§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ

§ 18. ПРОСВЕЩЕНИЕ

Суть эпохи Просвещения

Когда говорят о «веке Просвещения», имеют в виду, как правило, XVIII в. Но содержание столь объемного и яркого явления, как Просвещение, во многом выходит за хронологические рамки XVIII в., отсчет его следует начинать раньше. В принципе начало Просвещения связано с развитием в Европе буржуазного уклада. Просвещение не ограничивалось рамками идей и культуры, науки и экономики, оно охватывало всю совокупность жизни и быта человека Нового времени на том этапе, когда его сознание привыкало ко всем переменам, связанным с этим временем.
Элементом Просвещения был и дух предпринимательства, зародившийся на рубеже Средневековья и раннего Нового времени. Сюда же следует отнести и секуляризацию (обмирщение) сознания, демократизацию общества в целом. В определенном смысле можно сказать, что психологию и мировоззрение человека, вступавшего в Новое время, последовательно изменяли три величайших явления: Возрождение и гуманизм, Реформация, Просвещение.
Но Просвещение в целом оказалось шире и глубже двух своих великих предшественников. Его влияние распространилось практически по всему освоенному европейцами миру, в той или иной степени затронув все области жизни, все группы населения. Конечно, с идеями передовых философов, с лучшими литературными произведениями в ту эпоху могли познакомиться только образованные, грамотные люди. Простолюдинам все это было недоступно. Но общая атмосфера Просвещения, его дух буквально пронизывали все слои общества, и даже неграмотный крестьянин в какой-то мере испытывал это влияние и по-иному, более практично и осмысленно взирал на окружающий мир.
Передовым отрядом Просвещения были просветители — творцы этого идейного течения: выдающиеся мыслители, писатели, ученые, т. е. люди, вклад которых в те или иные области идеологии, культуры, науки и т. д. становился значительным для общества. Но поскольку общество состоит из конкретных людей, то в более широком смысле просветителем можно назвать и безвестного приходского священника, стремившегося не просто прочитать традиционные проповеди для своих прихожан, но и вместе с ними попытаться лучше и глубже осмыслить прошлое, настоящее, помечтать о будущем. Подлинными просветителями были и талантливые учителя, внимательно следившие за новыми изобретениями и открытиями, произведениями литературы и искусства, чтобы поскорее передать все эти знания своим ученикам.

Koro еще, кроме выдающихся мыслителей, писателей, ученых, можно назвать, по-вашему, просветителями и почему?

Английское Просвещение
Идеи Просвещения, разумеется, не могли появиться сразу и повсюду. И вполне естественно, что прежде всего они начали пробивать себе дорогу в Англии — стране наиболее древних и прочных политических традиций, передовой и развитой экономики.
У истоков английского Просвещения стояли выдающиеся мыслители, прежде всего Джон Локк (1632—1704) и Томас Гоббс (1588— 1679). Локк в годы реставрации Стюартов бежал из Англии в Голландию и вернулся на родину только после «Славной революции» 1688 г. В своих трудах он обосновал три естественных, неотчуждаемых права каждого человека — право на жизнь, на свободу и на владение собственностью. Локк считал, что для обеспечения этих прав люди заключают общественный договор и вверяют государству охрану своих прав и свобод. Идеал такого государства он видел в конституционной монархии. Именно такая монархия окончательно оформилась в Англии после победы «Славной революции».
А вот Гоббс, также уехавший из Англии в Голландию, по-иному излагал понятие общественного договора. По его мнению, люди сознательно отказываются от своих прав в пользу государства, вверяя ему свои судьбы, во всем полагаясь на мудрость и ответственность государственной власти. Идеал такой власти Гоббс видел в ничем не ограниченной монархии, которая наилучшим образом сможет охранить государство и народ от бурь и потрясений.
Локк же считал, что народ, заключив общественный договор, должен иметь право контролировать любую власть. И если она посягает на интересы народа, нарушает его права либо просто слаба и бессильна, то народ имеет полное право изменить или даже свергнуть такую власть. Эту важнейшую идею позднее развили французские просветители, а в конце XVIII в. она была осуществлена на практике — вначале в ходе Американской, а затем — Французской революций.
В основе учений английских и других просветителей лежал рационализм — идея преобладания, торжества разума в мыслях и поступках людей. Век Просвещения не случайно именуют еще и веком разума. История все убедительнее показывала, что только мысль и разум человека могут быть мерилом всех уже свершившихся и будущих изменений. Теория общественного договора не просто ставила под сомнение божественное происхождение королевской власти — она еще и утверждала демократическую идею верховенства народа, его разума над любой властью и законами.
Мысль о верховенстве, всевластии человека и его разума пронизывала не только социальные учения эпохи Просвещения. Она находила отражение в достижениях науки и техники, о которых вы уже знаете. Эта мысль отчетливо ощущалась в живописи и архитектуре века Просвещения, в его литературе и музыке. Даже в таких хорошо известных вам произведениях, как «Робинзон Крузо» и «Путешествия Гулливера», господствует эта мысль.

Повлияли ли, по-вашему, события Английской революции XVII в. на идеологию английского Просвещения? Если повлияли, то как именно?


Французское Просвещение
Еще более яркое воплощение идеи Просвещения нашли во Франции, где они начали складываться позднее, чем в Англии, — в первой половине XVIII в. Но это «отставание» дало и положительный результат. Ведь идеология английской буржуазии формировалась почти на голом месте, она пролагала себе путь в лишь отчасти изученной области. А французские философы и публицисты уже могли использовать богатый английский опыт — как положительный, так и отрицательный.
Поэтому во Франции Просвещение в целом оказалось глубже и последовательнее, чем в Англии. Оно было и демократичнее, так как обращалось к куда более широкой аудитории (в Англии идеи Просвещения были достоянием лишь образованных классов, прежде всего буржуазии и джентри). Язык французских просветителей был прост и доходчив, что облегчало восприятие их произведений.
Нельзя сказать, что французские просветители выступали против существующего порядка, против религии как таковой. Но они, вслед за своими английскими предшественниками, призывали опираться не на слепую веру в Бога и в государственную власть, а на разум, подкрепленный достижениями науки. Самый знаменитый из французских просветителей, Вольтер (1694—1778) говорил: «Если бы Господа не было, то его следовало бы выдумать». Но, вместе с тем, он постоянно обличал католическое духовенство, его стремление к роскоши, к обогащению за счет народа. Вольтер критиковал и монархию, он считал, что короли должны быть справедливыми и просвещенными.
Другой французский просветитель, Шарль Монтескьё (1689—1755), дерзко высмеивал королевский произвол (например, в сатирическом романе «Персидские письма»), чрезмерную роскошь и иные пороки абсолютизма, осуждал непомерные налоги. Идеал государственного устройства он видел в конститу- Вольтер    ционной    монархии английского типа.
Монтескьё считал, что истинную свободу народу может обеспечить только разделение власти на три ветви — законодательную (парламент), исполнительную (монарх) и судебную.
В 1751 г. по инициативе выдающихся просветителей Дени Дидро (1713—1784) и Жана Д’Аламбера (1717—1783) во Франции было начато издание многотомной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Просветителей и ученых, работавших над «Энциклопедией», называли энциклопедистами. Издание «Энциклопедии» растянулось на четверть века, всего было выпущено 35 томов. Роль «Энциклопедии» в популяризации идей Просвещения, передовых достижений науки и техники была огромной. В ее составлении приняли участие большинство ведущих мыслителей и ученых Франции.

Почему идеи Просвещения получили наиболее яркое отражение во Франции? В чем были его особенности во Франции?

Политические и идеологические итоги Просвещения
Заслуги Просвещения в развитии культуры и науки, его роль в создании атмосферы постоянного и непреклонного движения человеческой мысли к новым рубежам невозможно переоценить. И все же особое влияние Просвещение оказало на развитие политической мысли и идеологии в целом.
Выше уже говорилось о том, что Монтескьё сформулировал идею разделения государственной власти на три ветви. Но в общем виде эту мысль высказал еще англичанин Локк. Монтескьё развил и другую идею Локка — о праве народа, исходя из общественного договора, заменять и свергать недостойных правителей. Теорию общественного договора разрабатывали также Дидро и в особенности Жан-Жак Руссо (1712—1778).
Руссо родился в Швейцарии, в небогатой буржуазной семье. Вынужденный появляться в модных парижских салонах и литературных кружках в скромной, небогатой одежде, застенчивый Руссо на собственном опыте познал всю пропасть, разделяющую верхи и низы общества. Он ценил простой народ с его честными и открытыми нравами выше привилегированных классов, испорченных богатством и роскошью.
В одном из своих главных трудов — «Об общественном договоре» — Жан-Жак Руссо писал, что для широкого участия народа в управлении государством необходимо введение всеобщего избирательного права (но только для мужчин). Подобно Джону Локку, Шарлю Монтескьё и другим просветителям, он убедительно отстаивал право народа свергать тех правителей, которые не могут или не желают выполнять общественный договор. Эти идеи становились все популярнее в Европе и в Северной Америке.
В целом в русле Просвещения лежали и учения таких французских философов-утопистов, как священник Жан Мелье (1664—1729), аббат Габриель Мабли (1709—1785), Мо- релли. Их утопические, неосуществимые на практике идеи исходили из наивной надежды на установление всеобщего равенства и идеального, устраивающего всех общественного строя. Утописты настаивали на ликвидации частной собственности — главного «источника всех зол». Подобные теории рождались в условиях вопиющего общественного неравенства, когда у большинства простых людей не было возможности улучшить свое положение. Поэтому в произведениях утопистов (например, Мелье) нередко звучали призывы к насилию, к «ниспровержению тиранов» и т. д.
Вместе с тем в трудах ряда просветителей постепенно формировалась идея создания гражданского общества. В наши дни под таким обществом понимается весь комплекс неправительственных организаций, движений, обществ, партий, т. е. все многообразие форм организованной активности тех или иных групп общества, ведущейся независимо от государства. В век Просвещения вопрос, конечно, ставился проще: имелась в виду гражданская сознательность и достаточная образованность общества, позволяющие ему в рамках закона отстаивать свои основополагающие права.
Начавшаяся в 1789 г. Французская революция обозначила конец эпохи Просвещения. «Век разума» завершился. Зарождалась новая, индустриальная (промышленная) цивилизация, со своими задачами и проблемами, со своей идеологией, основы которой закладывались в том числе и Просвещением.

Подведем итоги
Век Просвещения ознаменовался выдающимися достижениями в идеологии и культуре, науке и технике. Он был торжеством разума и мысли человека, доказательством их безграничных возможностей. Вместе с тем Просвещение было решительным протестом против тирании, деспотизма и прочего беззакония, что нашло отражение в теории общественного договора.


Секуляризация — 1) освобождение сознания людей и общества в целом от преобладающего влияния религии; 2) полное или частичное изъятие государством у церкви ее земельной и иной собственности.
Идеология — совокупность политических, религиозных, нравственных и др. взглядов и идей, выражающих отношение человека (людей) к историческому процессу и своей роли в нем.


1751 — 1780 Издание «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» во Франции

«Сущность общественного договора сводится к следующим положениям: каждый из нас, сообща с другими, ставит свою личность и свою силу под высшее управление общей воли, и мы принимаем, все сообща, каждого члена общества как неделимую часть целого»
(Из сочинения Руссо «Об общественном договоре»)

Вопросы
1. Что вы понимаете под Просвещением? В чем заключалось отличие века Просвещения от эпохи Возрождения и гуманизма?
2. В чем состояло значение теории общественного договора? В какой мере она нашла отражение в реальных исторических событиях, в частности, в ходе Английской революции?
3. Чем была важна идея Монтескьё и других просветителей о разделении власти на три ветви? Почему объединение этих трех ветвей, преобладавшее прежде, не устраивало просветителей?
4. Если большинство просветителей отстаивали буржуазный принцип частной собственности, а философы-утописты (Мелье, Мабли, Морелли) выступали против нее, то почему же мы и последних относим к просветителям? Нет ли здесь противоречия?

Задания

1. В работе Монтескьё «О духе законов» (1748) говорится: «Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединяется с властью исполнительной, свободы нет... Все погибнет, если один и тот же человек или один и тот же орган правителей из дворян или из народа будет осуществлять эти три вида власти: власть издавать законы, власть исполнять общественные решения и власть судить за преступления или разбирать тяжбы частных лиц». Почему Монтескьё полагает, что «все погибнет»? Разве нельзя предположить, что правитель, а тем более «орган правителей» будут добросовестно исполнять все три функции власти?
2. В одной из работ Вольтера сказано: «Способы, посредством которых ныне утверждается крепостное право, так же ужасны, как и само крепостное право. В одном месте монахи сфабриковали подложные документы, чтобы завладеть целой местностью и поработить ее жителей. В другом — монахи утвердили рабство только тем, что обманули бедных землепашцев поддельными копиями старинных актов и уверили невежественный народ, что освободительные акты являются актами закрепощения...» Как вы думаете, были ли подобные поступки для французских монахов своего рода правилом или все же исключением? Мотивируйте свой ответ.
3. Попробуйте на основе того, что вам известно о теории общественного договора, а также исходя из ваших собственных взглядов, составить письменное обоснование права народа самому выбирать форму правления и правителей. При этом постарайтесь четко указать, при каких условиях народ имеет право на изменение формы правления и смену (или свержение) правителей
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты