§ 56. Первые христиане и их учение
Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.
1. Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия —
«Сыны света» из Кумрана
Задолго до рождения Иисуса в Палестине появились люди, которые также ждали установления на земле царства добра и справедливости. Они ушли в пустыню близ Мертвого моря и основали там поселение. Эти люди имели общее имущество, называли себя «нищими» и «сынами света», а всех остальных — «сынами тьмы». Они призывали ненавидеть «сынов тьмы», верили, что скоро разразится всемирная битва, в которой «сыны света» одержат победу над злом. Свое учение они хранили в тайне. Поселение «сынов света» было раскопано археологами в местности, которую ныне называют Кумран.
Иисус знал про «сынов света», но его учение не призывало к ненависти. Оно было обращено ко всем людям. «Что говорю вам в темноте, — внушал он ученикам, — говорите при свете и что на ухо слышите, возвещайте всем с крыш».
Иисуса. Они утверждали, что отцом Иисуса был Бог Яхве, которому поклонялись евреи, а матерью — Мария, бедная жительница палестинского города Назарета. Когда Марии пришло время родить, она находилась не дома, а в городе Вифлееме. В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде мудрецы из далеких стран и простые пастухи пришли поклониться божественному младенцу.
Когда Иисус вырос, он не остался в Назарете. Иисус собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых, насытил тысячи людей пятью хлебами. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Скоро наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле — царство добра и справедливости.
Часть рукописи из Кумрана.
У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какого-то нищего называют Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора. Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками. Иуда подошел к учителю и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку
Поучения Иисуса в Нагорной проповеди
Христиане почитают священными четыре Евангелия. По преданию, их авторами были: Матфей и Иоанн — ученики Иисуса, Марк— спутник в странствиях апостола Петра и Лука — спутник апостола Павла. В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса:
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас.
Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный.
Не судйте, да не судимы будете.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам.
И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним. Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь — распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Спустя немного времени воскресший (то есть вновь ставший живым) Иисус явился ученикам. Он послал их разнести его учение по разным странам. Поэтому учеников Иисуса стали называть апостолами (в переводе с греческого — посланцами). Апостолы верили, что Иисус вознесся на небо и что настанет день, когда он вернется для свершения Страшного суда.
Рассказы об Иисусе были записаны первыми христианами, эти записи называются Евангелиями. Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».
Иерусалим во времена Иисуса Христа. Слева — храм Яхве, правее — башни внутренней крепости. Рисунок нашего времени.
2. Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (под этим словом понимали Божьего избранника), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки — все те, кому жилось особенно трудно.
Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины.
Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден, прощает своих обидчиков и творит добрые дела.
Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни. Друг другу христиане оказывали помощь, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне, ухаживали за больными и стариками. Христиане собирались в домах единоверцев, в заброшенных каменоломнях, на кладбищах. Там они читали вслух Евангелия, выбирали священников, которые руководили их молитвами.
3. Вера в различные судьбы людей после смерти. Христиане ждали Второго пришествия Иисуса, но шли годы, а Царство Божие на земле все не наступало. Они прониклись верой в
Из рассказов христиан об апостоле Павле
Павел сначала был врагом христиан, он яростно спорил с ними и даже участвовал в их избиении враждебной толпой.
Однажды Павел шел в город Дамаск, чтобы учинить расправу над живущими там христианами. Внезапно он увидел ослепительный свет, потерял зрение, упал и услышал голос: «Я Иисус, которого ты гонишь. Встань и иди в город». В Дамаске один из христиан исцелил Павла и вернул ему зрение. С этого времени Павел уверовал в Христа и повсюду рассказывал, что Иисус — Сын Божий. Противники христиан замыслили убить Павла и стали стеречь его у городских ворот, чтобы он не сбежал. Тогда друзья Павла посадили его в корзину и на веревках тайно спустили с оборонительных стен.
Погиб Павел в Риме во время казней христиан при Нероне.
то, что еще до Страшного суда будут вознаграждены за все страдания после смерти. Христиане вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.
Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, упавшие с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его.
Древняя карикатура на христиан. Их враги говорили,что будто бы христиане почитают бога с головой осла.
Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В аду подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря, а рядом с ним прародителя Авраама. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответил богачу Авраам: «Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».
Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.
1. Чем привлекала бедняков, рабов и других обездоленных людей христианская религия? 2. Как римские власти относились к христианам? 3. Познакомьтесь с поучениями Иисуса в Нагорной проповеди: сохранили ли они свое значение для людей нашего времени? Если да, то какие именно? 4. Как возникли выражения «тридцать сребреников», «поцелуй Иуды»? В каких случаях можно употребить эти выражения в наши дни?
Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну
Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам.
Из ответного письма императора Траяна Плинию
Ты поступил правильно, произведя следствие о тех, на кого донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать.
Безымянный донос не должно принимать во внимание.
|