Урок 1. Введение. Историческое развитие Российской империи в XVI-XVII вв.
Цели:
1. Познакомиться с курсом истории России в 7 классе.
2. Дать представление о хронологических рамках истории новой России.
Оборудование: карты «Российское государство во второй половине XVI в.»; «Российская империя во второй половине XVIII в.»
Ход урока
Организационный момент.
1. Знакомство с курсом.
2. Рассказ учителя.
3. Работа с картой.
1. Учитель знакомит учащихся с новым курсом истории России в конце XVI-XVIII вв. Учитель начинает свой рассказ с того, что определяет хронологические рамки данного периода - от начала царствования Федора до окончания царствования Павла I - то есть 1854-1801 гг. Учитель уточняет, что данный период с исторической точки зрения - крайне малый срок.
- Но именно в данный период Россия прошла сложный политический путь от молодого государства до империи, без которой не решались важные вопросы в Европе и мире.
Учитель обращает внимание: за данный период на российском престоле сменились династии: со смертью Федора Иоанновича закончилась династия Рюриковичей и воцарились Романовы.
- Здесь уместно представить иллюстративный ряд правителей данного периода.
Федор Иоаннович
Борис Годунов Лжедмитрий I
Василий Шуйский Лжедмитрий II
Михаил Федорович Романов
Алексей Михайлович Романов
Федор Алексеевич
Царевна Софья
Петр I
Екатерина I
Петр II
Анна Иоанновна Иван Антонович Елизавета Петровна Петр III Екатерина II Павел I
Учитель знакомит учащихся очень кратко с представителями правящей династии.
- За этот период в России дважды возникала политическая нестабильность - после смерти Петра Великого и до воцарения Екатерины II из-за отсутствия законодательства о порядке наследования императорской власти на российский престол попадали с помощью военных переворотов.
Учитель останавливается и на внешнеполитическом курсе России.
России удалось решить очень важные стратегические задачи:
В период правления Петра I - обеспечить выходы к морям - Балтийскому и Черному.
В период правления Екатерины II - удалось присоединить к России Крым.
Далее учитель обязательно должен познакомить учащихся с выдающимися личностями данного периода, так как они своим подвигом, трудом, деятельностью обеспечили величие Российской империи.
Учитель обязательно называет XVII век - «Бунташным веком», так как произошли:
- Соляный бунт;
- Медный бунт;
- восстание Степана Разина;
- выступления старообрядцев.
А в XVIII в. во время правления Екатерины II произошла крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.
Учитель представляет учащимся основные направления и изменения в культуре и быте русских людей.
2. Учитель организует работу с картой. Учащиеся находят и показывают территорию России в конце XVI и в конце XVIII вв. Следовательно, учащиеся сравнивают изменения территории России в данный период.
Рекомендуется учителю уточнить рост территории Российского государства:
• в начале династии Романовых;
• в конце царствования Михаила Федоровича;
• в конце царствования Алексея Михайловича;
• в конце царствования Павла I.
Познакомить учащихся со значением понятия - геополитика - система политических взглядов, признающая и учитывающая роль географических факторов, то есть территориальное положение страны, ее природные ресурсы и климат, в жизни общества и государственной политике.
Россия становится обширной евразийской державой, Россия обретает статус великой европейской державы.
Домашнее задание: работая с картами, составить таблицу «Территориальное расширение Российского государства в XVI- XVII вв.»