1. Предыстория

1. Предыстория

1. История и предыстория. История планеты Земля насчитывает около 5 млрд лет, история жизни на Земле — около 2—1,5 млрд лет, а история человечества — чуть более 5 тыс. лет. Отсчёт её принято начинать с возникновения первых цивилизаций, т. е. с рубежа IV—III тыс. до н. э. Однако собственно история человечества имеет свою предысторию — период времени от возникновения первых человекообразных существ до появления человека разумного разумного (Homo sapiens sapiens). Такой пышный, удвоенный мудростью титул носит вид, к которому принадлежим и мы с вами, деятельность его в конечном итоге привела к возникновению первых цивилизаций.
Предыстория человечества, или эпоха Первобытности, реконструируется на основе данных, полученных археологией, антропологией, этнологией и другими науками. Она начинается примерно 4—3 млн лет тому назад в Восточной Африке в районе Великих африканских озёр, где были обнаружены останки тех, кого принято считать древнейшими предками современного человека. Сам же Homo sapiens sapiens появился примерно 100—40 тыс. лет тому назад. Формирование человека как вида, со всеми его биологическими, психофизическими и первоначальными социальными характеристиками, составляет содержание предыстории.
История возникает тогда, когда появляется общество, способное осознать своё прошлое, зафиксировать его и сделать основой своего развития. Вступление на путь истории означает не только постоянное переосмысление прошлого, но и непрерывное преобразование условий существования, накопление знаний, формирование традиций, общественных связей. Время человеческой истории — миг по сравнению с историей жизни на Земле и даже по сравнению с предысторией. Если определить, что понятие «поколение» охватывает примерно двадцать лет, и выстроить поколения в ряд, то от начала истории нас отделяют всего 250 поколений, т. е. период истории очень короткий.
2. Появление человека. Издревле люди пытались ответить на вопрос, как и откуда появились первые люди. В течение тысячелетий господствовала точка зрения, что человека создали боги. Современные мировые религии христианство и ислам утверждают, что Бог сотворил первого человека Адама из праха земного.
Научные ответы на этот вопрос носят характер гипотез и имеют много неоднозначных интерпретаций. В XIX в. Ч. Дарвином была создана эволюционная теория, утверждавшая, что путём естественного отбора осуществлялась эволюция человеческого вида от первых человекообразных существ до человека разумного. Научные открытия в XX в. показали, что процесс антропогенеза — становления физического типа человека — не образует плавной эволюционной линии. Некоторые виды человека, которые считались ступенями эволюции, на самом деле были тупиковыми. Они исчезали, не оставив следов в последующей ступени. Например, неандертальцы и кроманьонцы некоторое время сосуществовали, что противоречит рассмотрению их как последовательных ступеней развития. Возможно, что кроманьонцы «помогли» исчезновению неандертальцев, попросту уничтожая их.
Современная генетика склоняется к тому, что изменение видов в природе происходит не только путём накопления новых качеств, но и посредством радикальных генетических «сдвигов», служащих «локомотивами эволюции». Так, высказано предположение, что возникновение древнейших людей связано с тем, что в Восточной Африке, в районе их прародины, наличие радиоактивных руд, выходящих на поверхность во время тектонической активности повлияло на то, что приматы пережили процесс мутации — изменения наследственных свойств организма. В результате у них увеличился объём черепа и мозга, был утрачен волосяной покров, ослабел скелет. Для того чтобы выжить, этот мутант вынужден был заняться производством орудий, развивать интеллект, появился «человек умелый», а затем «человек прямоходящий».        
Трудовая деятельность способствовала развитию древнейших людей. Совершенствовалась человеческая рука, развивался мозг, появилась способность выражать свои чувства и мысли с помощью осознанной речи. Человек постепенно учился обуздывать свои инстинкты, осуществляя формирующее его насилие над самим собой путём запретов (табу).
Человек из природного существа становился существом социальным. Стали образовываться группы и сообщества людей, отличавшиеся от инстинктивно-автоматических сообществ у насекомых тем, что входившие в них люди осознавали их смысловое значение.
Последняя из таких мутаций с человеком произошла 100—
40 тыс. лет назад. В результате её появился Homo sapiens sapiens, который не только научился обрабатывать камень, выплавлять металлы, делать всё более совершенные орудия, но и перешёл к цивилизационным формам существования, обладая мощным потенциалом развития. Следует отметить, что биологически, физически и психически современный человек не изменился по сравнению с кроманьонцем. Младенец-кроманьонец, если допустить такую фантас-
тическую гипотезу, попав в наше время, легко бы научился обращаться с компьютером и прочими современными премудростями.
Ещё на ранних стадиях своего существования человек стал расселяться по Земле. Правда, надо отметить, что есть точка зрения о возможном существовании, кроме Восточной Африки, ещё одной прародины человечества в Восточной Азии. Как бы то ни было, но во времена появления кроманьонцев человечество уже «тонким слоем» распространилось по огромным пространствам Африки, Азии, Европы и Америки.
Данные генетики, антропологии и археологии свидетельствуют о существовании контактов между населением различных регионов, об изначальном существовании взаимосвязи популяций, различных групп людей, что составило впоследствии фундамент общности исторического развития человечества.
Несмотря на то что у различных групп людей под влиянием условий существования сформировались существенные внешние отличия, появились расы, человечество осталось биологически единым видом. Об этом свидетельствует тот факт, что при любых межрасовых половых союзах появляется жизнеспособное потомство. Представители всех рас имеют равный потенциал интеллектуального развития.
Лингвистические исследования также подтверждают первоначальное единство человечества, так как все языки мира могут быть сведены к одному корню, праязыку ранних кроманьонцев, из которого рождались диалекты, ставшие основой для возникновения последующих макросемей языков.
3. Периодизация первобытности. Наиболее разработанной является археологическая периодизация первобытности. Она основывается на изучении останков древних людей, орудий труда, форм, жилищ, свидетельств повседневной жизни, захоронений. Поскольку главным материалом для изготовления орудий первобытными людьми был камень, первобытность рассматривается как смена «каменных веков»: древний каменный век — палеолит (это самый длительный период, поэтому его подразделяют на нижний, средний и верхний палеолит), средний каменный век — мезолит, новый каменный век — неолит.
В период нижнего и среднего палеолита человек сначала научился изготовлять грубо обработанные каменные орудия — рубила, позже появились ножи, скребки, наконечники копий. Человек овладел огнём, начал строить примитивные жилища. Сложилось половозрастное разделение труда. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, женщины — собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, жилища, воспитанием детей. Основной ячейкой общественной организации в среднем палеолите была, как предполагают, сравнительно небольшая родовая община (около 100 человек, из которых примерно четверть — взрослые).
Homo sapiens sapiens распространился на планете в верхнем палеолите. Свою производственную деятельность он начинал с совершенствования орудий труда среднего палеолита, которые всё больше дифференцировались, появились разнообразные метательные орудия: дротики, гарпуны и т. п. Археологи зафиксировали существование небольших жилищ, вероятно, предназначенных для обитания парной семьи.
Люди верхнего палеолита могли обеспечивать себя питанием и необходимыми средствами к жизни без сверхнапряжения. Собирательство, охота на крупных животных, рыбная ловля отнимали у них, по подсчётам современных учёных, несколько часов в день. Человек потреблял то, что предоставляла ему природа, причём делал это настолько активно, что подчас уничтожение растений и особенно животных приобретало характер бессмысленного истребления. Хозяйственная деятельность человека носила присваивающий характер.
Ещё в верхнем палеолите зародилась религия. Первые свидетельства об особом отношении к смерти и о первичных представлениях о душе встречаются в захоронениях неандертальцев. Они погребали мёртвых в особой позе (свернувшись на боку), окрашивали их ступни и ладони в красный цвет, клали в погребения цветы и предметы, очевидно предназначая их для жизни усопшего в загробном мире.
Зарождение религии — важнейший этап в развитии человеческой культуры и человека как духовного существа. Древние люди верили во всеохватывающую одушевлённость окружающего их мира, в существование духов растений, камней, рек, звёзд, т. е. духов природы, духов предков, душ людей. Такая вера называется анимизмом (от лат. слова animus — дух), она считается древнейшей формой религии. Духи могли быть доброжелательными к человеку, а могли противодействовать, вредить ему.
Вера в покровительство реального или воображаемого предка (тотема), которым мог быть человек, животное или растение, также была органичной частью представлений людей верхнего палеолита. Поклонение предкам, от которых якобы магическим образом зависели жизнь и благополучие живущих, называется тотемизмом. Тотемизм сосуществовал с поклонением неодушевлённым предметам — фетишизмом. Появилась магия — действия и обряды, с помощью которых люди пытались повлиять сверхъестественным путём на других людей, на явления природы и события. Зародилась мантика — особая практика гаданий и предсказаний.
Таким образом, человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинён мир повседневного существования людей.
Пытаясь найти ответы на главные вопросы бытия, своего происхождения, жизни и смерти, человек начал создавать мифы, которые становились важной частью формирования усложнявшейся картины мира.
Реализацией огромных творческих возможностей человека стало искусство. Вероятно, сначала зародились его виды, связанные с ритмом, движением, звуком, — танец и музыка. Изобразительное искусство в форме наскальной живописи и миниатюрной скульптуры появилось 35—30 тыс. лет до н. э. Живопись верхнего палеолита была реалистической, но в период неолита она начала тяготеть к схематизации, становясь более многофигурной, притом что фигуры уменьшались в размерах. У её создателей развивалось более абстрактное, символическое художественное мышление.
4. Формирование древнейших форм социальной жизни. Долгое время в научных представлениях о становлении человека как социального существа господствовали эволюционные концепции. Считалось, что человечество двигалось от беспорядочных половых контактов к моногамному (парному) браку, от первобытной демократии к частной собственности, от стада к родовой общине, а от общины к государству.
Исследования современных учёных позволили отказаться от понятий «человеческое стадо», «первобытная демократия», «матриархат».
Современные учёные высказывают гипотезу, что элементарная хозяйственная ячейка в первобытном обществе не может совпадать с родом. Родовая организация прежде всего существует для регулирования брачных отношений. Первоначальной хозяйственной, производственной ячейкой является община, изначально состоящая из представителей разных родов, по крайней мере двух, между которыми осуществляются брачные отношения.
При господстве присваивающего хозяйства создание орудий труда и добыча пищи носили преимущественно индивидуализированный характер, исключение составляла лишь совместная охота на крупного зверя, например мамонта.
Общинные принципы доминировали в сфере потребления. Учё- ными-этнологами зафиксировано множество вариантов распределения добытой пищи, но они всегда предполагали коллективный, хотя и не вполне уравнительный, характер. Каждый участник получал свою долю в соответствии либо со степенью участия в добыче, либо со своим положением в общине, либо с традиционным ритуалом.
С переходом к производящему хозяйству община меняла свой характер. У неё появились новые функции — коллективная трудовая взаимопомощь, особенно при строительстве укреплений, оросительных сооружений; регулирование отдельных сторон социальной жизни; некоторые формы управления. Однако существование совместной обработки земли, её коллективных переделов современными учёными оспаривается. Преобладает точка зрения, что основой экономики земледельческих общин с самого момента их возникновения служило индивидуальное (семейное) хозяйство. В неолите община приобрела соседский характер.
5. Неолитическая революция. Переход от присваивающего хозяйства к производящему составил содержание неолитической революции. Она охватила IX—IV тыс. до н. э. и развивалась неравномерно в различных регионах земного шара.
