Урок 60. Соседи Римской империи в первые века нашей эры
Цели: изучить особенности правления Октавиана Августа, рассказать о деятельности первого императора Рима; начать формирование умений составлять сложный план параграфа.
Оборудование: карта «Римская империя в I-III вв. н. э.».
Информация для учителя
Поскольку одним из требований программы является формирование у учащихся умения составлять простой и сложный план параграфа, то изучение новой темы на этом уроке можно провести в форме составления сложного плана, так как простой план, как показывает опыт, учащиеся умеют составлять довольно хорошо. Перед началом этой работы целесообразно напомнить ученикам, как составляется сложный план:
- заголовки в тексте параграфа, выделенные жирным шрифтом, можно взять за название главных смысловых абзацев плана;
- затем каждому абзацу в тексте параграфа придумать свое название, которое нужно сформулировать кратко своими словами, а не пересказывать его содержание;
- оформить план в тетради по следующей схеме:
1. Название пункта параграфа учебника.
а) Свое название абзаца.
б) Свое название абзаца.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Установление империи в Риме»
Проведение теста .
III. Переход к изучению новой темы
Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что к власти в Риме пришел Октавиан Август.
- Ознакомимся с деятельностью императора Октавиана Августа, научимся составлять сложный план параграфа.
IV. Изучение новой темы
ВАРИАНТ 1
Сложный план параграфа может быть таким:
1. Установление мира с Парфией.
а) Провал планов по захвату Парфянского царства.
б) Заключение мира с Парфией императором Августом.
2. Разгром римских войск в Германии.
а) Попытка римлян покорить германские племена.
б) Потеря трех римских легионов в битве с германцами.
3. Как жили германцы.
а) Быт и занятия германцев.
б) Организация войска германцев.
в) Религиозные верования германцев.
4. Что известно о предках славян.
а) Предки славянских народов - венеды.
б) Как жили предки древних славян.
ВАРИАНТ 2
Работа с историческим документом.
Корнелий Тацит . О происхождении германцев и местоположении Германии
6. Да и железо, судя по изготовляемому ими оружию, у них не в избытке. Редко кто пользуется мечами и пиками большого размера; они имеют при себе копья, или, как сами называют их на своем языке, фрамеи, с узкими и короткими наконечниками, однако настолько острыми и удобными в бою, что тем же оружием, в зависимости от обстоятельств, они сражаются как издали, так и в рукопашной схватке. И всадник также довольствуется щитом и фрамеей, тогда как пешие, кроме того, мечут дротики, которых у каждого несколько, и они бросают их поразительно далеко, совсем нагие или прикрытые только легким плащом. У них не заметно ни малейшего стремления щегольнуть убранством, и только щиты они расписывают яркими красками. Лишь у немногих панцири, только у одного-другого металлический или кожаный шлем. Их кони не отличаются ни красотой, ни резвостью. И их не обучают делать повороты в любую сторону, как это принято у нас: их гонят либо прямо вперед, либо с уклоном вправо, образуя настолько замкнутый круг, чтобы ни один всадник не оказался последним. И вообще говоря, их сила больше в пехоте; по этой причине они и сражаются вперемешку; пешие, которых они для этого отбирают из всего войска и ставят впереди боевого порядка, так стремительны и подвижны, что не уступают в быстроте всадникам и действуют сообща с ними в конном сражении. Установлена и численность этих пеших: от каждого округа по сотне; этим словом они между собою и называют их, и то, что ранее было численным обозначением, ныне - почетное наименование. Боевой порядок они строят клиньями. Податься назад, чтобы затем снова броситься на врага, - считается у них воинскою сметливостью, а не следствием страха. Тела своих они уносят с собою, даже потерпев поражение. Бросить щит - величайший позор, и подвергшемуся такому бесчестию возбраняется присутствовать на священнодействиях и появляться в народном собрании, и многие, сохранив жизнь в войнах, покончили со своим бесславием, накинув на себя петлю.
7. Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей - из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом, и вожди начальствуют над ними, скорее увлекая примером и вызывая их восхищение, если они решительны, если выдаются достоинствами, если сражаются всегда впереди, чем наделенные подлинной властью. Впрочем, ни карать смертью, ни налагать оковы, ни даже подвергать бичеванию не дозволено никому, кроме жрецов, да и они делают это как бы не в наказание и не по распоряжению вождя, а якобы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся. И они берут с собой в битву некоторые извлеченные из священных рощ изображения и святыни; но больше всего побуждает их к храбрости то, что конные отряды и боевые клинья составляются у них не по прихоти обстоятельств и не представляют собою случайных скопищ, но состоят из связанных семейными узами и кровным родством; к тому же их близкие находятся рядом с ними, так что им слышны вопли женщин и плач младенцев, и для каждого эти свидетели - самое святое, что у него есть, и их похвала дороже всякой другой; к матерям, к женам несут они свои раны, и те не страшатся считать и осматривать их, и они же доставляют им, дерущимся с неприятелем, пищу и ободрение.
11. О делах, менее важных, совещаются их старейшины, о более значительных - все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу. Если не происходит чего-либо случайного и внезапного, они собираются в определенные дни, или когда луна только что народилась, или в полнолуние, ибо считают эту пору наиболее благоприятствующей началу рассмотрения дел. Счет времени они ведут не на дни, как мы, а на ночи. Таким обозначением сроков они пользуются, принимая постановления и вступая в договоры друг с другом; им представляется, будто ночь приводит за собой день. Но из их свободы проистекает существенная помеха, состоящая в том, что они сходятся не все вместе и не так, как те, кто повинуется приказанию, и из-за медлительности, с какою они прибывают, попусту тратится день, другой, а порою и третий. Когда толпа сочтет, что пора начинать, они рассаживаются вооруженными. Жрецы велят им соблюдать тишину, располагая при этом правом наказывать непокорных. Затем выслушиваются царь и старейшины в зависимости от их возраста, в зависимости от знатности, в зависимости от боевой славы, в зависимости от красноречия, больше воздействуя убеждением, чем располагая властью приказывать. Если их предложения не встречают сочувствия, участники собрания шумно их отвергают; если, напротив, нравятся, - раскачивают поднятые вверх фрамеи: ведь воздать похвалу оружием, на их взгляд, самый почетный вид одобрения.
12. На таком народном собрании можно также предъявить обвинение и потребовать осуждения на смертную казнь. Суровость наказания определяется тяжестью преступления: предателей и перебежчиков они вешают на деревьях, трусов и оплошавших в бою, а также обесчестивших свое тело - топят в грязи и болоте, забрасывая поверх валежником. Различие в способах умерщвления основывается на том, что злодеяния и кару за них должно, по их мнению, выставлять напоказ, а позорные поступки - скрывать. Но и при более легких проступках наказание соразмерно их важности: с изобличенных взыскивается определенное количество лошадей и овец. Часть наложенной на них пени передается царю или племени, часть - пострадавшему или его родичам. На тех же собраниях также избирают старейшин, отправляющих правосудие в округах и селениях; каждому из них дается охрана численностью в сто человек из простого народа - одновременно и состоящий при них совет, и сила, на которую они опираются.
13. Любые дела - и частные, и общественные - они рассматривают не иначе как вооруженные. Но никто не осмеливается, наперекор обычаю, носить оружие, пока не будет признан общиною созревшим для этого. Тогда тут же в народном собрании кто-нибудь из старейшин, или отец, или родичи вручают юноше щит и фрамею: это - их тога, это первая доступная юности почесть; до этого в них видят частицу семьи, после этого - племени. Выдающаяся знатность и значительные заслуги предков даже еще совсем юным доставляют достоинство вождя; все прочие собираются возле отличающихся телесною силой и уже проявивших себя на деле, и никому не зазорно состоять их дружинниками. Впрочем, внутри дружины, по усмотрению того, кому она подчиняется, устанавливаются различия в положении; и если дружинники упорно соревнуются между собой, добиваясь преимущественного благоволения вождя, то вожди стремятся, чтобы их дружина была наиболее многочисленной и самой отважною. Их величие, их могущество в том, чтобы быть всегда окруженными большой толпою отборных юношей, в мирное время - их гордостью, на войне - опорою. Чья дружина выделяется численностью и доблестью, тому это приносит известность, и он прославляется не только у себя в племени, но и у соседних народов; его домогаются, направляя к нему посольства и осыпая дарами, и молва о нем чаще всего сама по себе предотвращает войны.
Вопросы и беседа по прочитанному.
- Социальный строй у древних германцев.(Родоплеменной.)
- Система управления у древних германцев. (Власть вождей, опиравшаяся на народное собрание и совет старейшин.)
- Значение войны в жизни германцев. (Огромное, все мужчины - воины, успехи в военном деле повышают социальный статус человека.)
V. Закрепление изученного материала
Работа по карте (с. 221 Вигасина).
- Каким цветом обозначены на карте завоевания Римской империи? (Зеленым цветом.)
- Каким знаком обозначены направления римских завоевательных походов? (Красными стрелками.)
- Какое государство является восточным соседом Римской империи? (Парфянское царство.)
- С какими племенами на западе граничила Римская империя? (С племенами германцев.)
- На территории каких государств римляне совершали свои походы? (На территорию Великобритании, Дакии, Боспорского царства, Египта, Парфянского царства.)
- Какую внешнюю политику проводил Октавиан Август? (Он продолжил завоевательные походы с целью расширения границ империи.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 54 Вигасина или § 49 Михайловского; задача: римский историк Светоний рассказывает, что Август в сенате председательствовал в панцире под плащом и с мечом за поясом. Вокруг его кресла стояли десятки самых сильных сенаторов из числа его друзей. К нему в это время допускали сенаторов только поодиночке и после обыска. Подумайте, чем была вызвана такая осторожность Августа? (Он всегда помнил о судьбе Цезаря.)
|