§ 11. СССР в системе международных отношений в середине 60-х

§ 11. СССР в системе международных отношений в середине 60-х — начале 80-х гг. Стратегический паритет    

Давайте вспомним
Когда и с какой целью был создан блок НАТО, какие страны входили в него в начале 80-х гг.
Какие страны входили в начале 80-х гг. в Организацию Варшавского договора (ОВД)
 
Попробуйте
Перечислить и показать на карте страны, в которых в начале 80-х гг. размещались американские военные базы
Назвать основные виды вооружений, способных нести ядерные заряды
Перечислить и показать на карте страны, в которых в начале 80-х гг. размещались американские военные базы; советские военные базы

Советско-китайские отношения

Новое советское руководство, пришедшее к власти в 1964 г., связывало ухудшение отношений СССР с КНР исключительно с личным конфликтом между Н.С. Хрущевым и Мао Цзэдуном. Это вызывало надежды на урегулирование этих отношений по аналогии с урегулированием советско-югославского конфликта, исчерпанного после смерти И.В. Сталина.
Определенные надежды, связанные со сменой советского руководства, имелись и в Китае. Сразу после смещения Хрущева на празднование очередной годовщины Октябрьской революции в Москву прибыла китайская делегация во главе с премьером Чжоу Эньлаем. Выдвинутые китайской стороной условия восстановления «великой дружбы» (прежде всего отказ от принципа мирного сосуществования между социализмом и капитализмом) оказались для СССР совершенно неприемлемыми.
Однако неуспех переговоров советское руководство было склонно связывать с инцидентом во время праздничного приема в Кремле. Министр обороны СССР маршал Р.Я. Малиновский, обращаясь к Чжоу Эньлаю и к министру обороны КНР маршалу Линь Бяо, предложил им сместить Мао Цзэдуна по советскому образцу.
Сохранялись иллюзии, что совместная помощь Северному Вьетнаму, ставшему жертвой американской агрессии, сблизит СССР и КНР.
 
Война США во Вьетнаме

В 1964—1965 гг. США направили к берегам Юго-Восточной Азии свои вооруженные силы с целью подавить национально-освободительное движение в Южном Вьетнаме (Республика Вьетнам), организационно оформленное в Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФО ЮВ), а затем и ликвидировать коммунистический режим Северного Вьетнама (Демократическая Республика Вьетнам). Во Вьетнам были отправлены огромные силы. К 1965 г. общая численность американских войск во Вьетнаме достигла 540 тыс. человек. Территория ДРВ подвергалась систематическим бомбардировкам американской авиации.
Советский Союз заявил о готовности оказать Вьетнаму помощь для отражения агрессии США. В феврале 1965 г. состоялся визит А.Н. Косыгина в Ханой. Во время его пребывания в столице социалистического Вьетнама американцы совершили первый массированный авианалет на нее.
Во время визита во Вьетнам глава правительства СССР останавливался в Пекине. По итогам состоявшихся там бесед советское руководство пришло к выводу, что восстановление былой советско-китайской дружбы невозможно.
В декабре 1965 г. в Москве были подписаны соглашения об экономической и технической помощи Вьетнаму. ДРВ стала получать из СССР в необходимом количестве зенитные орудия, ракеты и современные реактивные истребители. Советские специалисты помогали вьетнамцам овладевать боевой техникой. Большое внимание уделялось, в частности, подготовке ракетчиков и военных летчиков.
Соединенные Штаты, обладавшие огромным военным превосходством, не смогли сломить сопротивление Северного Вьетнама, который широко использовал тактику партизанских действий. Американские войска несли серьезные потери.
Двусторонние беседы между представителем ДРВ и бывшим министром торговли США У. Гарриманом, начавшиеся в мае 1968 г. в Париже, завершились после сложной дипломатической и политической борьбы достижением договоренности о полном и безусловном прекращении Соединенными Штатами с ноября 1968 г. бомбардировок и других военных действий против Северного Вьетнама. Была достигнута также договоренность о проведении в Париже четырехсторонних заседаний с участием представителей ДРВ, НФО ЮВ, Республики Вьетнам и США для поисков путей политического урегулирования вьетнамской проблемы.
Начавшиеся переговоры о мире между США и представителями Вьетнама шли тяжело. Достигнутые договоренности о военных действиях против ДРВ были нарушены в 1972 г., когда американцы возобновили бомбардировки. 27 января 1973 г. в Париже было подписано Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. 29 марта 1973 г. последний американский солдат покинул Вьетнам. Оставшись без поддержки США, капитулировала столица Южного Вьетнама —Сайгон. 2 июля 1976 г. было провозглашено создание единого вьетнамского государства — Социалистической Республики Вьетнам.
 
Конфликты на Ближнем Востоке

С середины 60-х гг. резко обострилась ситуация на Ближнем Востоке. СССР начал налаживать дружеские связи со многими арабскими странами этого региона с 50-х гг. Позиция Советского Союза на Ближнем Востоке опиралась на укрепление экономических и торговых связей и развитие через эту деятельность политических отношений. СССР поставлял в регион оборудование, технику, сельскохозяйственные машины. Особой статьей советского экспорта в этот регион являлись поставки вооружений. Советские военные специалисты принимали активное участие в подготовке армейских кадров и модернизации оборонительных систем ближневосточных государств.
географическое положение региона, в котором пересекались морские и воздушные пути Европы, Азии и Африки, делало его чрезвычайно важным для США и СССР. В Средиземном море постоянно находился 6-й флот США, были сформированы наземная Южноевропейская и морская Средиземноморская группировки НАТО. Экономическое и военное сотрудничество СССР с арабскими странами преследовало цель сдерживания присутствия вооруженных сил США и НАТО и контроля за ними.
В июне 1967 г. Израиль начал войну против Египта, Сирии и Иордании (Шестидневная война). Израильтяне нанесли сокрушительное поражение превосходящим по численности арабским силам и захватили принадлежавшие Египту Синайский полуостров и сектор Газа, Сирии — Голанские высоты, Иордании — Западный берег реки Иордан. СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем и ввел в Средиземное море эскадру военно-морского флота. Война была прекращена после обращения к президенту США главы советского правительства А.Н. Косыгина, в котором содержалось предостережение об опасности перерастания конфликта в мировую войну.
 
«Пражская весна»

Если война во Вьетнаме нанесла тяжелый урон* США, то Советский Союз потерпел морально-политическое поражение в одной из стран социалистического лагеря.
В Чехословацкой Социалистической Республике (ЧССР) нарастали внутренние противоречия, связанные с экономическими трудностями, спо- рами вокруг критики сталинизма и демократизации, а также вопросом о федеративном устройстве государства. На пленуме ЦК КПЧ 3—5 января 1968 г. все это привело к отставке президента республики А. Новотного с поста первого секретаря ЦК. Первым секретарем ЦК КПЧ стал А. Дубчек, до этого возглавлявший ЦК компартии Словакии и выступавший за обновление политики партии. В стране развернулась дискуссия о судьбах социализма, о будущем страны. Ослабли цензурные ограничения, появлялись новые органы печати и общественные объединения, в том числе КАН — Клуб беспартийных. Что же касается руководства КПЧ и правительства, то, помимо общих слов о демократии, либерализации, новых идей и концепций, по существу, не высказывалось, а внутри шла «позиционная война» за перераспределение портфелей. Компартия теряла время и уступала политическую инициативу другим силам.
В конце марта 1968 г. Новотный был освобожден с поста президента, новым президентом ЧССР стал генерал JI. Свобода. Атмосфера в стране накалялась, неформальные политические силы переходили в наступление. При этом общественность с восторгом поддерживала Дубчека и его сторонников («прогрессистов»).
Последовали новые меры по либерализации, в частности, была отменена цензура в СМИ. Параллельно шел другой процесс — росли недоверие и подозрительность со стороны союзников Чехословакии по Варшавскому договору — СССР, Польши, ГДР, Болгарии и Венгрии. В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. танки (около 7 тыс.) и более 300 тыс. солдат и офицеров пяти стран Варшавского договора пересекли границы Чехословакии. Одновременно советские военные самолеты начали высаживать десантников на аэродроме в Праге. Офицеры КГБ арестовали членов Президиума ЦК КПЧ во главе с первым секретарем А. Дубчеком. Так была раздавлена «пражская весна» — попытка создать «социализм с человеческим лицом».

Конфликты на советско-китайской границе

Во второй половине 60-х гг. резко обострились пограничные споры между СССР и КНР.
Китайская сторона утверждала, что хотя, согласно результатам «исторических исследований», царская Россия захватила у Китая 1,54 млн км2 территории, однако КНР не претендует на их возвращение, настаивая лишь на «уточнении границы». «Уточнение» сводилось к передаче Китаю территорий общей площадью 35 тыс. км2 (для сравнения: площадь Бельгии —30,5 тыс. км2, Курской области — 29,8 тыс. км2).
Конфликты на границе перерастали в вооруженные стычки. Крупнейшая из них произошла на острове Даманский на реке Уссури. 2 марта 1969 г. здесь китайскими пограничниками были в упор расстреляны начальник погранзаставы старший лейтенант И. Стрельников и 7 советских пограничников. В развернувшемся бою погибли 32 советских пограничника, но китайцам закрепиться на острове не удалось. 15 марта китайской стороной была предпринята новая попытка захватить остров Даманский, которая также была отбита. Теперь в бою с обеих сторон принимали участие не только пограничники, но и регулярные войска. На Даманском были проведены первые боевые испытания советских систем залпового огня «Град». Всего в этом конфликте с советской стороны погибли 58 человек, были ранены 94. Потери китайцев исчислялись тысячами, что и заставило их прекратить посягательство на территорию СССР.
В сентябре 1969 г. на переговорах между А.Н. Косыгиным и Чжоу Эньлаем была достигнута договоренность о сохранении существующей советско-китайской границы. Однако напряженность на границе сохранялась. Позднее, в 1976 г., смерть Мао Цзэдуна несколько ослабила остроту конфликта, но улучшения отношений не произошло.
 
Достижение стратегического паритета СССР — США

После Карибского кризиса 1962 г. СССР стал резко увеличивать свой стратегический потенциал. Если в момент этого кризиса США превосходили СССР по числу средств доставки ядерного оружия в 10 раз, то к концу 60-х гг. превосходства уже не было.
В разгар ближневосточного кризиса руководители США были вынуждены пойти на контакт с руководством СССР. Итоги последовавших переговоров между президентом США Л. Джонсоном и председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным в Глассборо (июнь 1967 г.) дали возможность достичь договоренности на основе концепции отказа обеих сверхдержав от создания системы национальной противоракетной обороны и ограничения стратегических вооружений. Начались двусторонние переговоры, продолженные при президенте США Р. Никсоне.
Советский ракетно-ядерный арсенал сравнялся с американским в 1968 г. В международных отношениях появился новый элемент — стратегический паритет (равенство).
США лишились возможности безнаказанно нанести первый, обезоруживающий удар по Советскому Союзу. Советская оборонная доктрина поначалу была сформулирована в достаточно общем виде. Она предполагала, что Советский Союз никогда не начнет войны первым и не применит первым атомное оружие, но ответит сокрушительным ударом на всякое нападение агрессора с целью его полного поражения.
Затем советские военные теоретики пришли к важному выводу: упреждающий массированный ракетно-ядерный удар в целях стратегической обороны по изготовившемуся к ракетно-ядерному нападению агрессору при наличии у него трех компонентов стратегических ядерных сил (наземных защищенных ракетных комплексов, ракетных комплексов морского базирования и стратегической авиации) лишен всякого смысла. Он не решает задачи стратегической обороны государства и приводит только к взаимному уничтожению этих государств. Ответновстречный массированный ракетно-ядерный удар по агрессору, уже совершившему ракетно-ядерное нападение, но до прихода его боеголовок на нашу территорию, тем более не решает задачи стратегической обороны и также приводит к взаимному уничтожению государств. Кроме того, гонка вооружений существенно истощала экономический потенциал СССР.
Почти одновременно и в СССР, и в США пришли к идентичному выводу: глобальная ядерная война не имеет смысла, ее нельзя выиграть. Усилия обеих стран по достижению стратегического превосходства не дали результатов — стороны достигли паритета на высоком уровне.
В мае 1972 г. Р. Никсон (первым из руководителей США) нанес официальный визит в Москву. 26 мая были подписаны два ключевых договора: бессрочный Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Обе страны отказались от дорогостоящего и дестабилизирующего строительства систем противоракетной обороны по периметру своих границ. Договор по ПРО оказал важнейшее стабилизирующее влияние на советско- американский военный баланс. Впервые в послевоенный периодСША отказались развертывать крупную, имеющую стратегическое значение систему. Договор по ПРО сохранял свою силу до мая 2002 г., когда он был расторгнут по желанию американской стороны.
Договор ОСВ-1 был первым соглашением об ограничении ядерных вооружений, который ставил предел числу стационарных пусковых установок МБР и пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках. Договором и временным соглашением (сопутствующим договору) юридически закреплялся принцип равной безопасности в области наступательных стратегических вооружений.
Отход от политики конфронтации привел к материализации климата разрядки: были заключены десятки соглашений по вопросам торговли, судоходства, сельского хозяйства, транспорта, мирного использования атомной энергии и т. п. Казалось, что возникает новый мир с более обнадеживающими перспективами.
Разрядка в советско-американских отношениях способствовала нормализации отношений с ФРГ. В 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ. Стороны подтвердили нерушимость границ в Европе. ФРГ отказывалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей после Второй мировой войны в состав Советского Союза и Польши. В свою очередь, советская сторона заявляла, что не будет препятствовать мирному объединению двух германских государств, если для этого в будущем возникнут соответствующие условия. В 1971 г. СССР, США, Франция и Великобритания заключили соглашение по Западному Берлину, которое установило особый статус западных секторов Берлина и упорядочило транспортное сообщение с Западным Берлином по территории ГДР. Тем самым был устранен опасный источник международной напряженности в Европе.
Вершиной разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В нем принимали участие представители 33 европейских государств, а также США и Канады. Консультации по нему проходили в 1972—1973 гг., затем состоялись два подготовительных этапа.
Третий этап совещания состоялся в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. на уровне высших политических и государственных руководителей стран — участниц совещания, возглавлявших национальные делегации. Советскую делегацию возглавлял Л.И. Брежнев. Главы делегаций подписали Заключительный акт совещания. Этот документ действует по сей день.
Заключительный акт включает договоренности, которые должны выполняться в полном объеме как единое целое: 1) по безопасности в Европе; 2) по сотрудничеству в области экономики, науки и техники, охраны окружающей среды; 3) по сотрудничеству в гуманитарных и других областях; 4) по дальнейшим шагам после совещания. Заключительный акт содержит
10 принципов, определяющих нормы взаимоотношений и сотрудничества. Заключительный акт гарантировал признание и неприкосновенность послевоенных границ в Европе (что было на руку СССР) и накладывал на все государства-участники обязательства по соблюдению прав человека (это стало основой для использования проблемы прав человека против СССР).
Уход президента США Р. Никсона с политической арены в 1974 г. после уотергейтского скандала нанес удар по политике, направленной против продолжения «холодной войны». В политике американской элиты по отношению к СССР начинается брожение, вызванное давлением правых сил, считавших разрядку ложной концепцией, способствующей (а не препятствующей) крушению американских позиций в мире. Тем не менее к лету 1979 г. был достигнут советско-американский компромисс, зафиксированный в Договоре ОСВ-2, подписанном советской и американской сторонами в Вене 18 июня 1979 г. Договор определял количество носителей стратегического оружия для обеих сторон.
Советский Союз, идя на компромисс, каковым являлся Договор ОСВ-2, жертвовал многим. Прежде всего СССР дал согласие сократить свои стратегические силы на 10%, отказался от ряда программ, находившихся на различных стадиях разработки или развертывания. Но и для США договор ставил существенные барьеры. Так, Соединенные Штаты вынуждены были ограничить численность баллистических ракет с разделяемыми головными частями (не более 1200 единиц), крылатых ракет (не более 3000 авиационных крылатых ракет). Общее число носителей ядерного оружия фиксировалось цифрой 2250. Согласно протоколу к Договору ОСВ-2, запрещалось развертывание крылатых ракет наземного и морского базирования дальностью свыше 600 км. Обе стороны — СССР и США — заявили о том, что будут соблюдать положения Договора ОСВ-2 до тех пор, пока на нарушение его положений не пойдет другая сторона.
Несомненно, что подписание Договора ОСВ-2 стало положительным явлением. Но осложнение американских отношений с Ираном, введение советских войск в Афганистан нанесли удар по разрядке и договорным отношениям между СССР и США.
 
Ввод советских войск в Афганистан

В апреле 1978 г. в Кабуле, столице южного соседа СССР — Афганистана, произошел военный переворот. К власти пришла группа офицеров во главе с Н.М. Тараки, лидером Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), ориентировавшихся на СССР и стремившихся построить в своей стране социализм.
Тараки получил экономическую и финансовую помощь от СССР. Декретами были провозглашены земельная, социальные и образовательные реформы. Но эта программа не была осуществлена. Правительству не удалось создать себе опору среди населения. В марте — апреле 1979 г. началось восстание против нового режима. Мятежники получали помощь из-за рубежа со стороны Пакистана, а начиная с лета 1979 г. — и США. Правительство Тараки просило о вводе советских войск, но получило отказ. Один из членов нового афганского правительства, X. Амин, сосредоточивший в своих руках руководство карательными органами, жестоко, но безуспешно боролся с восставшими. 11 сентября 1979 г. состоялась встреча Л.И. Брежнева с Тараки, на которой советский вождь предложил снять с должности ненавистного народу Амина. 14 сентября 1979 г. Амин совершил покушение на Тараки (был убит его адъютант), а 15 сентября на пленуме ЦК НДПА Тараки был освобожден от своих обязанностей и отправлен сначала под домашний арест, а потом в тюрьму. Генеральным секретарем ЦК НДПА и премьер-министром стал Амин. 8 октября 1979 г. Тараки был задушен в камере (официально было объявлено, что он умер от сердечной недостаточности).
Эти события изменили отношение советского руководства к Афганистану. Решение о вводе войск было принято четырьмя членами Политбюро ЦК КПСС — Л.И. Брежневым, А.А. Громыко, Д.Ф. Устиновым (министр обороны), Ю.В. Андроповым.
После долгого анализа ситуации они пришли к выводу, что подрывающие афганскую революцию силы в перспективе угрожают СССР.
12 декабря 1979 г. Брежнев отдал распоряжение об оказании Афганистану военной помощи на основании подписанного год назад советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве «путем ввода на его территорию контингента советских войск». 24 декабря 1979 г. на аэродроме Баграм в 50 км к северу от Кабула высадились части 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. 27 декабря 1979 г. советские десантники штурмом взяли дворец Амина, в ходе которого он был убит. Страну возглавил Б. Кармаль (ранее посол в Праге). В Афганистан был введен «ограниченный контингент» советских войск (до 100 тыс. человек).
В Афганистане. Рисунок советского офицера
Но ввод войск, хотя и обезопасил советскую Среднюю Азию, не привел к нормализации ситуации в Афганистане.
Бывший советник президента США по национальной безопасности 3. Бжезинский вспоминал: «Президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 года. И в тот же день я написал докладную записку для президента, в которой я ему объяснил, что, по моему мнению, эта помощь повлечет за собой советское военное вмешательство... Мы не заставили русских вмешаться, мы просто сознательно увеличили возможность того, что они это сделают. Эта секретная операция была отличной идеей. Ее целью было заманить русских в афганскую ловушку. В тот день, когда Советы официально перешли границу, я написал президенту Картеру вкратце: «У нас теперь есть возможность дать СССР свою вьетнамскую войну».
Исламистские противники кабульского правительства (моджахеды, как они называли себя, или душманы, как звали их сторонники законной власти ДРА) получали помощь Пакистана (на территории которого разместились базы и учебные лагеря), Саудо-
вской Аравии (финансировавшей моджахедов) и США (поставлявших вооружение, боеприпасы, снаряжение, присылавших инструкторов). Гражданская война в Афганистане, в которую оказались вовлечены советские войска, затянулась на десятилетия.
 
«Звездные войны»

Пришедшая к власти в 1981 г. в США администрация президента Р. Рейгана взяла курс на создание ситуации стратегического превосходства над СССР. Ломка стратегического паритета и достижение Соединенными Штатами военного преобладания должны были дать Вашингтону возможности оказания политического давления на СССР. Значительно увеличивая свой военный потенциал, американская администрация пыталась не только достичь военного превосходства, но и усилить процесс гонки вооружений в СССР с целью ослабления советской экономики.
Американское руководство пошло по линии поиска новых направлений борьбы против СССР — переноса военных действий в космическое пространство. Перед американскими вооруженными силами был поставлен комплекс задач: во-первых, защитить территорию США от нападения из космоса, создать «космический щит», во-вторых, создать возможность «ослепления» противника и быстрого уничтожения космических коммуникаций СССР. Эта программа получила название «Звездные войны».
Стратегия США преследовала цель изменить соотношение ракетно-ядерного паритета двух великих держав. Программа противоспутникового оружия предполагала разработку и развертывание таких систем, которые позволили бы уничтожать находящиеся в космосе средства слежения потенциального противника, сделали бы для него невозможным наблюдение за перемещением вооруженных сил США, корректировку собственных оборонительных систем.
 
Проверяем себя    
1. В чем состояли причины затянувшегося конфликта между СССР и Китаем?
2. Используя карту на с. 162—163, расскажите, в каких локальных конфликтах участвовали СССР и США в рассматриваемый период. Как это отразилось на международной атмосфере того времени?
3. Какое влияние на отношения между СССР и США оказала война во Вьетнаме?
4. Почему СССР был заинтересован в международных связях с ближневосточными странами?
5. В чем советские руководители видели опасность «пражской весны» для Советского Союза? Каким образом СССР ликвидировал эту опасность? К каким последствиям это привело?
6. Что такое разрядка международной напряженности? С чем связано ее начало?
7. Для чего в 1979 г. в Афганистан были введены советские войска? Привел ли ввод войск в Афганистан к решению тех проблем, из-за которых он был осуществлен? Почему?
 
Думаем, обсуждаем
1. Используя дополнительные источники информации, составьте сравнительную таблицу вооружений СССР и США в начале 80-х гг. Какая страна и в каких видах вооружений имела преимущества?
2. Сделайте подборку фрагментов художественных фильмов, которые иллюстрируют события данного параграфа.
3. Соберите и оформите в виде реферата информацию о техническом, военном, научном, хозяйственном или культурном сотрудничестве СССР и одного из государств на африканском континенте (не более 3 страниц).
4. Напишите авторский текст «Биографический портрет одного из участников переговоров СССР — США 70-х гг.» (не более 500 слов).
5. Найдите примеры, иллюстрирующие желание СССР снизить темпы гонки вооружений в конце 60-х — начале 80-х гг. Что сделали в ответ другие государства?
6. Для чего было созвано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе? Какие решения на нем были приняты? Какие из них впоследствии были нарушены и почему?
7. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более 3 страниц) о причинах поддержки СССР и США конфликтующих стран в различных регионах мира в конце 60-х — начале 80-х гг. Выберите один из конфликтов.
8. Как внешнеполитические события отражались на внутренней политике СССР рассматриваемого периода? Составьте таблицу:
События внешней политики Явления и тенденции внутренней политики
 
Работаем с источниками, выполняем задания
1. Сформулируйте внешнеполитическую стратегию СССР на основании документа.
Заявление ТАСС о вступлении на территорию Чехословакии советских войск. 21 августа 1968 г.
Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.
2. На основании документа и своих знаний о данном периоде сделайте вывод о мирных инициативах и вкладе СССР в дело мира.
Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1 августа 1975 г.
VI. Мирное урегулирование споров
Они [страны] будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.
В этих целях они будут использовать такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по их собственно-
му выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами.
3. Подготовьте проведение дебатов, дискуссии или конференции. Тему определите сами с учетом содержания документа.
Из открытого письма А.Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР, председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу. 1980 г.
...Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля...
Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде. Они затруднили ратификацию Договора ОСВ-2...
4. Составьте кроссворд или словарь терминов по внешней политике СССР.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты