Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

§ 20. Столетие бедствий

§ 20. Столетие бедствий

Подумайте, почему во второй половине XIV века отношения между крестьянами и сеньорами стали более враждебными, чем прежде.

1. «Чёрная смерть». После трёх сравнительно благоприятных столетий в начале XIV века в Европу вернулась угроза голода. Даже в урожайные годы прокормить сильно выросшее население удавалось не без труда. Между тем неурожаи случались всё чаще, поскольку климат в Европе стал более холодным и влажным. Решить проблему снабжения продовольствием за счёт расширения земель под посевы было невозможно: пустующих земель, удобных для обработки, в Западной Европе почти не осталось. Люди, ослабленные недоеданием, легче становились жертвами болезней. В 1347—1350 годах всю Европу опустошила эпидемия чумы, оставшаяся в памяти людей как «Чёрная смерть».
На кораблях, прибывших на Сицилию из восточного Средиземноморья, оказались переносчики ужасной болезни - крысы. Наиболее пострадали города, где скученность населения создавала благоприятные условия для распространения заразы. Считается, что за три года от «Чёрной смерти» умер каждый третий европеец, но в некоторых областях погибло до 3/4 населения.
Ужасное бедствие оказало сильнейшее воздействие на европейцев.

2. Поиски виновных. Естественно, люди задумывались о причинах ужасного бедствия. В нашествии чумы видели гнев Божий, наказание людям за их прегрешения. Церкви были переполнены: люди в надежде на спасение каялись в грехах. Но многие искали другие причины и непосредственных виновников бедствия. Обвинение нависло над теми, кого и раньше не любили, кто, живя в Европе, оставался в ней чужаком. Нашлись люди, которые утверждали, что это евреи отравили колодцы и вызвали мор, чтобы извести всех христиан. Обезумевшие от ужаса люди готовы были поверить всему. Начались погромы — массовые убийства евреев.
Разумеется, не «Чёрная смерть» была основной причиной расправ над евреями — бедствие лишь усилило вековую враждебность. Издавна во многих европейских городах имелись еврейские общины. Они упорно придерживались своей религии — иудаизма и сохраняли обособленность от остального населения.
Иудеям запрещалось иметь землю и использовать труд христиан. В таких условиях евреи, в древности занимавшиеся земледелием и скотоводством, в раннее Средневековье сменили их на ремесло и торговлю, особенно со странами Востока. Многие государи и феодалы относились к ним благосклонно, поскольку те платили немалые налоги. Развитие цехов и гильдий сопровождалось вытеснением евреев из сферы ремесла и торговли. Им оставались лишь самые презренные занятия, и прежде всего ростовщичество, запрещённое христианам. Отношение к ним, прежде относительно терпимое, ухудшилось. Первый Крестовый поход сопровождался еврейскими погромами. В конце XIII века евреев изгнали из Англии, в XIV веке - из Франции. Неудивительно, что именно их обвинили в эпидемии чумы.
Погромы в годы «Чёрной смерти» заставили многих евреев покинуть прежнее место жительства. Но даже когда волна расправ схлынула, положение оставшихся стало гораздо тяжелее: в городах их стали обязывать жить в особых кварталах — гетто, заставляли носить особую одежду или отличительные знаки. Преследования иудеев носили тогда не национальный, а религиозный характер. Отказавшись от иудаизма и приняв христианство, репрессий можно было избежать. Однако евреи крепко держались за свою веру.
Отношение христиан к мусульманам тоже было достаточно враждебным и со временем ухудшилось. Но, за исключением стран Пиренейского полуострова, в Европе в XIV—XV веках мусульман было мало. Для христианской Европы это был враг внешний, а не внутренний, и потому считавшийся менее опасным.

3. Крестьяне, сеньоры и последствия чумы. Ко времени «Чёрной смерти» в отношениях между крестьянами и сеньорами наметились значительные изменения, связанные с развитием городов и торговли. Нуждаясь в звонкой монете, сеньоры всё чаще заменяли барщину денежным оброком. Чтобы собрать такой оброк, крестьянин должен был сам продавать на рынке хотя бы часть произведённых им продуктов. А для этого ему нужна была определённая степень самостоятельности и свободы. Вот почему с втягиванием крестьян в торговлю было тесно связано их освобождение от личной зависимости, но при сохранении поземельной зависимости. В некоторых странах, особенно в Италии, освобождение началось уже в XIII веке. В нём были заинтересованы и сеньоры, ведь с лично свободного крестьянина, успешно торгующего на рынке, можно было получать немалый денежный оброк. Разумеется, сеньоры обычно освобождали крестьян за большой выкуп. Не всем обитателям деревни это было по силам, и всё же число лично свободных крестьян увеличивалось. А те работы, которые прежде выполняли зависимые крестьяне, теперь делали наёмные работники.
«Чёрная смерть» многое изменила. Из-за сокращения населения и нехватки рабочих рук наёмный труд стал намного дороже. Сеньоры не желали нести убытки и добивались от государей, чтобы те запретили наёмным работникам требовать за свой труд больше, чем прежде. Во многих странах Европы были изданы законы, устанавливавшие максимальную плату за наёмный труд и жестоко наказывавшие нарушителей. Кроме того, сеньоры пытались остановить освобождение крестьян и даже вернуть барщину, чтобы обходиться без дорогостоящего наёмного труда. Такими способами сеньоры пытались полностью переложить свои проблемы на плечи тех, кто трудится. А это не могло не вызвать резкого ухудшения отношений между сеньорами и крестьянами. Особенно болезненно складывались эти отношения в Англии и Франции, которые вели в XIV—XV веках тяжёлую войну друг с другом, получившую название Столетней.

4. Жакерия. Война велась на территории Франции, и французские крестьяне особенно сильно страдали от грабежей и резко выросших налогов. К ощущению унижения Франции, возникшему после поражений
от англичан, добавилось крайнее озлобление крестьян против знати. Ведь считалось, что сословие воюющих потому свободно от налогов, что платит «налог кровью», защищая страну от врагов. С точки зрения крестьян, позорные поражения лишали рыцарей их привилегий.
В мае 1358 года вспыхнуло восстание, охватившее большую территорию вокруг Парижа. Поскольку рыцари презрительно называли крестьян «Жаками», восстание получило название «Жакерйя». По словам хрониста, в нём участвовало до 100 тысяч крестьян. Отряды восставших жгли и грабили замки, уничтожали списки повинностей и налоговые документы, жестоко расправлялись с рыцарями и их семьями. Восставшие говорили, что они стремятся искоренить сеньоров и сами стать господами.
Сеньоры вскоре оправились от первоначальной растерянности и собрали силы для борьбы. Они заманили в ловушку предводителя восставших Гильома Каля. Он понадеялся на рыцарское слово, но те не считали себя обязанными держать обещание, данное простолюдйну. Крестьяне, оставшиеся без предводителя, были разгромлены. Последовали жестокие расправы над побеждёнными.

5. Восстание Уота Тайлера.
В Англии крупное крестьянское восстание вспыхнуло на четверть века позже. Пока англичане одерживали победы, война не была тяжким бременем: расходы покрывались захваченной добычей. Но в период неудач правительству пришлось ввести новый налог, который и вызвал возмущение подданных. В 1381 году началось восстание, которое возглавил кровельщик Уот Тайлер («тайлер» и означает «кровельщик»). Восстание охватило большую часть Англии. Крестьяне жгли замки, убивали сеньоров и сборщиков налогов.
Они мечтали о равенстве всех англичан, кроме короля. «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был знатным?» — спрашивали восставшие.
Крестьянское войско подошло к Лондону. Городская беднота, сочувствуя восставшим, открыла ворота. Войдя в столицу, восставшие разгромили дома наиболее ненавистных королевских приближённых и чиновников, однако подчёркивали, что они не грабители, а верные слуги короля, обманутого дурными советниками. По требованию крестьян король Ричард II (тогда ещё подросток) встретился с ними и выслушал их требования, главными из которых были личная свобода крестьян и прощение участникам восстания. Королю пришлось согласиться, после чего значительная часть крестьян разошлась по домам. Оставшиеся, гордые своим успехом, предъявили новые, более решительные требования: разделить между всеми церковные земли и отменить привилегии знати. Во время обсуждения этих условий Уот Тайлер, доверившийся королю, был убит мэром Лондона. Повстанцев, лишённых руководства, вытеснили из Лондона, а затем, собрав войска, разгромили. Как и во время Жакерии, восставших подвели наивная вера в доброго короля и в то, что рыцари сдержат своё слово.
Восстание Уота Тайлера не было бесполезным. Правительству всё же пришлось снизить налоги. Сеньоры убедились, что терпением крестьян злоупотреблять не стоит. Освобождение крестьян продолжалось, а сеньорам приходилось искать другие способы обогащения.

Хронист Фруассар о восстании Уота Тайлера

Злодейский сей народ начал подыматься в упомянутых мною графствах, ибо, по его словам, его держали в слишком тяжком рабстве; в начале же мира никаких лично зависимых крестьян не было, и никто не мог попасть в такую зависимость, разве что он был повинен в измене своему сеньору, как Люцифер Богу; они же не таковы, ибо они не ангелы и не духи, но люди, подобные своим господам... Этого они дольше переносить не хотят и не могут, а хотят «быть заодно», если же будут пахать или совершать другие работы за сеньора, то желают за это получать плату.
Эти безумства ещё раньше усиленно высказывал безумный английский священник из графства Кент, по имени Джон Болл... Сей Джон Болл собирал вокруг себя народ и проповедовал следующее: «Добрые люди, дела в Англии не могут идти хорошо до тех пор, пока имущество не сделается общим, и не будет ни крестьян, ни благородных, и пока все мы не сравняемся. Почему те, которых мы зовём сеньорами, являются больше господами, чем мы?.. Чем они могут доказать это? Разве тем, что они заставляют нас работать и добывать то, что они растрачивают?»
Против чего восстал народ? Каково отношение хрониста к описываемым событиям?


1. Почему в эпоху Средневековья болезни уносили так много человеческих жизней?
2. Как люди Средневековья объясняли обрушившиеся на них болезни?
3. Каковы были последствия чумы?
4. Почему в XIV веке отношения между крестьянами и сеньорами стали более напряжёнными, чем прежде?
5. Определите по карте на с. 207 районы крестьянских восстаний во Франции и в Англии.
6. Обсудите вопрос, почему в период распространения чумы обострились религиозные противоречия.
7. Выявите общие черты и различия в Жакерии и восстании Уота Тайлера. Оформите ответ в виде таблицы.
8. Работа в парах. Напишите рассказы о Гильоме Кале или об Уоте Тайлере от имени: а) участника восстания, б) его противника. Затем оцените работу друг друга
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты