Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Обществознание arrow ЕГЭ arrow Методичка Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Методичка Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Методичка Подготовка к ЕГЭ по обществознанию, ошибки еге, вопросы по обществознанию для ЕГЭ, структура блоков ЕГЭ, решение заданий ЕГЭ

Содержание
Введение
Раздел I. Вводное занятие и анализ заданий теста
Глава 1. Вводное занятие
Глава 2. Структуры блоков А, В, С. Особенности проверки
2.1 Структура текста и затраты времени
2.2 Структура блока А
2.3 Структура блока В
2.4. Структура блока С
Раздел II. Блок занятий по разделам
Глава 1. Преодоление ошибок при решении заданий блока А
1.1 Преодоление ошибок при решении заданий блока А
1.2. Рекомендации к последующим урокам по данному блоку
Глава 2. Преодоление ошибок при решении заданий блока В
2.1 Преодоление ошибок при решении заданий блока В
2.2. Рекомендации к последующим урокам по данному блоку
Глава 3. Преодоление ошибок при решении заданий блока С
3.1. Задания к тексту С1 – С4
3.2. Общие рекомендации по отработке решений заданий С1 –С4
3.3. Тексты блока С
3.4. Задания С5
3.5. Задания С6
3.6. Задания С7
3.7. Задания С8
3.8. Задания С9
Раздел III. Психология поведения ученика на ЕГЭ. Особенности психологической подготовки к единому государственному экзамену
Глава 1. Особенности психологической подготовки к ЕГЭ
1.1. Как организовать подготовку к ЕГЭ
1.2. Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию: советы психолога
1.3. Ответы на часто задаваемые вопросы
Глава 2. Психология поведения ученика на ЕГЭ
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы. В последнее время при подготовке к ЕГЭ по обществознанию ученики сталкиваются с большим количеством различной литературы. Большое количество пособий и сборников содержат разный материал о том, что и как необходимо готовить для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию. По этой причине большое количество старшеклассников допускают несколько серьёзных ошибок при подготовке:
1 ошибка - не учитывается тот факт, что практически каждый год меняется структура теста и требования к знаниям и навыкам;
2 ошибка - разные советы (из разных сборников) сильно путают ученика;
3 ошибка – учащиеся могут получить самую противоречивую информации в процессе подготовке к экзамену. Наличие единого сборника или методички  я считаю наиболее актуальной проблемой для современного выпускника.
Цель. Создать стандартизированную методичку для подготовки к ЕГЭ по-обществознанию.
Задачи
1. Собрать и проанализировать материал по теме исследования.
2. Составить поурочные занятия для подготовки к экзамену.
3. Подобрать и предложить образцы заданий блока С.
4. Найти и проанализировать рекомендации по подготовке к ЕГЭ.
Изученность темы
По данной теме за последние несколько лет вышли значительное  количество методичек, которые можно условно поделить на следующие группы:
1. Сборники тестов, в которых сдержится советы и рекомендации по следующим вопросам:
1) Как заполнять бланки
2) Как отвечать на наиболее спорные и проблемные задания в ЕГЭ
3) По каким темам и учебникам готовиться к экзамену.
Эту группу пособий можно считать лишь частично удобной.
2. Специализированные сборники для подготовки к ЕГЭ. Они содержат в основном теоретический материал, который может встретиться на экзамене в различных заданиях. Но такие сборники, как правило, не содержат практических заданий; а также различные авторы дают разную рекомендацию, об одних и тех, же темах – это приводит к путанице в процессе подготовке.
3. Универсальные сборники, которые содержат несколько вариантов с указанием возможных ошибок. Но в них отсутствует информация следующего характера:
1) Как распределять время на экзамене.
2) Как рационально работать с черновиком.
3) Как контролировать, сея в процессе выполнения сложных заданий ЕГЭ.
Исходя из этого, я считаю, что данная тема освещена частично.
Методы работы
1. Поисковый
2. Аналитический
3. Метод теоретического анализа
Структура работы
Данная работа состоит из введения, трёх тематических разделов, заключения, списка литературы и приложений.
Раздел I. Вводное занятие и анализ заданий теста
Глава 1. Вводное занятие
Цель: познакомить учащихся с особенностями проведения ЕГЭ по обществознанию и особенностями проверки заданий блоков А, В, С.
Задачи:
1. показать схемы затрат времени на решение заданий и оформление ответов;
2. показать факторы, влияющие, на объективность проверки заданий блока С;
3. рассмотреть схему проведения ЕГЭ;
4. рассмотреть структуру ЕГЭ;
5. рассмотреть схему начисления баллов за выполнение заданий блоков А, В, С.
Глава 2. Структуры блоков А, В, С. Особенности проверки
2.1. Структура текста и затраты времени
Тест состоит из 3 блоков: А, В, С.
А – 20 заданий, 1 правильный ответ из 4 предложенных, 1 балл за правильный ответ, всего 20 баллов.
В – 8 заданий, В1 и В2 по 1 баллу, В3, В4, В5, В6, В7, В8 по 2 балла за правильный ответ, всего 14 баллов.
С – 9 заданий, С1, С2, С5 по 2 балла, С3, С4, С6, С7, С8 по 3 балла, С9 – 5 балла за правильный ответ, всего 26 баллов.
Итого, максимальный первичный балл – 60.
ЕГЭ по обществознанию длится 3,5 часа.
Рекомендуемая схема распределения времени:
схема №1
3 часа
около 2 часов 10 минут около 40 минут
работа в черновике
резерв 10 минут запись ответов в бланках
Рекомендуемая схема распределения времени в работе с черновиком:
схема №2          
2 часа 10 минут
блоки А и В около - 40 минут                            
блок С – около 2 часов
желательно, 2 проверки                                    
желательно, варианты ответов
ВНИМАНИЕ!   
Схемы распределения времени являются условными. Схемы могут меняться, так как в процессе подготовки к ЕГЭ будут проявляться такие факторы, как: знания, умения, навыки, индивидуальные особенности ученика, опыт оформления и другие. Схемы распределения времени необходимы для того, чтобы учащиеся научились контролировать время и темп решения заданий, и оформление ответов.
2.2.  Структура блока А.
Задания блока А разбиты по тематическим разделам:
А1. – А4. – темы 10 класса;
Человек и общество
природное и общественное в человеке, Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний. Понятие истины, её критерии. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Типы обществ. Глобальные проблемы.
А5. – А8. – экономика;
Экономика
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы и собственность. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причин и последствия  инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
А9. – А12. – социология;
Социальные отношения
Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида. Семья и брак.
А13. – А16. – политология;
Политика
Понятие власти. Государство, его функция. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе.
Избирательная компания в РФ. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России.
А17. – А20. – право.
Право
Право в системе социальных  норм. Система российского права. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ.
Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое
Регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное право. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство РФ.
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система.
2.3. Структура блока В.
В1. – схема (нужно вставить пропущенный термин).
В2. – перечень характеристик понятия или раздела (нужно найти и выписать «выпадающую» характеристику).
В3. – соотношение понятий и характеристик.
В4. – перечень различных характеристик (нужно выбрать и выписать характеристики, соответствующие предложенному понятию).
В5. – нумерованный текст (нужно определить характер высказываний и выписать ответ).
В6. – текст (нужно вставить пропущенные термины).
В7. - перечень различных характеристик (нужно выбрать и выписать характеристики, соответствующие предложенному понятию).
В8. – перечень различных характеристик (нужно выбрать и выписать характеристику, обобщающую все предложенные).
Задания блока В проверяют не только фактические знания, но и навыки ученика.
2.4. Структура блока С
С1. – по тексту (найти и выписать).
С2. – по тексту (найти и выписать).
С3. – комбинированное (найти и выписать из текста + доп. задание).
С4. – комбинированное (с опорой на текст задание на проверку навыков).
С5. –по знаниям теории.
С6. – проверка навыков с опорой на теорию.
С7. – ситуация (проанализировать ситуацию и ответить на вопросы).
С8 – составить развернутый план ответа
С9. – эссе (мини-сочинение по высказыванию).
Задания блока С проверяют и фактические знания по предмету, и умения, и навыки.
ВНИМАНИЕ!   Учащиеся должны быть проинформированы о следующих условиях проведения ЕГЭ:
1. блоки А и В проверяет компьютерная программа;
2. блок С проверяет комиссия преподавателей, возможен субъективный фактор оценивания;
3. ЕГЭ проводится в здании другой школы;
4. Учащиеся данной школы будут перемешаны с учащимися других школ, в классе будут находиться 15 учеников и 2 учителя – наблюдателя;
5. ЕГЭ начинается в 10 часов утра и на решение теста отводится 3 часа.
Раздел II. Блок занятий по разделам
Цель: познакомить учащихся с эффективными методиками решения заданий блока А.
Задачи:
1. познакомить учащихся со структурой заданий блока А;
2. показать типы, совершаемых ошибок;
3. показать и отработать методы преодоления ошибок;
4. отработка навыков решения заданий блока А.
Структура блока:
1. вводное занятие;
2. теоретические занятия (по содержательным линиям);
3. практические занятия (по содержательным линиям);
4. практические занятия (в рамках теста);
5. практические занятия (в рамках теста, с контролем времени и оформлением бланка №1).
Общая информация для занятий:
Все ошибки, допускаемые в блоке А, можно условно разделить на 3 группы:
1. фактические – отсутствие знаний по разделу или теме;
2. логические – нет навыка рассуждения;
3. личностные – нет внимания при прочтении заданий и вариантов ответа.
Для преодоления или недопущения ошибок ученик должен знать логику построения заданий блока А.
Глава 1. Преодоление ошибок при решении заданий блока А
1.1 Преодоление ошибок при решении заданий блока А
В блоке А присутствуют задания 2 типов:
1. 1 вопрос – 4 варианта ответа;
2. 2 суждения – 4 варианта ответа.
Пример 1
А1. Какой из ниже перечисленных признаков отличает общество от природы?
1) системность
2) непрерывное развитие
3) создание второй культуры
4) развитие по определенным законам
Первый тип заданий считается простым. Ученик должен найти правильный ответ из 4 предложенных вариантов. При этом надо помнить, что правильный ответ можно найти используя не только знания, но и логику рассуждения, и перевод ключевого термина, и подстановку примера.
ВНИМАНИЕ! Учащиеся должны знать, что гадание ответа или подсказка со стороны, может привести к ошибке. Учащиеся должны отказаться от мысли о возможной помощи со стороны и подойти к решению заданий самостоятельно.
Пример 2
А15. Верны ли суждения?
А. Для повышения благосостояния групп населения с низкими доходами государство использует бюджетный механизм.
Б. Снижение налогов всегда ведет к повышению заработной платы наемных работников.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
Второй тип задания считается сложным. Ученик должен оценить суждения как истинные и ложные.
ВНИМАНИЕ!   Данный тип заданий содержит слова-ловушки, которые искажают смысл суждения. Например: только, всегда, все, никогда и т. д. Иногда, встречаются ложные продолжения или дополнительные подстановки, которые меняют смысл высказывания. Например, социология изучает общество и окружающий мир. Ученик должен внимательно читать суждения и учитывать такие ловушки.
Для преодоления нефактических ошибок я предлагаю систематизировать процесс проверки и решения заданий блока А.
1 шаг. Расположим задания в бланке черновика по группам.
         А1                    А5                      А9                 А13               А17
        А2                    А6                      А10               А14               А18
        А3                    А7                      А11               А15               А19
        А4                    А8                      А12               А16               А20
экономика       социология       политология       право
Такое расположение позволит ученику видеть тематические группы заданий и решать их, опираясь на различные темы курса «Обществознание».
2 шаг. Ученик решает задания 1 раз, фиксируя ответы по группам.
А1 – 1   уверен в правильном ответе
А2 – 3 или 4   не уверен, но считаю, что либо 3, либо 4
А3 - ?   ответ не знаю, не уверен в знаниях, буду гадать
Таким образом, 1 решение дает ученику следующую информацию:
1. группа заданий в ответе, на которые, уверен;
2. группа заданий, где нужно выбрать 1 ответ из 2 вариантов;
3. группа заданий, ответы, на которые, не знает.
3 шаг. Ученик решает задание 2 раз и получает итоговые ответы.
На этом этапе ученик решает только те задания, которые у него вызвали сомнения.
ВНИМАНИЕ!   Очень важно видеть ответы или варианты ответов, а не держать их в голове. Задания со знаком ? можно проверить еще раз, после решения блоков В и С. В других блоках ЕГЭ возможны подсказки.
1.2. Рекомендации к последующим урокам по данному блоку
1. Ученик  должен провести теоретические занятия по всем содержательным линиям ЕГЭ.
2. Ученик должен после каждой практики по содержательным линиям разобрать с учеником ошибки.
3. Для закрепления знаний ученик должен выписать ошибки.
4. Практику по блоку А нужно разделить на этапы:
работа над содержательными линиями;
работа по различным блокам (экономика, право и т.д.);
работа в рамках отдельного варианта.
ВНИМАНИЕ!   Решение заданий блока А должны отрабатываться весь учебный год, с обязательным контролем времени и разбором ошибок.
Глава 2. Преодоление ошибок при решении заданий блока В
Цель: познакомить учащихся с эффективными методиками решения заданий блока В.
Задачи:
1. познакомить учащихся с особенностями решения заданий блока В;
2. показать и разобрать типичные ошибки;
3. отработать навыки решения заданий блока В.
Содержание:
1. вводное занятие;
2. практические занятия (по содержательным линиям);
3. практические занятия (в рамках теста);
4. практические занятия (в рамках теста, с контролем времени и оформлением бланка №1).
Общая информация для занятий:
Задания блока В проверяют и фактические знания, и общешкольные навыки, и специфические навыки. Ученик должен знать особенности решения каждого задания данного блока.
2.1 Преодоление ошибок при решении заданий блока В
Задание В1                                                                 
Направления ?????????? религии
Православие                 Католицизм                    Протестантизм
Ученику предлагается схема, в которой пропущен 1 термин. Необходимо вспомнить и записать в бланке ответов №1 недостающий термин.
Возможные варианты решения:
1. вспомнить термин;
2. найти подсказку в блоках А и С;
3. методом подбора найти правильный термин.
Задание В2 Образец
Ниже приведены виды преступлений. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из их ряда.
Хулиганство, мошенничество, разбой, виновность, взяточничество.
Ученику предлагается соотнести все понятия с ключевым термином и найти «выпадающее» слово и записать ответ в бланке №1.
В ЕГЭ частым явлением бывают ситуации «забыл», «не могу вспомнить», «не знаю» и т.д.
Возможные варианты решения:
1. вспомнить раздел или тему;
2. найти подсказку в блоках А и В.
Задание В3                                                                                                  Образец
Установите соответствие между элементами и примерами
ПРИМЕРЫ                                                        ЭЛЕМЕНТЫ
1) государство                                            А) политические институты
2) демократизация                                     В) политические процессы
3) реформирование
4) общественные движения
Ученику предлагается соотнести 2 вида информации и выписать в бланк ответов №1 комбинацию букв или цифр.
Возможные варианты решения:
1. использовать знания по разделу или теме;
2. найти подсказку в блоках А и С;
3. использовать метод сравнения ответов.
Предположим, что ученик 1 раз выписал в черновике комбинацию ААБА, но есть сомнения. Есть еще один вариант ответа – АББА. Сравниваем варианты ответов и разбираем тот элемент, который не совпадает.
Задание В4                                                                                                    Образец
Найдите в приведенном списке названия, обозначающие юридические лица.
1) учитель
2) продавец
3) заведующий магазином
4) общественная ассоциация
5) бригадир шахтеров
6) политическая партия
Ученику предлагается выбрать из списка несколько правильных ответов и выписать в бланке №1 в порядке возрастания. Данное задание проверяет знания ученика. Учитель должен обратить внимания ученика на то, что правильный ответ может содержать комбинации из 2, 3, 4, 5 – ти цифр и никогда из 1 или всех 6 – ти. Во избежание ошибок, рекомендуется 2 раза прорешать задание, и сравнить ответы, как при решение задания В3.
Задание В5                                                                                                  Образец
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Сегодня повсеместно происходит утверждение демократических ценностей. (2) Например, идея уважения прав человека прочно вошла в сознание всех людей. (3) Права человека установлены многими международными документами. (4) На этих документах основаны конституции многих стран мира.
Ученику предлагается определить характер суждения: А) фактический или В) оценочный и выписать в бланк ответов комбинацию букв.
Учитель должен объяснить особенности фактических и оценочных суждений. Фактическое суждение содержит факт, цифры, слова – числительные и точную информацию. Оценочное суждение содержит указание на чье-то мнение или субъективную позицию.
Данное задание проверяет скорее уровень «логического» мышления ученика и навыки работы с текстом.
Задание В6                                                                                                    Образец
« После второй мировой войны распались колониальные ______________(1). Освободившиеся от колониальной зависимости страны стали называться _____________(2) или «странами третьего мира». Обозначение «третий мир» появилось в период противостояния стран капитализма и ___________(3), но теперь это обозначение потеряло смысл. В состав этой группы вошли и государства, которые никогда не были____________(4): Ирак, Иран, Афганистан и др. Разрыв в уровнях экономического развития между странами «третьего мира» и _____________(5) продолжает увеличиваться. Принято объяснять экономическую отсталость этих стран последствиями колониальной__________________(6)»
Ученику предлагается текст, в котором пропущены шесть слов и нумерованный список из 8 слов. Ученик должен подставить слова по смыслу и выписать комбинацию букв в бланк ответов.
Учитель должен объяснить ученику, что:
1. 1 пробел в тексте – 1 слово;
2. слова дважды не повторяются;
3. лишними из 8 слов остаются 2 слова.
Данное задание проверяет умения и навыки ученика работать с текстом. Для избежания ошибок рекомендуется 2 проверки и сравнение ответов, как при решении заданий В3 и В4.
Задание В7
Образец
В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания.
Выберете из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок средств и производства
2) чистая конкуренция
3) местный рынок
4) рыночный дефицит
5) монополия
6) рынок услуг
Ответ: _________________________________.
Задание В8
Образец
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объект деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.
Ответ: _____________________________.
2.2. Рекомендации к последующим урокам по данному блоку
1. Ученик должен провести теоретические занятия по всем содержательным линиям ЕГЭ.
2. Ученик должен после каждой практики по содержательным линиям разобрать с учеником ошибки.
3. Для закрепления знаний ученик должен выписать ошибки.
4. Практику по блоку В нужно разделить на этапы:
работа над содержательными линиями;
работа по различным блокам (экономика, право и т.д.);
работа в рамках отдельного варианта.
ВНИМАНИЕ!   Решение заданий блока В должны отрабатываться весь учебный год, с обязательным контролем времени и разбором ошибок.
Глава 3. Преодоление ошибок при решении заданий блока С
Цель: познакомить учащихся с эффективными методиками решения заданий блока С.
Задачи:
1. познакомить учащихся с особенностями решения заданий блока С.;
2. познакомить учащихся с типичными ошибками;
3. отработать навыки решения заданий блока С.
Содержание:
1. вводное занятие;
2. практические занятия (по содержательным линиям);
3. практические занятия (в рамках теста);
4. практические занятия (в рамках теста, с контролем времени и оформлением бланка №2).
Общая информация для занятий:
Ученик должен знать, что блок С проверяет комиссия и нельзя исключить субъективизм при проверке отдельных заданий. Ученик должен максимально использовать черновик для решения заданий блока С. Учитель должен объяснить ученику особенность выполнения каждого задания.
3.1. Задания к тексту С1 – С4
С1, как правило, построено по принципу «найди и выпиши».
Образец
1) Какие 3 составляющие познания представлены в тексте?
2) Какими 2 ценностями, по мнению автора, обладает право?
3) Какое определение социальной мобильности дает П. Сорокин? Мобильность, каких 2 социальных субъектов анализируется в тексте?
Ученик должен освоить простой алгоритм работы с такими заданиями:
1. внимательно прочитать текст;
2. найти в тексте ответ;
3. выписать ответ или элементы ответа в бланк черновика;
4. выписать ответ в бланк ответов №2, используя правило «Сколько вопросов, столько ответов».
При оформлении ответа ученик должен учитывать структуру задания.
Образец
1. С1. 3 составляющие познания
1. ответ;
2. ответ;
3. ответ.
2. С1. 2 ценности права
1. ответ;
2. ответ.
3. С1
1. Определение социальной мобильности.
2. 2 субъекта:
А) ответ;
В) ответ.
С2, как правило, построен по принципу «найди и выпиши».
Образец
1) О каких 2 формах культуры идет речь в данном отрывке?
2) Какие абстрактно-логические средства указаны в тексте? Выпишите любые 5.
Ученик должен освоить простой алгоритм работы с такими заданиями:
1. внимательно прочитать текст;
2. найти в тексте ответ;
3. выписать ответ или элементы ответа в бланк черновика;
4. выписать ответ в бланк ответов №2, используя правило «Сколько вопросов, столько ответов».
При оформлении ответа ученик должен учитывать структуру задания.
Образец
1) С2. 2 формы культуры
1) ответ;
2) ответ
2) С2. абстрактно-логические средства:
1) ответ;
2) ответ;
3) ответ;
4) ответ;
5) ответ.
В некоторых вариантах ЕГЭ встречаются тяжелые варианты С2.
Образец
1) В каких формах, по мнению автора, существует восходящие течения социальной мобильности? Приведите пример, иллюстрирующий одну из форм.
2) Объясните, почему отношение ученых к понятию «прогресс» неоднозначно? Приведите любые 2 объяснения, опираясь на текст и знания курса.
Ученик должен освоить простой алгоритм работы с такими заданиями:
1. внимательно прочитать текст;
2. найти в тексте ответ;
3. выписать ответ или элементы ответа в бланк черновика;
4. выписать ответ в бланк ответов №2, используя правило «Сколько вопросов, столько ответов».
ВНИМАНИЕ!   Ученик должен знать, что пример может быть прочитан с субъективных позиций, а поэтому:
1. пример должен быть понятен не только ученику, но и членам комиссии;
2. пример должен иметь формат предложения или словосочетания и содержать конкретную информацию;
3. желательный объем ответа 1-3 предложения, доступной и понятной информации.
Ученик должен обратить внимание на оформление ответа в бланке №2.
Образец
1) С2.
1) формы
А) ответ;
В) ответ
2) пример
2) С2.
1) объяснение
2) объяснение по тексту
А) ответ;
В) ответ.
С3, как правило, комбинированное задание, проверяющее и навыки, и знания ученика.
Образец
1) С опорой на текст и знания курса укажите любые 3 направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.
2) Приведите любые 3 факта из истории или современной общественной жизни, свидетельствующие об опасности нарушения норм научной этики.
Ученик должен максимально отработать черновик, обратить внимание на лингвистику. Данное задание требует не только понимания ответа, но и требует навыка правильного ответа – ученик должен грамотно и доступно расписать примеры. При переносе ответа в бланк №2 учащиеся должны уделить внимание оформлению ответа.
Образец
1) С3                                             или                С3
1. Направления                                            1. Направления. Пример.
1) ответ;                                                        2. Направления. Пример.
2) ответ;                                                        3. Направления. Пример.
3) ответ
2. Примеры
1) ответ;
2) ответ;
3) ответ
2) С3 Факты
1. ответ (если возможно, то пояснить);
2. ответ (если возможно, то пояснить);
3. ответ (если возможно, то пояснить).
В некоторых вариантах ЕГЭ встречаются простые С3, которые, по сути заданий, напоминают С1 и С2.
С4, как правило, комбинированное задание, в котором проверяются и навыки, и знания ученика по предмету и другим гуманитарным дисциплинам.
Образец
1) Как Вы понимаете мысль, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства? В подтверждение своего ответа приведите 3 обоснования.
2) Что называет автор «неразвитой» формой деятельности? Приведите по одному собственному примеру такой деятельности в материальной и духовной сферах жизни.
3) Приведите три аргумента, подтверждающие мысль автора, высказанную в последнем предложении.
Ученик должен внимательно прочитать задание.
ВНИМАНИЕ!   Аргумент один из самых сложных элементов, который должен продемонстрировать ученик. А поэтому, ученик должен знать несколько правил написания аргумента:
1. аргумент – это доказательство, значит обязательно есть ссылка на факт, и есть элементы убеждения;
2. аргумент должен быть понятен членам комиссии;
3. желательный объем аргумента – несколько предложений.
Ученик должен тщательно отработать черновик и грамотно оформить ответ в бланке №2.
Образец
1)    С4                                            2) С4
1.    Ответ ученика                        1. Авторское мнение
2.    Обоснования:                         2. Примеры ученика
1) ответ;                                     1) ответ;
2) ответ;                                     2) ответ;
3) ответ;                                     3) ответ;
3) С4 Аргументы
1) ответ;
2) ответ;
3) ответ.
ВНИМАНИЕ!   В качестве примера или аргумента (лингвистическое и фактическое наполнение) ученик может использовать целый ряд подсказок:
1. текст в блоке С;
2. текстовые задания В5 и В6;
3. текст задания С7;
4. задания – суждения в блоке А.
3.2. Общие рекомендации по отработке решений заданий С1 –С4
1. Отработка навыков решения таких заданий должна происходить в течение всего учебного года; есть смысл начать работу с 10 класса.
2. Первые несколько занятий учитель совместно с учеником решает задания, показывая и оформление ответов и отрабатывая более точные формулировки примеров и аргументов.
3. В дальнейшем, ученик должен самостоятельно решать такие задания, разбирая ошибки с учителем.
4. Задания С1 – С4 можно решать по схеме:
1) предварительное знакомство с заданиями;
2) решение по тематическим линиям;
3) решение в рамках блока С;
4) решение в рамках всего теста.
5. При условии освоения навыков решения, рекомендуется решать задания на бланках (черновик и чистовик), отрабатывая навык оформления и контроль времени.
3.3. Тексты блока С
Тексты подбираются по различным темам и разделам «Обществознания». Тексты бывают разными по объему и структуре. Тематика текстов может выходить за рамки предмета и ученик должен быть готов к неожиданным темам: культурология, философия, современная политика, психология и т.д.
Учитель должен сориентировать ученика на прочтение дополнительной литературы.
Учитель, при прохождение теоретического материала, должен затронуть материал ряда гуманитарных дисциплин (история, литература, история экономики, политология и т.д.).
Учитель может предложить ученику несколько занятий, в процессе которых, будут отрабатываться навыки прочтения и понимания текста и авторской позиции, и другие навыки. В процессе таких занятий важно привить ученику алгоритм работы с текстом.
Образец
1. внимательно прочитайте текст;
2. выделите главную мысль или идею;
3. разбейте текст на смысловые группы;
4. поймите позицию автора.
ВНИМАНИЕ!   Тексты можно использовать из разных источников: учебники, пособия, журнальные статьи, газетные статьи, специализированные сборники для подготовки к ЕГЭ, отдельные варианты ЕГЭ. В данном случае уместен принцип «Чем больше ученик отработает текстов, тем лучше».
3.4. Задания С5
Задания С5, как правило, встречаются 2-х типов: тематические и комбинированные.
Тематические С5
Данный тип задания проверяет фактические знания учащихся по определенному разделу.
Образец
1) Назовите любые 3 черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.
2) Назовите 3 критерия социальной стратификации.
Ученик должен вспомнить теоретический раздел и написать ответ.
Ученик может воспользоваться подсказками, используя задания блоков А и В
Ученик может вспомнить раздел, но дать либо неверную, либо спорную формулировку ответа. В этом случае лучше дать пояснение своему ответу. При заполнении бланка ответа №2, необходимо обратить внимание на оформление ответа.
Образец
1) С5                                                 2) С5
1. ответ (пояснение);                      1. ответ (пояснение);
2. ответ (пояснение);                      2. ответ (пояснение);
3. ответ (пояснение)                       3. ответ (пояснение)
Желательно использовать черновик для подборки вариантов правильного ответа.
Комбинированные С5
Данный тип заданий проверяет и фактические знания, практические навыки.
Образец
1) Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «право»? Составьте 2 предложения, содержащие информацию о праве.
Ученик должен вспомнить теорию раздела «Право» и дать определение понятия. В условиях ЕГЭ можно говорить о маленькой вероятности, что ученик вспомнит точное определение понятия. Предлагаю возможные варианты решения:
1. в черновике перечислите критерии или характеристики «права» и составьте «смысловое» определение данного понятия;
2. использовать возможные подсказки из заданий блоков А, В и С.
ВНИМАНИЕ!   В каждом параграфе базового учебника «Обществознание» под редакцией Боголюбова приведен перечень основных понятий и терминов. В процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуется: 1. отрабатывать навык давать определения понятий; 2. составлять предложения, содержащие информацию о понятиях и терминах.
Ученик должен обратить внимание на оформление ответа при заполнении бланка №2.
Образец
1)    С5
1. Определение понятий
2. Предложения
1) ответ;
2) ответ.
3.5. Задания С6
Задания С6, как правило, встречаются 2 типов: практические и комбинированные.
Практические С6
Данный тип заданий проверяет способность или навык составлять примеры по конкретным темам или разделам предмета.
Образец
1) С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите 3 примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
2) Приведите 3 примера экономической интеграции в современном мире.
Ученик должен использовать фактические знания и на черновике расписать ответы или варианты ответов. Ученик должен обратить внимание на оформление и лингвистику ответа.
Образец
1) С6                                                     2) С6 Примеры:
1. Модель ситуации                             1. ответ;
2. Санкции:                                           2. ответ;
1) ответ;                                              3. ответ
2) ответ;
3) ответ.
Комбинированные С6
Данные задания проверяют и фактические знания, и учебные навыки.
Образец
1) Управляющий в нетрезвом состоянии машиной, 15-ти летний Павел Р. сбил пешехода и скрылся, не оказав помощь. Чем являются действия подростка – преступлением или правонарушением? Почему?
2) Назовите формы политических режимов. Приведите 2 примера существования каждой из названных форм из истории или современной политики.
Ученик должен вспомнить теоретический раздел и написать примеры, затем оформить ответ в бланк №2. Ученик должен обратить внимание на оформление и лингвистику ответа.
Образец
1)    С6  1. ответ.
2. Объяснения:
1) ответ;
2) ответ;
 3) ответ
2) С6                                    или                         2) С6
1. Формы                                                      1. Форма. Пример;
1) ответ;                                                     2. Форма. Пример;
2) ответ;                                                     3. Форма. Пример
3) ответ.
2. Примеры
1) ответ;
2) ответ;
3) ответ;
4) ответ;
5) ответ;
6) ответ.
3.6. Задания С7
Задания С7 – задания-ситуации. С7 проверяет и знания, и практические навыки, и аналитические способности, и знания по смежным дисциплинам. Задания С7 можно поделить на простые и сложные.
Простые С7
Задания содержат небольшой объем знаний по предмету или в предложенной ситуации есть очевидные ответы и подсказки.
Образец
1) Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом, в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите 3 возможные причины уклонения граждан этой страны от выборов.
Ученик должен прочитать и проанализировать ситуацию. Затем, используя черновик, расписать предположения и оформить окончательный ответ в бланк №2.
Образец
1) С7 Причины
1. ответ;
2. ответ;
3. ответ.
Сложные С7
Задания данного типа проверяют большой объем теоретических знаний, навыки и умения, имеют сложную структуру ответа и являются затратными по времени.
Образец
1) Немецкий философ Гегель писал: «Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния.»
Выразите свое отношение к данному тезису. Обоснуйте или опровергните его 3 аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.
Ученик должен прочитать и проанализировать ситуацию, написать свое отношение.
ВНИМАНИЕ!   Отношение предусматривает 3 варианта: 1) ученик согласен;
2) ученик не согласен; 3) ученик имеет свое мнение. Ученик должен определиться с отношением, исходя из вариантов аргументации.
Ученик должен максимально использовать черновик и обратить внимание на оформление ответа.
Образец
1) С7
1. Отношение
2. Аргументы:
1) ответ;
2) ответ;
3) ответ
Встречаются и более структурные С7.
Образец
1) Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 годах.
Год                               Россия                                США
1991                           9,6 млрд. долл.                   161 млрд. долл.
1994                           6,0 млрд. долл.                    173 млрд. долл.
Сделайте 2 возможных вывода из данной таблицы. Объясните, почему в России в последние годы увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Ученик должен проанализировать таблицу и, используя данные таблицы, написать 2 вывода.
Образец ответа
1) В России с 1991 по 1994 год снизилось финансирование данных разработок с 9,6 млрд. долл. до 6,0 млрд. долл.
2) В России в 1994 году, по сравнению с США, финансирование составило 6,0 млрд. долл. против 173 млрд. долл. у США.
Возможны иные варианты выводов по таблице.
Вторая часть задания проверяет осведомленность ученика о современном состоянии экономики и государственной власти.
Объяснение «почему?» предусматривает разные варианты ответов.
Образец ответа
1. рост доходов государственного бюджета;
2. потребность в новых технологиях и новой технике;
3. изменение в государственной политике.
Возможны иные варианты ответов.
Ученик должен обратить внимание на оформление ответа в бланке №2.
Образец
1) С7
1. Выводы:
1) ответ;
2) ответ
2. Объяснения:
1) ответ; 2) ответ.
Общие рекомендации к отработке решений заданий С5, С6, С7
1. Ученик должен решать данного типа в течение всего учебного года.
2. На первых уроках целесообразно использовать учебники и дополнительную литературу, на последующих – самостоятельная работа с обязательным анализом ошибок.
3. Обязательно сделать акцент на рациональное использование черновика. Ученик должен использовать черновик для расписывания вариантов ответа и выбрать лучшее для чистового ответа.
4. При решении заданий С5, С6, С7 нужно использовать подсказки: суждения из заданий блока А, тексты В5 и В6, текст в блоке С.
5. Целесообразно отрабатывать решения заданий по схеме:
1) отдельные задания;
2) тематические линии;
3) отдельные тексты.
3.7. Задания С8
С8. «Налоговая система»
I. Налоги
II. Виды налогов
а) прямые
б) косвенные
III. Функции налогов
а) фискальная
б) регулирующая
в) распределительная
IV. Способы взимания налогов.
а) кадастровый
б) до получения налогоплательщиком дохода.
в) после получения налогоплательщиком дохода.
V. Налоговая система в России.
С8. « Социальные познания»
I .Социальные познания
1. Особенности социального познания
а) социальный объект
б) связи  в природе
2. Социальные явления
а) конкретно исторический подход
б) аналогия
II. Факты, интерпретация, оценки.
1. Факты
а) социальный факт
б) научные факты
2. Интерпретации
а) определение интерпретации
3. Оценки.
III. Социальное и гуманитарное знание.
1) Социальные (особенности)
2) Гуманитарное знание (особенности)
С8. «Многообразие путей познания мира»
1. Познание как процесс получения знаний о мире.
2. Основные пути (формы) научного познания мира.
а) мир как,  ранняя форма познания природной и социальной действительности.
б) жизненная практика - основной способ познания.
в) обобщение опыта повседневной жизни и народной мудрости.
г) искусство как специфическая форма познания.
3. Научное познание мира и его особенности.
а) теоретический характер знаний.
б) стремление к объективности
в) доказательность
г) системность
С8.  «Демографические и социальные проблемы»
I. Что такое демографические, социальные проблемы?
1.Определение, понятие демографии.
2. Основные проблемы демографии.
а) проблемы Севера
б) проблемы Юга.
II. Составляющие демографии.
1. Рождаемость
2. Смертность
3.Население
4.Миграция
5. Эмиграция
III. Социальная демографическая проблемы  Р.Ф
IV. Пути решения демографических проблем.
С8. «Политическое поведение личности»
I. Что такое «политическое поведение личности»?
1. Понятие политического поведения.
2. Основные формы и виды политического поведения личности.
3. Роль общественного мнения
4. Факторы  политического поведения.
II. Формы политического поведения.
1. Отклоняющаяся форма
2. Экстремистская форма
3.Конформизм
4.Законопослушные формы
5. Политический экстре
6. Терроризм
III. Политическое лидерство
1.Традиционное лидерство
2. Бюрократическое
3.Харизматическое
4.Политическое лидерство
а) формальной
б) неформальной
IV. Политические задачи.
1. Удержание власти
2. Использование власти
3. Завоевание власти.
С8. «Нации и международные отношения в современном мире»
I. Понятие и особенности науки
1.Формирование общности
2. Экономические особенности
3. Этнически особенности
4. Национальная культура
II. Национальное познание.
1. Письменность
2.Национальный язык
3. Духовная культура
4. Национальный менталитет
III. Развитие межнациональных отношений
1. Специализация производства
2. Мировая кооперация
3. Сотрудничество
4. Суд европейских обществ.
IV. Межнациональный конфликт.
1. Спад производства
2. Кризис экономики
3. Рост инфляции
4. Безработица
5. Ухудшение экономической обстановки
6. Антидемократические законы
3.8. Задания С9
Задание С9 - самое дорогое и самое субъективное, при проверке, задание.
Ученик должен выбрать 1 из 6, предложенных высказываний и написать эссе.
С9. « Внеобщественный человек не  может иметь морали». Вольтер
По моему мнению, Вольтер, хотел выразить, что человек, живущий вне общества, не имеет морали. Он не знает, это   такое и зачем это нужно. Многие считают, что вне общества человек становится зверем, который просто живёт, чтобы выжить. Однако, это не совсем так. Многие и живущие в обществе  не имеют понятия, что такое мораль. Вольтер даёт мысль для размышления того, что мораль не проста  и ей не может обладать человек, живущий вне  общества. Ему кажется, что это  невозможно. Внеобщественный человек, может быть гораздо больше моралью, чем человек, живущий в обществе.
Моё отношение к этому высказыванию двояко. Вольтер своим рассуждением полагает, что человек, живущий вне общества, не имеет морали, но это, по моему мнению, не так. Однако, я не могу полностью опровергать это высказывание. Многие люди,  живущие вне общества, действительно имеют только пункт на выживание, но нельзя обобщать.
У каждого человека есть своя мораль, свои моральные принципы. И сразу возникает вопрос: « А что такое мораль?». Частным определением бывает: мораль- это понятие о добре и зле, совокупность прав норм поведения. Так по - моему  у необщественного человека не может быть своей морали. Она у  него своя, особенная, пусть не такая как у всех, но она есть. Люди часто, не понимая,  чего-то в другом человеке считают это за изъян. Однако, нельзя забывать про людей, которые воспитывались, на примере  «маугли».
Здесь я соглашусь с Вольтером, ни о какой морали не может быть  и речи. Здесь другое- психологическое расстройство на почве одичания. Люди бывают сильные духом, которые не боятся противостоять опасному.  Люди, которые живут вне общества. У них нет морали? Она есть, но она своя.
Это высказывание, нельзя принимать однозначно. Оно очень многогранно  и нельзя говорить на него «да» или «нет», оно этого не заслушивает.
Раздел III. Психология поведения ученика на ЕГЭ. Особенности психологической подготовки к единому государственному экзамену.
Цель выявить психологические особенности поведения школьника на этапах подготовки и сдачи ЕГЭ.
Задача
1. рассмотреть рекомендации специалистов для преодоления трудностей в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ;
2. подобрать наиболее оптимальный блок рекомендации для школьников.
Глава 1. Особенности психологической подготовки к ЕГЭ
1.1 Как организовать подготовку к ЕГЭ
Есть ряд правил, которые важно соблюдать при подготовке к  ЕГЭ:
необходимо заблаговременно иметь программу курса и перечень основных тем и вопросов;
Необходимо заблаговременно приобрести полноценный комплекс учебных пособий;
Желательно иметь возможность получения консультаций у опытного учителя, который ответит на возникающие  в процессе подготовки вопросы;
Полезно пройти курс, в специализированном учебном центре, учитывая многоплановость экзамена по обществознанию
Распределяйте учебный материал во времени для подготовки к экзамену, оставив последние дни только для повторения, а не для изучения;
Выделяйте те вопросы, которые требуют особого внимания
Составляйте вопросы для консультации к экзамену; в вопросах выделяйте сааме главное, составляйте план-конспект ответа на вопрос.
1.2. Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию: советы психолога
Во-первых, посоветуйтесь с учителем в школе. Он поможет выбрать книги для подготовки к экзамену. Возможно, сам учитель работает по собственной авторской программе; возможно, посоветует то или иное издание, которое наиболее удачное с профессиональной точки зрения. Но хочется предупредить об одном: не нужно покупать сборники методической литературы наобум: некоторые из них не только не помогут, но навредят.
Чем могут помочь родители? Основная задача родителей - оказать помощь выпускнику школы и организовать систематическую последовательную подготовку к экзаменам.
Подросток сам ещё не может правильно спланировать время, ему кажется, что он всё успеет, часто ребята склонны откладывать «на потом» такое не очень приятное занятие, как подготовка к экзамену. Затем может начаться паника:»Я ничего не успеваю, уже поздно готовиться, все равно уже не смогу…»
Другая задача  -  создать благоприятную психологическую обстановку дома. Даже самого дисциплинированного и ответственного школьника экзамен – это испытание, стресс. Уменьшить его помогут прогулки, правильное питание и разумный баланс труда и отдыха.
В этих случаях нужна «домашняя психотерапия» - помощь любящих людей, родителей, которые проконтролируют, напомнят, убедят, уберегут от бессонных ночей накануне экзаменов, а в случае тревоги и паники успокоят.
Между тем правильное распределение сил действительно может помочь в подготовке к экзамену.  
В случае равнодушного отношения родителей ребенок чувствует себя беспомощным, одиноким, беззащитным перед лицом серьёзного испытания.
Ни в коем случае не призываем родителей учить вместе с детьми темы и вопросы или допоздна записывать тексты- всё -таки экзамен школьника, а не родителя. Если ребенок, по каким- то причинам отстаёт, не успевает по предмету, тогда подход должен быть другим. Один из выходов – это нанять репетитора. Мудрые родители, зная о проблемах своего ребенка, приглашают репетиторов примерно за год.
1.3 Ответы на часто задаваемые вопросы
1) Хочется подробнее узнать о задании С9 третьей части ЕГЭ.
третью часть экзаменационной работы входит альтернативное задание С9, в котором экзаменуемому предлагается выбрать одно из шести  предлагаемых высказываний выдающихся людей, относящихся  к одной из обществоведческих дисциплин философии, политологии, социологи, экономике, правоведению или социальной психологии. Выбранное высказывание должно послужить основой для небольшого сочинения (эссе) на выбранную тему. Объём, размер такого мини-сочинения правилами ЕГЭ не установлен, но надо  понимать, что в 10 строках тему не раскроешь, поэтому оптимально занять текстом от одной до полутора страниц. Следует охарактеризовать дисциплину, к которой относится выбранное изречение, затем назвать тему  высказывания, обозначить смежные темы и вопросы и, наконец, высказать своё отношение к этому вопросу и мнению автора. Полезно привести некоторые биографические сведения об авторе высказывания.
2) Как проходит единый государственный экзамен?
На экзамен в аудиторию не допускаются  специалисты по предмету, по которому проводится экзамен. На экзамен запрещается приносить мобильные телефоны. Использованием единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.
3) Кто и как проверяет ответы на задания ЕГЭ?
Ответы на задания части А и В проверяются на компьютерах; ответы на задания части С проверятся независимыми экспертами из числа преподавателей, назначенных для этой работы местной госкомиссией. Проверив работу, эксперт проставляет в специальный машиночитаемый протокол уникальный локальный номер бланка и оценки за каждый ответ на задание. После этого информация автоматически вводится в компьютер, и соответствующие файлы посылаются по глобальной сети в Москву, в Центр тестирования Минобразования (ЦТМО)
При расхождении мнений двух экспертов из Центра тестирования назначается третий. В ЦТМО происходит автоматический подсчет баллов для каждого учащегося и сохранения результатов в свободной общероссийской базе данных.
4) Что такое первичный тестовый балл?
Первичный балл – это сумма оценок за выполнение задания. При этом верно выполненное задание части А оценивается в 1 балл, части В – в 1-2 балла, части С – от 2 до 5 баллов, Тестовый балл – это балл по сто бальной шкале, получаемый с помощью специальной статистической обработки заполненных бланков на этапе окончательной обработки результатов. Предназначен  для учета вузовских приёмными комиссиями.
5) Как учитывается результаты ЕГЭ в вузах?
По результатам ЕГЭ учащийся по каждому предмету получает свидетельство со своими результатами по 100-балльной шкале. Это свидетельство учащийся (абитуриент) направляет в приёмную комиссию интересующего его вуза. Если учащегося интересует сразу несколько вузов, то он может направить во все эти ВУЗы заверенные в  школе копии свидетельств, причем сделать это можно заочно – по почте. Вузовские приёмные комиссии обязаны рассмотреть все присланные свидетельства, включая копии, и сообщить каждому абитуриенту, приславшему заявку, попадает ли он со своей суммой баллов в число бюджетных или платных мест согласно заочному конкурсу.
Результат подобного заочного конкурса зависит так е и от баллов его «конкурентов» - других абитуриентов, направивших свои заявки в тот же вуз на ту же специальность. Не попав со своим баллом в один вуз, абитуриент может получить приглашение из другого вуза или на другую специальность.
В настоящее время всем вузам предоставлено право самостоятельно устанавливать границы пересчеты сто балльных результатов ЕГЭ в собственные пятибалльные оценки своих вступительных экзаменов. Поэтому для одного вуза границы «пятёрки» по отдельному предмету может оказаться равной 95, а для другого – 75. Это вызвано значимостью данного предмета для данного вуза, а также уровнем оценок всех абитуриентов, подавших документы в данный вуз на данную специальность.
Такие правила пересчета важны для подсчета итоговых конкурсных сумм в тех случаях, когда вуз проводит для своих абитуриентов какой- то предметный экзамен, по которому большинство абитуриентов не сдавало тест в форме ЕГЭ.
6) Какими курсами интернета лучше пользоваться для получения надёжной информации о ЕГЭ?
Глава 2. Психология поведения ученика на ЕГЭ
Существует несколько обязательных правил, которые необходимо соблюдать при прохождении единого государственного экзамена
Во время рассадки в аудитории:
в сопровождении организатора пройти в аудиторию, взяв с собой только паспорт, пропуск, ручку и разрешенные для использования на экзамене по предмету дополнительное оборудование, оставив лишние вещи в аудитории в специально выделенном для этого месте;
занять место, указанное организатором (меняться местами без мотивированного указания организаторов запрещено).
До сведения участников ЕГЭ доводится, что всё приносимое оборудование передается организатору в аудитории для просмотра. В случае несоответствия принесенного экзаменующимся оборудования требованиям организатор имеет право не выдавать это оборудование, а возвратить его только после завершения экзамена.
При раздаче комплектов экзаменационных материалов:
внимательно прослушать инструктаж, проводимый организаторами в аудитории (как заполнять бланки, сколько продолжается экзамен, как подавать апелляции, где и когда можно ознакомиться с результатами ЕГЭ и т.п.);
обратить внимание на целостность упаковки доставочных пакетов с индивидуальными комплектами экзаменационных материалов перед вскрытием их организаторами;
получить от организаторов запечатанные индивидуальные комплекты с вложенными в них экзаменационными заданиями (КИМ), бланком регистрации, бланками ответов № 1 и № 2;
получить от организаторов черновики;
вскрыть по указанию организаторов индивидуальные комплекты;
проверить количество бланков ЕГЭ и КИМ в индивидуальном комплекте и отсутствие в них полиграфических дефектов.
В случаях обнаружения в индивидуальном комплекте лишних (или недостающих) бланков ЕГЭ и КИМ, а также наличия в них полиграфических дефектов участники ЕГЭ должны незамедлительно сообщить об этом организаторам, которые обязаны полностью заменить индивидуальный пакет с дефектными материалами.
При заполнении бланков регистрации:
прослушать инструктаж организаторов по заполнению области регистрации бланков ЕГЭ и по порядку работы с экзаменационными материалами;
под руководством организаторов заполнить бланк регистрации и области регистрации бланков ответов № 1 и 2.
После того, как все находящиеся в аудитории участники ЕГЭ заполнили регистрационные поля бланков, официально объявляется о начале экзамена.
Время начала и окончания экзамена фиксируется на доске.
Во время экзамена
Участники ЕГЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в туалет, в медицинскую комнату) только в сопровождении одного из организаторов или дежурных по этажу, предварительно сдав бланки ЕГЭ ответственному организатору по аудитории, который ставит в бланке регистрации метку «Факт выхода из аудитории».
На экзамене запрещено:
использовать мобильные телефоны или иные средства связи;
использовать любые электронно-вычислительные устройства и справочные материалы и устройства, кроме тех, которые утверждены Рособрнадзором в качестве дополнительных устройств и материалов, используемых по отдельным предметам;
разговаривать;
вставать с места;
пересаживаться;
меняться любыми материалами и предметами;
ходить по пункту проведения экзамена без сопровождения.
При нарушении этих правил и отказе в их соблюдении организаторы совместно с уполномоченным представителем ГЭК вправе удалить участника ЕГЭ с экзамена с внесением записи в протокол проведения экзамена в аудитории с указанием причины удаления. На бланках и в пропуске проставляется метка о факте удаления с экзамена. Экзаменационная работа такого участника ЕГЭ направляется на проверку вместе с экзаменационными работами остальных участников ЕГЭ данной аудитории.
По окончании экзамена
сдать бланк регистрации, бланки ответов № 1 и № 2, в том числе дополнительный бланк ответов № 2, черновик и КИМы, при этом организаторы в аудитории ставят в бланке ответов № 2 (в том числе на его оборотной стороне) и в дополнительном бланке ответов № 2 прочерк «Z» на полях бланка, предназначенных для записи ответов в свободной форме, но оставшихся незаполненными;
при сдаче материалов предъявить организаторам свой пропуск, на котором ответственный организатор в аудитории фиксирует количество данных бланков, ставит свою подпись, а также печать учреждения, в котором проводится ЕГЭ, либо штамп «Бланки ЕГЭ сданы» (печать или штамп может также ставиться на выходе из ППЭ);
по указанию организаторов покинуть аудиторию и ППЭ.
Участники ЕГЭ, досрочно завершившие выполнение экзаменационной работы, могут сдать ее организаторам, не дожидаясь времени окончания экзамена, но не позднее, чем за 15 минут до его официального завершения. Если участник ЕГЭ по объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, он может досрочно удалиться с экзамена.
Заключение.
В своей работе я попыталась предложить определенную модель подготовки  и сдачи ЕГЭ по обществознанию. Считаю необходимым акцентировать внимание пользователя данной методички на следующих моментах:
1) не стоит, наедятся на возможность списать или получить помощь во время экзамена.
2) необходимо регулярно как теоретически, так и практически готовится к ЕГЭ.
3) В процессе подготовки необходимо выработать собственную модель распоряжения временем на экзамене и тренироваться, обрабатывая не только качество ответов, но и контроль времени и оформления бланков.
4) В процессе подготовки необходимо использовать разрешенные министерством образовании РФ список литературы и пособий, а так же сборники тестов одобренных ФИПИ.
5) Необходимо учитывать, что в условиях реального экзамена могут быть различные «сюрпризы»  как на уровне фактического материала, так и в организации экзамена (время, температурный режим, некорректное поведение учеников в аудитории).
Я считаю, что целенаправленна и систематическая подготовка позволит в наибольшей степени решить все трудности теста на экзамене.
Список используемой литературы
1. Баранов П.А. 50 вариантов ЕГЭ. М.: Астрель, 2011 – 638с.
2. ЕГЭ. Обществознание (активный тренинг). М.: Айрис, 2012 – 240с.
3. Индивидуальные комплекты тренировочных материалов. ЕГЭ (обществознание) – 2011, 2012.
4. Методическое пособие. Подготовка к ЕГЭ. М. Просвещение, 2012 – 745с
Приложение №1. Образцы заданий С9
С9.Эссе по обществознанию о семье
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества». Ф. Адлер
Данным высказыванием автор хотел сказать, что положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его  продвижения по пути представления  своим гражданам реальных возможностей  для социально- культурного развития. Если люди способны создать маленькое общество и поддерживать его целостность, то можно говорить о том, что всё большое общество находится в безопасности.
Я согласна с данным высказыванием, поскольку общество- это система. Семья-это люди, объединившиеся для совместной жизни и совместной деятельности. Чтобы система не давала сбоев, её составляющие должны честно выполнять свою функцию. Семья очень древний социальный институт, приобретавший на разных ступнях развития различные формы.
Современная западная социализация, далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможности его социального выбора, это создает для семьи немалые опасности, потому, что растет число «свободных союзов», готовых в любой момент распасться.  Отношение к подобным союзам никогда не было серьёзным, поскольку  подобный брак базируется  на свободе и минимальной ответственности перед партнёрами. Браки, основанные на любви и уважении, узаконенные и поэтому крепкие – вот то, что покажет состояние нормального общества. Настроения в семьях – это настроения в обществе.
Семья остаётся высшей ценностью и, чтобы укрепить её позиции, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Люди, дружные и сплоченные, являются поддержкой и опорой государства. То, как государство может обеспечить своих граждан, создает полную картину того, что это государство значит само по себе, и что из себя представляет.
С9.эссе по обществознанию про бизнес
« Первое правило бизнеса – поступай с другими так, как бы ты  сам хотел, чтобы поступали с тобой».  (Ч. Диккеиз.)
В данном высказывании автор поднимает проблему экономических отношений, является, прежде всего, уважение к людям. Можно предположить, что Диккеиз рассматривает бизнес, как целостную систему людей, в которой преследует свои цели, не забывая при этом учитывать мнение и интересы других людей, находящихся в этой системе.
Данное высказывание, на мой взгляд, неоднозначное. С одной стороны, любые отношения между людьми должны основываться на взаимном уважении. Но с другой стороны, далеко не каждый человек, находящийся  в сфере бизнеса соблюдает правило уважения к другим. Некоторые люди ставят свои интересы превыше всего, и зачастую они просто забывают о том, что нужно учитывать и уважать мнение других людей.
Бизнес – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Человек, занимающийся бизнесом должен обладать такими качествами, как инициатива, способность идти на риск, умение вести за собой людей и организовать их работу, решительность, упорство. Деятельность бизнесмена исключает жульничество и неуважение к другим. В противном случае, с таким партнёром никто не захочет иметь дело. С другой стороны, бизнес можно назвать, морской пучиной, где каждый сам за себя. Люди находятся в условиях постоянной конкуренции и видят друг в друге только соперников, а не людей. Бизнес становится соревнованием, где каждый стремится стать победителем любой ценой.
Таким образом, всегда стоит помнить, что отношение к людям, это бумеранг, который обязательно вернётся, а каким он вернётся, зависит только от нас самих.
С9. Эссе по обществознанию о таланте
«Талант – это искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим пожаром путь другим». Ключевский.
В данном высказывании речь идёт о таланте человека и его назначении. Автор данного высказывания Ключевский считает, что талант это «Божий дар», который нужно использовать не только в своих целях, но и на благо общества. Талант человека это «Божия искра», которая выгодно отличает человека от других индивидов.
Я согласен с данным высказыванием. И действительно, талант – это «искра Божия». Человек, обладающий каким-либо талантом, расходует свою энергию, пользуясь своим талантом в личных целях и занимаясь какой-либо деятельностью.
Для доказательства выбранной точки зрения, буду использовать ряд ключевых терминов: общество, индивидуум, человеческая деятельность. Что же называют талантом?  Талант – это качество и умение человека, выгодно отличающее его от других людей в определенной сфере деятельности. Талантом обладают не все люди, и поэтому он высоко ценится в обществе. Талантливый человек показывает другим пример для подражания, при этом сам человек расходует свою силу, энергию здоровье, поэтому он «сжигает себя своим талантом».
Есть не мало примеров, когда талантливые люди своими выдающимися способностями существенно помогают всему обществу. Таковым был российский император Петр I. Будучи талантливым человеком, он пользовался своими исключительными способностями в управлении государством. Благодаря его действиям, Российская империя вышла на новый уровень развития , преодолев  отсталость во многих отраслях по сравнению с европейскими странами. Это пример того, как талант одного человека послужит во благо всего народа.
Таким образом, высказывание Ключевского  о таланте является верным его определением, наиболее точно раскрывая понятие этой человеческой способности, и дающее нам представление о значении таланта для человека и общества.
С9. Эссе по обществознанию о бизнесе
« Первое правило бизнеса – поступай с другими так, как бы ты  сам хотел, чтобы поступали с тобой».  (Ч. Диккеиз.)
Автор в данном высказывании поднимает проблему взаимоотношений между людьми в бизнесе. Диккенс считает, что в бизнесе, для начала, люди должны, относится друг к другу с уважением. Почему он является сторонником такой точки зрения? Можно предположить, что  Диккенс рассматривает бизнес как единую команду, целостную систему людей, в которой каждый добивается данной цели, но и учитывает мнение других людей. Необходимо отметить, что  Диккенс был литератором XX.в  был сторонником рыночной экономической системы.
Данное высказывание неоднозначно. Необходимо учитывать, что бизнес – это двусторонняя многогранная система, которую рассматривает Диккенс, бизнес можно представить как сотрудничество между людьми, занятыми в одной сфере деятельности. С другой стороны бизнес можно представить как соперничество между людьми в экономической сфере, в которой кто-  то добивается большего успеха, а кто-то меньшего.
В начале своего  рассуждения хочу определить круг ключевых терминов, которые буду использовать для доказательства выбранной точки зрения. Это такие термины как: бизнес, рыночная экономика, внешние и внутренние источники финансирования, кредиты. Что такое бизнес? Бизнес – это своего рода экономическая деятельность людей, в которой используются рыночные отношения. Любой предприниматель, организуя собственное дело  руководствуется принципом: доходы должны превышать расходы . Как соблюсти этот принцип? Прежде всего, для начала бизнеса нужен стартовый капитал. Существуют внутренние и внешние источники финансирования. Внутренние источники - это прибыль и разные отчисления. Внешние источники – это размещение секций, кредиты банков, продажа долей. В бизнесе используются такие  торговые кредиты. Его представляют друг другу фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Кредит – важный внешний источник финансирования деятельности фирм. Каждый представляет себе бизнес по-разному. Одни считают, что в бизнесе люди могут быть коллегами и должны оказывать друг другу взаимную помощь. Другие считают, что в бизнесе не может быть оказана взаимопомощь и разные фирмы, зачастую оказываются врагами. Различных мнений может быть очень много, но бизнес всегда будет определяться, и строиться так, как установят его люди, которые будут замешаны в нём.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты