Предисловие
Перед вами учебник, посвящённый истории нашей Родины от зарождения государственности до конца XIX в. (первая часть освещает период до конца XVII в., вторая — XVIII—XIX вв.). Вместе с тем в учебнике рассматриваются некоторые ключевые проблемы развития самой исторической науки. Вам предлагается вспомнить, а может быть, и впервые узнать о том, что такое история, едина ли всемирная история, на какой основе и как мы выделяем её основные периоды, что такое исторический источник и т. д. Этими положениями учебники по истории для старших классов отличаются от тех, по которым вы учились в основной школе. Как известно, история понимается, с одной стороны, как реальность прошлого, бытие природы, общества и человека, процесс развития природы и общества, а с другой — как наука об обществе и о человеке во всём многообразии их прошлого, в их развитии и изменении.
Авторы учебника делают особый акцент на единстве универсальности и самобытности российской истории как части истории всего человечества. Мы отмечаем, каким образом повлияли на историю России природно-климатический, геополитический, религиозный факторы, а также возникший под их влиянием особый характер социальной организации российского общества.
Раскрывая историю Древней Руси, авторы стремятся показать предпосылки и характер древнерусской государственности. Большое внимание уделяется проблеме двух центров образования государства на Руси и важнейшей роли Новгорода в его формировании. Показана роль первых князей в упрочении государства, утверждении его престижа на международной арене. Оценивая историческую роль и значение принятия христианства при князе Владимире, авторы подчёркивают, что с самых первых веков существования наше государство было многоконфессиональным.
Удельная Русь — особый период нашей истории в учебнике — показана как весьма неоднозначный феномен. Отмечая объективную обусловленность этапа раздробленности, его универсальность для мировой истории, авторы показывают, что это был отнюдь не период упадка и регресса. В это время происходит расцвет региональных центров, а сама Русь превращается, по мнению ряда историков, в «феодальную федерацию».
Однако нашествия на Русь завоевателей с Востока и Запада поставили вскоре под вопрос само дальнейшее существование русских земель как самостоятельных государственных образований. Большое место в учебнике занимают дискуссионные вопросы, касающиеся взаимоотношений русских земель с Золотой Ордой. Особое внимание здесь уделено вопросам формирования различных социально-политических моделей дальнейшего развития общества и государства.
Этап, связанный с образованием и ростом, укреплением военной силы и политической роли Московского государства, занимает очень важное место в истории нашей страны. Авторы раскрывают сущность основных этапов становления единого Российского государства, рассматривают вопросы социально- экономического развития страны в XVI в., показывают альтернативы развития власти и общества в период правления Ивана Грозного, анализируют причины, сущность и последствия Смуты начала XVII в. В этом разделе учебника большое внимание отводится особенностям перехода России к Новому времени. Важнейший вывод при этом состоит в том, что этот переход завершился в основных чертах к концу XVIII в. и имел те же особенности, которые этот процесс имел в Западной Европе. Однако в России существовала и ярко выраженная специфика, так как обычный для перехода к Новому времени кризис традиционных политических и социальных институтов совпал у нас с завершением становления единого Российского государства. Но проявилась эта специфика преимущественно в духовно-нравственной и культурной сфере.
Заключительный раздел учебника посвящён имперскому периоду истории России. Авторы показывают, что зарождение и развитие империй было в то время не просто объективно обусловлено, а, по словам британского историка Д. Ливена, «империи были локомотивом прогресса и цивилизации, неся отсталым «малым народам» дары «западных» ценностей и технологий», а «будущий мир виделся сквозь призму культуры и истории имперских народов». Особое место в этом разделе занимают вопросы разработки и реализации правительственных реформ переустройства России, зарождения в нашей стране основ индустриального общества, расширения границ империи и изменений национальной политики.
Сквозной темой учебника стали вопросы истории культуры и повседневной жизни народов России.
Материал по истории культуры представлен по-новому. Обычный текст заменён выдержками из работ историков, деятелей науки, культуры, образования по рассматриваемым вопросам. Эти материалы могут стать основой семинарских занятий по данным темам. Наряду с ними учитель может, естественно, использовать и любые иные материалы, в том числе и подобранные самими учащимися. Это особенно важно в связи с национально-региональной культурной спецификой. Нами же предлагается для обсуждения лишь тот материал, который даёт обобщающие, оценочные данные по этим обширным проблемам развития российской культуры.
Наш учебник построен не по традиционному для большинства школьных книг по истории хронологическому принципу, а в проблемно-хронологическом ключе. Предполагается, что в 10 классе на уроках истории главным является не повторение уже известного из курсов 6—9 классов учебного материала, а выявление причинно-следственных связей, раскрытие сущности изучаемых событий и явлений, сравнение их с аналогичными событиями и явлениями всемирной истории. Вместе с тем учебник является вполне достаточным источником для подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.
Важной особенностью учебника является то, что он, пожалуй, впервые содержит такое обилие мнений и точек зрения по некоторым рассматриваемым в нём проблемам. В то же время в большинстве случаев обозначается позиция самих авторов по дискуссионным вопросам. Задача десятиклассника состоит в том, чтобы не только знать разные точки зрения и аргументы их авторов, но и выработать при этом свою собственную точку зрения по каждому вопросу. Именно в этом, по большому счёту, и состоит главная цель данного учебника.
Для решения этой задачи учащиеся должны, в частности, внимательно прочитать и понять вопросы и задания к каждому из параграфов учебника. Перед параграфами помещены вопросы, на которые надо попробовать ответить без подготовки, не читая текст параграфа. Это упражнения, напоминающие разминку, они позволят хорошо усвоить содержание параграфа. Вопросы и задания после параграфов разделены на три группы. Изучив текст учебника и вспомнив материалы
6—8 классов, можно ответить на вопросы и выполнить задания первой группы. Вторая группа потребует использования дополнительной литературы и Интернета. Третья группа вопросов и заданий предлагает проанализировать те или иные материалы, сделать собственные выводы, выстроить систему доказательств своей точки зрения. Авторы не предполагают, что ученик должен ответить на все вопросы и выполнить все задания. Учитель подберёт из них те, которые лучше всего помогут каждому конкретному учащемуся освоить предлагаемый материал.
Авторы учебника желают вам успехов в изучении истории нашей Родины!