Лидером неолитической революции был Ближний Восток (Передняя Азия). Отсюда произошли многие окультуренные злаки и овощи, многие породы одомашненного скота.
Переход от присваивающего хозяйства к производящему коренным образом изменил хозяйственную деятельность, социальные отношения, образ жизни, религиозные представления, самоощущение человека. Основными признаками неолитической революции стали:
появление новых орудий труда из камня, полированных, тщательно отделанных, многофункциональных;
переход к регулируемому возделыванию злаков и выращиванию животных;
второе (после разделения земледелия и скотоводства) разделение труда — выделение ремесла (гончарное производство, прядение, ткачество);
появление пахотного земледелия; изобретение и освоение сохи и плуга;
создание постоянных поселений, деревень, городищ — предшественников городов; выделение строительства как особой сферы хозяйственной деятельности;
превращение управления в особую сферу труда, появление зачатков администрации, власти вождя;
переход к соседской общине, расслоение внутри общины;
появление индивидуального (семейного) хозяйства и зачатков частной собственности, например индивидуальной собственности на землю;
формирование крупных межобщинных объединений — племён, особенно в районах орошаемого земледелия; расширение военных столкновений между ними;
Древнейшие цивилизации
— усложнение и дифференциация религиозных верований, возникновение племенных богов, формирование политеизма (многобожия).
В результате неолитической революции возникло имущественное и социальное неравенство, выделилась особая группа знатных и богатых людей, которые сосредоточили в своих руках власть над общиной, племенем, группой племён. Такое положение закрепляли обычаи, правила поведения. Этот элитарный слой стал основой формирования будущей аристократии. Принадлежность к нему закреплялась авторитетом, которым человек пользовался у своих соплеменников.
Особую роль в приобретении высокого статуса играло богатство.
Следует, однако, учитывать, что в неолитическом обществе отношение к богатству было иным, чем наше, современное. Богатство ценилось не столько само по себе, сколько как средство достижения престижа — особого уважения, почёта. Чтобы достичь высокого положения, человек должен был постоянно проявлять щедрость, делиться с членами своего рода, общины, племени, устраивать общественные пиры, раздачи даров. С помощью дара устанавливались особые отношения между людьми. Человек дарящий занимал в сознании людей более высокое положение, чем тот, кто принимал дар. Каждый дар должен быть вознаграждён ответно, но далеко не у каждого была возможность ответить достойным даром на дар. Равноправные отношения устанавливались тогда, когда осуществлялся равный обмен дарами. Неравенство в дарах приводило к установлению зависимости одних людей от других. В борьбу за престиж были включены все члены общины или племени, все её материальные ресурсы. Такую экономику этнологи называют престижной.
Руководство общиной, племенем попадало в руки не только самого умелого, мудрого, но и самого щедрого человека, обладавшего наивысшим престижем. От него ожидали, что он будет заботиться о благе всей общины, раздавать своё имущество. Для того чтобы было что раздавать, необходимо накопление богатства. Члены общины стали делать регулярные подношения вождю, которые постепенно превратились в обязательные. Вождь сосредоточивал в своих руках не только власть, но и значительную часть общего богатства. Он стал преследовать свои собственные интересы, которые сводились не столько к личному обогащению, сколько к получению абсолютного права распоряжаться богатством и распределять его. Это оптимальный путь укрепления власти вождя, превращения её в жёсткую систему администрации, которая в перспективе может перерасти во власть государственную.
На пути к государству учёные выделяют две стадии — племя и вождество.
Племя является объединением, в котором ещё сильны кровнородственные связи, ещё существуют общность хозяйственной жизни, экономическое и социальное равенство. Вырабатывается самосознание племени, в котором обозначается чёткое разделение на «своих» и «чужих», определение своей территории, своих богов. На мужчин племени возлагается его защита от врагов. Управление осуществляется через совет племени. Глава племени — вождь — приобретает свой статус прежде всего благодаря личным достоинствам — мудрости, смелости, щедрости.
На стадии вождества положение вождя становится наследственным. Вождь осуществляет распределение, а впоследствии и перераспределение богатства племени. В сознании соплеменников укрепляются сакральные представления о вожде. Формируется социальное неравенство, создаётся градация статусов, возникает аристократия. Это прежде всего военное окружение вождя, дружина. В функции управленческой верхушки входит регулирование жизни племени, организация и использование общественного труда членов племени. Социальное неравенство связано с экономической дифференциацией внутри племенного объединения, развивается институт собственности. На стадии вождества возникают первые протогосударственные образования.
Появление протогосударственных образований знаменует собой окончание эпохи первобытности.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: антропогенез, религия, анимизм, тотемизм. фетишизм, магия, политеизм, неолитическая революция, племя община.
1. Что составляет содержание предыстории? Каково различие предыстории и истории как двух этапов развития человечества?
2. Выделите основания и сгруппируйте признаки неолитической революции, приведённые в тексте параграфа.
3. Рассмотрите карту (с. 23). Где располагались древнейшие очаги земледелия? Вспомните, что вы знаете о климате и растительном мире этих регионов. Сделайте вывод о наиболее благоприятных условиях для возникновения земледелия.
1. Какие новые научные открытия могут служить подтверждением того, что антропогенез не образует плавной эволюционной линии? Найдите дополнительную информацию о них в научной литературе или Интернете. Подготовьте сообщение.
2. Заполните таблицу «Изменения в жизни людей каменного века» по схеме: период, новообразования, их значение.
3. В каком случае неолитическую революцию можно рассматривать как модернизацию. Свой ответ обоснуйте.
4. Назовите основные формы первобытной религии. Как религия была связана с повседневной жизнью человека?
5. Что учёные называют престижной экономикой? Какую роль играли богатство и престиж в формировании социального неравенства и собственности?
6. Назовите стадии организации общества, предшествующие возникновению государства. Оформите данный материал в схему.
7. Проанализировав текст учебника и изображения, заполните таблицу по схеме: исторический период, виды изобразительного искусства, особенности изображения.
8. Сделайте вывод о тенденциях развития изобразительного искусства первобытности. Сравните их с тенденциями развития современного искусства. Видите ли вы аналогии?
9. Сформулируйте основные гипотезы происхождения человека. Используя учебник и дополнительную литературу, подберите аргументы, подтверждающие или опровергающие их. Данные каких наук вы будете использовать?
Эхо    ЭПОХИ
Первобытная религия и искусство    
Из книги Дж. Фрезера «Золотая ветвь»
Все первобытные народы соблюдают запрещение будить спящего; ведь душа его отсутствует и может не успеть возвратиться, и человек, если он проснётся без души, заболеет. Если разбудить спящего абсолютно необходимо, делать это следует постепенно, чтобы у души было время вернуться...
Малайцы-патани воображают, что, если разрисовать лицо человека во время сна, отошедшая душа его не узнает и сон будет продолжаться до тех пор, пока с лица не смоют краску.
Когда охотники, выехавшие на байдаре, находят стадо моржей, сидящих на льду, и байдара, ударяясь о мелкие льдины, производит шум, тогда человек, произносящий заклинание, говорит: «О, моржи! Я кладу ваши уши на широкую железную сковородку, чтобы вы не могли услышать шуршащего звука подъезжающей байдары».
Однажды кто-то из аборигенов убил ворону. Три или четыре дня спустя умер человек по имени Лерри из клана Вороны. Хворал он уже несколько дней, но умерщвление вороны ускорило его кончину...
На молодом вожде, мальчике лет одиннадцати, была маска в виде волчьей головы. Члены каждого клана имеют обыкновение носить на себе какую-нибудь часть своего животного...
Сделайте выводы об основных формах первобытной религии, предварительно сгруппировав их.
Выделите пять наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижений первобытности и обоснуйте свой выбор.

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты