Урок 19. НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I

Урок 19. НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I

Цели:
1. Дать информацию о детстве, юности и начале царствования Петра I.
2. Продолжить формировать умения учащихся находить причинно-следственные связи; анализировать и обобщать исторические явления.
Основные понятия: регентство, стрельцы, Лавра.
Оборудование: карта в учебнике на с. 71 «Восстание под предводительством Б. Хмельницкого и русско-польская война 1654-1667 гг.»; «Основание Сибири»; атлас-карта «Освободительная война украинского и белорусского народов 1648-1654 гг.»; «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока».

Основные даты и события
30 мая 1672 г. - рождение Петра.
1682 г. - вступление на престол малолетних Ивана и Петра I.
1682-1689 гг. - правление Софьи.
1687 г. - создание Славяно-греко-латинской академии.
1689 г. - неудачная попытка переворота, осуществленная Софьей.
1682-1725 гг. - царствование Петра I.

Ход урока
Организационный момент.
I. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
- Почему Россия отставала от стран Западной Европы?
- В чем Россия отставала от стран Западной Европы?
- Охарактеризуйте:
а) внешнее положение;
б) внутреннее положение.
- Покажите на карте территорию и границы России на рубеже веков. Сделайте вывод.
- Охарактеризуйте взгляды государственных деятелей В. В. Голицына, A. Л. Ордин-Нащокина, Ю. Крижанича. Какие из них могли составить основу будущих преобразований?
- Какие изменения пыталось провести правительство России в XVII в., чтобы усилить государственное управление и армию?
- Определите причины обращения российских правителей к европейскому опыту в XVII веке? Почему это не произошло раньше?
2. Тестовые задания:
1. На рубеже XVII-XVIII вв. Россия отставала от европейских стран, потому что:
а) в стране выплавлялось мало стали;
б) недостаточно развита система образования;
в) отсталая система управления;
г) господствовали феодальные порядки;
д) Россия не имела выхода к морю.
Обозначьте указанные причины порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости.
2. Причины отставания России от передовых европейских стран на рубеже XVII-XVIII вв.:
а) господство феодально-крепостнических отношений;
б) нежелание царского правительства развивать торговые и культурные связи с европейскими странами;
в) отсутствие выхода к Черному и Балтийскому морям;
г) нежелание русских купцов торговать с иностранцами:
д) незаинтересованность европейских купцов торговать с Россией.
3. Неудачи России в борьбе за выход к морям объясняются:
а) неумением русской армии воевать;
б) слабостью русской артиллерии;
в) отсутствием сильной регулярной армии;
г) устаревшей системой управления военным делом в стране;
д) отсутствием талантливых полководцев.
Укажите наиболее точный ответ, а также варианты, дающие частично правильный ответ.
4. Вставьте наиболее подходящее слово:
На рубеже XVII-XVIII веков в России созревали необходимые внутренние      для решительных перемен. (Реформы, планы, предпосылки.)
II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Детство царя.
2. Двоецарствие.
3. Петр в Преображенском.
4. Правление Софьи.
5. Петр в 1689-1698 гг., или начало царствование Петра I.

Эпиграфом урока могут стать слова А. С. Пушкина:
«За дело, с Богом!»
Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр.
Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движения быстры.
Он прекрасен. Он весь, как Божия гроза.

