Эссе по обществознанию, эссе по высказыванию А. Фаржда, эссе по социологии на тему маргинальность
Структура эссе, план написания эссе, схема-помощник для написания эссе по обществознанию, проблема эссе
1. Цитата или высказывание деятеля, в данном случае высказывание французского социолога А. Фарджа
2. Проблема и смысл высказывания, поднятая автором, её актуальность в современном обществе
3. Аргументация на теоретическом уровне
- раскрытие понятия маргинальность
- раскрытие понятия общественные или социальные нормы
4. Примеры из социальной практики, истории или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений
5. Собственная точка зрения
6. Вывод
Эссе на тему «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд)
Для написания эссе по обществознанию, я выбрал высказывание А. Фаржда «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». Французский социолог ищет ответ на вопрос - как появилась маргинальность. По мнению автора, превращение человека в маргинала является следствием несогласия его с принятыми общественными нормами. Эта проблема актуальна для современного российского общества, так как в нашей стране существует множество людей находящихся в положении маргинала, история показывает, что такие люди часто бывают уязвимы.
Согласно социологии, маргинал – это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние противоречащих друг другу норм, ценностей. Маргинальность является особым явлением социальной стратификации. Это понятие охватывает положение одного человека в обществе или больших социальных групп людей, занимающих положение «на границах» между стратами. Маргиналы — это люди, покинувшие одну страту и не адаптировавшиеся к другой. Они находятся на границе двух культур, имеют некоторую идентификацию с каждой из них, но по каким то причинам не имеющие возможность примкнуть к какому либо слою и не нашедшие себя в обществе. Причиной возникновения маргинальных групп является переход общества от одной социально-экономической системы к другой.
Выделяют несколько видом маргинальности. Это собственно социальная маргинальность, например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою; экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной; политическая маргинальность, при которой людей не устраивают существующие формы политической жизни; религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.
Общество - сложная система, в которой все взаимосвязано и которое подвержено изменениям. Резкие изменения, например революции, смена устоявшегося политического строя, ведут за собой волну маргинализации. Обязательно появятся отдельные личности и даже слои населения не согласные и не принимающие норм существующего общественного строя или норм, установленных большинством.
История нашей страны показывает, как после революции 1917 года своего места в социальной структуре лишились два крупных класса российского дореволюционного общества - буржуазия и дворянство. Данный процесс сопровождался быстрым движением вверх некоторых представителей рабочего класса и крестьянства, которые, минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения – через средний класс - из представителей низшего класса стали элитой. Маргиналами оказались не по своей воле бывшие дворяне и буржуазия, по мнению историков бывшие крестьяне и рабочие также оказались между слоями. Экономические и политические скачки способствуют тому, что люди оказываются за границами своего класса, одни опускаются на дно, некоторые ищут себя, борятся с общественными устоями, нормами.
Общественные нормы или социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей и деятельность создаваемых ими организаций в отношениях друг с другом. Социологи говорят, что социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Если человек не разделяет сложившиеся нормы в обществе или в своем окружении, он уходит из этого круга и если ему еще не довелось обрести новые взгляды на жизнь, он обязательно станет маргиналом.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что Фарджа был прав - маргинальность есть результат конфликта с общественными нормами. Я согласен с французским социологом, добавлю от себя, что конфликт, породивший маргинальность, как палка с двумя концами - в одном случае, человек не принимает общественые нормы, и становиться маргиналом, в другом случае - нормы пытаются подавить человека.
Эссе по обществознанию по высказыванию А. Фарджа «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами»
Эссе «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фардж)
А. Фардж, исследуя основные проблемы социологии, как то сказал, что «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». В своем высказывании А. Фарджа рассматривает сущность такого социального явления как маргинальность. Проблема маргинальности актуальна практически в любом обществе, так как всегда находились люди, отличающиеся от других, имеющие свое мнение, несогласные с существующими общественными нормами. Меня заинтересовала эта социологическая проблема, я решила исследовать ее и свои мысли изложить в эссе.
Автор высказывания, социолог А. Фардж, писал: «Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами». Иными словами, автор говорит о том, что такое явление как маргинальность рождается вследствие того, что человек оказывается вне общепринятых норм или же самостоятельно идет против них. То есть по Фарджу маргинальность в первую очередь выражается в противостоянии личности и общества, конфликтных настроений, исходящих от той или иной стороны или к обоюдному согласию.
С точкой зрения автора трудно не согласиться. Я также считаю, что маргинальность появляется тогда и только тогда, когда личность выталкивается «массами» или самостоятельно отделяется от них по причине несоответствия взглядов, мнений, особенностей мышления.
Итак, обратимся к теоретическому обоснованию проблемы. В современных общественных науках принято определять маргинальность как «пограничность», промежуточность индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Главный принцип маргинализации — разрыв духовных, экономических и личностных связей. При вхождении человека в новую социальную общность связи и отношения с людьми устанавливаются медленно, психологически человек долго остается в старом личностном качестве. Отсюда следует разделение маргинальности на индивидуальную и групповую. Индивидуальная маргинальность подразумевает индивида, оказавшегося в положении «культурного гибрида», как это назвал Р. Парк. Такой человек находится как бы на границе двух различных социальных групп, разделяя их жизнь и традиции. Групповая же маргинальность возникает в результате социальной реструктуризации в обществе, когда новые, только появившиеся политические или экономические социальные группы начинают вытеснять старые. Например, если маргинализация связана с радикальным изменением структуры (как, например, во время революций или ярких реформ), что влечет за собой разрушение устоявшихся социальных общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинализация вовсе не подразумевает вертикальную нисходящую мобильность, как почему-то принято считать. Наоборот, естественная маргинализация обычно связана с горизонтальной или вертикальной восходящей мобильностью. Несмотря на это, маргинализация в современном демократическом обществе, чей девиз «плюрализм взглядов и свобода слова и мнения», маргинальность таит в себе новые опасности. Так, маргинальные слои запросто могут проникнуться экстремистской идеологией и попытаться ее распространить. Современное общество отличается высоким уровнем социальной мобильности, а как следствие высоким уровнем маргинальности. Границы между классами в современной обществе становятся все менее четкими. Однако раньше социальная мобильность была невелика, а границы четко обозначены, поэтому каждый человек знал, где его место, а маргинальность воспринималась в чисто негативном свете. В наше время, наоборот, трудно найти человека, за которым было бы жестко зафиксировано его положение в обществе. Современный человек настроен на постоянное изменение статуса, желает попробовать различные роли. Помимо теоретических обоснований можно привести также ряд конкретных примеров. Так, наиболее ярким примером маргинальности всегда считались иммигранты, для обозначения которых и было введено в 20-е годы XX века понятие «культурный гибрид». Эти люди находятся на культурной и социальной границе между своей родной страной и новым местом жительства. То есть формально они уже не принадлежат ни к одной из этих социальных групп. Как и любая другая, эта маргинальность есть «результат конфликта с общественными нормами». Проявляется это в том, что новая социальная группа не способна принять «инородное тело», являющееся носителем другого культурно-ценностного набора, возможно, придерживающееся другой религии, других мнений. Отсюда и возникает конфликт. Другим примером может служить биография великого русского поэта Иосифа Александровича Бродского. Живя в Советском Союзе, он был маргиналом в прямом смысле этого слова. Его талант и необычные взгляды, несхожие с общепринятыми, и послужили причиной того, что общество сознательно начало «выдавливать» его, подталкивать к «краю». Началось все с преследований и осуждения со стороны общественности, а закончилось судом и последующей эмиграцией поэта. Так, в маргинальном состоянии оказываются все талантливые, одаренные люди за счет конфликта с обществом на основе различия в видении мира, в способностях. И, наконец, можно привести также пример из личного опыта. В современном обществе с постоянными изменениями и реформами от маргинализации не защищен никто. Чтобы этого избежать нужно быстро подстраиваться под все новшества, включая технические новинки. Так, например, маргинализации может быть подвергнут учитель информатики, который не успевает следить за модификациями в компьютерном мире. В таком случае такая социальная группа как класс или преподавательский состав, успевшая скорректировать подходы, может начать маргинализировать «отставшего». То есть, учитель информатики окажется на краю, в силу конфликта между новыми нормами общества и старыми, сохранившимися в его сознании.
Таким образом, маргинальность – социальный феномен, которого, действительно не всегда удается избежать. Но одно будет верно всегда: она возникает в силу какого-либо отличия индивида или группы от остального общества, которое обязательно приводит к конфликту, разрешить который можно только таким образом