Часть 1
№ задания Ответ
А1 2
А2 3
АЗ 1
А4 4
А5 3
А6 1
А7 3
А8 4
А9 3
А10 4
All 2
А12 1
А13 2
А14 4
А15 3
А16 2
А17 3
А18 4
А19 2
А20 4
А21 4
Часть 2
№ задания Ответ
В1 32514
В2 146
ВЗ 5132
В4 6
В5 местничество
В6 425793
В7 245
В8 Александр Второй
В9 Константинополь<или>Стамбул
В10 3
В11 256
В12 35
В13 2
Часть 3
Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом
С1. Определите название и годы войны, о которой идет речь в воспоминаниях. Кто был царем в этот период?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть указано, что:
война — Первая мировая война
годы — 1914-1918 гг.
царь — Николай II
Названы война, годы и царь 2
Названы 1-2 любых элемента ответа 1
Все элементы названы неверно 0
Максимальный балл 2
С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия России в этой войне.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Балды
Могут быть названы следующие причины:
защита Россией братской Сербии
защита Россией своих интересов на Балканах
стремление России к установлению контроля над Черноморскими проливами
исполнение Россией своего союзнического долга перед Францией
желание правительства поддержать пошатнувшийся авторитет царской власти
Названы 3 любые причины 2
Названы 2 причины 1
Названа 1 причина, или все причины названы неверно 0
Максимальный балл 2
СЗ. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний, были совершены царским правительством в этой войне и в ходе подготовки к ней? Какие ошибки можете указать дополнительно вы? (Укажите всего не менее трех ошибок царского правительства.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие ошибки правительства:
нежелание правительства сотрудничать с общественными организациями, с Государственной Думой, недоверие со стороны власти к общественным силам
неспособность объяснить народным массам цели России в войне и последствия возможного поражения
отказ в довоенное время решать насущные социальные и экономические вопросы
плохая подготовка армии и тыла к войне
решение Николая II принять на себя Верховное главнокомандование (в 1915 г.)
Названы 3 любые ошибки 2
Названы 2 ошибки 1
Назван 1 любой элемент ответа или все элементы ответа названы неверно 0
Максимальный балл 2
С4. Начало объединительных процессов в русских землях в XIV-XV вв. и создание единого государства сопровождались борьбой за лидерство между княжествами. Победу в этой борьбе одержала Москва. Н.М. Карамзин писал о возвышении Москвы: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до конца XIV в., возвысил главу и спас отечество».
Объясните, какие причины обусловили возвышение Москвы? (приведите 3 объяснения).
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть даны следующие объяснения:
выгодное географическое положение, дававшее приток населения, торговые и политические преимущества
умелая политика московских князей и их личные качества
перенос в Москву центра русской Православной церкви
передача Москве права сбора ордынской дани с русских земель
Могут быть даны другие объяснения
Даны три объяснения 3
Даны два объяснения 2
Дано одно объяснение 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Подписание Пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение: 1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение: 1) ...
2) ...
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
подписание пакта стало необходимым в условиях провала переговоров с Англией и Францией
подписав пакт с Германией, СССР направил фашистскую агрессию на Запад
было выиграно время, необходимое для подготовки к войне
союз СССР и Германии заставил Японию переориентироваться на войну с США, и СССР избежал войны на два фронта
подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны
2) в опровержение, например:
пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военноэкономического потенциала немецкого фашизма
СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции и советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора
подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии, как к союзнику или врагу, что нанесло вред обороноспособности страны
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР народов, часть населения которых впоследствии оказала помощь гитлеровским войскам.
Могут быть приведены другие аргументы
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки 4
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.
ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки 3
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки 2
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.
ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки 1
Приведен только один любой аргумент.
ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 4
Сб. Напишите исторический портрет М.М. Сперанского