10. Византийское Средневековье

10. Византийское Средневековье

1. Начало византийской цивилизации. В IV в. стало очевидным, что исторические пути Западной и Восточной частей Римской империи расходятся. Константин I Великий, правитель ещё единой империи, в 330 г. перенёс её столицу на место небольшого города Византия. Столица получила имя своего основателя, став городом Константина — Константинополем, её ещё называли вторым Римом.
В 395 г. расхождение Запада и Востока империи обрело официальный статус. На востоке образовалась Восточная Римская империя, которую позже стали называть Византией. Подданные этой империи сохранили самоназвание «ромеи», т. е. римляне, хотя государственным языком был греческий.
Две особенности определили развитие Восточной Римской империи. Она была прямой преемницей Древнего Рима, собственно Римской империи. И с самых первых дней её существование было неразрывно связано с христианством и церковью. Византийская ветвь христианства будет называться православной, а её церковная организация обретёт статус ортодоксальной церкви. Всё это послужило основанием для Византии претендовать на исключительное положение в средневековом мире, заявляя права на политическое и духовное лидерство.
Нельзя обойти стороной и тот факт, что в науке историческая роль Византии никогда не оценивалась однозначно, особенно в аспекте её влияния на другие народы, и в частности на Россию. Значительная часть западных историков и политологов до сих пор обвиняет Россию в том, что она не может расстаться с имперским наследием Византии, традициями её великодержавия, воплотившимися в концепции «Москва — Третий Рим» и в государственном авторитаризме. Оставим подобные суждения на их совести и попробуем сделать краткий обзор истории Византии и её влияния на народы и страны.
2. Периодизация истории Византии. Сердцем Восточной Римской империи были Малая Азия и Балканы, где в течение тысячелетия существовали мощные центры античной цивилизации. В состав её также вошли Сирия, Палестина, Египет, острова Эгейского моря, Киренаика, Кипр, часть Месопотамии и Армения. В конце V—VI в. Византия на короткое время распространила своё влияние на Апеннинский полуостров, часть Пиренейского полуострова и Северную Африку. Византия — огромное полиэтническое государство, вклю
чавшее разные народы, цивилизации и культуры, что вообще характерно для империй. Это огромный разноязыкий мир, каждая часть которого имела свои традиции и особенности развития, уходящие в глубокую древность. Византии предстояло для всех них стать «историческим мостом» между прошлым и будущим, между древностью и Средневековьем, впитать многообразие их исторического опыта и переплавить в уникальную цивилизацию — византийскую.
Историю Византии принято делить на три периода:
I. Ранневизантийский период: IV — первая половина VII в.
Это время становления средневековой империи. Византия сохраняет унаследованный от Рима авторитет мировой державы, византийский император — высший арбитр в отношениях между народами и образец для подражания, к которому обращены взоры правителей вновь образовавшихся варварских государств Запада. В Византии продолжали существовать позднеантичные государственные и социальные институты, например сенат, сохранилось довольно в широких масштабах рабовладение, кодифицировалось римское право, процветали унаследованные от Античности города.
Вместе с тем появились ростки феодальных отношений. В византийской деревне зарождались патронатные формы крестьянской зависимости. Крестьяне бежали от казённых налогов на земли крупных собственников, отдавались под их покровительство, тем самым они, оставаясь ещё лично свободными, в условиях хозяйствования начинали зависеть поземельно.
II.    Средневизантийский период: VII—XII вв.
VII—VIII века — время иконоборчества. В борьбу против почитания икон были втянуты все слои населения, однако иконоборцы потерпели поражение.
Византия — особый вариант средневекового государства, представлявшего собой сплав традиций поздней Римской империи, влияния восточных деспотий, некоторых признаков феодальных монархий Запада. В VII—IX вв. произошли глубокие изменения в управлении империей. Монарх сменил латинский титул «император» на греческий «василевс».
Однако, несмотря на укрепление и расширение административного аппарата, в империи нарастала социальная нестабильность, которую прежде всего питал сепаратизм крупных феодальных землевладельцев. Это привело к радикальным изменениям в структуре провинциального управления. Был создан фемный строй, основу которого составляли военно-административные округа — фемы. В фе- мах сформировалось особое воинское сословие стратиотов. Стратиоты получали за воинскую службу земельные наделы в наследственное владение. Создание фемного строя привело в итоге к децентрализации управления империей.
Византия и её соседи в IV—XIII вв.
Ухудшилось внешнеполитическое положение империи. На границы наседали турки-сельджуки, кочевники устремились к Дунаю, сицилийские норманны хотели захватить Адриатику. К концу XII в. от империи отделился Кипр, болгары образовали самостоятельное государство «второе Болгарское царство», сербы добились независимости от империи.
Императорский двор погряз в интригах, чиновничий аппарат ли- хоимствовал и не выполнял свои функции. Империя распадалась.
III. Поздневизантийский период: XIII—XV вв.
Завершающий, трагический этап византийской истории. Воспользовавшись кризисом империи, западноевропейские монархи стали отрывать от Византии привлекавшие их территории, сицилийский король — Ионические острова, английский король Ричард I — Кипр, который затем уступил иерусалимскому королю.
В апреле 1204 г. войска крестоносцев штурмом взяли Константинополь. Западные рыцари креста вели себя в столице христианской империи как жестокие варвары, уничтожали население, грабили, насиловали, не щадили своих собратьев по вере, пытавшихся укрыться в церквах.
На территории Византии была создана Латинская империя и ещё несколько государств крестоносцев. Византийцы пытались организовать сопротивление. Им удалось сохранить за собой часть земель, на которых возникли самостоятельные государства — Никейская империя, Эпирское царство и Трапезундская империя.
Никея стала инициатором возрождения Византийской империи. В 1261 г. войска никейского правителя Михаила VIII Палеолога вошли в Константинополь. Возрождённая Византийская империя была лишь тенью прежней. Её территория сжалась до части Малой Азии, Фракии и Македонии, нескольких островов. Изнутри её сотрясали восстания. Укреплению империи не способствовали и острые богословские споры, вспыхнувшие в XIV в. и раскалывавшие византийское общество. У империи было много врагов, но самые сильные из них — турки-османы. В мае 1453 г. турецкие войска взяли Константинополь. Захватчики подвергли город разграблению, а население уничтожению, как два с половиной века назад крестоносцы.
Закончилось существование более чем тысячелетней империи. Второй Рим пал. Константинополь был наречён новым именем — Ис- тамбул и стал столицей мусульманской империи османов.
3. Особенности византийского феодализма. Византия была, по существу, единственной страной, где феодальные отношения развивались непосредственно из позднеримских, характерных для разложения поздней рабовладельческой системы. Социально-экономическое развитие Византии определялось тем, что император являлся верховным собственником земли; имелся значительный фонд государственных земель, принадлежавших императорскому домену или государственной казне. Эти земли были настолько обширны, что крестьяне, жившие на них, не всегда могли их обработать. Государственные и императорские земли сдавались в длительную аренду. Императорская, государственная собственность на землю сближает Византию со странами Востока. Государство широко использовало практику пожалования земель за службу — военную или государственную.
Феодальные формы землевладения, сложившиеся в Византии, отчасти напоминали феодально-ленные владения в Западной Европе, однако имели и существенные отличия. Так, например, могла быть передана во владение на условиях обязательной службы не собственно земля, а прежде всего право взимания налогов на этой территории. Государство могло конфисковывать пожалованные владения. Если в Западной Европе феодалы обладали правом иммунитета, т. е. судебными и административными привилегиями, то византийские феодалы никогда не имели права высшего суда в своих владениях. Большая часть феодальных пожалований не была наследственной.
В Византии не сложилось иерархической сеньориально-феодальной системы, как на Западе. Все феодалы зависели от центральной власти. Военная организация также была государственной, феодалы не имели своих собственных сильных военных отрядов. Окружение феодалов не было связано с ними правовыми или поземельными узами. Кроме императорской, государственной и условно-феодальной собственности, существовала собственность крестьянских общин (земли, находившиеся в общественном пользовании) и индивидуальная крестьянская собственность. Развитие фемного строя определялось наличием у стратиотов (воинов-крестьян) участка земли определённого размера. Владение таким участком было автоматически связано с несением воинской повинности. Помимо значительного числа свободных общинников, в Византии существовали и различные категории зависимого крестьянства.
Особенность Византии заключалась и в том, что это была «страна городов». Города же были напрямую связаны с центральной властью и никогда не находились под юрисдикцией крупных феодалов, как это имело место в Западной Европе.
Феодальная иерархия в Западной Европе привела к возникновению устойчивой системы титулов, приобретших наследственный статус. Это укрепляло внутренние связи сословия феодалов. Принципиальным отличием было то, что в Византии титул давался только пожизненно и никогда не был наследственным. Человек мог продвигаться от титула к титулу, от одного чиновничьего ранга к другому. Пожалование титула или чина было исключительной прерогативой императора. Император определял место человека в аристократической среде.
4. Система власти. Идея и образ империи были чрезвычайно привлекательны для Средневековья. Западные государи грезили о восстановлении Римской империи, видели в ней совершенную государственную модель. Византия же не грезила, а являлась прямой наследницей, продолжательницей римской имперской традиции, усвоив её в самой поздней и полной форме.
Византийский император был автократором (самодержцем), а вся система его власти — единоличной и универсальной. Ему принадлежала верховная и абсолютная власть над землёй, страной и её подданными. Он был светским властителем и одновременно высшим религиозным авторитетом.
Император также являлся фигурой репрезентативной, символизирующей вселенскую власть, мощь империи. Не случайно знаки власти византийских императоров были заимствованы в одеяниях и ритуалах монархов Европы (пурпурная мантия, держава и т. п.).
Император был фигурой сакральной, весь императорский ритуал должен был указывать на существование мистической связи между царём земным и Царём Небесным. Трон императора был двухместным. Одно сиденье занимал земной владыка, на другом лежал крест, символизирующий присутствие Христа.
Император считался, подобно Богу, высшим подателем благ для подданных и высшим судьёй, имевшим право казнить, миловать, увечить, отбирать имущество, смещать с государственных постов.
Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан Витале в Равенне. VI в.
Вместе с тем император был верховным блюстителем закона. Есть некий исторический парадокс в том, что в самом автократическом государстве была осуществлена огромная работа по кодификации римского права, которое через много веков будет положено в основу европейского права, в эпоху, когда Европа задумается над демократизацией государственного и общественного устройства. В Византийской же империи существовало зафиксированное право, а вот права людей были ограничены центральной властью.
Центральная власть концентрировала в своих руках и функции контроля. Власть прежде всего «творилась» в столице — здесь издавались законы, здесь готовились все важнейшие документы, здесь была вершина административно-бюрократического аппарата, отсюда в провинции рассылались сборщики податей.
5. Религия и церковь. Формирование византийской государственности совпало с богословскими спорами, выработкой христианской догматики, утверждением христианства как государственной религии, а церкви как особого социально-политического института.
Тринитарные споры (споры о Троице) завершились принятием Никео-Цареградского Символа Веры (325 г., 381 г.). Споры о сущности (природе) Иисуса Христа (христологические) бушевали три века и привели в конце концов к торжеству православия (ортодоксального учения).
Особенностью духовной жизни византийского общества являлось то, что богословские споры не были достоянием только христианских книжников и священнослужителей. К ним подключались самые широкие слои населения — от аристократов до простолюдинов, в них была всерьёз задействована власть. Так, современник рассказывал, что о Троице спорили на улицах, рынках, площадях, в лавках и даже в банях. Это свидетельствует о глубокой религиозности византийцев.
В VIII—IX вв. в иконоборчество были вовлечены все слои населения, а император-иконоборец объявил: кто за почитание икон и мощей — тот против трона и державы. Обнаруживалась очевидная связь между религиозными взглядами и отношением к государству.
Закат Византийской империи также был осложнён полемикой по богословским вопросам. Многие были увлечены мистическим учением Григория Паламы, который считал, что человек может обрести спасение через особую энергию божественного света, пролившуюся людям во время Преображения Христа на горе Фавор. Это учение — исихазм — было принято православной церковью, однако оно уже не могло послужить действенному сплочению духовных сил народа перед лицом надвигающейся гибели их страны.
В то время как на Западе в Средние века шла непрерывная борьба между папским престолом и светскими правителями за высшую власть, в Византии сложилось своеобразное равновесие между государством и церковью, между светской и церковной властью. Православные иерархи, за редким исключением, проповедовали единение с государством, довольствуясь ролью его главных духовных наставников и советчиков. В Византии церковь не имела той экономической и административной самостоятельности, какая сложилась в Западной Европе. В империи церкви и монастыри хотя и были крупными землевладельцами, но не превратились в независимые от государства замкнутые феодальные княжества, подобно церковным вотчинам и аббатствам Западной Европы.
С первых веков существования наметились расхождения между восточной и западной ветвями христианства. В западной господствовало учение о спасающей роли церкви, в руках которой находились и оценка добродетелей верующего, и отпущение грехов. Восточное христианство отводило важную роль в спасении человека индивидуальной молитве и через её посредство допускало мистическое слияние с Богом.
Между восточной и западной церквами резко обозначились и расхождения, касавшиеся церковной обрядности. Языковые различия и территориальная разобщённость Запада и Востока способствовали их нарастанию. Всё это привело к расколу церквей в 1054 г., после которого христианский мир окончательно распался на две части. Этот раскол не преодолён и до сих пор.
Христианство по византийскому образцу принимали народы, входившие в ареал государственного и культурного влияния Византии. В 988 г. произошло важнейшее историческое событие — Крещение Руси. Князь Владимир избрал византийское христианство в качестве государственной религии и тем самым во многом определил исторические судьбы России.
6. Культура Византии. В первые века Средневековья Византия оставалась хранительницей античных традиций. Это прежде всего нашло отражение в ранневизантийской архитектуре, искусстве мозаики. Самым великолепным сооружением раннесредневекового христианского мира стал главный собор Константинополя — собор Святой Софии. Он был посвящён Премудрости Божией (по-гречески sophia). Этот образ в Библии занимает особое место, он в равной мере принадлежит Ветхому и Новому Завету, являясь высшим проявлением Творца и высшим свидетельством участия Бога в человеческих делах. Мир — дом Премудрости Божией, а храм — модель этого мира. Образ Премудрости Божией очень почитаем восточным христианством. Главными храмами древних Киева и Новгорода тоже стали храмы Святой Софии.
Характерная для Византии централизация находила отражение в стремлении византийской культуры к определённому единству эстетических идеалов и форм. Искусство представлялось отражением Божественной Красоты, которой предназначено спасти мир. Искусство должно было воспроизводить не изменчивый и не совершенный земной мир, а Идею, Божественный образ бытия, вечный и неизменный, открывающийся внутреннему просветлённому взору.
В Византии родился уникальный жанр искусства — иконопись. Икона (от греч. eikon — изображение, образ) — это символическое изображение, в котором присутствует религиозное таинство. Икона пишется красками в соответствии со строго соблюдаемыми правилами (канонами). Изображение на иконе двухмерное, плоскостное, третье измерение — догматическое, духовное, богооткровенный смысл. Образ на иконе предельно обобщён, включает малое количество деталей, но должен воплощать в себе неисчерпаемый запас духовной энергии. Византийская иконопись стала источником средневекового искусства Руси. Из поздневизантийской иконы произросла итальянская живопись, предвосхитившая Возрождение.
Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъестественным смыслом. Все элементы культа становились символами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначалась к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного...
Храм заключал в себе всё пространство: небо — купол, рай — алтарную апсиду (впрочем, символы не были однозначными и апсида мыслилась также пещерой Вифлеемскою, местом рождения Христа) и даже ад, западные части здания, где первоначально стояли во время богослужения те, кто ещё не принял крещения и только стремился стать христианином. Здесь, в западной части храма, помещалось иной раз изображение Страшного суда.
Устремление к Идее, к Бесконечности стало для византийцев важнейшей эстетической задачей.
А. П. Каждан
В чём заключалась символика христианского храма? Почему символизм является одним из важнейших принципов христианского культа?
Византия была страной христианской учёности. Философ и богослов Иоанн Дамаскин, создавший философско-теологическую систему, не уступающую западноевропейской схоластике, начал свой труд «Источник знания» знакомым нам всем выражением: «Ученье — свет, а неученье — тьма».
Здесь был создан первый христианский учебник «Шестоднев» Василия Великого, в городах действовало много школ. Главная константинопольская школа по уровню преподавания превосходила западноевропейские университеты. Развивались разные области знаний — математика, астрономия, медицина, география, изучение природы и др. В Византии грамотность была распространена намного шире, чем в Западной Европе.
Из Византии античное наследие греков проникало в Западную Европу, особенно через области, активно с ней контактировавшие. Из Византии через «моравских братьев» Кирилла и Мефодия (IX в.) пришла азбука и грамотность в славянские земли и на Русь.
Традиции византийской культуры и после её гибели продолжали жить в культурах других православных стран, они нашли развитие в Московском государстве, считавшем себя религиозным и отчасти государственным преемником Византии. В конце XIX — начале XX в. византийские художественные формы были переосмыслены в искусстве модерна и неовизантийском стиле архитектуры.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: автократия, стратиоты, иконоборчество, икона, исихазм, канон.
1. Вспомните, что означает понятие «империя». Составьте 2—3 предложения, раскрывающие смысл выражения «Византийская империя».
2. Назовите хронологические рамки существования Византии. Какой город был её столицей? Сопоставьте карту Византии (с. 131) с современной картой данного региона и выясните, какие государства находятся сейчас на территории, которую она занимала в XI в.
3. Рассмотрите карту (с. 131) и расскажите по ней о геополитическом положении и территориальных изменениях Византийского государства в IV—XIII вв.
4. Какие особенности развития Византии выделены в учебнике? Как они повлияли на историю этого государства? Рассмотрите мозаику церкви Сан Витале в Равенне (с. 134) и определите, какие особенности византийской государственности отразились в ней.
5. Объясните, что сближает византийского императора с восточными правителями.
6. Определите по карте (с. 131) страны, входившие в сферу государственного и культурного влияния Византии. Когда там распространилось христианство?
7. Какие культурные традиции Византия сохранила от эпохи Античности, а какие возникли в Средневековье?
1. Определите критерий, который лежит в основе периодизации византийской истории. Совпадают ли периодизации западноевропейского и византийского Средневековья? Обоснуйте ответ и назовите причины такой ситуации.
2. В чём различие западной и восточной ветвей христианства? Дополните материалы учебника данными из других источников информации. Сравните взаимоотношение церкви и государства в Западной Европе и Византии. Какие последствия в политической жизни это имело?
3. Составьте сравнительную таблицу византийского феодализма с западноевропейским по следующим позициям: формы землевладения, права и обязанности феодалов, феодальная иерархия, положение крестьян, положение городов. Чем определялись особенности феодальных отношений в Византии?
4. По тексту параграфа определите точки зрения историков на проблему влияния Византии на окружающие народы и страны, в частности на Россию. Обсудите их.
Прокопий Кесарийский
«Тайная история». Фрагмент
В прежнее время те, кто являлся во дворец, приветствовали самого государя именем императора, а его супругу — императрицей, а из остальных высших магистратов каждого они приветствовали именем той должности, какую он в данное время занимал. Теперь же если кто-нибудь в беседе с Юстинианом или его супругой Феодорой употреблял слово «император» или «императрица», а не называл их «владыкой» или «владычицей»; магистратов же, какую бы высокую должность они ни занимали, не старался назвать их рабами, то такого человека считали совершенно невоспитанным, дерзким и несдержанным на язык, и он уходил из дворца, как совершивший тягчайшее преступление (против этикета) и позволивший себе неслыханную и недопустимую дерзость.
В прежние времена не много и не часто люди бывали во дворце. Но с того времени, как Юстиниан и Феодора приняли власть, магистраты и прочие виднейшие люди все должны были непрерывно пребывать во дворце. Дело в том, что в старину магистраты имели право судить и совершать законные действия самостоятельно. Поставленные начальники выполняли обычные обязанности, оставаясь в своих присутственных местах, а подчинённые, не видя и не слыша по отношению к себе никакого принуждения, понятно, не надоедали императору. Эти же властители, захватывая на горе и гибель своих подданных все дела в свои руки, заставляли всех магистратов, как самых последних рабов, вечно сидеть подле себя. Почти каждый день можно было видеть суды по большей части безлюдными, а в приёмной императора толпу, великую толкотню, оскорбления и вечное сплошное раболепство...
А люди в империи вели между собой разные речи о том, куда девались богатства Римской империи. Одни утверждали, что всё перешло к варварам, другие говорили, что император держит их спрятанными в разных тайниках.
Какие изменения во власти отражены в тексте? Как к этому относится автор? Какие последствия могли иметь эти изменения?
Неизвестный византийский автор
Плач о падении Константинополя
О государь мой, Константин, как горько ты погиб!
О,    пусть Господь вооружит правителей Европы На месть святую за тебя, в защиту правой веры.
Вы, сербы скорбные, и вы, усталые валахи,
О нашей вспомните судьбе! Вы, венгры, в вашем горе О наших вспомните цепях, о муках и позоре!
...Не забывайте: он могуч, турецкий повелитель,
И как Восток он одолел, так Запад одолеет!
Он копит силу, копит мощь, чтобы на Запад грянуть, Затем, что страх его велик пред западною силой.
Чего страшится он досель? Того, что ваши руки Ему подрубят корень здесь, во граде Константина!
Как это страшно для него, не стану повторять я.
Она твердыня и оплот — столица Константина,
С ней ни единый не сравним из градов покорённых,
Её низвергла только мощь турецкого владыки.
Он горы золота хранит, он движет толпы люда,
В его полках — француз, валах, и печенег, и немец...
И даже те, кто чтит Христа, спешат к нему толпою.
Вот почему ему всегда сопутствует удача:
Чем ни захочет он владеть — война ему доставит.
Всё потому, что он не скуп, что денег не считает,
Что всюду сможет он купить пособье и измену.
О горе нам! За злых людей пришла к нам злая гибель, За нечестивых христиан погиб державный город,
За наши тяжкие грехи наказаны мы казнью,
За наш богопротивный нрав попали в руки турка,
О, лишь пороки христиан, лишь преступленья наши, Лишь мятежи, обман, и ложь, и мерзости иные Виной тому, что по стране разлился пламень бранный, Что высокопрестольный град погиб в его пыланье,
И православная земля лежит в крови и прахе.
В чём автор «Плача...» видит причины падения Константинополя? Все ли они являются, на ваш взгляд, объективными? Какие причины не были названы? К кому обращается автор за помощью? Как вы думаете, почему эта помощь не последовала?

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты