Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
1 гость

Краткие новости

Урок 23. Промышленность и транспорт в пореформенной России

Урок 23. Промышленность и транспорт в пореформенной России
 
 Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России

Цель урока: познакомить учащихся с периодом отечественной истории, характеризующимся бурным железнодорожным строительством и промышленным развитием; с изменениями в формировании классов предпринимателей и рабочих в пореформенной России.

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Железнодорожное строительство.
3. Промышленное развитие в 1860—1870-е гг.
4. Русские предприниматели.
5. Города в пореформенной России.

СЛОВАРЬ
Промышленный переворот — историческая эпоха перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры — к фабрике, в ходе которого сформировались промышленная буржуазия и пролетариат, были заложены основы индустриального общества.
Конъюнктура — создавшееся положение, обстановка, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни.


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Проверочная беседа по вопросам 1—4 к § 20. Ответы учащихся сопровождаются локализацией на настенной карте событий русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Дополнительно можно обсудить следующие вопросы:
1) Прокомментируйте стихотворение Ф. И. Тютчева, посвященное А. М. Горчакову.
Да, вы свое сдержали слово,
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова Родная Русская земля.
И нам завещанное море Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.
2) Почему началась и чем завершилась русско-турецкая война 1877—1878 гг.? Опишите ее ход.
2. Индивидуальное или фронтальное выполнение заданий 12—15 в рабочей тетради.
14. Установите соответствие между событиями и датами.
ДАТЫ
А) 1860 г. (6) Б) 1864 г. (5) В) 1873 г. (8) Г) 1861 г. (1) Д) 1874 г. (7) Е) 1870 г. (9) Ж) 1858 г. (2) З) 1877 г. (4) И) 1878 г. (3)
СОБЫТИЯ
1) Отмена крепостного права
2) Айгунский договор
3) Берлинский конгресс
4) Начало русско-турецкой войны
5) Земская и судебная реформы
6) Пекинский договор
7) Военная реформа
8) Образование «Союза трех императоров»
9) Городская реформа

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Изучение новой темы предваряет краткая повторительная беседа по вопросам 1, 2 рубрики «Вспомним ранее пройденное» к § 21. Затем учитель формулирует опережающий вопрос, на который учащиеся должны ответить в конце урока: какие изменения произошли в России в промышленности и на транспорте в пореформенное время по сравнению с первой половиной XIX в.?
Примерное изложение нового материала
До появления в России железных дорог основными видами транспорта были водный и гужевой. Вопрос: в чем заключалось неудобство этих видов транспорта? (Зависели от времени года.)
Первая железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское Село, была построена в 1837 г. Ее протяженность составила всего 27 км, она предназначалась в основном для развлечения высшего общества. В 1851 г. по личной инициативе Николая I было открыто движение на железной дороге Петербург—Москва. Задание: на карте «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.» покажите железную дорогу Петербург—Москва.
Сократить отставание от западных стран и обеспечить промышленный подъем в стране было невозможно без разветвленной транспортной системы. Железнодорожный транспорт стал самым удобным и распространенным во второй половине XIX в. Создание сети железных дорог диктовалось печальным уроком Крымской войны, не в последнюю очередь проигранной из-за отсутствия в стране современных путей сообщения. Поскольку казна не располагала значительными средствам, было решено привлекать для строительства железных дорог отечественных и иностранных предпринимателей. Им предоставлялись льготы, главная из которых — гарантированная государством прибыль. После отмены крепостного права в России начался настоящий бум железнодорожного строительства. Задание: используя информацию учебника, покажите на карте основные железнодорожные магистрали, построенные во второй половине XIX в. и ответьте на вопросы: какие этапы железнодорожного строительства в России с середины XIX до начала ХХ в. вы можете назвать? В чем состоит экономическое и политическое значение строительства великой магистрали от Петербурга до Владивостока?
Во второй половине XIX в. протяженность железных дорог в Российской империи увеличилась в 20 раз, составив к началу XX в. 50 тыс. км. Железные дороги связали ранее малодоступные районы страны. Вдоль дорог строились населенные пункты с промышленными предприятиями; города, оказавшиеся в стороне от магистралей, приходили в упадок и теряли прежнее значение. Например, в Сибири быстро развивались города вдоль Сибирского тракта — Томск и Иркутск, а Тобольск, оказавшийся в стороне от него, остановился в развитии. Центры железнодорожного сообщения — Петербург и Москва — стремительно превращались в индустриальные города с современной промышленностью. (На этом этапе изучения темы целесообразно привлечь краеведческий материал.)
Прежде чем переходить к изучению вопроса о развитии промышленности в 1860—1870-е гг., следует убедиться, что ученики помнят и понимают значение термина «промышленный переворот». При необходимости учитель должен напомнить сущность этого понятия, а школьники записывают определения в тетрадях и вспоминают, чей труд применялся на металлургических предприятиях Урала и полотняных мануфактурах до отмены крепостного права.
Промышленный переворот, т. е. переход от мануфактуры к машинному производству, в России начался в 1830-х гг. В металлургии, основанной на принудительном крепостном труде и работавшей лишь на государственный заказ, к середине века наблюдался застой. Полотняная отрасль, где также работали в основном подневольные люди (посессионные, приписные крестьяне), приходила в упадок. Хлопчатобумажное производство, опиравшееся на вольнонаемный труд и ориентировавшееся на широкий внутренний рынок, развивалось быстрыми темпами. Именно в хлопчатобумажной и суконной отраслях начался промышленный переворот. Возрос импорт машин. Возникли собственные машиностроительные предприятия, которых к 1851 г. насчитывалось уже 19. Формировался промышленный пролетариат, состоявший в огромной своей массе из пришедших в города на заработки крестьян (отходников).
С отменой крепостного права, тормозившего развитие индустрии, произошел некоторый застой — многие подневольные рабочие ушли с заводов и вернулись в деревню. Но вскоре начался бурный промышленный рост, во многом связанный с активным железнодорожным строительством. Уже к концу 1860-х гг. фабрики производили более 50% продукции обрабатывающей промышленности, доля которой во всем промышленном производстве страны доходила почти до 2/3. Росла концентрация производства. В 1879 г. в России работало 81 предприятие с более чем 1000 рабочих. (На карте учащиеся указывают основные промышленные районы России, сформировавшиеся во второй половине XIX в., — Московский (текстильная промышленность, «Ситцевая столица»), Петербургский (металлообработка и машиностроение), Уральский и Южный (горная и металлургическая промышленность).)
С информацией о деятельности русских предпринимателей школьники знакомятся, самостоятельно читая пункт 3 § 21. Материал учебника можно дополнить с помощью заранее подготовленных сообщений учащихся. Следует обратить их внимание на сословную принадлежность русских предпринимателей и сформулировать вывод о размывании сословного деления общества и складывании в России классов капиталистического общества — буржуазии и наемных рабочих.
На завершающем этапе урока учитель организует работу по систематизации и закреплению материала (на основании последнего абзаца в параграфе), а учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в начале урока.
Домашнее задание. § 21. Подготовить ответы на вопросы 1—4 к параграфу
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты