Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Реформы 60—70-х rr. XIX в.

Реформы 60—70-х rr. XIX в.

Реформа отмены крепостного права повлекла за собой ряд преобразований в системах местного управления, суда, образования, в военном деле.
В результате проведения земской реформы в 1864 г. были созданы всесословные, выборные органы местного самоуправления — земства. Их высшим органом являлись земские собрания, члены которых именовались гласными. Гласных выбирали отдельно землевладельцы, хозяева торгово-промышленных заведений и крестьяне. Собрания формировали исполнительные органы — управы. Земства ведали местными хозяйственными вопросами: строительством и эксплуатацией дорог, торговлей и промышленностью, пожарной охраной. Содержали на свои средства школы, больницы, благотворительные учреждения. Им было запрещено заниматься политическими вопросами.
Реформа 1870 г. создала систему городского самоуправления. Горожане (мужчины с 25-летнего возраста, платившие в пользу города налоги) избирали городскую думу, которая формировала исполнительный орган — управу. Во главе думы и управы стоял городской голова. Как и земства, органы городского самоуправления занимались социально-хозяйственными вопросами.
В 1864 г. была проведена судебная реформа. Прежний сословный и закрытый суд был ликвидирован. Мелкие дела передавались выборным мировым судьям. Основное судопроизводство был сосредоточено в окружных судах и судебных палатах. Суд стал бессословным, что означало равенство всех перед законом, независимым, т.е. не подчинялся каким-либо органам власти, а принимал решения только на основе закона. Судьи были несменяемыми. Судебный процесс стал гласным, т.е. на нем могла присутствовать публика и журналисты, состязательным, т.е. подсудимого защищал адвокат (присяжный поверенный), а обвинял прокурор. При рассмотрении ряда вопросов предусматривалось наличие выборных присяжных заседателей, определявших только один вопрос — виновен ли обвиняемый.
Учрежденный в области образования в 1863 г. новый университетский устав возвращал университетам автономию. В 1864 г. было введено новое положение о начальных училищах, по которому начальным образованием занималось государство, церковь и общественность в лице местного самоуправления. В этом же году был принят новый гимназический устав. Реформы утверждали принцип всесословности, способствовали демократизации образования.
Реформа печати 1865 г. вводила новые принципы цензурного контроля. Она отменяла предварительную цензуру книг и журналов, оставив ее только для газет. Виновные в нарушении установленных правил преследовались не администрацией, а судом.
В 1874 г. была проведена военная реформа. Она отменяла рекрутчину, вводила всеобщую воинскую повинность. Устанавливался 6-летний срок службы в армии и 7-летний на флоте с последующим 3—9-летним нахождением в запасе. Лица, имевшие начальное образование, служили 3 года, среднее— 1,5, высшее — полгода. Освобождались от воинской
повинности священнослужители, ученые, единственные сыновья в семье. Численность армии была сокращена на 40%. Расширялась сеть военных училищ. Армия перевооружалась новыми, более совершенными видами оружия.
Реформы 60—70-х гг. XIX в. имели прогрессивный характер. Они создавали условия для формирования гражданского об- , щества, предпосылки для дальнейших демократических преобразований, способствовали развитию капиталистических отношений, развитию экономики страны. Однако наличие самодержавной, неограниченной власти, бюрократическо-полицейский гнет, низкий уровень грамотности и культуры большинства населения страны сдерживали прогрессивные преобразования в социально-экономической и политической сфере
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты