§ 21. МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА XVIII ВЕКА

§ 21. МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА XVIII ВЕКА

Изменения в жизни и сознании людей
XVIII в., прошедший в Европе под знаком Просвещения и укрепления буржуазного уклада, очень многое изменил в жизни и сознании европейцев. Секуляризация сознания приобрела повсеместный, массовый характер. Это не означает, что все вдруг стали атеистами (т. е. неверующими), нет, их было совсем немного. Но люди начали понимать, что не все в жизни зависит от воли Бога. Еще во времена Английской революции Кромвель и его солдаты говорили: «На Бога надейся, а порох держи сухим». Ведь в того же самого Бога верили и их противники, а победить могла только одна сторона.
В результате секуляризации сознания возросла личная ответственность человека за происходящее. Он перекладывал на собственные плечи очень многое из того, что прежде предоставлялось воле Бога. Ритм жизни и деятельности людей становился все быстрее и напряженнее. В традиционном (феодальном) обществе этот ритм был размеренным и неспешным. На физический труд или другое занятие большинство людей смотрели как на не очень приятную необходимость добывать себе пропитание — не более того. Мало кому приходило в голову, что работа может быть источником прибыли, что «лишние» деньги можно использовать не только на питание и одежду, но и превратить их в капитал, заставить «работать», приносить доходы.

B чем заключались особенности секуляризации сознания? Почему нельзя поставить знак равенства между ней и атеизмом?

Но в Новое время, особенно в XVII—XVIII вв., все стало меняться. Значительную роль в прорыве неспешности и монотонности жизни сыграли города. Там находились короли и правительства, заседали парламенты. В городах было сосредоточено основное производство, возникали заводы и фабрики, притягивавшие огромные массы людей. Жизнь, разумеется, текла и в деревнях, но история предопределила им место провинции, периферии. И хотя большинство европейцев долгое время жили в сельской местности, в XVII—XVIII вв. эта ситуация стала изменяться в пользу городов.
Темпы их роста были связаны со скоростью развития буржуазного уклада в той или иной стране.
Так, уже в начале XVI в. на севере Испанских Нидерландов, где позднее возникло самостоятельное государство Голландия, численность горожан перевалила за 50% всего населения и продолжала расти. Быстро этот процесс шел и в Англии.
В городах людям в целом был обеспечен больший достаток и лучшие бытовые условия (разумеется, не всем в равной мере), чем в деревнях. Там было    горожанин. Англия.
проще бороться С бичом прошлых веков — многочисленными болезнями и эпидемиями. Уже к концу XVII в. в Европе массовых эпидемий стало значительно меньше. Примерно с середины XVIII в. население Европы и мира в целом начинает постоянно (но, разумеется, не всегда равномерно) расти. А прежде этот рост из-за высокой смертности нередко приостанавливался и даже шел вспять. Если в 1650 г. в Европе, включая и Европейскую часть России, жило примерно 100 млн человек, то к 1800 г. их стало уже около 190 млн. А население всей планеты за эти же годы выросло с 500 до примерно 870—880 млн человек.
Вместе с изменением сознания людей, их быта, становившегося все удобнее, с укреплением буржуазного уклада в ряде стран, наконец, с культурными и научно-техническими достижениями века Просвещения изменялось и качество цивилизации в целом. На смену старой феодальной цивилизации шла новая.

Рождение индустриальной цивилизации
К середине XVIII в. в Англии, а затем и в других ведущих европейских странах (а также в США) совокупность происходивших в обществе изменений привела к зарождению новой, индустриальной цивилизации. Ее название связано с одним из важнейших факторов тех лет — индустриализацией, т. е. активнейшим внедрением машин в самые разные отрасли производства. Индустриализация стала возможной благодаря промышленному перевороту, о котором вы подробнее узнаете в следующем параграфе.
Одной из основных и важнейших примет новой цивилизации, не утратившей своего значения и в наши дни, стала модернизация, т. е. постоянное стремление овладеть всем самым новым, самым современным (в буквальном переводе слово «модернизация» и означает «осовременивание») из общего комплекса достижений человеческой мысли. В начальный период существования индустриальной цивилизации ведущие страны сами создавали это новое и современное, пролагая путь в неизведанных областях науки и экономики. Задача государств, идущих следом за ними, была проще: для них модернизация сводилась к скорейшему освоению достижений и опыта в целом передовых стран.
Но содержание индустриальной цивилизации не исчерпывалось и модернизацией. В более широком смысле можно сказать, что модернизация охватывала все области жизни нового, индустриального общества. Это подразумевало и секуляризацию сознания, и рост городов, и широчайший круг идей и научных достижений, заложенных веком Просвещения, и новые течения в политической жизни, и многое другое.
Главным явлением новой цивилизации стало, пожалуй, принципиальное изменение сознания человека. Индустриальное общество все больше и больше пронизывал дух предпринимательства, призывавший людей неустанно трудиться, совершать дерзкие открытия и гениальные изобретения, в поисках лучшей жизни покидать родные места и переселяться за моря и океаны... Человек индустриальной цивилизации стремился к гарантированному законом владению частной собственностью, и это было вполне естественным чувством. Собственность человека — это то, что он создал или заработал своим трудом, энергией и талантом. Это то, что он передаст своим детям и внукам. Неприкосновенность собственности — один из основных принципов буржуазного общества.

Вспомните, в какую эпоху возник дух предпринимательства. С чем это было связано?

В индустриальном обществе вчерашние крестьяне и ремесленники становились торговцами и предпринимателями, делали военную, а порой даже политическую карьеру. Поначалу совершить такое восхождение удавалось единицам, затем — десяткам, сотням, тысячам. Наиболее яркий пример этого явило развитие общества в Северной Америке.
Происходило расширение политических, юридических и экономических прав и свобод. Люди не просто дорожили этими правами — их считали основой, гарантией существования. Из-за посягательства короля на права парламента вспыхнули, как вы помните, революция и гражданская война в Англии. Буржуазно-демократические права и свободы, их постоянное совершенствование обеспечивали стабильность и устойчивость индустриальной цивилизации.

Литература XVIII в.
Идеи века Просвещения одухотворяли, наполняли все области жизни, в том числе и художественную литературу. Так, многие литературные произведения той поры стали своего рода летописью обновления сознания и духа человека. В романе выдающегося английского писателя Даниеля Дефо (1660—1731) «Робинзон Крузо» описаны, казалось бы, выдуманные приключения героя, попавшего на далекий необитаемый остров. Но за этими приключениями стояла важнейшая для начала XVIII в. (роман появился в 1719 г.) идея: человек может все! Он способен одолеть и силы стихии, и любые жизненные невзгоды, если дух его не сломлен. Образ Робинзона Крузо стал в те годы примером для многих тысяч европейцев, помогая им обрести уверенность в своих силах. В этом образе отразилась и судьба самого Дефо, испытавшего в своей жизни и тяжелые падения, и мощные взлеты, для которых он всегда находил силы.
В 1726 г. появился роман другого английского писателя, Джонатана Свифта (1667—1745) — «Путешествия Гулливера». Свифт уже был известен как автор ярких сатирических произведений, поэтому многие увидели в его романе всего лишь злую пародию на «Робинзона Крузо». Но вряд ли Свифт ставил перед собой такую задачу. Просто он шел значительно дальше Дефо и хотел показать, что для изменения жизни всего общества недостаточно усилий лишь выдающихся личностей. Гулливер оказался не в силах исправить ни жалкой неполноценности лилипутов, ни самодовольной надменности великанов. Необходимо, чтобы сами эти народы, лилипуты и великаны, захотели измениться. Однако эти перемены должны быть благотворны не только для отдельного человека, но и для его ближних, для всего общества. В этом убеждает Гулливера и пребывание на «государстве-корабле», где правят в буквальном смысле слова оторванные от жизни мудрецы, и встреча с мерзкими человекоподобными существами, живущими лишь во имя низменных страстей.

Произведения писателей XVIII в.
настолько активно вторгались в жизнь и звали к переменам, что порой вызывали гнев у всесильных монархов. В комедии знаменитого французского драматурга Пьера Бомарше (1732—1799) «Женитьба Фигаро» конфликт между низами и аристократией нашел отражение в искрометных напористых монологах простолюдина Фигаро. Еще до постановки пьесы король Людовик XVI получил донос на Бомарше и пожелал ознакомиться с «крамольным» текстом. А пролистав «Женитьбу Фигаро», король воскликнул: «Да ведь чтобы допустить такое на сцену, пришлось бы разрушить Бастилию!» — старинную крепость-тюрьму в Париже.
Характерный для той эпохи штрих: король тогда сидел за карточным столом. Не теряя времени, он прямо на семерке пик начертал приказ — арестовать Бомарше. Но драматург проявил не меньше энергии, чем его герой Фигаро. Он сумел добиться расположения королевы Марии-Антуанетты и брата короля. Приказ об аресте был отменен, а пьесу вскоре поставили в лучшем парижском театре. Знать, сидевшая в зале, хохотала и аплодировала, не понимая, что это над ее глупостью и чванством издевается Бомарше.
А когда в 1776 г. малоизвестный немецкий драматург Фридрих Клингер написал пьесу «Буря и натиск», он не мог и предположить, что это название даст имя литературному движению. В яркой, образной форме оно призывало немцев к возрождению национальной самобытности, к борьбе против деспотизма и косности. У истоков «Бури и натиска» стояли великие немецкие писатели Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) и Фридрих Шиллер (1759—1805), произведения которых были пронизаны духом неустанного поиска и мятежа.
Литература XVIII в. все больше и больше переплеталась с реальной жизнью. Иоганн Вольфганг Гёте. Она помогала людям лучше понимать суть событий, в гуще которых они нахо дились, рассказывала о прошлом, а порой и в чем-то предвосхищала развитие общества в будущем. Изобразительное искусство и музыка. Лучшие творения средневековых архитекторов и живописцев отражали прежде всего могущество монархии и церкви. Величественные дворцы и соборы, мощные монастыри символизировали всевластие их владельцев, подчеркивая прочность и незыблемость этого могущества.
Но уже в раннее Новое время, а особенно в XVII—XVIII вв., это положение изменилось. Специалисты, например, подсчитали, что если в дошедших до нас произведениях живописи (в основном это были иконы) и скульптуры XII—XIII вв. религиозные сюжеты составляли примерно 97%, то в XVIII в. преобладали уже чисто светские сюжеты — 76%. А парадные портреты монархов и аристократов были потеснены пейзажами и натюрмортами, изображениями простых людей.
Конечно, это не означало, что в рамках прежних традиций не могли создаваться превосходные произведения. В XVIII в. блистали утонченным мастерством французские придворные живописцы Антуан Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и Оноре Фрагонар (1732—1806). Их картины — это портреты аристократов, лирические сценки и пейзажи, мифологические сюжеты. На полотнах их современника Жана-Батиста Симеона Шардена (1699—1779) мы видим представителей простонародья: крестьян и ремесленников, прачек и служанок.
Значительный вклад в развитие живописи внес английский художник Уильям Хогарт (1697—1764), удивительно тонкий мастер пейзажа и портрета. Он творил и в сатирическом жанре, где ему особенно удавались бытовые сценки из жизни английской аристократии и буржуазии. В XVIII в. началась творческая биография великого испанского живописца Франсиско Гойи (1746—1828), талант которого во всей своей полноте раскрылся уже в следующем веке.
Дух Просвещения, постоянного поиска, движения вперед царил и в музыке XVIII в. Долгое время музыка преимущественно была церковной (если не считать музыки фольклорной, т. е. народной), во многом она оставалась такой еще и в век Просвещения. Но и в этих ограниченных рамках создавались удивительные по красоте и величественности произведения.
Вершиной церковной музыки, при всем ее многообразии, стало творчество двух великих немецких композиторов — Георга Фридриха Генделя (1685—1759) и Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750). Генделя в равной степени можно считать и английским композитором: он почти полвека служил в соборах Лондона, где и создал свои гениальные произведения. А Бах играл на органе в немецких церквах, его поразительная по мощи и глубине музыка стала в своем роде мостиком от церковной музыки к светской. Этим новаторством во многом и объясняется то, что талант великого композитора был оценен далеко не сразу. Это произошло лишь спустя 80 лет после смерти Баха, но за эти годы многие его нотные рукописи бесследно пропали.
Подлинную революцию в музыке совершил за свою короткую жизнь гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791). Завершая начатое Бахом, он полностью освободил музыку от церковных канонов (норм). Музыка стала светской, шагнула на подмостки оперных театров и концертных залов. Симфонии и концерты Моцарта, его оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», Вольфганг Амадеи Моцарт    «Волшебная флейта», скорбно-величественный «Реквием», множество других произведений сегодня так же зачаровывают слушателей, как и во времена великого композитора.
История музыки донесла до нас и другие бессмертные имена. Достойное место среди них принадлежит итальянцу Антонио Вивальди (1678—1741). Он еще до Моцарта и даже до Баха начал пролагать пути к светской музыке.

Подведем итоги
В XVIII в. материальный и духовный мир европейцев стал неизмеримо богаче и шире. И хотя лучшие произведения литературы, изобразительного искусства, музыки не могли в то время стать достоянием каждого, атмосфера поиска и неустанного труда, пронизывавшая век Просвещения, охватывала все общество.

Вопросы
1. В наши дни во многих странах быт и в целом условия жизни сельских жителей ничем не хуже, чем у горожан. А почему нельзя было добиться того же, например, в XVII— XVIII вв., что этому мешало?
2. Как, по-вашему, родилась модернизация? Почему, скажем, в Средние века стремление к обновлению общества не проявлялось в такой мере?
3. Объединяет ли что-либо знаменитых литературных героев, действовавших в совершенно разных обстоятельствах, — Робинзона Крузо и Фигаро? Если объединяет, то что именно?
4. Если и в рамках церковной музыки создавались гениальные произведения (Гендель, Бах), то почему же поворот к светской музыке считается шагом вперед?

Задания

1. Выпишите основные признаки, которые, по вашему мнению, определяют сущность индустриальной цивилизации. Расположите их по степени важности.
2. Представьте, что вы — современник Дефо и Свифта. Вы решили померяться с ними литературным талантом и написать роман о яркой личности (или нескольких личностях) века Просвещения. Какой сюжет вы бы избрали? Запишите его в виде краткого сочинения.
3. Немецкий музыкальный критик XIX в. Рохлиц так писал о Бахе и его эпохе: «Два великих художника вдохнули в сознание детей своей эпохи новый дух... Микеланджело и Бах — вот имена наших героев, между которыми, пожалуй, можно не только обнаружить сходство, но и провести параллель». Поразмышляйте: что же позволило критику сравнить Микеланджело и Баха, которых разделяли не только два века, но и разные виды творчества?
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты