Развитие экономики
Уже в 2000 г. российская экономика начала избавляться от затяжных последствий кризиса 1998 г. В 2001 г. увеличение доходов населения впервые опередило рост стоимости жизни. Это обеспечило рост реальных денежных доходов населения. По сравнению с 2000 г. они увеличились на 6%. В 2002 г. они выросли еще на 9%, в 2003 г. — на 14,5%, в 2004 г. — на 11%, в 2005 г. реальные денежные доходы выросли на 8,8% по сравнению с предыдущим годом. Постоянно повышался уровень минимальной оплаты труда, росли пенсии и средняя заработная плата. Экономический спад, продолжавшийся первое десятилетие реформ, сменился подъемом. В 2000 г. ВВП вырос на 9%, в 2001 г. — на 5%, в 2002 г. — на 4,3%, в 2003 г. — на 7,3%, в 2004 г. — на 7,1%, в 2005 г. — на 6,4%. По итогам 2006 г. рост ВВП составил 6,6%, а рост реальных доходов населения — 10,2%.
Во многом рост был обеспечен благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (высокими ценами на нефть и газ). Для решения задачи устойчивого роста была предложена экономическая доктрина, которая сочетала идеи рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Основой экономической доктрины стал анализ тех преимуществ, на которые могла опираться Россия в своем перспективном развитии. Россия должна была войти в мировой рынок как полноправный участник. Для этого на российском рынке происходили серьезные структурные преобразования. Были созданы крупные компании с высоким уровнем капитализации, которые могли бы стать локомотивами российской экономики и конкурировать на международном рынке в условиях глобальной экономики. В качестве примера можно привести крупные государственные концерны, такие, как «Газпром» и «Роснефть».
Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей: оборонной, автомобильной промышленности. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в так называемых стратегических отраслях, прежде всего в энергетике. В частности, в Послании Федеральному Собранию в 2007 г. Президент поставил задачу — создать ряд мощных государственных корпораций.
Для работы по ключевому направлению развития современной промышленности и науки создана Российская корпорация нанотехнологий. Авиационной промышленностью займется Объединенная авиастроительная корпорация. Вопросы судостроения поручены Объединенной судостроительной корпорации. В электроэнергетике также предстоит крупнейшая за последние десятилетия структурная реформа — за ближайшие 12 лет на основе современных технологий будет построено 26 атомных энергоблоков.
Первое заседание Общественной палаты Российской Федерации
Были отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам. Основная цель перехода к сугубо партийным выборам состояла в том, чтобы стимулировать развитие партийной системы в стране. На формирование крупных общенациональных партий были направлены и другие меры, осуществленные по инициативе Президента или его политических союзников в парламенте, в частности отмена в избирательных бюллетенях графы «Против всех» и повышение минимального уровня для прохождения партии в Государственную Думу с 5 до 7%. Полноценные, крупные политические партии выступают как главные связующие звенья между гражданским обществом и государством, создают механизм обеспечения ответственности власти, выступают в качестве механизма обеспечения национального единства страны.
Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев.
Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В 2003—2005 гг. происходил процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.
На 2004—2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.
Федеральным законом от 4 июля 2004 г. был установлен закрытый перечень полномочий регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. Параллельно федеральный Центр стремился к снижению числа льгот населения с заменой их на деньги с целью приведения в соответствие с рыночными реалиями существующей социальной системы. С января 2005 г. вступил в силу закон о замене льгот денежными компенсациями. Из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введению он вызвал существенное недовольство, прежде всего пенсионеров. Правительству пришлось значительно увеличить выделяемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе.
Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г. и предусматривающую полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия и т.д.
Национальные проекты и структурные преобразования в экономике
5 сентября 2005 г. Президент В.В. Путин выступил на совместном заседании правительства, парламента и руководителей регионов, где сформулировал концепцию национальных проектов: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России... Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье».
На основе этих положений были разработаны четыре приоритетных национальных проекта: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». Основной смысл каждого из проектов — концентрация одновременно государственных денег и организационных усилий власти (бюджетных и административных ресурсов) на повышении качества жизни граждан России.
В каждой из проблем выделены ключевые точки приложения усилий. В проекте «Здоровье» это развитие первичной медицинской помощи (сети поликлиник и т.д.) и обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи (за счет строительства новых медицинских центров высоких технологий). В проекте «Качественное образование» — поощрение лучших учителей, стимулирование вузов и школ, внедряющих инновационные программы, информатизация школ и развитие материальной базы школьного образования, создание сети национальных университетов и бизнес-школ.
В 2007 г. на нацпроекты было выделено 230 млрд рублей. Из них 108 млрд рублей пошло на приоритетный национальный проект «Здоровье», 48,9 млрд рублей — на развитие образования, 22,2 млрд рублей — на проект «Развитие АПК» и 50,9 млрд рублей — на проект «Доступное и комфортное жилье». Расходы федерального бюджета в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье» увеличились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. в 1,3 раза, а к 2010 г. увеличатся в 1,4 раза. Существенный рост расходов запланирован и на другие приоритетные национальные проекты.
Особого внимания заслуживает проект «Доступное и комфортное жилье». Большинство россиян нуждаются в жилье, но не могут себе позволить купить квартиру. Государство, обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, рассчитывает уже в течение ближайших 5 лет переломить ситуацию. Предполагается, что к 2010 г. объемы жилищного строительства увеличатся, как минимум, на 26,6%, очередь на улучшение жилищных условий сократится до 7 лет. Для эффективной работы по реформированию жилищно- коммунального хозяйства (ЖКХ) создается специальный фонд в объеме не менее 250 млрд рублей. На программу переселения граждан из аварийного жилья выделяется 100 млрд рублей, а на ремонт жилищного фонда — не менее 150 млрд рублей.
100 млрд рублей будет направлено на строительство дорог и развитие дорожной сети.
План по ежегодному вводу жилья к 2010 г. увеличен до 100—130 млн м2 в год. К 2010 г. будет выполнена задача по обеспечению постоянным жильем военнослужащих и ветеранов Вооруженных сил, а к концу 2012 г. — полностью сформирован фонд служебного жилья. Также на декабрь 2007 г. и сентябрь 2008 г. для военных запланированы два 15-процентных повышения должностных окладов и окладов по воинским званиям.
В результате реализации федеральной целевой программы Вооруженные силы на две трети станут контрактно-профессиональны- ми. Срок службы по призыву с 1 января 2008 г. сократится до 12 месяцев. Начата реализация новой Государственной программы вооружений на 2007—2015 гг. Большая часть расходов пойдет на серийные закупки нового вооружения и военной техники.
Очевидно, что экономические успехи позволили ставить перед государством задачи по дальнейшему социальному развитию и инфраструктурной модернизации. Так, серьезно возросли затраты на пенсии. Государство будет стимулировать и добровольные пенсионные накопления. Для этого создается Фонд национального благосостояния. Предполагается, что в нем будут аккумулироваться доходы от нефтегазового сектора для покрытия дефицита Пенсионного фонда и для софинансирования пенсионных накоплений в пропорции 1:1. Что касается Инвестиционного фонда, то он запланирован в размере 110 млрд рублей в 2007 г. и 89 млрд рублей в 2008 г.
К 2008 г. расходы на неправительственные организации будут увеличены в 2,5 раза. Сейчас на них уходит порядка 500 млн рублей. Таким образом, в 2007 г. государственная поддержка общественных организаций обойдется бюджету в 1250 млн рублей. На развитие местного самоуправления в 2007 г. выделено 153 млрд рублей, а в 2008 г. предполагается выделить 200 млрд рублей.
Улучшение положения в экономике позволило подойти и к решению демографической проблемы. Еще в своем первом Послании Федеральному Собранию Президент В.В. Путин заявлял, что ситуация в сфере демографии неприемлема. Был предпринят целый комплекс мер, направленных на снижение смертности и повышение рождаемости. Новые инициативы в этом направлении были оглашены в Послании Президента в
2006 г. В настоящее время усилия государства сконцентрированы на трех направлениях улучшения демографии: уменьшении смертности, разумной миграционной политике и увеличении рождаемости. С 1 января 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Если ребенок первый, сумма составила 1,5 тыс. рублей в месяц, если второй — 3 тыс. рублей. Работающие женщины стали получать пособие в размере 40% от прежнего заработка. 250 тыс. рублей составил так называемый «материнский капитал» за рождение второго ребенка. Еще одно направление в данной сфере — программа по развитию специализированных перинатальных центров.
Развитие национальных проектов и крупномасштабные структурные инвестиции стали возможными благодаря благоприятной экономической конъюнктуре. России удалось решить проблему внешнего долга. Золотовалютные резервы Центробанка превысили в
2007 г. 400 млрд долларов и еженедельно увеличивались на несколько миллиардов. В Стабилизационном фонде, который был создан 1 января 2004 г. за счет сверхдоходов от цен на нефть, удалось накопить в 2007 г. более 120 млрд долларов. Их предполагалось направить на снижение рисков, связанных с возможной неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Быстрыми темпами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные, которые по итогам 2005 г. составили 1/4 часть от общего объема инвестиций (в 2004 г. 1/5 часть).
Свидетельством стабильности развития российской экономики стал переход с 2008 г. к трехлетнему бюджетному планированию. В 2007 г. был принят первый трехлетний бюджет на
2008 — 2010 гг. Доходы бюджета возрастут с 6,64 трлн рублей в 2008 г. до 8,08 трлн рублей в 2010 г. Темпы роста ВВП запланированы на уровне 6% в год. Инфляция в соответствии с бюджетом будет снижаться до 5 — 6% к 2010 г.
Вместе с тем в экономике остается много проблем. Так, высокой (порядка 10%) является инфляция. Однако ее уровень по сравнению с 1999 г. снизился втрое. Укрепление рубля привело к увеличению импорта и снижению конкурентоспособности товаров российского производства. В некоторых отраслях была отмечена стагнация, сменившая рост 2000—2005 гг.
Общая цель политики Президента состоит в формировании в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое руководство страной в любой ситуации. Для обозначения такой политической системы употребляется термин «суверенная демократия».
Суверенную демократию в России определяют как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.
Суверенная демократия — политический режим, отвечающий следующим восьми условиям:
1. Контроль за решениями государства Конституция возлагает на выборных официальных лиц.
2. Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих всякое принуждение.
3. Практически все взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.
4. Практически все взрослое население имеет право претендовать на выборные должности.
5. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь преследования по политическим мотивам.
6. Граждане имеют право получать информацию из альтернативных источников. Альтернативные источники информации находятся под защитой закона.
7. Граждане имеют право создавать независимые ассоциации и организации, включая политические партии.
8. Государство располагает всей полнотой суверенитета. Оно имеет монополию на легитимное насилие и налогообложение, контролирует территорию и обеспечивает безопасность, т.е.
является в полном смысле слова государством. Оно контролирует национальную экономику, стратегически важные отрасли и объекты.
Сегодня в мире существуют 192 государства — члена ООН. Номинально все эти 192 страны — суверенные государства. Однако суверенитет страны — это не только международно признанная независимость, флаг, герб, гимн и посольства по всему миру. Это прежде всего действительная способность страны проводить независимую политику. На деле большинство существующих сегодня стран сознательно делегировали часть своего суверенитета международным структурам или другим государствам, получив взамен гарантии безопасности и те или иные экономические выгоды. Реальный суверенитет означает способность государства на деле (а не на словах) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику. Чтобы быть самостоятельной во внешней и оборонной политике, страна должна быть, помимо всего прочего, в состоянии самостоятельно разрабатывать и производить вооружение для своей армии. Для этого нужен широкий спектр национальной наукоемкой промышленности, которая, в свою очередь, должна базироваться на фундаментальной науке. Поэтому реальным суверенитетом обладает сравнительно небольшое число стран.
Россия уже в силу размеров своей территории и протяженности границ никому не может делегировать поддержание своей безопасности. Реальный суверенитет является для России геополитической необходимостью.