1. Детство царя
Работа с иллюстрациями. Рекомендуется представить (по возможности) иллюстративный ряд:
Царь Алексей Михайлович - царица Наталья Кирилловна Нарышкина;
Царевич Петр I, (по возможности) иллюстрации детей царя Алексея Михайловича от первого брака (от Марии Ильиничны Ми- лославской).
Задание: Охарактеризуйте особенности воспитания и формирования личности Петра I.
Учитель отмечает, что Петр был младшим сыном царя Алексея Михайловича. Родился Петр 30 мая 1672 г. в Москве. Он рос жизнерадостным, здоровым мальчиком. Почти три с половиной года Петр был всеобщим любимцем, а дети от первой жены Н. М. Ми- лославской были почти забыты. Это продолжалось до 1676 года.
Учитель отмечает, что старшие дети царя Алексея Михайловича получили прекрасное образование под руководством Симеона Полоцкого.
Учащиеся знают, что царем стал Федор Алексеевич, старший брат Петра. И в Кремле возросло влияние Милославских. Окружению второй жены Алексея Михайловича - Натальи Кирилловны Нарышкиной - пришлось уйти с политической арены.
Учитель рассказывает о том, что, пока был жив Федор Алексеевич, любивший своего младшего брата, он заботился о его воспитании и образовании. Сам Федор Алексеевич напоминал Наталье Кирилловне о необходимости серьезно заняться образованием Петра. Царь даже высказывал негодование: негоже ему расти неучем. По его поручению Петра с 5-летнего возраста стали обучать грамоте. Самым первым учителем и наставником Петра был дьяк Никита Зотов. (Рекомендуется показать иллюстрации миниатюры первой половины XVIII в. «Дьяк Н. М. Зотов обучает царевича Петра Алексеевича».)
Дьяк Посольского приказа Никита Моисеевич Зотов научил Петра читать, писать, с его помощью маленький Петр прочел свои первые книги - церковные книги, начал писать. Это начальное образование Петра заключало в себе знания заповедей и молитв православной веры.
Учитель отмечает, что планировалось начать обучение разным наукам: философии, риторике, иностранным языкам, истории. Как только Петру исполнилось 10 лет, умирает Федор Алексеевич, и сразу же систематическое обучение Петра закончилось. А при любознательности и уме Петра это явилось настоящей трагедией.

2. Двоецарствие
В 1682 г. Федор Алексеевич умер, не оставив наследника.
Задание учащимся: слушая рассказ учителя, объяснить, почему Петр был объявлен царем, минуя старшего брата Ивана, в 1682 году?
Росло влияние Нарышкиных, которые поддерживали и стояли за здоровым и любознательным Петром.
А Петр на фоне старшего, болезненного брата Ивана выглядел самым достойным претендентом на престол. Значит, надо было решить, кто из братьев станет русским царем. Иван - сын Мило- славской или Петр - сын Нарышкиной? Формально понимали все: русским царем должен был стать старший, 16-летний Иван. Но все знали, что Иван был болезненным и даже слабоумным подростком.
Боярская дума, патриарх с согласия собравшегося на Красной площади народа провозгласили царем Петра.
Но события стали развиваться очень динамично.
Родственники царя Ивана Милославские, сплотившиеся вокруг старшей дочери Алексея Михайловича - царевны Софьи, не желали уступать. Их опорой явились стрельцы.
15 мая 1682 г. по звону набата колокола стрельцы ворвались в Кремль, ими были убиты близкие родственники Петра по линии Нарышкиных. Вследствие этих страшных событий царями были провозглашены Петр и Иван, а правительницей на время малолетства царей была провозглашена по требованию стрельцов царевна Софья.
Для большей убедительности этих событий, учитель иллюстрирует пережитое в 10-летнем возрасте Петром.
А именно, Петр запомнил на всю жизнь, как у него на глазах стрельцы изрубили саблями крупного политического деятеля времен еще Алексея Михайловича и родственника Натальи Кирилловны - боярина Матвеева.
Пережитое сказалось на здоровье Петра. С тех пор его лицо стало время от времени конвульсивно поддергиваться. При любой попытке перечить ему он впадал в ярость.
Петр на всю жизнь возненавидел стрельцов и Москву с ее «старинным благочестием».
Далее учитель рассказывает о венчании Ивана и Петра на царство и отмечает, что это единственный случай в истории России.
Целесообразно показать иллюстрации.
Братья сидели вместе на специальном двухместном троне; главным царем все-таки считался Иван.
Петр, его мать Наталья Кирилловна, его родня и все их окружение были отправлены в ссылку в с. Преображенское.
Петра изредка привозили в Москву для участия в церковных церемониях и приемах иностранных послов. По воспоминаниям иностранцев, во время приемов поведение мальчиков было разное.
Например, старший брат - царь Иван, надвинув шапку на глаза, опустив глаза в землю, ничего не видя, сидел почти неподвижно. Младший царь - Петр - смотрел на всех, лицо у него открытое, красивое, молодая кровь играла на нем, как только обращались к нему с речью.

3. Петр в Преображенском
Отрочество и юношеские годы Петра прошли вдали от Кремля.
Вновь учитель обращает внимание учащихся к иллюстрациям. Отмечает, что Петр получил очень скудное образование. Царевну Софью не интересовало образование младшего брата, а его мать Наталья Кирилловна даже и не старалась дать сыну образование.
Следовательно, всю свою жизнь Петр был вынужден сам добывать себе знания в самых разных областях науки, искать себе учителей. Если Петр поражал собеседников своими знаниями, то обязан этим он был только своей природной любознательности, одаренности, упорному самообразованию. И все же он постоянно ощущал себя неучем.
С детства юный царь любил физический труд, работал в кузнице, плотничал. Петр, живя в Преображенском, был совершенно свободен, бегал, играл. Дрался с детьми слуг Преображенского дворца. Петр рос настоящим уличным мальчишкой. Он был очень бойкий, самостоятельный, необузданный и имел крайне грубые манеры.
Учитель представляет главные увлечения будущего императора - «воинские забавы Петра».
Первоначально, отмечает учитель, это было обычная игра в войну. Но затем обычные игры в войну стали отличаться от обычных детских игр тем, что Петр мог требовать для своего мальчишечьего войска настоящее оружие. Оно давалось из оружейной палаты поломанное, тупое. В 1683 г. для таких игр, или «потех», были приставлены десять конюхов.
Учитель может представить следующий интересный факт, что во время «потех» царь, например, выбирал себе роль простого барабанщика, а не роль командира.
С годами интерес к военному делу приобрел стойкость, и на смену деревянным саблям, пушкам, мушкетам пришли настоящие. А солдаты «потешные», набранные из царской дворни, составили два батальона - Преображенский и Семеновский, а затем они были преобразованы в полки.
Далее обращается внимание на иллюстрации картины художника А. Д. Кившенко «Молодой Петр I командует «потешными» войсками у села Преображенское».
Об увлечении Петра мореплаванием рекомендуется послушать ранее подготовленное учащимся сообщение по дополнительной литературе. Или это может быть рассказ учителя и показ иллюстрации гравюры И. Ф. Зубова «Ботик Петра I».
Работа с документами и вопросами к нему (см. учебник с. 104-105).
Учитель заинтересовывает учащихся сообщением о том, что Петр никогда не видел «большой воды». Согласно преданию, молодой Петр в сопровождении «немецких друзей» путешествовал по окрестностям Москвы и случайно увидели в амбаре села Измайлова лодку странной конструкции - это был английский бот, подаренный царю Ивану IV английской королевой Елизаветой I. По другой версии, это был кораблик времен царя Алексея Михайловича.
По приказу Петра ботик починили, Но реки Яуза, Москва не давали водного простора. И царь принял решение - на Переяславском озере, недалеко от Москвы, заложить флотилию.
Именно этот ботик Петр, провозгласил в дальнейшем «дедушкой русского флота».
Петр и Немецкая слобода.
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в учебнике, с. 94, «Немецкая слобода под Москвой» художника А. Бенуа.
На окраине Москвы появилась Немецкая слобода - Кукуй. Немцами называли всех западноевропейцев.
Люди, которых встретил Петр в Немецкой слободе, казались ему более образованными и культурными, чем его соотечественники.
В слободе жили представители редких в России профессий: аптекари, инженеры, но в основном офицеры-наемники.
Быт слободы, обстановка в домах, ее архитектура поражали Петра. Он открывал для себя западноевропейский мир.
Учитель обязательно говорит и о том, что жизнь Немецкой слободы имела и темные стороны.
В ней селились не лучшие представители европейского общества, которые по разным причинам (религиозным, политическим, уголовным или просто авантюристы) скрывались от преследований. Процветали нравы портовых кабаков и воровских притонов, пьянство, курение запрещенного в России табака и т. д.
Учитель подводит к пониманию того, что, к великому несчастью, молодой, плохо образованный Петр воспринял уклад жизни Немецкой слободы как некий эталон западноевропейских нравов и сам окунулся в новые развлечения с новыми друзьями.
Мать царя Наталья Кирилловна желала положить конец развлечениям Петра в Немецкой слободе и решила его женить.
В 1688 г., хотя Петру еще не исполнилось 16 лет, Наталья Кирилловна женила сына на Евдокии Федоровне Лопухиной. Это означало, что наступило совершеннолетие Петра, а значит, регентство Софьи закончилось.

4. Правление (регентство) царевны Софьи
Учитель показывает иллюстрации портретов царевны Софьи и ее фаворита князя В. В. Голицына.
В 1682 г. начинается правление Софьи Алексеевны, закончилось оно в 1689 г.
Что касается внутренней политики, то ее занимала только одна мысль - как удержаться у власти.
Первым человеком в государстве был фаворит царевны Софьи - князь В. В. Голицын. Он являлся главой Посольского приказа, но все дела решались по его совету.
В это время в российском обществе назревает мысль о необходимости преобразования московской старины.
Учащиеся представляют планы В. В. Голицына (см. урок 17). И дают краткую характеристику деятельности В. В. Голицына.
В. В. Голицын - образованный человек, знал несколько европейских языков, имел домашнюю библиотеку. Он как человек, чувствовавший время, считал дальнейшие развитие России - это путь через сближение с западной культурной традицией. Он постоянно говорил боярам о необходимости обучать детей наукам, приглашать для них иностранных учителей.
В. В. Голицын предлагал:
а) провести военную реформу;
б) отменить крепостное право (то есть предлагал сделать всех крепостных крестьян государственными, обложить их податью в пользу науки и т. д.).
К сожалению, намеченные планы и замыслы остались нереализованными.
Учитель активизирует учащихся вопросом:
- В каком году, с кем Россия заключила «вечный мир»? (см. уроки 13-14.)
1686 г. - с Польшей, «на вечные времена» за Россией закреплялся Киев. Это был серьезный успех правительства В. В. Голицына.
Согласно этому договору Россия брала обязательство вступить в антитурецкую коалицию и начать войну с крымским ханом.
Москва стала готовиться к походу на Крым. В. В. Голицын был назначен главнокомандующим. Но военная кампания 1687 г. закончилась бесславно. Войско В. В. Голицына из-за недостатка фуража, воды и из-за зноя степей отступило, так и не достигнув Крыма.
Второй поход предприняли через два года, но преодолеть перешеек русские не смогли. Русские простояли три дня, заключили с крымцами перемирие и отправились назад.
Это вызвало недовольство в Москве.
Росло влияние Натальи Кирилловны и подрастающего Петра.
Задание: Соперничество Софьи и подрастающего Петра - борьба за будущее России или за власть?
Надо отметить, что в первые годы царствования Софья спокойно относилась к «военным и другим забавам» младшего брата. Но по мере взросления Петра взаимоотношения между Кремлем и Преображенским становились сложными. Особенно они осложнились после женитьбы царя. Происходили многочисленные конфликты между Софьей и царем. Сторонники Софьи - например, глава стрелецкого приказа Федор Шакловитый, старались убедить Софью «извести» Наталью Кирилловну Нарышкину и Петра.
События в августе 1689 г. стали разворачиваться стремительно.
В августе 1689 г. в Москве прошел слух о том, что царевичу Ивану грозит опасность со стороны «потешного» война царевича Петра.
Софья велела собрать стрельцов.
Петр в ночь с 7 на 8 августа получил известие о том, что готовится переворот в пользу Софьи, а его стрельцы хотят убить.
Рекомендуется вновь вспомнить события, которые пережил Петр в 10-летнем возрасте. Именно в них надо искать ответ дальнейших действий Петра.
Петр в панике, в одной рубашке, оставив мать и беременную жену, верхом помчался в Троице-Сергиеву Лавру. Царь забыл о своих «потешных», но уже профессиональных полках.
В Лавру стали стекаться его сторонники, бояре, а затем военная сила - служилые иноземцы, стрельцы.
Почему? Все устали от неопределенности. Петр был законным царем, а это гарантия стабильности.
Петр, видя, что постепенно ситуация меняется в лучшую сторону, стал действовать решительно.
Шакловитый и Медведев были осуждены на смерть.
Голицына лишили боярства и отправили в ссылку на север.
Софью заточили в Новодевичий монастырь. Правление Софьи закончилось.
Царь Иван формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1696 году
Вопрос классу:
- Чем можно объяснить свержение Софьи в 1689 году?

