сопоставления буддизма и брахманизма? По тексту параграфа определите сходство и различия идей буддизма и брахманизма.
Буддизм стал быстро распространяться в Древней Индии, особенно в первые века новой эры в Кушанском царстве, однако затем большая часть индийцев вернулась к традиционной религии — брахманизму и тесно связанному с ним индуизму. Буддизм же распространился в Китае, Японии и Юго-Восточной Азии.
3. Древний Китай. Первые государства. Начало древнекитайской цивилизации восходит к рубежу III—II тыс. до н. э. Тогда в долине реки Хуанхэ зародились первые протогородские культуры.
Хотя древнекитайская цивилизация относится к числу «речных», как древнеегипетская или месопотамская, местное население стало строить ирригационные сооружения гораздо позже — только в
I тыс. до н. э. Первые города-государства здесь тоже возникли позже — во II тыс. до н. э.
Наиболее достоверны сведения о государстве Шан, во главе которого стоял царь-жрец; власть его, по-видимому, была ограничена народным собранием и советом знати. Он имел войско для защиты государства. В Шан существовало имущественное расслоение, патриархальное рабство.
Преемником Шан стало государство Западное Чжоу, на смену ему пришло Восточное Чжоу. В период Чжоу было разработано очень важное для последующей истории Китая учение о «божественной царственности». Небо считалось высшим божеством, а правитель Чжоу — сыном Неба, поэтому и само царство стало называться Поднебесным; это название закрепилось затем за Китайской империей и прошло через тысячелетия. Считалось, что правитель наделён магической силой, делающей его божественным посредником между Небом и людьми.
Наряду с царством Чжоу на территории Китая существовало много мелких государств. Однако процесс формирования культурно-этнической общности интенсивно шёл в «срединных царствах», признававших лидерство Чжоу, расположенных в среднем течении Хуанхэ на Великой Китайской равнине. Возникло представление о превосходстве «срединных царств» над всеми остальными, которых чжоусцы считали варварами.
В середине I тыс. до н. э. от почти двухсот государственных образований осталось менее трёх десятков. V—начало III в. до н. э. — это эпоха «борющихся царств» (Чжаньго). Семь крупнейших царств боролись за господство в стране. В этот период появились города с полумиллионным населением, развивались торговля и ремесло, осваивалась плавка железа, что стало стимулом развития производства.
В 221 г. до н. э. государство Цинь подчинило себе всю территорию «борющихся царств». Возникла империя Цинь с предельно централизованным военно-бюрократическим управлением. Император Цинь Шихуан установил в стране террор, безжалостно распоряжался жизнью своих подданных вне зависимости от их социального положения. Строительство Великой Китайской стены, дворцов, потрясающей по масштабам гробницы императора, военные походы требовали огромных человеческих жертв и материальных затрат. Народ ненавидел императора. Сразу же после его смерти разразилось грандиозное восстание против центральной власти. Вождь восставших Лю Ван стал основателем новой династии Хань.
На фундаменте, заложенном империей Цинь, была построена одна из могущественнейших держав Древнего мира. Империя Хань просуществовала более четырёх веков. Эпоха Хань стала временем консолидации древнекитайской народности, и сегодня китайцы называют себя ханьцами.
4. Конфуцианство и даосизм. Эпоха Чжаньго считается «классической» в истории духовной культуры Древнего Китая. Это время расцвета философской мысли, распространения конфуцианства, даосизма. У ворот академии в столице одного из царств, как свидетельствуют источники, одновременно собирались тысячи просвещённых людей, «искусных в споре», для соревнования в красноречии и глубине познаний. Существовало множество школ, получили развитие различные науки, их достижения Лучник императорской находили практическое применение, гвардии. Китай. Конец В VI—V вв. до н. э. в Китае пробудился
III    в. до н. э.    небывалый интерес к обсуждению религиоз
ных и идейных основ существования государства, общества, жизни человека. Возникло несколько учений, повлиявших на всю дальнейшую историю страны. Определяющей доктриной для развития китайской государственности и цивилизации стали воззрения мудреца Конфуция (Кун Цзы). По своим социальным и культурным истокам конфуцианство являлось просвещённой формой культа предков, по общественной значимости — попыткой интеграции семейно-клановой культуры и государства. Учение Конфуция образовало этико-правовой каркас китайского общества, сохранившийся до наших дней.
Конфуций подчёркивал, что он излагает установления древности и ничего не сочиняет. Человеческая жизнь, считал он, — это непрекращающийся процесс учения и воспитания.
Конфуцианство как основа всеобщего регулирования китайской цивилизации на всех этапах её существования оказалось эффективным не только для сохранения её самобытности, но и для мобилизации её преобразующих, созидательных возможностей.
Если Конфуций создал наставления, которые затем приобрели в Китае законодательный статус, то Лао Цзы (IV в. до н. э.) предложил мистическое обоснование существования мира и жизни человека. Центральная идея его учения — «дао» (путь), являющийся сущностью и первопричиной мира. Отсюда и само учение Лао Цзы называется даосизмом. Даосы разработали систему методов достижения сущности «дао», включающую особый характер питания, тренировку тела, отношение к любви.
5. Основные черты исторического развития Древнего Востока. Древний Восток охватывает территории двух континентов — Азии и Северной Африки. Однако это понятие не географическое, а цивилизационное, историко-культурное, социополитическое. При разнообразии народов, регионов, стран Древнего Востока в их истории можно усмотреть фундаментальную основу и общие черты, которые позволяют говорить о Древнем Востоке как об историческом единстве, общечеловеческой цельности, которая отличает Древний Восток от другой историко-цивилизационной общности — Запада, также зародившейся в древности.
История начинается на Востоке, здесь возникли первые государства, первые цивилизации. Расхожим является утверждение, что на Востоке господствовала традиция, делавшая древневосточные общества «неповоротливыми» в социополитическом плане, маловосприимчивыми к разного рода новациям. Конкретная история Древнего Востока показывает, что там происходило развитие социополитических структур, менялись формы государства, экономической жизни, чередовались эпохи интеграции и дезинтеграции цивилизаций и культур.
Тем не менее можно констатировать наличие таких общих исторических характеристик, как:
устойчивость основ экономики, носившей традиционалистский характер, стабильность форм социально-экономических укладов;
возникновение и повсеместное распространение особых отношений собственности, неразрывно связанных с властью (власть- собственность); особые полномочия власти в сфере распределения и перераспределения;
сакрализация фигуры правителя, сосредоточение в его руках неограниченной власти, освящённой божественными установлениями;
государство в форме восточной деспотии, проникающее во все сферы жизни подданных, создавшее мощный административно-бюрократический аппарат управления и подавления;
отсутствие личной свободы; жизнь всех подданных государства-деспотии, независимо от социального положения, безраздельно принадлежала государству и олицетворявшему его правителю; это порождало «рабское самоощущение» у подданных;
важная роль общины в хозяйственной жизни; общинники были основными производителями материального богатства, которое перераспределялось властью;
существование сильных коллективистских начал; сложные и трудоёмкие ирригационные работы, строительство грандиозных сооружений требовали объединения массы работников, создания больших трудовых коллективов; совместный труд питал коллективистское сознание;
духовные устремления людей на Древнем Востоке определялись религией и мифом. Они не знали преобразующей человека рефлексии, форм осмысления и осознания собственного мышления и существования. Цивилизации Древнего Востока после изначальных грандиозных культурных прорывов в течение тысячелетий воспроизводили собственные цивилизационно-культурные основания, конечно, углубляя и расцвечивая их.
6. «Осевое время». При взгляде на развитие культуры в древности можно заметить, что нередко прорывы, т. е. подъёмы, этой культуры возникали почти одновременно в разных регионах огромного восточного мира, а отчасти и античного. Период примерно с 800 по 200 г. до н. э. нередко называют «осевым временем».
В это время проповедовал Зороастр, основатель зороастризма — одной из основных религий Древней Персии, оказавшей большое влияние на мировые религии христианство и ислам. В Китае Конфуций в VI—V вв. до н. э. создал этическое учение, до сих пор определяющее правила жизни китайцев. Лао Цзы проповедовал учение о «дао» — пути, позволяющем достичь единства с природой и высшей мудрости. Учения этих и многих других мыслителей образовали сложное интеллектуальное пространство, в котором в последующие тысячелетия развивалась культура Китая, Японии, Юго-Восточной Азии.
В Индии в VI в. до н. э. жил Будда. Буддизм впоследствии стал мировой религией. Тогда же стал распространяться джайнизм — религиозное учение, провозгласившее победу над кармой. В Китае и Индии были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма и нигилизма. В Палестине выступили великие библейские пророки Илия, Исайя, Иеремия, Даниил и др., которые предвосхищали появление Спасителя. В Греции — это время великого поэта Гомера, ионийской философии, мыслителей Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля.
В «осевое время» свершились важнейшие духовные процессы, вылившиеся в резкий поворот в истории, — исход из мифологической эпохи, зарождение рационального мышления, создание в духовно-культурном отношении человека такого типа, который сохранился и по сей день.
Мнение    учёного
Новое, возникшее в эту эпоху в упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели...
«Осевое время» знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями...
К. Ясперс
Что нового возникло в культуре в эпоху «осевого времени»? Как менялось отношение человека к миру и самому себе? Подумайте, какие последствия это могло иметь для развития человечества.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: варна, ведизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, «осевое время».
1. На материале двух параграфов составьте план рассказа о народах индоевропейской языковой семьи.
2. Сравните систему варн с социальной структурой вавилонского общества по законам Хаммурапи.
3. На материале двух параграфов дайте определение древневосточной деспотии.
4. Какие религиозно-философские системы были созданы в Китае? В чем суть каждой из них?
5. На основе материалов научной литературы и Интернета подготовьте сообщение о конфуцианстве и его роли в политической истории Китая.
1. Выделите основания и сгруппируйте характерные черты истории Древнего Востока.
2. Разработайте структуру таблицы «Религии Индии» и заполните её.
3. Предположите, какие русские слова соответствуют словам из санскрита: matar, bhratar, dvar, nava.
4. Выделите существенные признаки «осевого времени». В учебнике и в Интернете подберите материалы о философских и религиозных учениях «осевого времени», дайте им краткую характеристику.
5. На материале учебника и дополнительной литературы составьте периодизацию развития стран Древнего Востока. Есть ли сходные черты в истории этих стран?
Практическая работа
Правители на Древнем Востоке
Цель работы. Выявить типичные черты, характеризующие древневосточного правителя.
Источники. Законы вавилонского царя Хаммурапи (с. 40—42). Надпись ассирийского царя Синаххериба (с. 42).
Вопросы и задания
1. Как обосновывается власть правителя на Древнем Востоке? Сопоставьте полученные вами из источников сведения с выводом учебника (с. 30). Подтверждается ли он? 2. Выделите в текстах слова, описывающие личные качества разных восточных правителей. Для ответа используйте также следующие фразы из документов: «Я — Хаммурапи... сообразительный царь, послушный Шамашу, могучий... защита страны... огненный буйвол, бодающий врагов...»; «Император [Цинь Ши Хуанди] умён, добродетелен и справедлив, его принцип правления ясен для всех... В заботах... император трудился утром и ночью не покладая рук...»; «Тот, кто управляет государством... должен тщательно следить за службой, выполнять свои обещания, умерять свои расходы, любить своих людей и использовать народ только тогда, когда это необходимо» (Конфуций).
3. Обобщите полученные данные и сделайте вывод о том, какие качества правителя являлись, с точки зрения древних, необходимыми и подчёркивали достоинство правителя на Востоке. Сопоставьте их с современным европейским представлением о государственном деятеле. 4. Как вы думаете, описанные в официальных документах качества отражают объективные сведения об этих людях? Обоснуйте свой ответ. 5. В Древнем Египте перед началом подъёма воды в Ниле фараон бросал в реку папирус с указом, повелевающим реке разлиться. Жрецы молились о фараоне: «Да живёт он, да здравствует и да благоденствует! Ибо в здоровье и благоденствии Фараона — залог процветания Обеих Земель!» В законах Хаммурапи о царе написано: «Владыка, давший жизнь Уруку, проведший обильную воду...» Какая функция фараона как правителя Египта и вавилонского царя здесь отражена? На основе источников и учебника назовите другие обязанности древневосточного правителя.
ЭПОХИ
«Артхашастра» («Наука политики»)
Древнеиндийский трактат эпохи империи Маурьев. Фрагмент
Глава 18. «Деятельность посла»
2. Посол царя должен быть человеком решительным, памятливым, красноречивым, сведущим как в военном, так и в политическом искусстве, уже выполнявшим подобные обязанности.
3. А послов бывает три вида: полномочный, с ограниченными полномочиями и (только) передающий послание; от каждого последующего из них требуется на четверть меньше достоинств, чем от совершенного советника.
4. По приказу своего господина пусть он отправится к тому, на которого будет вестись наступление, думая о том, что он по порядку скажет и что скажут ему.
5. Пусть заручится дружбою тех, кто управляет пограничными землями, а также вождей лесных племён: пусть узнает, где есть вода и дороги для успешных действий войск своего господина...
7. Богатства страны, крепости, их охрану, слабые места врага пусть примечает, а также собирает сведения о казне, союзниках и войсках.
8. Пусть сообщит послание, даже если ему угрожают оружием, и пусть определяет удовлетворение или недовольство царя по движению его глаз и губ.
9. Пусть терпеливо сносит неприятные речи, избегает любви и гнева, пусть спит один, свои намерения пусть скрывает, а чужие узнаёт...
13. Под предлогом бесед о науках и искусствах пусть от агентов, получающих плату с обеих сторон, разузнает о группировке, которая склонна к измене, и о действиях их царя...
23. Определит противников врага, вызывает раздоры врага с его друзьями и родственниками, получает сведения о его крепостях, казне и войске, использует склонные к предательству группировки.
24. А также восхваление своего господина перед правителями местностей и пограничных областей, вождями лесных племён, получение сведений о местах, пригодных для сражений или для укрытия, — вот каковы дела посла.
Какие функции посла перечислены в «Артхашастре»? Какими качествами должен обладать посол, чтобы успешно выполнять свои обязанности? Актуальны ли эти наставления сегодня?
Конфуций
«Луньюй» («Беседы и суждения»)
«Простолюдинов можно заставлять следовать должным путём, но им не надо знать, почему это нужно делать».
«Когда наказания применяются неправильно, люди не знают, как вести себя».
«Если наставлять людей с помощью законоположений, если ограничивать и сдерживать их с помощью наказаний и казней, то хотя они не будут совершать преступления, но в сердцах своих не будут испытывать отвращения к дурным поступкам. Если же наставить людей с помощью нравственных требований и установить правила поведения сообразно ли (ритуалу), то люди не только будут стыдиться плохих дел, но и искренне возвратятся на праведный путь».
Для благополучия государства «нужно, чтобы было в достатке продовольствие, чтобы было в достатке военное снаряжение и чтобы простолюдины доверяли своему правителю».
«Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде».
«Я хочу научить правильно относиться к знаниям. О том, что ты знаешь, говори, что знаешь. А о том, чего не знаешь, говори, что не знаешь. Только такое отношение к знаниям мудро».
Что, согласно учению Конфуция, должно лежать в основе порядка в государстве? Актуально ли это сегодня?

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты