Урок 10. В царстве Осириса
Цель: показать обрядность египетской религии.
План
I. Проверка домашнего задания.
II. Мумии и гробницы.
III. Храмы и обряды.
Оборудование: § 12 учебника Саплиной.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
- Почему не удались реформы Эхнатона?
- Каково значение мифа об Осирисе?
II. Мумии и гробницы
Египтянин верил, что после смерти наступает вечность, к которой следовало тщательно готовиться. В царство теней человек хотел забрать все то, что радовало его при жизни, пищу, одежду. Изготавливались фигурки, которые были бы необходимы в царстве мертвых. Особое внимание уделялось самой гробнице.
- Какие гробницы Древнего царства вы знаете? (Пирамиды.)
- Какая пирамида самая древняя? (Джосера.)
- Какая пирамида самая высокая? (Хуфу (или Хеопса).) Пирамиды - одно из семи чудес света. Они всегда поражали путешественников. Благодаря своей уникальной форме они сохранились вопреки стихии и политическим катастрофам.
- Что египтяне делали с телом покойного? (Мумифицировали.)
- Зачем? (Чтобы сохранить его в вечности.)
Мумификация была чрезвычайно кропотливой процедурой. После смерти из человека вынимали внутренности, набивали тело травами и вымачивали в особом растворе. Затем тело бальзамировали, бинтовали и помещали в саркофаг. Далее его ждало путешествие в царствие теней. Анубис подводил вновь умершего к Осирису и взвешивал сердце покойного. Если в нем преобладало добро, испытуемый оставался в царстве Осириса. Если же зло, его разрывали на мелкие части.
III. Храмы и обряды
— Каково значение храмов в религиозной жизни Египта? (Они считались обителями богов.)
— Какой храм вы знаете? (Абу-Симбел.)
— В чье царствие он был построен? (В царствие Рамсеса II.)
Помимо Абу-Симбела наиболее значимые сохранившиеся храмы Древнего Египта: Карнак, Луксор, Абидос.
— Кто исполнял ритуалы в храме? (Жрец.)
Только жрец имел право входить в жилище бога — святилище. Он ухаживал за статуей божества: одевал, умывал, украшал ее, приносил жертвоприношения.
Домашнее задание: § 12 Саплиной.
Дополнительный материал
85. Плач по покойникам и погребение происходят вот как. Если в доме умирает мужчина, пользующийся некоторым уважением, то все женское население дома обмазывает себе голову или лицо грязью. Затем, оставив покойника в доме, сами женщины обегают город и, высоко подпоясавшись и показывая обнаженные груди, бьют себя в грудь. К ним присоединяется вся женская родня. С другой стороны, и мужчины бьют себя в грудь, также высоко подпоясанные. После этого тело уносят для бальзамирования.
86. Для этого поставлены особые мастера, которые по должности занимаются ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования, примененный [при бальзамировании того], кого мне не подобает в данном случае называть по имени. Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивают [родных], за какую цену [и каким способом] те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть — путем впрыскивания [растворяющих] снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив в гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене.
87. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников. Если родственникам из-за дороговизны [первого] приходится выбирать второй способ бальзамирования, то [мастера] поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают [родным], больше уже ничего с ним не делая.
88. Третий способ бальзамирования, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным.
89. Тела жен знатных людей отдают бальзамировать не сразу после кончины, точно так же как и тела красивых и вообще уважаемых женщин. Их передают бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступают для того, чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними. Действительно, говорят, был случай, что один из них совокупился со свежим трупом женщины и был пойман по доносу своего товарища.
90. Если какого-нибудь египтянина или (что все равно) чужеземца утащит крокодил или он утонет в реке, то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога [реки] Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек, существо.
Геродот. История. Книга II. Евтерпа.
Вопросы по тексту:
- Как в Египте бальзамировали усопших?
- Чем объясняется наличие различных типов бальзамирования?
|