§ 15. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО XVII ВЕКА
Трагический гуманизм Сервантеса и Шекспира
К концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен над собой и над своей судьбой, что он сам находится под властью времени и обстоятельств, что он постоянно пребывает в движении и изменении. Многие из них сохраняли верность прежним идеалам красоты, добра и справедливости, однако теперь их мировоззрение все более окрашивалось в трагические тона.
Великий испанский писатель-гуманист Мигель де Сервантес (1547—1616) прожил бурную и нелегкую жизнь. Выходец из обедневшего дворянского рода, он получил гуманитарное образование; путешествовал, мужественно сражался с турками в морской битве при Лепанто, где потерял руку, а затем был схвачен пиратами и пять лет провел в плену. Вернувшись в Испанию, разоренный Сервантес вынужден был стать чиновником по снабжению флота. По ложному обвинению в растрате ему пришлось сидеть в долговой тюрьме. Все эти разнообразные жизненные впечатления переплавились в его творчестве. Всемирную славу принес Сервантесу роман «Дон Кихот».
В Испании XVI в. были очень популярны рыцарские романы, причем наряду с классическими произведениями жанра имели хождение низкосортные подражания. «Дон Кихот» был задуман как пародия на них и многими читателями тогда воспринимался именно с этой точки зрения, но его содержание неизмеримо глубже.
Герой Сервантеса, бедный идальго, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Он уговорил крестьянина Санчо Пансу быть его оруженосцем. Вместе они путешествовали по реальной Испании, совершенно не похожей на мир рыцарских романов. Всюду Дон Кихот пытается восстанавливать справедливость — и постоянно попадает в нелепые ситуации. Однако автор не столько иронизирует над своим героем, сколько сочувствует ему, ведь Дон Кихот, сознавая пропасть между желаемым и действительностью, не изменяет идеалам гуманизма и готов биться за них. В свою очередь, Санчо Панса в разговорах с Дон Кихотом тоже постепенно проникается гуманистическими идеалами добра и справедливости.
Герои Сервантеса, воплотившие лучшие черты испанского народа, любимы во всем мире.
Как вы думаете, зачем Сервантесу рядом с Дон Кихотом был нужен Санчо Панса?
В Англии в конце XVI — начале XVII в. небывалых высот достигло театральное искусство, которым увлекалась и знать, и простонародье. Среди множества драматургов, прославивших английский театр, выделяется Уильям Шекспир (1564—1616). Почтенный горожанин из провинциального Стратфорда-на-Эйвоне, он неожиданно порвал с прежним укладом жизни и отправился в столицу, где навсегда связал свою жизнь с театром. Шекспир стал актером, а затем драматургом и совладельцем театра «Глобус» — самого популярного среди лондонских театров.
Наследие Шекспира поразительно по силе и разнообразию. Он писал комедии, прославлявшие радости жизни и любви («Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего»), драмы на античные сюжеты, исторические хроники из анг- УильямШекспир лийского Средневековья («Генрих IV», «Ричард III» и другие), сонеты.
Свидетельством расцвета его гения стала трагедия «Ромео и Джульетта» — гимн любви, противостоящей предрассудкам общества.
Позже Шекспир создал замечательные философские трагедии, в которых размышлял о добре и зле, о неспособности человека достичь гармонии с окружающим миром («Гамлет», «Отелло», «Король Лир»). Шекспира воодушевляла вера в человека — хозяина своей судьбы, который благодаря разуму и душевному благородству может противостоять страстям — гневу, ревности, зависти. Трагедию своих героев он видел не в превратностях судьбы или кознях злодеев, а в ошибках и слабостях, позволивших страстям увлечь их на ложный путь.
Лучшие образы, созданные Шекспиром, оказались настолько яркими и психологически точными, что до сих пор символом ревности остается для нас Отелло, мучительных сомнений — Гамлет, всепобеждающей любви — Ромео и Джульетта.
Барокко
С конца XVI в. в ряде стран Европы на смену культуре эпохи Возрождения пришел новый стиль барокко (от итальянского — причудливый, странный). Стиль барокко родился и достиг высшего расцвета в папском Риме. Фасады барочных зданий становятся более рельефными, по ним словно пробегают волны, каменные массы изгибаются, вибрируют, переливаются, как будто теряют свою «камен- ность» и становятся пластичными. Интерьеры барочных храмов изобилуют скульптурными группами, причем каждая фигура интересна и важна не столько сама по себе, сколько как часть целого. Точно так же невозможно расчленить группы фигур, написанных на плафонах храмов. Зрелищное искусство барокко было использовано папами для целей Контрреформации. Его пышность, изобретательность, художественные эффекты составляли разительный контраст со скудостью убранства протестантских церквей и призваны были подчеркнуть блеск и могущество католической церкви и папства. Например, знаменитый скульптор и зодчий XVII в. Лоренцо Бернини (1598—1680) спроектировал парадную лестницу в Ватикане таким образом, что снизу она казалась гораздо длиннее, чем была на самом деле. Когда во время парадной церемонии на верхней площадке появлялся папа римский, его фигура благодаря ложной перспективе представала снизу неожиданно большой и потому величественной.
Бернини был всесторонне одаренным, блестящим и необыкновенно работоспособным мастером. Он создал перед собором Св. Петра эффектную площадь с колоннадой, фонтанами и обелиском, украсил интерьер собора. В скульптурах Бернини удачно передавал переходы из одного состояния в другое, от одной фазы движения к другой («Давид», «Аполлон и Дафна»). Такой мастер, как Бернини, мог позволить себе изображать в мраморе мех, кружево, даже облако — все ему удавалось! «Я победил мрамор и сделал его гибким как воск», — с полным основанием говорил мастер.
В XVII—XVIII вв. стиль барокко распространился далеко за пределами Италии, особенно в католических землях (в Испании, Австрии, Южной Германии, Южных Нидерландах).
Самым значительным художником барокко был фламандец (то есть уроженец Фландрии) Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Он был придворным живописцем испанского наместника в Нидерландах, жил в собственном дворце, имел самую большую в Европе художественную мастерскую, исполнявшую заказы со всех концов Европы, был счастлив в семье и учениках. Его искусство — очень эффектное и великолепное в своей живописности. Как истинный художник барокко, Рубенс любил изображать обнаженные тела в движении и в «трудных» ракурсах; где только возможно, вводил мотивы борьбы, погони, на пряженных физических усилий. Рубенс — блистательный портретист; среди его портретов есть истинные шедевры («Автопортрет с Изабеллой Брандт», «Портрет камеристки»).
Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса
Стиль барокко получил распространение далеко не везде. Совершенно иной по духу была, в частности, голландская школа живописи, выдвинувшая в XVII в. многих замечательных мастеров. Величайшим среди них был Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669). В молодости поселившись в Амстердаме, он быстро достиг известности, имел учеников, разбогател. Однако поиски собственного пути в искусстве привели к разрыву с богатыми заказчиками, пытавшимися навязать ему свои вкусы. В одном из своих лучших творений, большом групповом портрете офицеров («Ночной дозор»), Рембрандт, вопреки традиции, лишь немногие фигуры изобразил освещенными, остальные же ради создания гармоничного целого поместил в тени. Обиженные заказчики, желавшие получить традиционные портреты, потребовали вернуть им деньги.
Жизнь Рембрандта изменилась. Он пережил смерть горячо любимой жены и единственного сына. Оставаясь верен своему пути в искусстве, он почти перестал получать заказы, его имущество было продано за долги. Не понятый современниками, Рембрандт до конца своей жизни оставался верен себе и своим поискам истины в искусстве. Он умер в нужде и был похоронен на общественные деньги.
Рембрандт любил писать портреты пожилых людей. В их лицах, часто некрасивых, художник открывал возвышенную духовную красоту и человечность. Собственное лицо тоже стало для него целым миром, дарящим все новые открытия — из всех художников того времени именно Рембрандт создал самую большую серию автопортретов (более 60), на которых он выступает то беспечным кутилой, то солидным бюргером, то простаком, то мудрым и проницательным наблюдателем жизни. Изображая себя и близких людей, Рембрандт показывает бесконечное разнообразие выражений человеческого лица.
Любимейшее средство его живописи — светотень: как будто сияющие, светящиеся лица, кисти рук, фрагменты одежды выступают ИЗ глубокой, таинственнои тени. Ничего лишнего, все внимание сосредоточено на главном — внутреннем мире человека. Шедевры мастера — «Даная», «Возвращение блудного сына», многие портреты и автопортреты — принадлежат к лучшим созданиям человеческого гения.
KaK вы думаете, почему художник XVII в. Рембрандт оставил столько автопортретов, сколько никогда не писали художники Возрождения?
Замечательная школа живописи существовала в XVII в. и в Испании. Ее вершина — творчество Диего Веласкеса (1599—1660). В юности он часто изображал простых людей, позднее стал придворным живописцем короля Филиппа IV. Чаще всего Веласкесу приходилось писать портреты монарха, членов его семьи и приближенных. Он изображал их такими, какими они были в жизни, нередко высвечивая своей кистью напыщенность и безволие царственных особ. Впрочем, король и знать были довольны своими портретами: им нравилось, что они изображены «как живые». Лишь проницательный папа римский Иннокентий X, увидев свой портрет кисти Веласкеса, не мог удержаться от восклицания: «Чересчур правдиво!»
По-другому Веласкес изображал карликов и шутов, развлекавших королевское семейство. Он различал за их жалкой внешностью тайные муки и глубоко спрятанное чувство собственного достоинства. А в портретах юных принцев и принцесс за чинной неподвижностью их поз скрыта печаль детей, с младенчества скованных правилами придворного этикета.
На памятнике Веласкесу в Мадриде высечены слова: «Живописцу истины ».
Литература и искусство классицизма
В середине XVII в. во Франции утверждается новый стиль — классицизм. Именно в это время во Франции достигла расцвета абсолютная монархия, стремившаяся поставить науку, литературу и искусство на службу себе и направлять их развитие. Классицизм и стал официальным стилем французского абсолютизма. Его название происходит от латинского слова «образцовый», и классицизм действительно ориентировался на образцы искусства античности и Высокого Возрождения. Художники изображали древних богов и героев, драматурги писали пьесы на сюжеты из античной истории и мифологии. В своем творчестве они стремились следовать определенным правилам классицизма, разработанным его теоретиками. Классицисты считали, что произведение искусства должно быть построено по законам разума, быть величественным, ясным и строгим, избегали всего неправдоподобного.
Высшие достижения классицизма связаны с театром. Пьесы были хорошо продуманы, отличались ясностью сюжета и возвышенным стилем. Произведение подчинялось требованию «трех единств»: места, времени и действия. Это означало, что действие пьесы происходило в одном месте, в один день, причем никакие второстепенные обстоятельства не должны были мешать восприятию главной интриги. В основе действия обычно лежала какая-нибудь общая идея, которая получала в пьесе всестороннее развитие.
Основоположником театра классицизма считается Пьер Корнель (1606—1684).
Действие его пьес, написанных великолепным стихом, разворачивается на фоне исторических событий, чаще всего — в Древнем Риме. Чрезвычайно популярной у современников и потомков была его трагедия «Гораций». Тема этого произведения — столкновение личных интересов и чувств с государственным долгом, требующим от героев самопожертвования.
В трагедиях Жана Расина (1639—1699), развивающих традиции классицизма, на первый план часто выходит другой конфликт — конфликт разумного и нравственного начал в человеке со стихийной страстью («Андромаха», «Федра»).
Комедия французского классицизма, хотя и считалась «низшим» жанром по сравнению с трагедией, достигла расцвета в творчестве гениального Жана-Батиста Поклена, известного во всем мире под сценическим псевдонимом Мольер (1622—1673). Блестящий сатирик, Мольер разоблачал пороки современного ему общества: фальшь аристократов, лицемерие служителей церкви, тщеславие и невежество буржуазии. Хотя Мольеру покровительствовал сам Людовик XIV, католические круги, раздраженные его насмешками, не раз добивались запрещения его пьес. Творения Мольера — «Тартюф», «Скупой», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве» — и сегодня не сходят с подмостков лучших театров мира.
Главой классицизма в живописи был Никола Пуссен (1594—1665). В своих картинах, написанных на античные («Царство Флоры», «Лето») и библейские сюжеты, он воспевал духовную и телесную красоту человека, единство человека и природы, разум и гармонию. Ну, а самый замечательный архитектурный ансамбль классицизма XVII в. вам уже известен — это Версаль (см. § 6).
Приведем ИТОГИ С конца XVI и особенно в XVII в. на смену культуре эпохи Возрождения приходят новые направления в литературе и искусстве: пышное и эффектное барокко, глубокий реализм таких мастеров, как Сервантес или Рембрандт, строгий и рациональный классицизм.
«Весь мир — это вечные качели. Даже устойчивость — и она ни что иное, как ослабленное и замедленное качание»
(Из «Опытов» французского писателя и мыслителя второй половины XVI в. Мишеля де Монтеня)
Вопросы
1. В чем состояли особенности гуманизма Сервантеса и Шекспира?
2. Чем стиль барокко отличается от стиля Ренессанса?
3. Можно ли выделить какие-то черты, объединяющие великих мастеров искусства XVII в.?
4. Какие основные черты характеризуют стиль классицизма?
Задания
1. Прочитайте сонет 66 Уильяма Шекспира:
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспомнить, что у мысли заткнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Какие черты современного Шекспиру общества вызывают его негодование? Можно ли сказать, что и в этом сонете проявляется трагический гуманизм Шекспира? Обоснуйте свое мнение.
2. На основании текста параграфа (а при желании и с использованием дополнительных материалов) составьте рассказ о взаимоотношениях художников и заказчиков в XVII в.
3. Сопоставьте искусство Возрождения и искусство XVII в. на примере творчества двух художников той и другой эпохи
|