19. Религия и церковь в начале Нового времени
1. Религиозные противоречия в Европе. В начале XVI в. подавляющее большинство населения Европы исповедовало христианство, в котором существовало два основных течения — католицизм и православие, распространённые соответственно на западе и востоке Европы. Все католики мира принадлежали к единой церкви — римско- католической. Их духовным главой являлся папа римский. У православных христиан не было единого духовного главы. В ходе исторического развития возникло несколько самостоятельных православных церквей, лишь формально признававших старшинство константинопольского («вселенского») патриарха. Между обеими ветвями христианства исторически сложились неприязненные отношения. Это было связано не только с богословскими разногласиями и культовыми различиями, но и с неоднократными попытками пап римских подчинить своему духовному влиянию православных христиан, в частности, посредством унии (союза) церквей.
Христианские народы Европы на её южных и юго-восточных рубежах тесно соприкасались с мусульманами. В Средние века значительную часть Пиренейского полуострова населяли арабы. Христиане их называли маврами. Однако в результате Реконкисты большинство из них были вынуждены переселиться в Северную Африку. Те, кто рискнул остаться, приняли христианскую веру (их называли морисками). Но если на юго-западе Европы мусульманское население таким образом резко сократилось, то на юго-востоке,
наоборот, возросло в результате завоевательных войн турок-османов. Под их натиском пала Византийская империя. В дальнейшем они подчинили себе многие народы Балканского полуострова, как православных, так и католиков, часть которых была вынуждена принять веру завоевателей — ислам.
Кроме христиан и мусульман, в Европе издавна имелись сравнительно немногочисленные иудейские общины. Они объединяли потомков выходцев с Ближнего Востока, которые ещё в Средние века вслед за арабами-завоевателями пришли на Пиренейский полуостров и оттуда уже расселились по другим странам.
2. Сила и слабость католической церкви. Католическая церковь к началу Нового времени выглядела, как никогда, сплочённой и могущественной. Открытие испанцами Америки, а португальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из Западной Европы, но и деятельность католических священни- ков-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол.
Поэтому католическая церковь долгое время не придавала большого значения той критике, которая звучала в её адрес со стороны простых верующих. А упрекали её ни больше ни меньше как в расхождении между словами и делами. Действительно, на словах церковь проповедовала аскетический идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосветского образа жизни, но и демонстративно пренебрегали соблюдением церковных обетов и уставов, например обязательным для католических священников и монахов обетом безбрачия (целибата). Они открыто создавали семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «тёплые» местечки.
Осуждая «нетрудовой доход», церковь активно занималась прибыльной деятельностью. Благодаря разнообразным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижимого имущества, которым распоряжалась с большой для себя выгодой.
Важной статьёй её доходов была симония — продажа церковных должностей, представлявшая собой завуалированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму денег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за исполнение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (лат. sine сига — без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробной жизни.
Современники сетовали на утрату людьми веры в Бога, их равнодушие к религии, уклонение верующих от исполнения церковных обрядов, упадок нравов, связывая все эти отрицательные явления с пороками и злоупотреблениями духовенства. Отовсюду звучали призывы к реформе церкви, которую обвиняли в чрезмерном увлечении мирскими делами в ущерб её прямому назначению — заботе о спасении душ верующих.
3. Выступление Лютера. В этих условиях огромный отклик получили 95 тезисов против индульгенций, с которыми 31 октября 1517 г. выступил немецкий богослов, профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер. Эти тезисы он направил церковному начальству, но благодаря печатному станку, гениальному изобретению Иоганна Гутенберга, они разошлись по всей Германии в огромном количестве экземпляров. Первоначально программа Лютера была умеренной. Осуждая отдельные недостатки католицизма, он добивался их исправления. Лишь явное нежелание папства пойти навстречу его требованиям, а также обрушившиеся на него преследования со стороны церковных и светских властей постепенно превратили Лютера из умеренного оппозиционера в революционера. Ибо итогом его борьбы с папством стала подлинная революция в области религиозно-церковных отношений.
Выступление Лютера положило начало Реформации — широкому общественному движению, развернувшемуся в западноевропейских странах в начале XVI в. и направленному на осуществление церковной реформы.
Реформация решала многообразные задачи. Особенно насущной была разработка новой этики и морали — системы норм и правил, которыми руководствуется человек в повседневной жизни.
Лютер подверг критике притязания духовенства на особую роль посредника в отношениях между верующими и Богом. Эти притязания обосновывались учением католической церкви о спасении делом (т. е. посредством соблюдения церковных обрядов). Лютер противопоставил ему новое учение — о спасении верой. Он утверждал, что спасти свою душу может только искренне верящий человек. Показателем искренности, подлинного раскаяния в грехах, истинной любви к Богу Лютер считал благонравное поведение. Он осуждал аскетизм, но требовал чётко разделять религиозные, церковные и светские, мирские интересы. К числу высших моральных ценностей Лютер относил трудолюбие. Осуждая праздность, он заявлял: «Человек рождён для труда, как птица для полёта». Причём трудом он считал не только тяжёлую физическую работу, но и другие виды деятельности, доставляющие человеку средства к существованию и приносящие пользу обществу.
Единственным источником истины Лютер провозглашал Священное Писание (Библию), доказывая право верующих самостоятельно его изучать. С этой целью он сделал первый перевод Библии на немецкий язык. Роль церкви и духовенства сводилась Лютером исключительно к разъяснению смысла Священного Писания и возбуждению религиозного чувства верующих.
Из учения о спасении верой вытекало требование упразднения духовенства как особого сословия. Его место должны были занять проповедники (пасторы), отличающиеся от простых верующих тем, что они лучше образованы и осведомлены в вопросах веры. Монашество Лютер находил противным человеческой природе, отвергал и целибат. Он выступал за отказ церкви от поборов, десятины, торговли индульгенциями, даже от части собственности. Церковь, по его мнению, должна была также отказаться и от роскошного убранства храмов, дорогих одеяний священников, великосветского образа жизни церковных сановников.
4. Реформация в Германии. Противники Лютера добились его отлучения от церкви, а когда это не помогло, провозгласили на Вормсском рейхстаге 1521 г. (представительном собрании Священной Римской империи) имперскую опалу над ним и его сторонниками. Но Лютера выручили единомышленники. Курфюрст Фридрих Саксонский предоставил ему убежище в замке Вартбург.
Тем временем в Германии, разбуженной выступлением Лютера, закипели религиозные и политические страсти. Под знамёна Реформации встали как широкие слои верующих, признававших справедливой критику католицизма, так и многие князья, мечтавшие увеличить свои владения за счёт церковных земель.
Под влиянием реформационного движения Шпейерский рейхстаг в 1526 г. предоставил право каждому из князей самостоятельно решать церковный вопрос. Многие из них осуществили в своих владениях секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель. Но в 1529 г. католики, напуганные масштабом перемен, добились подтверждения Вормсского эдикта. В ответ 5 князей и 14 городов выступили с протестом, заявив, что в делах веры и совести нельзя подчиняться решению большинства. С этого времени последователей Лютера и вообще сторонников Реформации стали называть протестантами.
На Аугсбургском рейхстаге 1530 г. с изложением основных принципов лютеранского вероучения выступил Филипп Меланхтон, ближайший сподвижник Лютера. В его выступлении устанавливалась обрядовая сторона лютеранской веры. Согласно «Аугсбургскому вероисповеданию», упразднялись пышные богослужения, а также почитание икон и мощей католических святых. Вместо торжественной мессы (католической обедни — главной церковной службы, совершаемой утром и днём) вводилось простое богослужение, основное место в котором занимали не разнообразные обряды и символические действия священника, а проповедь — нравоучительная речь пастора. Из семи таинств католической церкви лютеранство оставило только два — крещение и причащение. Церковь как особая религиозная организация сохранялась, но из подчинения папе римскому она переходила в ведение светских монархов.
К середине 30-х гг. XVI в. лютеранство победило в северо-запад- ных и северо-восточных районах Германии — Вестфалии, Померании, Мекленбурге и т. д. Сторонники учения Лютера появились и в других странах, но прочных успехов они добились лишь на севере Европы — в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и Восточной Прибалтике.
5. Кальвинизм. Несколько позже, чем Лютер, с проповедью Реформации выступил французский богослов Жан Кальвин. В 1536 г. по приглашению местных протестантов он приехал в Женеву. Это была небольшая городская республика (один из кантонов Швейцарской конфедерации), которой удалось освободиться от власти герцога Савойского. Женева так понравилась Кальвину, что он решил остаться в этом городе навсегда.
В его воззрениях было много общего с лютеранством. Единственным источником Божественной истины он считал Священное Писание. Он отвергал епископальный строй католической церкви, её пышную обрядность, поклонение иконам и мощам святых, призывал к упразднению монашества и закрытию монастырей. Но в отличие от Лютера он выступал за республиканское устройство церкви. Верующие в Женеве сами избирали своих руководителей — пасторов и пресвитеров. Не разделял Кальвин и учение о спасении верой, которое в оценке искренности веры человека в Бога исходило из весьма зыбкого критерия. Ведь под личиной благонравия нередко скрываются ханжество и лицемерие.
Кальвин положил в основу своих воззрений учение о Божественном предопределении. Бог, по его мнению, не оставляет человеку свободы выбора — он ещё до Сотворения мира предначертал каждому его участь: одним — погибель, другим — спасение и вечное блаженство. Изменить свою судьбу человек не в силах. Никакие его заслуги Бог не принимает в расчёт — ни добрые дела, ни искреннюю веру. Бог никому ничего не должен. Но никто не знает, что ему предписано свыше, и узнать это доподлинно не может. Лишь время от времени Бог подаёт человеку знак. И этим знаком являются успех или неудача в его личной жизни, служебной или профессиональной деятельности.
Нравственный урок, вытекающий из учения Кальвина о Божественном предопределении, очевиден: что бы ни случилось в жизни, нельзя терять надежды на спасение. Кроме того, каждый по собственному опыту знает, что успеха можно добиться только ценой упорного труда, целенаправленных усилий самого человека. Вслед за Лютером Кальвин стремился возвеличить труд. Он подчёркивал, что труд — это долг человека, выступал за сокращение числа праздников, энергично оправдывал предпринимательство и прибыль. Он обосновал нормы и правила поведения в обществе, основанном на рыночных отношениях и конкурентной борьбе, в котором никто никому не может дать пожизненных гарантий. Поэтому учение Кальвина часто называют «этикой капитализма».
Хотя кальвинизм возник позже лютеранства, во многих странах он постепенно приобрёл значение основного реформационного учения, противостоящего католицизму. Разные группы и слои общества нашли в нём нечто созвучное своим интересам и идеалам. Предпринимательским элементам импонировала этика кальвинизма. Дворянству и родовой знати он служил идейным знаменем борьбы против центральной власти, в защиту традиционных вольностей.
Кальвинизм получил распространение главным образом во Франции, где последователей Кальвина называли гугенотами, а также в Нидерландах и в меньшей мере в Польше, Литве и Венгрии. В конце XVI в. много кальвинистов появилось в Англии, где их называли пуританами.
6. Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступил сам монарх. Генрих VIII, женатый на Екатерине Арагонской, родственнице императора Священной Римской империи Карла V, пожелал с ней развестись. Но папа Климент VII не дал своего согласия на развод. Оскорблённый английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу. Он присвоил себе право назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский, который и удовлетворил требование Генриха VIII о разводе. В дальнейшем были закрыты монастыри, имущество которых отошло к государству.
Даже эти ограниченные достижения Реформации едва не были утрачены, когда в 1553 г. корону Англии унаследовала Мария, дочь Генриха VIII от брака с Екатериной. Воспитанная в духе преданности католицизму, она снова отдала английскую церковь под власть папы римского и подвергла преследованиям сторонников Реформации.
За жестокости и насилия, творившиеся во время её правления, она получила прозвище Марии Кровавой. В 1558 г. английские протестанты добились избрания королевой Елизаветы, дочери Генриха VIII от второго брака, не признанного католической церковью. Елизавета I вернулась к церковной реформе, которую начал её отец.
В 1571 г. английский парламент принял закон «39 статей», в котором были изложены основные принципы вероучения английской
протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской, а принципы её вероучения — Англиканского символа веры. Подобно лютеранам, англиканцы признавали учение о спасении верой, а Священное Писание — единственным источником Божественного откровения, или истины. Но при этом они не отвергали и «добрые дела», т. е. обряды. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохранялись два таинства — крещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальный строй. Главой церкви считался король, а управление ею было сосредоточено в руках примаса — архиепископа Кентерберийского. Богослужение велось на английском языке, отвергались подчинение папе римскому, индульгенции, почитание икон и мощей, сокращалось количество праздников.
7. Контрреформация. Борьба католической церкви с протестантизмом называется Контрреформацией. Она велась по двум направлениям: по отношению к протестантам никакие насилия не считались чрезмерными, но и в самой церкви проводились умеренные реформы, направленные на её частичное обновление. Главным оружием католической церкви в борьбе с протестантской «ересью» стали орден иезуитов, обновлённая инквизиция и цензура печати.
Орден иезуитов (или Общество Иисуса) был образован в 1534 г. по инициативе испанского дворянина Игнатия Лойолы. В отличие от других монашеских орденов, его членам не нужно было жить в монастырях, носить монашескую одежду, соблюдать церковные обряды. Наоборот, их ценили за способность скрывать свою принадлежность к ордену и оказывать тайное влияние на общественную жизнь. Большое внимание иезуиты уделяли воспитанию молодёжи и государственной службе. В разных странах создавались учебные заведения, находившиеся в ведении ордена иезуитов. Они снискали репутацию образцовых учебных заведений для юношества. Иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, выполняли их дипломатические поручения.
Инквизицией назывались церковные суды, рассматривавшие дела о преступлениях против веры и церкви. В отличие от обычных гражданских судов, руководствовавшихся идеалом справедливости, признававших право обвиняемых на защиту, они были орудием наказания лиц, заведомо признанных церковью виновными в преступлениях, им приписываемых. Основанием для обвинительного приговора служили доносы, оговоры и самооговоры, вырванные под пыткой. Только признание и раскаяние могло в таком суде сохранить жизнь обвиняемому. Нераскаявшихся грешников суд инквизиции обычно приговаривал к сожжению на костре — аутодафе (порт, auto de fe — акт веры). Особой жестокостью прославилась испанская инквизиция, которую в конце XV в. возглавлял великий инквизитор Томас Торквемада. Именно на нём лежит ответственность за изгнание мавров из Испании, а также массовые преследования морисков и иудеев.
В 1542 г. папа Павел III реорганизовал инквизицию с учётом испанского опыта борьбы с инакомыслящими. В Риме был создан Высший апостольский трибунал, позднее получивший название Священной канцелярии.
В 1543 г. великий инквизитор Караффа распорядился, чтобы печатание книг осуществлялось только после предварительного разрешения инквизиции. Так возникла цензура печати. В 1559 г. в Риме был опубликован первый список запрещённых книг, или Индекс. Не только за печатание и продажу запрещённых книг, но даже за их чтение и хранение людям грозило наказание. Священная канцелярия и Индекс были окончательно упразднены католической церковью лишь в 1966 г.
Программу борьбы с Реформацией принял Тридентский собор 1545—1563 гг. Он подтвердил, что Священное предание, т. е. решения церковных соборов, папские постановления и т. д., должно почитаться наравне со Священным Писанием, право толкования которого было оставлено церкви. Собор сохранил в неприкосновенности и обряды католической церкви. В силе остался обет безбрачия, который были обязаны давать католические священники. Вместе с тем он принял важные решения о реформе управления и нравов церкви. Была, наконец, запрещена торговля индульгенциями. По решению Тридентского собора в каждом епископстве создавалась семинария (институт) для обучения священников. Постановления Тридентского собора положили начало реформе католической церкви, направленной на повышение её авторитета и влияния в обществе.
Суровые преследования протестантов и умеренные реформы позволили католической церкви предотвратить распространение Реформации в Южной Европе.
8. Религиозные войны в Европе. С переходом католической церкви от обороны к наступлению Европа погрузилась в пучину религиозных войн. В 1546 г. император Карл V объявил войну союзу протестантских княжеств Германии, образованному с целью защиты лютеранской веры. Однако эта война закончилась поражением императора. В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге Карл V был вынужден подписать с протестантскими князьями договор, который вошёл в историю как Аугсбургский религиозный мир. По этому договору князья получили право самостоятельно определять веру своих подданных в соответствии с принципом «Чья власть, того и вера».
Франция стала ареной ещё более кровопролитных войн. С перерывами они продолжались с 1562 по 1598 г. В их истории одним из самых трагических эпизодов были массовые убийства гугенотов в ночь на 24 августа 1572 г. (Варфоломеевская ночь). Религиозные войны закончились, когда предводитель гугенотов Генрих Наваррский, унаследовавший корону Франции (и поэтому принявший католическую веру), издал в 1598 г. в г. Нант эдикт (указ) о веротерпимости. Католицизм сохранил статус государственной религии. Вместе с тем гугеноты получили право свободно исповедовать свою веру на территории всей страны, за исключением Парижа.
Во второй половине XVI в. главной опорой католической церкви в борьбе с Реформацией был король Испании Филипп II, сын и один из наследников императора Карла V. Как супруг Марии Кровавой, он поддерживал меры, принимавшиеся ею для реставрации католицизма в Англии. После её кончины Филипп II хотел жениться на Елизавете I, удержать английскую церковь в подчинении римскому престолу. Когда Елизавета отвергла его сватовство, испанский король стал угрожать Англии войной. В 1588 г. он направил к её берегам огромный флот — Непобедимую армаду с 18-тысячной армией. Однако успешные действия английских моряков, которым помогла природа (сильнейшая буря разметала испанские корабли), помешали осуществлению этого плана.
9. Освободительная война в Нидерландах. В ответ на притеснения протестантов ещё в 1566 г. вспыхнуло восстание в Нидерландах, которые по воле Карла V вместе с испанской короной унаследовал Филипп II. На борьбу с повстанцами он направил войска под командованием герцога Альбы. Однако кровавый террор, развязанный испанскими властями, не достиг цели. Восстание переросло в освободительную войну против испанского владычества, которую возглавил принц Вильгельм Оранский. В ходе этой войны Нидерланды разделились на две части. В 1581 г. семь протестантских провинций Северных Нидерландов объявили о низложении испанского короля и образовании независимого государства, которое получило название Республика Соединённых провинций. Для краткости её именуют также Голландией (по названию одной из семи провинций). Населённые преимущественно католиками Южные Нидерланды остались под властью Испании.
Несмотря на перемирие 1609 г., заключённое сроком на 12 лет, Испания не признала независимость Голландии. В 1621 г. война возобновилась, но уже как один из эпизодов Тридцатилетней войны 1618—1648 гг.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: индульгенция, лютеранство, реформация, кальвинизм, англиканская церковь, контрреформапия.
1. Назовите причины возникновения реформационного движения вЗападной Европе. При ответе прокомментируйте иллюстрации к параграфу.
2. Составьте таблицу «Реформация в Германии и Англии» по схеме: начало реформации, основные события, итоги.
3. Сравните лютеранство и кальвинизм. Какое из этих учений более последовательно выражало умонастроение буржуазии.
4. В чём состояли особенности устройства и вероучения англиканской церкви? Запишите не менее четырёх тезисов, отражающих Англиканский символ веры.
1. Поразмышляйте, случайно ли реформационное движение активно распространилось именно в XVI в. Как оно было связано с другими сферами жизни европейского общества?
2. Назовите два направления Контрреформации. Перечисленные в параграфе события соотнесите с этими направлениями. Сделайте выводы.
3. Дополните таблицу «Реформация в Германии и Англии» событиями, происходившими во Франции и Нидерландах.
4. Рассмотрите карту 3 на вклейке и определите территории и государства, где сохранилось католичество, а где распространился протестантизм. Какое из этих религиозных течений пользовалось наибольшим влиянием в Европе?
Эхо ЭПОХИ
М. Лютер
«Тезисы против индульгенций». Фрагмент
21. ...Ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.
22. И даже души, пребывающие в Чистилище, Он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.
24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.
28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество — единственно в Божьем произволении.
Почему Мартин Лютер выступал против индульгенций?
Ж. Кальвин
«Наставление в христианской вере». Фрагмент Мы полагаем Бога Господом и Устроителем всего сущего и утверждаем, что Он по своей премудрости изначально предопределил всё то, что должно совершиться, и теперь своею силою осуществляет предрешённое. Отсюда мы заключаем, что не только небо, земля и все неодушевлённые творения управляются Его провидением, но также намерения и воля людей, поскольку Бог направляет их к предначертанной Им цели... Если всякое процветание есть знак благословения Бога, а всякая беда — знак Его проклятия, то судьбе не остаётся места в том, что происходит с людьми.
О каком основополагающем понятии кальвинизма идёт речь в документе?
1751 г. — год выхода в свет во Франции первого тома «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел»
|