5. Петр в 1689-1698 гг., или начало царствования Петра I
Учитель раскрывает этот вопрос, останавливаясь только на внутренней политике данного времени.
Учитель вновь обращается к иллюстрации, изображающей Петра I, но уже в молодости. Учащиеся говорят о внешнем облике императора:
• он поражал соотечественников своим ростом (2 м 4 см), был узок в плечах, но обувь носил маленького размера;
• Петр I был физически сильным человеком, но часто болел;
• был крайне вспыльчив;
• любил носить голландское платье.
Затем учитель говорит о начальном этапе правления Петра I, о том, что в это время Петр I не проявлял интереса к управлению государством. Царя интересовали развлечения и дела военные.
Власть находилась в руках дяди царя — Льва Кирилловича Нарышкина и бояр.
А чем же занимался царь?
В качестве примера учитель представляет одно из крайне грубых развлечений царя - это «всешутейший собор». В октябре 1691 г. царь затребовал церковный устав. Петр I собирался сам сочинить собственный устав «сумасброднейшего, всешутейшего и всепьянейшего собора». «Собор» и шутовская иерархия пародировали иерархию православной церкви.
Члены «собора» проводили время в пьянстве. Особенно устраивали сборища и шествия по православным праздникам, например, на святки. Набожные москвичи шептали о скором конце света и пришествии Антихриста. А «патриархом собора» был Никита Зотов, бывший учитель Петра.
Данный пример наглядно показывает равнодушие Петра к православной вере и недостатки полученного образования и воспитания.
В забавах и делах стала складываться «компания» Петра. Это были разные люди: француз Лефорт, Федор Михайлович Апраксин, Александр Данилович Меншиков, Федор Юрьевич Ромодановский.
Учащиеся знакомятся с «компанией» Петра I, понимают, что «не порода», или происхождение, приближала этих практически «безродных» людей к Петру I, а личная преданность и огромное желание трудиться на благо России.
Учащиеся могут выступить с краткими сообщениями о них.
В этом же вопросе целесообразно рассказать о стрелецком мятеже 1698 года.
Представляется иллюстрация картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Учащиеся могут отметить крайне сложные взаимоотношения Петра I и стрельцов. Важно вновь отметить, как Петр тяжело переживал стрелецкий бунт 1682 года и особенно свое паническое бегство в Троице-Сергиеву Лавру в 1689 году. Видимо, этого и хватило на всю жизнь, чтобы научиться преодолевать страх, заставить себя больше никогда и ничего не бояться.
Учитель обращает внимание на иллюстрацию картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Что же произошло? Над Петром вновь нависла угроза со стороны стрельцов. Стрельцы были настроены против Петра I, так как они не могли смириться с потерей своих привилегий, даже завидовали «потешным полкам». Для стрельцов служба при Петре стала намного сложней, они тосковали по прежним делам и временам и крайне настороженно относились к нововведениям.
1698 г. Мятеж стрельцов начался после решения Ф. Ю. Ромодановского отправить четыре стрелецких полка на охрану польской границы.
Стрельцы вступили в тайные отношения с царевной Софьей и двинулись на Москву с целью осуществить переворот в пользу Софьи. Но у стен Новоиерусалимского Воскресенского монастыря стрельцов встретили войска А. С. Шейна и П. Гордона. И стрельцы были разгромлены. 56 стрельцов были сразу казнены.
Петр получил известие о стрелецком мятеже в Вене и сразу уехал в Россию.
В России Петр начал новое расследование. Пыткам подвергались все стрельцы, которые служили в мятежных полках.
Учитель обращает внимание на иллюстрацию. Называет цифры: 799 стрельцов были повешены или обезглавлены.
В казнях, расправах лично принимал участие сам Петр.
Учитель отмечает, что в расправе со стрельцами проявилась уже свойственная Петру жестокость. Сам Петр рубил головы и заставлял участвовать в этих казнях своих приближенных. Тела казненных стрельцов не убирались всю осень и зиму.
Надо отметить, что московские стрелецкие полки были расформированы, они были отправлены служить в приграничные и самые дальние времена.
А Софью постригли в монахини и установили за ней строгий и систематический надзор.

III. Закрепление изученного материала
Вопросы:
- Причины стрелецкого бунта 1682 г. Какие цели преследовали стрельцы? Какие цели - царевна Софья? Какие - Милославские? Итоги.
- Причины стрелецкого мятежа 1698 г. Какие цели преследовали стрельцы? Итоги.
- Почему в 1698 г. значительная часть дворян поддержала сторонников Петра I?
- Определить общее и особенное в стрелецких мятежах 1682, 1689, 1698 гг.
- Какие сильные и слабые стороны характера обнаружились в молодом Петре I?
Домашнее задание: § 13. Петр I. Россия на рубеже веков, работа с документом
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты