Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

Урок 6. Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади

Урок 6. Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади

Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», методические разработки уроков истории России, Возникновение Северного и Южного обществ, Смерть Александра I. Выступление декабристов на Сенатской площади , восстание Черниговского полка, Историческое значение движения декабристов, «Конституция» Н. М. Муравьева, «Русская правда» П. И. Пестеля

Цель урока: выявить сходство и различия между «Конституцией» Н. М. Муравьева и «Русской правдой» П. И. Пестеля; познакомить школьников с событиями на Сенатской площади, историческим значением движения декабристов.

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Возникновение Северного и Южного обществ.
3. «Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская правда» П. И. Пестеля.
4. Смерть Александра I. Выступление декабристов на Сенатской площади и восстание Черниговского полка.
5. Историческое значение движения декабристов.

Диктатура — неограниченная власть, действующая насильственными методами.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
В начале урока проводится беседа по вопросам к § 4. Заслушивается и обсуждается выполнение учениками дополнительного задания, которое станет своеобразным «мостиком» к содержанию нового материала.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Форма урока — лабораторная работа с текстом учебника (§ 5) и документами. Изучение нового материала предваряет беседа по вопросам:
1. Какие причины возникновения тайных организаций вы можете назвать?
2. Перечислите события, которые привели к самороспуску «Союза благоденствия».
В результате солдатских волнений в Семеновском полку и отказа правительства Александра I от политики реформ в 1821—1822 гг. были созданы два новых тайных общества — Северное в Петербурге и Южное в армейских частях, расквартированных на Украине. Ученики должны назвать имена основных членов этих обществ, опираясь на материал предыдущего урока.
Затем учащиеся работают с программными документами Северного и Южного обществ (на основе текста учебника и фрагментов из «Конституции» Н.М. Муравьева и «Русской правды» П. И. Пестеля). Данную работу целесообразно провести под непосредственным руководством учителя. Фрагменты документов учитель готовит заранее и раздает школьникам на уроке.
Выполняя задание 1 к параграфу, учащиеся делают в тетрадях записи: а) сходство проектов Новосильцева—Вяземского и «Конституции» Н. М. Муравьева заключается в сохранении монархии, введении федеративного устройства и создании двухпалатного представительного органа; б) различия — в «Конституции» Н. М. Муравьева представительное собрание наделялось не законосовещательными, а законодательными правами; предусматривалось установление конституционной монархии; предполагалась отмена крепостного права и военных поселений.
Задание 2 к параграфу выполняется аналогично.
Из «Русской правды» П. И. Пестеля
Глава первая. О земельном пространстве государства
...Что же в особенности касается до России, то, дабы в полной мере удостовериться, до какой степени федеративное образование государства было бы для нее пагубно, стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено...
Вследствие всего здесь сказанного объявляется Российское государство ...единым и неразделимым, отвергающим притом совершенно всякое федеративное образование <...>
Глава третья. О сословиях, в России обретающихся
...Сословия тем еще пагубнее, ...что некоторым членам народа выгоды дают, в коих другим отказывают без всякой причины и без всякой для государства пользы, что для пресыщения корысти нескольких людей жестокую оказывают несправедливость против наибольшей части народа...
... А из всего вышесказанного следует, что учреждение сословий непременно должно быть уничтожено, что все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским, и что все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом все равны...
...Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. ...Сие уничтожение рабства и крепостного состояния возлагается на временное верховное правление, яко священнейшая и непременнейшая его обязанность...
Глава четвертая. О народе в политическом отношении
...Одна половина получит наименование земли общественной, другая — земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять. Она ни продана, ни заложена быть не может... Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной, что им угодно.
Результаты сравнения проектов государственного и общественного устройства фиксируются в рабочей тетради (задание 8).
   
Направления для сравнения
«Конституция» Н. М. Муравьева (Северное общество) «Русская правда» П. И. Пестеля (Южное общество)
Государственное устройство Федеративное устройство. Конституционная монархия. Народное вече (законодательная власть), Державная дума, состоящая из пяти человек (исполнительная власть) Единая и нераздельная республика. Двухпалатное Народное вече (законодательная власть), император (исполнительная власть)
Отношение к крепостному праву Отменялось Отменялось
Земельный вопрос Земли помещиков остаются в их собственности. Крестьяне получают по 2 десятины земли на двор Общественные и частные земли. Помещичья земля выкупалась оброком или летней работой (барщиной)
Гражданские права Уничтожение сословий. Всеобщее равенство перед законом Уничтожение сословий. Всеобщее равенство перед законом
Методы реализации проектов Вынесение проекта на рассмотрение Учредительного собрания Введение проекта в действие декретом (законом) временного революционного правительства, обладающего диктаторской властью
    
В ходе краткой повторительной беседы учащиеся отмечают, что в последние годы Александр I пытался уйти в религию, забыться в поездках, чтобы отвлечься от мысли, что в его царствовании ничего нельзя исправить. Затем школьники самостоятельно знакомятся с материалом учебника, рассказывающим о смерти императора, периоде междуцарствия и подготовке выступления на Сенатской площади членов Северного общества. Изучение темы завершается беседой по следующим вопросам:
1. Почему смерть Александра I породила легенду о старце Федоре Кузьмиче?
2. Что, по вашему мнению, стало главной причиной междуцарствия в 1825 г.?
3. Расскажите о плане действий руководителей Северного общества.
Затем учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом параграфа, где рассказывается о выступлении декабристов на Сенатской площади и восстании Черниговского полка. Далее учитель раздает школьникам фрагмент статьи из «Прибавления к Санкт-Петербургским Ведомостям», содержание которого они должны прокомментировать. Сообщение составлено министром внутренних дел Д. Н. Блудовым с целью ограничения разглашения информации о событиях 14 декабря 1825 г.
Из «Прибавления к Санкт-Петербургским
Ведомостям». Внутренние происшествия.
Санкт-Петербург. 15-го декабря
Вчерашний день будет, без сомнения, эпохою в истории России. В оный [день] жители столицы узнали с чувством радости и надежды, что государь-император Николай Павлович воспринимает венец своих предков, принадлежащий ему и вследствие торжественного, совершенно произвольного отречения государя цесаревича Константина Павловича, и по назначению в бозе почивающего императора Александра, и в силу коренных законов империи о наследии престола. Но провидению было угодно сей столь вожделенный день ознаменовать для нас и печальным происшествием...
Уже в исходе первого часа дошло до сведения его величества, что часть Московского полка (как сказывали от трех до четырех сот человек), выступив из своих казарм с распущенными знаменами и провозглашая императором великого князя Константина Павловича, идет на Сенатскую площадь.
Они построились в батальон-каре перед Сенатом; ими начальствовали семь или восемь обер-офицеров, к коим присоединились несколько человек гнусного вида во фраках. Небольшие толпы черни окружали их и кричали: «Ура!» ... К ним подъехал Санкт-Петербургский военный генерал- губернатор граф Милорадович, в надежде, что его слова возвратят их к чувству обязанности, но в ту самую минуту стоявший возле него человек во фраке выстрелил по нем из пистолета и смертельно ранил сего верного и столь отменного военачальника. Он умер в нынешнюю ночь.
...Государь-император еще щадил безумцев, и лишь при наступлении ночи, когда уже были... истощены все средства убеждения и самое воззвание преосвященного митрополита Серафима пренебрежено мятежниками, его величество наконец решился вопреки желанию сердца своего употребить силу: [были] вывезены пушки, и немногие выстрелы в несколько минут очистили площадь. Конница ударила на слабые остатки бунтовавших, преследуя и хватая их.
Признания уже допрошенных важнейших преступников и добровольная явка главнейших зачинщиков, скорость, с коею бунтующие рассеялись при самых первых выстрелах, изъявления искреннего раскаяния солдат... все доказывает, что они были слепым орудием... служили только покровом настоящему явному намерению замысливших сей бунт навлечь на России все бедствия безначалия.
Вопросы к документу: 1. О каких событиях на Сенатской площади умалчивает автор? 2. Назовите имена декабристов, принимавших участие в выступлении. 3. Какие неточности вы обнаружили в сообщении? 4. Как вы думаете, в чем заключалась главная цель «Прибавления»?
Закрепление материала происходит с помощью обсуждения ответов школьников на вопрос 4 к параграфу. Дополнительно к обсуждению предлагается отрывок из книги современного российского политолога А. В. Оболонского «Драма российской политической истории: система против личности»:
...Современникам движения 14 декабря понять его подлинный смысл было совсем непросто, ибо оно выступало в одеждах гвардейского путча (переворота) в пользу конкретного государя... Однако по своей сути оно коренным образом отличалось от предыдущих дворцовых переворотов, так как имело целью не решение конкретной задачи — возведение на престол определенного царя... а установление нового общественного порядка...
Домашнее задание. § 5. Подготовить ответ на вопрос 3 к параграфу.
Дополнительное задание: написать статью в газету «Ведомости» о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. от лица «очевидца» (критерий оценки: историческая достоверность, правдоподобность изложения)
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты