14. Возрождение как культурно-историческая эпоха

14. Возрождение как культурно-историческая эпоха

1. Понятие «Возрождение». Термином «Возрождение» (во французской форме — Ренессанс) обозначается эпоха коренного историко-культурного перелома, охватывающая вторую половину XIV—XVI в., когда Западная Европа «покидает» Средневековье и входит в новый период развития — период её исторического лидерства, положивший начало развитию современного мира (modernity).
Термин «Возрождение» появился в среде творцов итальянской культуры той эпохи, стремившихся подчеркнуть коренное отличие своего времени и своей деятельности от Средневековья, с которым они связывали упадок культуры. Петрарка, Боккаччо и другие выдающиеся представители новой культуры подчёркивали, что через тысячелетний «провал» Средневековья они обращаются к Античности, возрождая её ценности, её идеал человека-гражданина, человека- творца. Окончательно этот термин в историю искусства ввёл Джорджо Вазари, известный итальянский живописец XVI в., создавший жизнеописания художников Возрождения. Отметим, что иногда термин «Возрождение» применяется и к периодам подъёма западноевропейской средневековой культуры (например, Каролингское Возрождение) или к культурам других регионов мира (Китайское Возрождение). Однако традиционно он относится к великому Возрождению в Италии и Западной Европе.
Культура Возрождения зародилась и расцвела в Италии, а на рубеже XV—XVI вв. она перешагнула через Альпы и стала развиваться в различных странах Европы (Северное Возрождение). Огромное впечатление на современников и потомков производила прежде всего уникальная художественная культура Возрождения.
Возрождение как особый тип культуры могло появиться благодаря тому, что в обществе сложились условия для формирования нового мировоззрения. Бурный рост городов в Италии, укрепление бюргерства, зарождение новых социально-экономических отношений, некоторое ослабление духовного давления церкви, светская городская культура, первые ростки индивидуализма — всё это стало питательной средой для Возрождения.
2. Предпосылки Возрождения. Исторический фон культуры. Культура Возрождения зародилась в Италии. Это естественно, так как Италия — страна, где сохранилось множество памятников римской античности, итальянский язык, как никакой другой, близок к латинскому языку, из которого он вырос, а строй языка во многом определяет строй мышления, ментальности и в конечном счёте — культуру.
Италия и в Средние века была страной городов. В XIII в. на Апеннинском полуострове существовали богатые, процветающие города-государства. Во главе некоторых из них стояли представители знатных феодальных родов. В Северной и Средней Италии, преимущественно в Тоскане и Ломбардии, сложилось несколько сильных независимых городов-республик. В Средней Италии существовало теократическое папское государство.
В городской среде формировалась новая ментальность — светская, ориентированная на достижение земных целей — богатства, престижа, славы, чувственных удовольствий. Высшей ценностью горожанам представлялась жизнь активная, полная земных радостей. Религиозные идеалы и аскетическая мораль были отодвинуты на периферию сознания и жизни.
Город, его культура, рост светских настроений, пробуждение личной инициативы стали факторами, способствовавшими возникновению культуры Возрождения.
Однако следует признать, что, несмотря на столь решительно демонстрируемое создателями Возрождения отторжение от Средневековья, Возрождение впитало и наиболее яркие, ориентированные на человека традиции христианской культуры, возродив не только Античность, но и христианский дух любви к человеку, внимание к его индивидуальному внутреннему миру, чувство сопричастности Божественному началу.
Широко распространено мнение, что, когда говорят пушки, музы молчат. Возрождение опровергает его. К техническим новшествам Возрождения как раз относится изобретение пушек и огнестрельного оружия, постоянное расширение их использования в военном деле. Реалии эпохи — завершение многовековой борьбы между германскими императорами и папами; постоянные войны между итальянскими городами-государствами; войны, ведшиеся Францией, Испанией, Священной Римской империей за обладание Италией; внутренние восстания; Реформация с её вооружённой борьбой и крестьянской войной; войны между Англией и Испанией; грандиозное национально-освободительное движение в Нидерландах — это тот трагический исторический фон, на котором создавалась великолепная, жизнеутверждающая культура Возрождения.
3. Гуманизм. У истоков Возрождения стоит великий поэт, создатель итальянского языка Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» — итог лучших устремлений зрелого Средневековья, несущий в то же время прозрение наступающей культурно-исторической эпохи, её чаяния и неразрешимые противоречия. Некоторые идеи Данте вошли в гуманизм, ставший идейной основой культуры Возрождения. Гуманизм был светским, преимущественно рационалистическим мировоззрением, противостоявшим корпоративной, церковно-схоластической средневековой культуре.
Родоначальник гуманизма — поэт Франческо Петрарка. Своим творчеством и всем строем своей жизни он утверждал новый стиль мышления, чувствования, бытия. Он выдвинул понятие «humanitas» (человеческая природа, духовная культура) как основу построения новой культуры, и прежде всего новой этики. Петрарка связал его с необходимостью изучения комплекса гуманитарных наук. Его идеалами были свобода человеческого духа, гармоничное развитие человека.
Принципы гуманизма, сформулированные Петраркой, были развиты его последователями и друзьями Джованни Боккаччо и Колюч- чо Салютати. Салютати включил в комплекс гуманитарных наук филологию, риторику, поэтику, историю, педагогику, этику, отстаивал не только их познавательное, но и воспитательное значение для формирования высокообразованного и нравственного человека. Особое место отводилось этике, которая требовала не аскетизма и следования церковным нормам, а творческой активности в земной жизни, исканий добра и справедливости.
XIV — середина XV в. — время распространения основных принципов гуманистической культуры. Собирались и критически изучались древние рукописи, большой шаг вперёд сделала философия, серьёзно и по-новому осваивалось античное наследие. Укреплялись позиции светского рационалистического знания. В первые десятилетия XV в. гуманизм превратился в широкое культурное движение, ведущим центром его стала Флоренция. Гуманисты обосновались также в Милане, Риме, Неаполе, Венеции и других городах Италии.
В Италии возникла своеобразная гуманистическая культурная среда, в которой главным мерилом человека стало не его происхождение, не богатство, не религиозная добродетель, а доблесть. Это не воинская доблесть, а особая устремлённость человека к познанию, творческой деятельности, истинному благородству, постоянным личным усилиям в самосовершенствовании.
На основе мировоззренческой общности и единства культурных устремлений складывались новые формы общения. В фундамент их были заложены представления о досуге древних, посвящённом научным занятиям и философским беседам. Эта среда не была профессионально и социально замкнута, в неё могли входить и представители самых знатных семей, и простые горожане. Гуманисты решительно порывали с религиозным аскетизмом и утверждали приоритет радостей жизни, светской культуры над церковной. Гуманисты вели широкие дискуссии об активном и пассивном отношении к жизни, о формировании всесторонне развитой свободной личности.
Идеал Возрождения — гармонически развитая личность, обладающая огромным творческим потенциалом и способная его реализовать. Однако индивидуализм Возрождения, кроме многих положительных сторон, имел и отрицательные — оборачивался жестокостью, пренебрежением этическими нормами, абсолютизацией своей свободы за счёт подавления прав и свобод других.
Мнение учёного
...Весь этот безграничный разгул страстей, пороков и преступлений невозможно целиком отрывать от стихийного индивидуализма и от прославленного титанизма всего Ренессанса. Либерально-буржуазная Европа слишком привыкла к тому, чтобы лакировать действительно красивые, действительно человеческие и часто прекрасные формы возрожденческого индивидуализма. Вся эта красота Ренессанса была подлинной реальностью, преуменьшать которую могут только либо невежды, либо сознательно реакционные историки. Тем не менее повторяем ещё раз, этот красивый Ренессанс и его небывало тонкая человечность в искусстве, науке, религии, морали и психологии, весь этот Ренессанс имел и свою обратную сторону, игнорирование которой в настоящее время тоже является либо невежеством и неосведомлённостью в фактах, либо сознательной лакировкой истории, либо результатом теперь уже многовековой и вполне антинаучной либерально-буржуазной методологии, вернее же сказать, либерально-буржуазной легенды о Ренессансе.
А. Ф. Лосев
В чём, по мнению учёного, состоит отрицательная сторона Возрождения? Как А. Ф. Лосев демонстрирует субъективность исторического познания? В чём он видит причины этого? Подумайте, как её можно преодолеть.
В гуманизме сложились разные направления. Однако все они базировались на единой мировоззренческой платформе, включавшей следующие принципы:
возрождение Античности как главного истока человеческой культуры и нравственности;
отрицание традиций церковно-феодальной культуры;
утверждение в качестве идеала свободного человека-творца;
отстаивание права человека на счастье в земной жизни;
вера в разум и возможность рационального познания;
провозглашение красоты мира и человека в качестве главного эстетического идеала.
4. Социально-политическая мысль. Важнейшим центром разви-- тия интеллектуальной и художественной культуры Возрождения была Флоренция. Выдающиеся гуманисты создали здесь Академию, в которой сформировался гражданский гуманизм, развивавший идеи правового государства, республиканизма, службы обществу, справедливости как моральной нормы. Эти идеи находили широкий отклик в итальянском обществе.
Гражданский гуманизм оказал влияние на социально-политическую мысль Возрождения. Наиболее ярким её представителем был историк, писатель, общественный и государственный деятель Флоренции, один из крупнейших представителей европейской политической мысли Никколо Макиавелли. Он размышлял о возможностях создания сильного централизованного итальянского государства, о природе государства и власти вообще. В сочинении «Государь» Макиавелли раскрыл механизмы достижения и удержания власти, считая, что для достижения цели все средства хороши. Он показал, что мир политики беспринципен и аморален. Взгляды Макиавелли оказали большое влияние на социально-политическую мысль и практику его времени и последующих веков.
В XVI в. появились первые сочинения, в которых были высказаны идеи организации общества без частной собственности и социального неравенства. Это «Утопия» английского государственного деятеля Томаса Мора и «Город солнца» итальянского философа Томмазо Кампанеллы.
Гуманизм в лице своих лучших представителей призывал к активизации гражданственности, к деятельной жизни, направленной не только исключительно на самосовершенствование, но и на пользу сограждан.
5. Философия природы и рождение науки. Выступая против догматического мышления, гуманисты полагали, что возможно существование не одной, а различных концепций природы. Это разрушало средневековые представления о едином знании, единой интерпретации мира, а в итоге — о едином его Творце, т. е. об одном из основных постулатов средневекового христианства.
Мыслители Возрождения развивали натурфилософию — философское учение о природе. Природа рассматривалась как универсальная реальность, имеющая свои законы существования. Изучение природы могло осуществляться вне его соотнесения с теологическими догмами.
В эпоху Возрождения был заложен фундамент нового знания, основанного на опыте, продолжена античная традиция формирования науки как особой сферы человеческой деятельности, задачей которой является выработка и систематизация объективных знаний о мире и человеке. Это особенно ярко проявилось в развитии гуманитарных наук — этики, истории, педагогики, филологии.
Идея познаваемости мира с помощью разума и ощущений была обоснована Леонардо да Винчи. Он высказал гениальную догадку, что Земля не является центром Вселенной. Эта догадка получила научное подтверждение в гелиоцентрической концепции Николая Коперника. Её также развил Джордано Бруно в своём учении о множественности миров. Галилео Галилей стал одним из основателей экспериментально-теоретического естествознания. Он заложил основы современной механики, сформулировав принцип относительности движения, законы инерции, свободного падения тел и др. Его астрономические открытия разрушили религиозную картину космоса, способствовали формированию нового видения природы и Вселенной.
Характерной чертой Возрождения был отказ от средневекового отношения к изобретениям как к порождению зла. Люди начали ценить изобретения, было выдвинуто множество новых технических идей — от возможности конструирования летательных аппаратов до изобретения карданной передачи, без которой невозможно существование современного автомобиля. Совершенствовалась металлургия, были изобретены новые навигационные приборы. Усовершенствование гидравлики позволило украшать площади городов фонтанами.
Важнейшим достижением было изобретение книгопечатания. В середине XV в. Иоганн Гутенберг запустил первый печатный станок и напечатал Библию. Изобретение книгопечатания произвело коренной переворот в распространении информации, сравнимый с появлением компьютеров. Книга стала доступной широким массам, знания могли распространяться гораздо быстрее, что способствовало не только техническому, но и социальному развитию.
Возрождение принесло с собой новое видение мира, новый стиль мышления, новую психологию. Изменились представления о времени и пространстве. Появление механических часов на городских башнях — свидетельство того, что люди стали внимательнее относиться к времени, ценить его. В искусстве произошло открытие линейной перспективы.
С началом Великих географических открытий, с одной стороны, пространство Европы «распахивается» в мир, а с другой — растёт понимание планетарной замкнутости, пространственной ограниченности Земли.
Вместе с тем надо отметить, что наряду со становлением науки существовал огромный интерес к вполне средневековым формам знания и воздействия на человека — алхимии, астрологии, магии, оккультизму, мантике, демонологии. Однако культурная перспектива была не за ними.
6. Искусство Возрождения. Возрождение произвело подлинную революцию в искусстве. Оно приобрело подчёркнуто светский характер, хотя большинство образов и сюжетов живописи и скульп
туры библейские. В искусстве набирали силу реалистические тенденции, воплотился новый идеал красоты, были открыты законы перспективы.
С конца XIII в. началось Предвозрождение, открывшее блистательную эпоху развития художественной культуры в Италии. Великий флорентийский художник Джотто, чья гениальность в области живописи сравнима с поэтическим гением его современника Данте, выразил в своём творчестве нарождающееся новое отношение к человеку и миру. Его называли изобретателем и открывателем нового стиля живописи. Особая цветовая гамма произведений Джотто восхищала художников. Он ввёл в живопись изображение трёхмерного пространства, стал моделировать объёмы фигур светотенью.
Обогатил традиции Джотто первый художник раннего Возрождения Мазаччо — зачинатель флорентийской художественной школы. Он был одним из основоположников реалистического искусства Возрождения. Мазаччо заложил основы той художественной системы, которую затем развили живописцы Ренессанса.
Одним из создателей архитектуры Возрождения считают Брунеллески. Он увенчал гигантским куполом собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В этой конструкции в полной мере проявились математический ум, технический гений и художественная одарённость. С него начинается возрождение купольной архитектуры в Европе.
Среди основоположников искусства Возрождения — флорентийский скульптор Донателло. Его современники полагали, что произведения скульптора были очень похожи на создания античных мастеров. Донателло во многом определил развитие европейских пластических искусств, работая почти во всех жанрах скульптуры.
Завершает раннее Возрождение творчество художника Боттичелли, тоже уроженца Флоренции. В нём соединились высокая одухотворённость и новая гуманистическая образность.
Его Мадонны и языческие богини оставляют впечатление удивительной хрупкости, незащищённости и «вечной женственности».
В конце XV в. грандиозные катастрофы потрясли Флоренцию: нашествие французов, изгнание Медичи, эпидемии, восстание горожан, увлечение проповедью доминиканского монаха Савонаролы, призывавшего всех покаяться, отказаться от мирских благ, осудить греховное искусство и
сжечь дьявольские произведения живописи. Несколько лет ещё недавно цветущая Флоренция предавалась самобичеванию. Однако очнувшись, она предала казни Савонаролу и снова возродила своё прекрасное искусство.
Высокое Возрождение охватывает немногим более трёх десятков лет. Однако столь краткий исторический миг породил художественные достижения такого масштаба и такой гениальности, что этому феномену невозможно найти аналога в истории. На этот период пришлось творчество трёх величайших художников мира: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Однако и кроме них было много художников, творчество которых сочли бы гениальным в менее плодотворную в творческом отношении эпоху.
Леонардо да Винчи, воплотивший, по мнению современников, все божественные дары и казавшийся им почти сверхъестественным существом, — создатель одного из знаменитейших произведений мировой живописи — портрета Моны Лизы («Джоконды»), фрески «Тайная вечеря», утверждавшей идеалы Высокого Возрождения.
Поэтичный, удивительно искусный живописец Рафаэль — творец «Сикстинской мадонны», «Преображения», фресок Ватикана. Слава Рафаэля была великой при жизни, а после смерти потомки неизменно причисляли его к величайшим художественным гениям.
Микеланджело, скульптор, живописец, архитектор, обладавший сверхчеловеческой способностью творчества, был истинным «создателем людей», освобождавшим их прекрасные и выразительные тела из глыб мрамора. Его резец воззвал к жизни юного, прекрасного Давида и грозного пророка Моисея. В росписях Сикстинской капеллы мастер в художественной форме представил великое таинство Страшного суда.
Позднее Возрождение отмечено появлением маньеризма, несколько манерного, вычурного направления в искусстве. Влияние маньеризма заметно в творчестве позднего Микеланджело. Наиболее ярким представителем этого стиля в Италии был венецианец Тинторетто, а в Испании —Эль Греко.
К XV в. относится начало Северного Возрождения. У его истоков — творчество замечательного нидерландского художника Яна Ван Эйка, современника Мазаччо. Традиционно ему и его брату Хуберту Ван Эйку приписывается изобретение техники масляной живописи.
Загадочно творчество Босха. В эпоху Высокого Возрождения Босх в Нидерландах создаёт мрачные мистические аллегории, фантастические видения, заставляющие вспомнить об искусстве поздней готики. Вершиной нидерландской ренессансной живописи является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким за любовь к изображению жизни простого народа. С его именем также связано оформление пейзажа как жанра нидерландской живописи.
Конец XV — первая треть XVI в. в Германии — время огромной социальной и духовной напряжённости. Происходит борьба двух миров — средневекового и нового, нарождающегося. Из хаоса этой эпохи как символ поднимается фигура крупнейшего немецкого художника Альбрехта Дюрера. Он был не только великолепным живописцем, но и гениальным мастером гравюры. В сериях гравюр художник переосмыслил сюжеты, популярные в Средние века, в соответствии с новыми идеями и религиозными настроениями своего времени, придав им особый драматизм и художественную выразительность.
В конце XVI в. Возрождение уступает место искусству новой художественной эпохи — барокко.
Возрождение внесло важный вклад в подготовку модернизацион- ного рывка Европы, сформировав человека нового типа, свободного в своих устремлениях, способного открывать не только новые земли, но и новые горизонты общественного развития, реализующего себя как творца современной ему исторической реальности.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: Возрождение (ренессанс), гуманизм, макиавеллизм. утопия, натурфилософия, маньеризм.
1. Назовите характерные черты Возрождения и проиллюстрируйте их историческими примерами.
2. Когда и кем были сформулированы основные принципы гуманизма? В чем они состоят? Как эти принципы реализовывались в жизни общества? Являются ли они актуальными в современном мире?
3. В чём выразилась «революция» в искусстве в эпоху Возрождения? Согласны ли вы с таким определением? Обоснуйте свой ответ.
4. Выделите этапы Возрождения. Соотнесите их с именами наиболее известных живописцев и архитекторов.
5. Составьте таблицу «Искусство Возрождения». Продумайте, как она должна выглядеть, чтобы вместить максимальное количество информации по теме.
6. Подготовьте сообщение об одном из художников, скульпторов или архитекторов эпохи Возрождения. Проиллюстрируйте его электронной презентацией.
1. Выявите предпосылки Возрождения в античной и средневековой культурах. Составьте логическую схему, объясняющую возникновение этого культурно-исторического явления.
2. Охарактеризуйте гуманизм с точки зрения средневековой культуры.
3. Как гуманизм повлиял на социально-политическую и научную мысль?
4. По материалам учебника и дополнительной литературы составьте таблицу «Социально-политическая и научная мысль эпохи Возрождения» по схеме: автор и его произведение, основные идеи и значение для дальнейших исследований. Сделайте вывод о направлениях, в которых она развивалась.
5. Можно ли говорить, что в эпоху Возрождения произошёл полный отказ от средневекового мировоззрения? Свой ответ обоснуйте.
6. Можно ли говорить о рождении личности в эпоху Возрождения? Что мы вкладываем в это понятие?
Практическая
Живопись Возрождения    
Цель работы. Проанализировать произведения живописи эпохи Возрождения, выявить характерные черты и различия Итальянского и Северного Возрождения.
Источники. Иллюстрации цветной вклейки учебника, Интернета. Вопросы и задания
1. Используя текст учебника, отберите иллюстрации, отражающие искусство раннего Возрождения. Проанализируйте их и сделайте вывод о наметившихся изменениях в искусстве по сравнению с эпохой Средневековья. 2. Проанализируйте репродукции картин Высокого Возрождения по плану: 1) автор, название, место создания; 2) сюжет; 3) особенности изображения, по которым можно отнести данную картину к эпохе Возрождения. Результаты работы оформите в виде таблицы. 3. Обобщите полученные сведения по следующим направлениям: наиболее распространённые сюжеты; особенности живописи. 4. Сгруппируйте репродукции по принадлежности к Итальянскому и Северному Возрождению. Сделайте выводы об их различиях.
Эхо    ЭПОХИ
Ф. Петрарка    
Италия моя
Италия моя, твоих страданий Слова не пресекут:
Отчаянье, увы, плохой целитель,
Но я надеюсь, не молчанья ждут На Тибре и в Тоскане,
И здесь, на По, где днесь моя обитель, Прошу тебя, Спаситель,
На землю взор участливый склони И над священной смилуйся страною, Охваченной резнёю Без всяких оснований для резни.
В сердцах искорени Жестокое начало И вечной истине отверзни их,
Позволив, чтоб звучала Она из недостойных уст моих.
Помилуйте, случайные владельцы Измученных земель,
Что делают в краю волшебном своры Вооружённых варваров? Ужель Должны решать пришельцы В кровопролитных битвах,
Вы ищете опоры
В продажном сердце, но велик ли прок В любви, подогреваемой деньгами:
Чем больше рать за вами,
Тем больше оснований для тревог.
О бешеный поток,
В какой стране пустынной Родился ты, чтоб наши нивы смять?
Когда всему причиной
Мы сами, кто тебя направит вспять?
Как в стихотворении Петрарки отразился исторический фон культуры Возрождения? Подумайте, как можно объяснить внешнюю противоречивость политической и культурной истории. В чём автор видит причину сложившейся обстановки?
Н. Макиавелли
«Государь». Фрагмент
...Надо хорошо помнить, что, захватывая власть в государстве, захватчик должен обдумать все неизбежные жестокости и совершить их сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять и можно было, не прибегая к ним вновь, успокоить людей и привлечь их к себе затем благодеяниями.
Кто поступает иначе по робости или под влиянием дурного совета, тот вынужден постоянно держать в руке нож; никогда не сможет он положиться на своих подданных, они же из-за постоянных и всё новых притеснений никогда не могут чувствовать себя в безопасности. Дело в том, что обиды следует наносить разом, потому что тогда меньше чувствуешь их в отдельности и поэтому они меньше озлобляют; напротив, благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запечатлелись...
Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед смертью, жадны до наживы. Пока ты им делаешь добро, они все твои, предлагают тебе свою кровь, имущество, детей, всё до тех пор, пока нужда далека, как я уже сказал, но, как только она приближается, люди начинают бунтовать. Государь, который всецело положится на их слова, находя ненужными другие меры, погибнет. Дело в том, что дружба, приобретаемая деньгами, а не величием и благородством души, хоть и покупается, но в действительности её нет, и, когда настанет время, на неё невозможно рассчитывать; при этом люди меньше боятся обидеть человека, который внушал любовь, чем того, кто действовал страхом... Наконец, государь должен быть всегда готовым обернуться в любую сторону, смотря по тому, как велят ветры и колебания счастья, и не отклоняться от добродетели, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо.
Какие принципы политики провозглашает Макиавелли? Согласны ли вы с ними? Являются ли они актуальными в современном мире?
1. Выделите три наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижения Возрождения и обоснуйте свой выбор.
2. Выполните проект электронной интерактивной ленты времени «Эпоха Возрождения».
3. Подготовьте сообщение и презентацию «Человек эпохи Возрождения».
Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
1. «Неистовая страсть к знанию, учёное подвижничество составляли родовой признак гуманистов» (Л.М. Баткин. Итальянское Возрождение: проблемы и люди).
2. «Гуманизм Возрождения представляется как диалог Рима с Римом, языческого Рима с Римом Христа, античной цивилизации с христианской цивилизацией» (Ф. Бродель. Грамматика цивилизаций).

 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты