Уроки 4-5. СМУТА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Цели:
1. Познакомить с началом Смутного времени в России.
2. Охарактеризовать причины, ход и основные этапы Смутного времени.
3. Определить опасность, нависшую над Российским государством в ходе Смуты, гражданской войны и иностранной интервенции.
4. Охарактеризовать роль народных масс в процессе выхода из политического кризиса.
5. Показать роль и мудрость Земского собора, избравшего на царствование Михаила Романова.
6. Познакомить учащихся с патриотами России на примере Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.
Основные понятия: интервенция, самозванец, народное ополчение, национальное самосознание, Семибоярщина, Смутное время, гражданская война.
Оборудование: карта «Россия в XVII в.»; портреты основных участников Смутного времени.
Основные события
1598-1605 гг. - царствование Бориса Годунова.
1605- 1606 гг. - царствование Лжедмитрия I.
1606 г. - восстание Ивана Болотникова.
1606- 1610 гг. - правление Василия Шуйского.
1608-1610 гг. - Лжедмитрий II.
1610-1612 гг. - правление Семибоярщины.
1608- 1609 гг. - оборона Троице-Сергиева монастыря.
1609 г. - начало польской интервенции.
1609- 1611 гг. - оборона Смоленска.
Ход урока 4
Организационный момент.
I. Проверка домашнего задания проводится дифференцированно (учитель сам определяет из предложенных заданий, чем он воспользуется).
Помните ли вы, когда произошли эти события?
1. Венчание на царство Федора Ивановича.
2. Трагическая гибель царевича Дмитрия в Угличе.
3. Указ об «урочных летах».
4. Избрание на царство Бориса Годунова.
5. Восстание Хлопка.
Ответьте на вопросы :
1. Назовите города, построенные по инициативе Б. Годунова.
2. Какие оборонительные сооружения были созданы в Москве в XVI в.?
3. Какую роль в политическом возвышении Б. Годунова сыграло учреждение патриаршества?
4. Какие события послужили причиной восстания под руководством Хлопка?
5. Расскажите о причинах опалы бояр Романовых.
6. Почему польские феодалы поддержали Г. Отрепьева?
Вопросы повышенной сложности:
1. Охарактеризуйте успехи России во времена фактического правления Бориса Годунова (до избрания его на царство).
2. Какое историческое значение для личной судьбы Бориса Годунова и для судьбы России имела гибель в Угличе царевича Дмитрия?
3. Дайте характеристику следующим историческим персоналиям:
- Борису Годунову;
- Федору Иоанновичу;
- Хлопку Косолапу.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Причины и суть Смутного времени.
2. Царствование Лжедмитрия I.
3. Царствование Василия Шуйского.
4. Восстание под руководством Ивана Болотникова.
Учитель знакомит учащихся с новым понятием - Смута. Смутное время - так называют начало XVII в. в России. События рубежа XVI- XVII вв. получили с легкой руки современников, название «Смутное время».
Учитель отмечает, что время лихолетья затронуло все стороны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность.
Учитель уточняет, что причины Смутного времени заключались в обострении: социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV при его преемниках.
Учащиеся, работая с текстом § 2. Смута, со статьей «Причины и суть Смутного времени», определяют и характеризуют причины Смутного времени:
1) пресечение законной московской династии;
2) хозяйственная разруха (голод, запустение центральной части русских земель);
3) ужесточение политики закрепощения крестьян;
4) увеличение налогового гнета;
5) массовые народные волнения;
6) противоречия между боярами и дворянами, так как шла борьба за влияние на того или иного царя;
7) ослабление центральной власти.
Учитель прикрепляет к доске карточки с указанием ряда причин Смутного времени и событий, не относящихся к ним.
В конце урока учащиеся должны отметить знаком (+) причины Смуты, а (-) - события, не относящиеся к ним.
Последствия опричнины.
Неудачная внешняя политика Бориса Годунова.
Отмена местничества.
Введение «урочных лет».
Бегство крестьян и холопов на юг.
Пресечение династии Рюриковичей.
Появление Лжедмитрия.
Неудачный Тявзинский мир.
Голодные годы.
Разорение центральных районов страны.
Работа с документом и задания к нему, с. 21.
Русский историк В. О. Ключевский о Лжедмитрии I.
Затем учитель знакомит учащихся с событиями, происшедшими в царствование Лжедмитрия I.
1 июня 1605 г. под Москву от Лжедмитрия прибыли дворяне Плещеев и Пушкин с «царской» грамотой. В грамоте говорилось, что Дмитрий всех прощает, так как москвичи присягнули Б. Годунову по незнанию. Всем были обещаны льготы и милости за верность царю. Лжедмитрий отказался войти в Москву, пока не будут устранены Годуновы.
После определенных сомнений группа дворян ворвалась в Кремль. Федор Борисович встретил заговорщиков в Грановитой палате на троне, рядом были его мать и сестра.
Царя стащили с трона и отправили под стражу. Все родственники Годуновых были арестованы, их дома разграблены.
Затем выбранные московские люди отправились к Дмитрию с повинной грамотой, приглашая его на царство.
20 июня 1605 г. самозванец въехал в столицу. Москва встречала его колонным звоном.
Чтобы убедить москвичей в своем царском происхождении, самозванец вызвал в Москву инокиню Марфу (Марию Нагую, последнюю жену Ивана Грозного и, следовательно, мать царевича Дмитрия), бывшая царица признала в нем сына и обошлась с ним ласково. Московский народ на какое-то время успокоился.
30 июля 1605 г. Дмитрий венчался царским венцом, который возложил на него новый патриарх - Игнатий. Новый царь Дмитрий не стал послушной марионеткой польского короля, не торопился выполнять обещания, вел себя очень независимо.
Царь Дмитрий не собирался отдавать Смоленск и Чернигово- Северские земли королю Сигизмунду; Новгород и Псков - Мнишеку. Православие оставалось государственной религией; царь не позволял строить в России католические храмы.
Дмитрий вопреки всем стал именовать себя императором.
С самого начала царствования новый монарх энергично принялся за переустройство своего государства:
- он стал бороться с мздоимством чиновников;
- запретил брать взятки (каралось смертной казнью);
- повысил должностные оклады;
- каждый день присутствовал на заседаниях Боярской думы; быстро решал государственные дела;
- лично принимал дважды в неделю челобитные и выслушивал челобитчиков;
- новый царь нарушил вековой русский обычай послеобеденного отдыха; царь любил гулять по Москве, заходил в ремесленные лавки, разговорил с купцами и торговцами;
- любил охоту и мог сам единолично охотиться на зверя;
- не осенял себя крестным знаменем, не разрешал себя окроплять святой водой.
Учитель обращает внимание на следующие мысли, идеи царя Дмитрия:
- образование народа;
- обучение боярских детей за границей:
- путешествие за границу;
- мечтал об открытии университета.
Учитель отмечает: чтобы так вести себя, надо было быть уверенным в своем царском происхождении и не бояться производимого впечатления.
Москвичи с неприязнью наблюдали за поведением молодого царя, не считавшегося с русскими обычаями и традициями.
Учащиеся могут перечислить все то, что делал новый царь:
- носил польское платье;
- ходил по Москве без свиты;
- ходил даже во дворце так быстро, что бояре всегда теряли его из виду. А надо было ходить степенно, неспешно, опираясь на поддерживающих его князей и бояр так, чтобы создавалось впечатление, будто его несут;
- перед обедом не молился, после обеда рук не мыл;
- после обеда не спал.
Но свадьба нового царя разгневала всю Москву.
8 мая 1606 г. состоялась свадьба царя с полячкой Мариной Мнишек. В Москву приехало около тысячи поляков. Бракосочетание проходило с нарушениями принятых на Руси православных обычаев.
Народное, общественное мнение все громче звучало: «Царь - «поганый», редко посещает церковь; женился на полячке; попустительствует полякам; ест «нечистую» (свинину) пищу. У царя оставалась единственная поддержка - казаки.
К началу весны 1606 г. в Москве созрел заговор в целях свержения самозванца. Во главе заговора стояли Иван и Василий Голицыны, Василий, Дмитрий и Иван Шуйские, Михаил Татищев.
Заговорщики готовы были пригласить на престол даже «нейтрального» претендента, сына Сигизмунда III Владислава, при условии поддержки польским монархом заговора.
17 мая 1606 г. приступили к осуществлению задуманного. 200 бояр и дворян под руководством Голицыных и Шуйских ворвались в Кремль.
А накануне В. И. Шуйский приказал отворить тюрьмы, выпустить всех преступников и раздать оружие.
В Кремле шла смена караула, и во дворце находилось не более 30 стражников.
В Москве уже вовсю звонили колокола. Народ с криками «Горит Кремль!» бежал к Красной площади. Поляки, почуяв неладное, схватили оружие и тоже бросились к Кремлю. Но их не пустили в Кремль.
Дмитрий, воспользовавшись замешательством, попытался бежать, но, выпрыгивая из окна, сломал ногу. Стрельцы попытались защитить Дмитрия, но заговорщики схватили его, сорвали с него царский кафтан, затем застрелили. Тело, обвязав веревкой, потащили по земле из Кремля через Спасские ворота.
Труп показали Марии Нагой, и царица отреклась от «сына». Тело еще два дня находилось не погребенным, и каждый желающий мог надругаться над ним.
Рекомендуется предложить учащимся проблемное задание:
- Что помогало и что препятствовало укреплению власти царя Дмитрия?
Учащиеся могут самостоятельно отметить: Лжедмитрий был новым по духу человеком на российском царском престоле. Он стремился приучить русских людей к свободе и веротерпимости.
Почему Лжедмитрий балансировал на грани самых разных политических сил?
- Польский король не дождался обещанных ему земель.
- Католическое духовенство не реализовало свои надежды в распространении католичества в России.
- Крестьяне рассчитывали на возврат Юрьева дня; но после того, как царь подтвердил ранее принятые акты о положении крестьян, настроения крестьян изменяются, так как царь закрепил крепостное право.
3. Царствование Василия Шуйского
Переходя к следующему пункту плана, учитель дает задание: определить особенности появления на российском престоле Василия Шуйского. Дайте характеристику этому политику.
Рассказывая о коротком царствовании Василия Шуйского, учитель обязательно отмечает, что этот царь стал первым российским царем, который присягнул своим подданным (то есть дал «крестоцеловальную запись»),
- Как это было?
Учитель знакомит учащихся с личностью царя (см. иллюстрацию в учебнике, с. 15).
19 мая 1606 г. сторонники В. Шуйского собрали в Москве на Лобном месте служилых и торговых людей на Земский собор. И было решено выбрать царя в присутствии «всего народа». В. Шуйского вывели к толпе: «Достоин ли страдалец за православие Шуйский царствовать?». И сторонники Шуйского, увлекая остальной народ, одобрительно «выкрикнули». Это уже потом люди презрительно говорили, что царь был «выкликнут».
Учителю достаточно остановиться на следующем:
- В. Шуйский принес присягу своим подданным. Вступая на трон, В. Шуйский впервые присягнул своим подданным, это был договор монарха и подданных.
Рекомендуется учителю познакомить учащихся с высказыванием русского историка В. О. Ключевского: «...царь превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам».
Работая с текстом учебника на с. 15, предлагается учащимся записать в тетради:
«Царь поклялся
а) не допускать безграничного самовластия;
б) не слушать каких-либо ложных доносов;
в) полагаться только на справедливое расследование».
Учитель отмечает, что эти гарантии давались не только боярам, но и купцам и даже «черным людям».
Высшей судебной инстанцией объявлялась Боярская дума. Осудить знатного человека на смерть было только в ее компетенции. Боярская дума стала очень многочисленной.
Василий Шуйский унаследовал пустую казну; значит, он не мог щедро вознаграждать служилых людей. Дворяне и дети боярские стали злорадствовать по поводу скупости царя Василия и вспоминали щедрого Лжедмитрия.
В. Шуйский понимал и опасался живучести в народе мифа о царевиче Дмитрии Угличском. И для пресечения каких-либо новых слухов с Лобного места на Красной площади читали историю жизни самозванца Григория Отрепьева. Было принято решение перевезти в Москву и поместить в Архангельском соборе Московского Кремля останки царевича Дмитрия. Церковь объявила царевича Дмитрия новым святым мучеником. Следовательно, сомнения в святости - это ересь, которая стала очень сурово наказываться. Значит, любой, кто желал назвать себя Дмитрием, обвинялся в ереси.
Но, несмотря на все эти мероприятия, царь Дмитрий «появлялся» в разных уголках России.
4. Восстание под руководством Ивана Болотникова
I вариант
Рекомендуется задать вопросы учащимся с целью повторения знаний о восстаниях и крестьянских войнах в странах Западной Европы.
Например:
- Перечислите крестьянские восстания или войны из курса истории средних веков.
- Определите основные признаки крестьянской войны.
- Определите отличие крестьянских войн от крестьянских восстаний.
Работа с картой:
- определить, показать территорию, охваченную восстанием под руководством И. Болотникова;
- показать активные районы восстания;
- показать маршрут продвижения войск И. Болотникова к Москве;
- найти и показать города Калугу, Каширы, Коломенское, Тулу, Каргополь.
Задание: по ходу изучения вопроса рассказать, какие события происходили в этих городах.
Учитель может сказать учащимся следующее:
- Историческая наука последних лет не называет восстание И. Болотникова крестьянской войной (!), как это было широко принято в годы советской власти, потому что очень широко известна связь И. Болотникова с Лжедмитрием II - М. Молчановым. Согласно источникам, И. Болотников был послан в Россию к сторонникам М. Молчанова с определенными указаниями по борьбе с новым царем (В. Шуйским). Следовательно, восстание, по данной версии, было спровоцировано с целью свержения царя.
Останавливаясь на причинах начала гражданской войны, рекомендуется выделить:
- резкое падение авторитета власти;
- столкновение противоречивых интересов различных слоев общества.
Учитель вводит термин - гражданская война - наиболее острая форма внутренней борьбы в государстве, сопровождается массовым кровопролитием, наличием нескольких полярных течений, следование которым может расколоть семью, общество. Как правило, одни и те же идеи разделяются различными слоями общества.
События гражданской войны привели к расколу российского общества.
Учитель организует работу с текстом учебника, картой «Смутное время в России начала XVII в.», с. 25 учебника, и текстом документа «Из записок немецкого участника восстания Болотникова» по группам.
Группы получают задание:
1-я группа: охарактеризовать состав участников восстания. Какие слои общества сыграли активную роль в восстании?
2-я группа: определить, совпадали ли цели и интересы различных слоев общества, объединившихся в лагерь И. Болотникова.
3-я группа: проследить, охарактеризовать ход движения восставших.
4-я группа: причины поражения. Почему, на ваш взгляд, В. Шуйский сумел подавить восстание И. Болотникова?
II вариант
Выбирая этот путь, учитель, используя карту, рассказывает о ходе восстания под руководством Ивана Исаевича Болотникова (1606-1607 гг.).
И. И. Болотников был холопом князя А. А. Телятевского, побывал в крымском плену, там был продан в рабство в Турцию. В Польше И. Болотников познакомился с самозванцем Лжедмитрием II; поверив в истинность царя, становится предводителем повстанческого войска.
И. Болотников возглавил казацкие отряды как воевода царевича Дмитрия и из Кром двинулся на Москву.
К И. Болотникову стали примыкать крестьяне, горожане, недовольные правлением В. Шуйского дворяне (П. Ляпунов, Г. Сум- булов, Н. Пашков), и отряд И. Болотникова постепенно стал мощным войском.
Под Ельцом, Калугой, Тулой, Серпуховом правительственные войска были разбиты восставшими.
1606 г., октябрь. Болотниковым и его войском была осаждена Москва, военные силы расположились у с. Коломенское. Началась осада, которая длилась два месяца.
Со стороны дворянства произошло предательство, это привело к разгрому армии И. Болотникова.
Войска отступили к Калуге, но были осаждены правительственными войсками, однако благодаря помощи армии «царевича Петра» войскам И. Болотникова удалось вырваться из Калуги и уйти к Туле.
Правительственные войска осаждали Тулу около трех месяцев, войсками руководил царь В. Шуйский.
В. Шуйский пообещал сохранить всем восставшим жизнь. Ворота Тулы были открыты, крепость была затоплена.
Царь Василий не собирался выполнять данное обещание. И. Болотников ослеплен и утоплен в проруби в г. Каргополе, Илейка Горчаков (Муромец) казнен в Москве, над остальными была совершена жестокая расправа.
III. Закрепление изученного материала
Задание классу.
1. Очень долго бытовало мнение, что причиной Смуты в России является отсутствие законного наследника на русском престоле.
Перечислите еще причины Смуты в России, разделите их по трем направлениям: экономические, политические, социальные.
2. Какие события Смутного времени произошли в данные годы?
1597 г., 1598 г., 1605 г., 1606 г.
3. Работа с контурной картой.
1) Нанесите на контурную карту города красным цветом, в которых был Лжедмитрий I.
2) Синим цветом отметить города, которые признали «царевича» Дмитрия.
Домашнее задание: § 2 Смута , с. 12-20, работа с документами.
|