§ 28. Быт XV—XVI веков

§ 28. Быт XV—XVI веков

Города. По мере расширения Русского государства возводились новые города. Они служили прежде всего опорными военными пунктами. И в них селились сначала казаки и стрельцы, а уж затем пришедшее за ними земледельческое население основывало свои поселения. Города располагались в тех местностях, где была естественная водная защита. Каменные или кирпичные укрепления были в XVI веке большой редкостью. Города возводились с деревянными либо земляными укреплениями. Городские стены или валы окаймлялись рвами разной глубины и ширины, в которые проводили воду либо забивали сваи, утыканные железными спицами.
За внутренними стенами города располагались административные здания. Прежде всего ставилась приказная изба, где сосредоточивалось управление городом. Обязательно воздвигалась церковь. Вблизи приказной избы находился двор воеводы. Сооружался погреб для хранения пороха, за ним — пушечный амбар с пулями, ядрами и оружием. Здесь же хранился свинец для их изготовления. В городе нахо-
дилась государева житница, откуда служилым людям раздавалось хлебное государево жалованье.
За городскими стенами в деревянной избе, врытой в землю и огороженной тыном (оградой), располагалась тюрьма. Недалеко от городских укреплений находились жилища стрельцов. Наконец, в городе были дворы землевладельцев, имевших поместья в городских окрестностях. Они строились на случай нередких тогда военных действий. В мирное время помещики в городе не жили, оставляя дома на попечение особых людей — дворников. Были ещё казённые (т. е. принадлежавшие государству) осадные избы, построенные для окрестного простого люда на случай военного времени. В больших городах размещались торговые дворы. В таком случае город становился не только административным, но и торговым центром.
Торгово-ремесленное население проживало в посаде. Улицы посада носили названия по именам церквей, построенных на них (Дмитровская, Воскресенская, Успенская), или же по занятиям проживающих людей (Калачная, Ямская). Обыкновенно все улицы посада с разных сторон сходились к площади, которая была центром торговой и общественной жизни. Здесь располагалась земская изба — место выборного управления. Стояли торговые ряды и лавки, мастерские ремесленников. Никогда не пустовали харчевни, предлагавшие дешёвую еду. В предместьях посадов, а также в слободах жили служилые люди — стрельцы, пушкари, пищальники.
 
Русская изба. Земледельческое население проживало в сёлах и деревнях. Деревнями называли поселения без церквей. Сёла и деревни состояли из одной улицы, по обе стороны которой стояли крестьянские дома.
Самым распространённым видом жилища на северо-востоке Руси были избы — бревенчатые рубленые жилые дома. Их возводили как крестьяне, так и горожане. Изба строилась из крупных круглых брёвен сосны или ели. Четыре бревна соединялись в четырёхугольник и связывались на концах. Такое сооружение называлось венцом. Воздвигая венец на венец, делали сруб дома. С двух противоположных сторон венцы постепенно уменьшались в длине и сводились на нет, образуя основу для двускатной крыши. Потолка в избе не было. Поэтому крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. На брёвна накладывали широкие полосы вываренной бересты. Сверху крышу накрывали плотным слоем соломы. Русская изба, как правило, состояла из одного жилого помещения. Иногда крестьянский дом имел холодную горницу, отделяемую от тёплой избы сенями. К сеням пристраивалось крыльцо, которое нередко украшали деревянной резьбой.
Много места в жилом помещении занимала печь. Обычно она ставилась в правом от входа углу. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины. Она завершалась плоской поверхностью, в которую обычно встраивалась лежанка — спальное место для детей и стариков. Печь топилась по-чёрному. Окна в избе представляли собой вырубленные в стене продолговатые отверстия, высота которых достигала толщины бревна. Вместо стёкол по-прежнему использовались бычьи пузыри. Но в домах горожан появились слюдяные окна. И только богатые люди вставляли в окна стекло.
Ограниченность пространства избы заставляла крестьян иметь лишь самые необходимые вещи. К стенам крепились широкие доски — лавки или ставились скамьи на ножках. К ним придвигался длинный стол. В углу на стене помещались иконы с изображениями Христа, Богоматери и православных святых. Перед иконами зажигали лампаду — небольшой сосуд с фитилём, наполненный маслом. На полках стояли деревянные блюда, чашки, глиняные плошки и горшки, железные сковороды и другая посуда.
В избе в страшной тесноте жили, как правило, 8—10 человек. На ночь укладывались либо на лавках, либо на специальных деревянных настилах — полатях, которые сооружались под потолком возле печи. Вместо матрасов и подушек стелили солому или сено, которые прикрывали дерюгой — грубой тканью из толстой льняной пряжи. Из дерюги делалось одеяло, но чаще укрывались верхней одеждой. У зажиточных людей были кровати с занавесками, пуховые перины и одеяла.
Стеснённые условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать болезней. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела. А чтобы устранить неприятные запахи, зажигала в избе веточку можжевельника. Летом пол усыпали соломой либо берёзовыми листьями, свежей травой, полевыми цветами, а зимой — сухим песком и ельником.
Для всей семьи обязательной была еженедельная баня. В некоторых краях в бане натирались редькой или диким перцем, излечиваясь от простуды. Повсеместно на Руси существовал обычай: распарившись в бане, бросаться в холодную воду реки или озера либо в снежный сугроб. Это закаляло людей.
 
Одежда. Одежда русских за несколько веков не претерпела больших изменений. Рубаха и порты по- прежнему составляли основу гардероба. Верхней одеждой стал кафтан. Крестьяне шили его из серого домашнего сукна. Кафтан был прямого покроя, без талии, не имел карманов и иных деталей. Люди зажиточные отличались тем, что носили кафтаны из цветного тонкого сукна. На ногах крестьян по-прежнему красовались лапти. В год крестьянин изнашивал до 60 пар лаптей. Кожаная обувь была большой редкостью. Сапоги имели только зажиточные люди, да и то надевали их в праздничные дни. Люди всех сословий носили рукавицы.

Вспомните, как одевались мужчины и женщины в средневековой Европе.


Зимой ходили в коротких овчинных шубах — тулупах. Овчина домашней выделки была непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому поверх шуб надевали кафтаны. Зажиточные люди покрывали шубы холстом или сукном. Непременным элементом мужской одежды был кушак — длинный кусок шерстяной ткани шириной 30—40 см, которым подпоясывали кафтан или тулуп.
В женской одежде было больше разнообразия. Оно достигалось за счёт использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. Но сам набор одежды был небольшим. По-прежнему основным элементом одежды оставалась льняная рубаха. Но теперь она стала менее заметна в женском костюме. Всё чаще поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали
душегрею — короткополую кофту с рукавами или без них. Зимой крестьянки носили овчинные шубы, которые почти ничем не отличались от мужских. В таких же одеждах ходили небогатые горожанки. Всю свою одежду женщины шили сами. На ногах были лапти. На голове девушки носили повязки, завязанные сзади лентами. Волосы заплетали в косы. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шёлка — волосник. Показать волосы для замужних женщин считалось большим грехом (отсюда появилось слово «опростоволоситься»). Поверх волосника надевали платок.
Одежда знати отличалась от простонародной особой пышностью. Богатые люди любили украшать одежду мехами тёмных цветов, которые ещё больше подчёркивали изящество золотых и серебряных тканей. Вышивка на парче, кружева, жемчуг, драгоценные камни, обилие одежд, надевавшихся одна на другую, — всё это резко отличало представителя знати от простолюдина. Кафтан шился из лёгкой и тонкой материи, редко из сукна, полы обвивали золотой и серебряной тесьмой. Высокий стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щёголей, был из атласа, бархата или парчи. Он расшивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Воротник закрывал весь затылок и назывался козырем. Именно тогда появилось выражение «ходить козырем». Для улицы существовала широкая длиннополая одежда, которая в зависимости от фасона имела различные названия — ферязь, охабень, однорядка. Сапоги носили из тонкой, мягкой кожи — сафьяна, в основном красного цвета, с железными подковами. Волосы остригали в кружок.
Одеяние знатных женщин отличалось теми же особенностями. Обтягивать фигуру считалось неприличным. Поэтому женская одежда была длинная и широкая. Нижней одеждой оставалась рубаха-сорочка белого или красного цвета из тонкого полотна или шёлка. Рубашка имела широкие и длинные рукава, которые стягивались у кистей рук запястьями.
Поверх сорочки носили летчик вроде мужского кафтана с рукавами, сшитыми до локтя, спускавшимися длинными полотнищами. Летники делались из дорогих тонких тканей и обшивались по подолу тесьмой. Шею тесно охватывал воротник или шейное ожерелье из чёрной тесьмы, вышитой золотом и жемчугом. Иногда поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею. В холодную погоду сверху летника надевали опашень — длинную одежду из тяжёлой материи с широким круглым воротником. Широкие рукава опашня висели до пят и имели ниже локтя прорезы.
Женская обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.
 
Еда. Главной пищей русских людей был хлеб. Крестьяне ели в основном ржаной, или чёрный, хлеб. Повседневной пищей были также щи из кислой капусты. Важное место в крестьянском рационе занимали различные каши. Летом ели много овощей: и в сыром, и в пареном, и в варёном виде. В тех местах, где были крупные реки и озёра, в основном питались рыбой. Из рыбных блюд наиболее любима была уха. Мясо в будни редко появлялось на крестьянском столе. Все кушанья обильно приправляли луком и чесноком. В праздники люди позволяли себе иную пищу: мясные щи, различные солянки из овощей и мясных продуктов, яичницу.
Но праздничные яства были редким явлением крестьянской жизни.
Любимыми кушаньями зажиточных людей были варёная и жареная рыба и икра. В почёте была различная уха: с шафраном, с лимонами, огурцами и лапшой, с пряными кореньями. В летнее время к столу подавали ботвинью, которая приготовлялась на квасе с рыбой и щавелем. В любое время суток ели окрошку. Блины и оладьи считались лакомством и готовились по праздникам. За обедом пили вино и мёд. В XVI веке голландские купцы привезли в Москву кофейные зёрна. В богатых домах на завтрак стали подавать кофе.
Русские люди независимо от достатка очень любили пироги. Пироги пекли с разными начинками: из яиц, капусты, рыбы, грибов, риса, гороха.
В день ели несколько раз: завтракали, обедали, полдничали и ужинали. Завтракали очень рано. Обедали около полудня. В четыре или пять часов пополудни полдничали.
После захода солнца ужинали, спустя час молились Богу и ложились спать. Молились также перед тем, как сесть за стол, и вставая из-за стола.
Люди очень строго соблюдали посты по понедельникам, средам и пятницам. Даже тяжелобольные люди не употребляли в это время мясной пищи.

Таким образом, в XV—XVI веках стало резче проявляться имущественное различие людей. Но ещё сохранились общие для всех формирующихся сословий основы жизни. И бедные, и богатые носили сходную по фасону одежду, ели щи да кашу, отмечали общие праздники, говорили на одном и том же языке.


Проверяем свои знания

1. Из каких частей состояли русские города в XV—XVI веках? Что собой представлял собственно город? Каково было главное его предназначение?
2. Как вы думаете, почему основным типом жилища русского человека была рубленая деревянная изба?
3. Опишите и, если сможете, нарисуйте внутренний вид русской избы.
4. Чем определялась необходимость поддерживать в избе постоянную чистоту? Как поддерживали чистоту русские крестьянки?
5. Как изменилась одежда русских людей в XV—XVI веках по сравнению с периодом Древнерусского государства?
6. «Накройте» стол крестьянина в будни и праздники. Какие традиционные блюда сохранились в современной кухне?

Учимся быть историками
1. Используя картину А. М. Васнецова «Кузнецкий мост в Москве», а также дополнительную литературу и интернет-ресурсы, дайте описание столичной жизни в XVI веке.
2. Представьте, что вы крестьянин или горожанин, живущий в XVI веке. Придумайте рассказ от первого лица «Один день из жизни...», используя материалы параграфа и дополнительную литературу.

Запомните новые слова.  Основные понятия-термины по истории России
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЗДАНИЯ — здания, в которых размещаются органы власти.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ — относящийся к власти.
КАФТАН — верхняя мужская одежда с глубоким запахом и длинными рукавами.
ПОЛАТИ — деревянные настилы, сооружаемые под потолком.
ХАРЧЕВНЯ — закусочная с простыми и дешёвыми кушаньями.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты