§ 49. Рабство в Древнем Риме
1. Завоевания — главный источник рабства. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После окончания войны сенат объявлял завоеванную страну провинцией и назначал наместника для ее управления. Наместники безнаказанно грабили провинции. Все рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали себе. Они облагали уцелевшее население тяжелыми налогами, а неплательщиков продавали в рабство. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов.
Имёние — земельное владение богатого человека.
2. Рабы в имении землевладельца. Богатые римляне владели одним, а порой и несколькими имениями в разных местах Италии. Больше всего в имениях выращивали оливок и винограда. Хлеб сеяли мало. Дешевое зерно для жителей Италии привозили из Сицилии и других провинций.
В каждом имении трудилось по 15—20 рабов. Землевладелец обычно жил в Риме, лишь изредка объезжая свои имения, чтобы проверить, как ведется хозяйство, а заодно отдохнуть от городской жизни. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Это он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, невольники не сидели без дела. Они плели корзины, вили веревки, обтесывали рукоятки для лопат и мотыг. «Раб должен трудиться или спать», — говорили римляне.
Землевладельцу дешево обходилось содержание рабов: кормили их простой и грубой пищей, ничтожно мало тратили на их одежду. Только раз в год рабам выдавали рубаху, раз в два года — короткий плащ и деревянные сандалии. При выдаче новой старая одежда отбиралась: из тряпья шили лоскутные одеяла. От заболевшего раба господин мог избавиться. Для этой цели предназначался остров на Тибре, куда свозили безнадежно больных рабов, оставляя их там без всякого ухода и пищи.
Принудить рабов к тяжелому труду можно было лишь суровыми наказаниями. За малейшую провинность награждали оплеухами и зуботычинами, пороли. Особо строптивых отправляли в каменоломни, а если оставляли в имении, то держали в оковах. На ночь закованных рабов запирали в глубоком подвале с узкими окошками под самым потолком.
3. Рабы в богатом доме. Не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка могли быть слуги. Дом же богача был ими переполнен. Одни с тряпками, губками и вениками в руках убирали помещения, другие помогали господину одеваться, брили его и укладывали прическу, третьи готовили пищу и подавали ее к столу. Певицы и музыкантши услаждали за обедом слух хозяина дома. В свою очередь, хозяйка имела многочисленных рабынь-прислужниц.
Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов, нередко греков по национальности. Лечил хозяина раб-врач, ведал его книгами раб-библиотекарь, писал под его диктовку письма раб-секретарь. Труд рабов в Риме: рабы мостят улицу; четверо рабов несут на носилках господина; на заднем плане — пожилой раб, сопровождающий мальчика в школу. Рисунок нашего времени.
Домашним рабам жилось несравненно легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.
Римские ученые о рабах
Ученый Варрдн писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие — рабы, мычащие — быки, немые— повозки, лопаты, плуги».
За 300 лет до Варрона грек Аристотель высказал похожие мысли (см. с. 175). Докажите, что рабовладельцы Гоеции и Рима не признавали за рабом прав человека.
Ученый Колумёлла писал: «Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно и от других воров плохо его оберегают. При уборке зерна в амбар раб-управляющий неправильно показывает его количество в счетной записи»
Чем можно объяснить подобное отношение рабов к труду?
4. Гладиаторы на арене амфитеатра. Сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике один на один или отряд против отряда. В Италии и провинциях строили амфитеатры — специальные сооружения для гладиаторских игр. В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали кровавой бойни, как праздника. «Нападай и бейся насмерть!» — кричали зрители оробевшему гладиатору, швыряя в него огрызки яблок и оливки. Случалось, раненый, обессилевший боец бросал оружие и, подняв левую руку, молил о пощаде. Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем вновь выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного. Гладиаторские игры были любимым зрелищем римлян.
В римском амфитеатре. Рисунок нашего времени. Только что закончился поединок. У одного гладиатора — шлем, щит и меч. Другой был вооружен трезубцем и сетью, которую старался набросить на противника.
1. Подумайте, в чем было главное отличие раба от свободного. 2. Владельцы имений " считали, что не следует приобретать много рабов одной и той же народности. Чем это можно объяснить? 3. Подумайте, почему владельцы имений давали рабам только простые по устройству, грубые орудия — плуги, мотыги, лопаты, косы
|