Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований
Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.
Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.
Информация для учителя
Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Как показывает опыт работы, учащиеся с удовольствием берутся за их решение. Рассуждают, высказывают довольно аргументированно свою точку зрения, спорят друг с другом. Но добиться такого эффекта можно лишь тогда, когда дети научены решать такие задачи. Поэтому учителю целесообразно начинать эту работу с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения.
Алгоритм решения творческих задач
1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.
2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.
4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.
5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
6. Обязательно докажи свое решение.
7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 3.
КАРТОЧКА № 3
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»
Для этого вспомни:
- Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?
- Как изменился животный мир?
- Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
- Что называется родовой общиной?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т. е. коллективами родственников, имеющих все общее.
2. Решение творческих задач с классом.
Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя - 2, горного козла - 767, леопарда - 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)
Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше - лошадей, медведей и леопардов.)
Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного века? (Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей - расколотая галька).)
3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.
- Что такое религия? Почему она появилась?
IV. Изучение новой темы
План
1) Причины появления религии.
2) Появление искусства.
На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.
1. Рассказ учителя.
Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит - душа его встречается с душами других людей.
2. Работа с дополнительной литературой.
Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное.
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. Ижевск, 1996. С. 131, 134.
3. Беседа по вопросам к тексту.
- Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные памятники, а значит, информацию.)
- Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)
- Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)
- Так что же называется религией?
4. Работа над новым понятием.
Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.
Запись делается на доске, учащимися - в тетради.
5. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина или п. 1 § 3 на с. 21 Михайловского.
- О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)
6. Работа в тетрадях.
Искусство - творческое отражение действительности.
V. Закрепление изученного материала
1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).
2. Каким словом можно заменить следующие выражения:
- Вера в богов и духов - ... (религия).
- Изображения почитаемых богов и духов - ... (живопись).
- Подарки богам и духам - ... (жертвоприношение).
- Поражение копьями нарисованного животного - ... (колдовской обряд).
- Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей - ... (оборотни).
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина или § 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».
Дополнительный материал
В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин - «палеолитические Венеры», как их шутя называют. В этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей - сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусства: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания - тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.
Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 15.
|