§ 1. Эволюционная цепочка человека

§ 1. Эволюционная цепочка человека

Биологическая и культурная эволюция человека. Современная наука доказала, что человеческий род, прежде чем достичь нынешнего состояния, развивался более 7 млн лет, начиная с самых примитивных видов человекообразных обезьян. Весь этот путь, правда в свернутом виде, приходится повторять каждому из нас. Человек проходит его в утробе матери, когда у него формируются речь, слух, память, осязание, а самое главное — человеческий мозг.
В младенческом возрасте человек проходит уже не эволюционный, а культурный путь развития — ведь все биологические предпосылки и внешний человеческий облик уже готовы. Новорождённый младенец учится фокусировать внимание, определять дистанцию между предметами, различать звуки, владеть своими пальчиками и делать многое из того, что ему потребуется во взрослой жизни. А она уже не за горами.
Некоторые психологи утверждают, что основы человеческой личности закладываются в возрасте до 5 или 7 лет, затем они корректируются и оттачиваются. Сопоставьте эти цифры — 7 млн лет и 7 лет. Тысячелетия сжались в месяцы и дни.
Известно, что у австралопитека объём черепа был равен примерно 500, у синантропа — около 1200, у неандертальца — до 1400, у кроманьонца — примерно 1600 см3. Таким образом, за многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого мозга увеличились в три раза. При этом за тот же период средний рост человека и окружность его грудной клетки возросли всего лишь на 20—40%. Увеличение объёма мозга на 300% наводит на мысль, что эволюция человека шла прежде всего за счёт развития мозга.
Эволюционная цепочка человека
Мозг человека — это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов). У человека различают головной мозг (помещённый в черепе) и спинной (находящийся в позвоночном канале).
Второе не менее важное обстоятельство — постоянное ускорение эволюционного процесса. От появления первых млекопитающих до ответвления от них приматов прошло примерно 200 млн лет. Спустя ещё 20 млн лет появились австралопитеки. От них до первых питекантропов прошло около 1,5 млн лет. Переход к неандертальцу занял всего несколько сотен тысяч лет. Прошло ещё 200 тыс. лет — и на Земле появился человек разумный. Таким образом, появление человека было не просто возникновением нового вида. Произошёл великий качественный скачок в истории жизни на Земле. Возник не просто человек, а человеческое общество, подчиняющееся не только биологическим законам. Началась человеческая история, которой управляют особые, социальные, законы.
По мнению специалистов, род возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Именно в это время появляется современный тип человека. Наступает господство биологических законов естественного отбора. Человек расселяется по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг.
Начинается социализация в подлинном смысле этого слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые связаны с общественной жизнью.
Итак, человек — венец эволюционного творения, растянувшегося на 7 млн лет. А может быть, не на семь, а больше? Возможно, мы стоим на вершине гораздо большей пирамиды живых видов, чьи черты мы унаследовали? Разве только с обезьянами у нас много общего?
Эволюционная родословная человека. У человека очень древняя эволюционная родословная. В числе всё более и более древних предков оказываются: низшая обезьяна, полуобезьяна, низшее плацентарное млекопитающее, примитивное сумчатое млекопитающее, однопроходное млекопитающее, пресмыкающееся, земноводное, двоякодышащая рыба, ганоидная рыба, примитивное хордовое животное типа ланцетника, общий предок ланцетника и асцидий в виде беспозвоночного. В самом же начале животного мира стоят первые живые существа, которые являются, таким образом, исходным пунктом развития и для человека.
Зародыши человека, приматов и других позвоночных животных на ранних этапах развития отличить почти невозможно. В возрасте нескольких недель они очень похожи на рыб. По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система тоже похожа: двухкамерное сердце, хвостовая артерия и т. д. Всё это убеждает нас в том, что одними из древнейших предков человека, как и прочих высших позвоночных, были рыбы.
Из мира животных человека выделяют принципиальные биологические отличия, такие, как вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах; высокая степень развития рук и способность выполнять разнообразные, тонкие и высокоточные операции; большой объём головного мозга и, наконец, речь, которая свойственна только человеку. Не случайно Ч. Дарвин в своё время сделал вывод о том, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является непосредственным родоначальником людей.
Какие принципы заложены в иерархию живых существ, данную на рисунке?
Если построить иерархию живых существ от низших — насекомых, до высших — человека, то по ОУ будет возрастать сложность организации психики живых существ; по ОХ — роль инстинктов.
Хотя у растений нет инстинктов, но у них есть простейшие реакции на внешнюю среду — тропизм. Так, подсолнух поворачивается вслед за солнцем. От растений к человеку тянется линия эволюции психического, а от животных к человеку — эволюция психики.
Инстинкт — совокупность врождённых реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражители.
Учение в жизни человека. Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства, тем меньшую роль играют инстинкты. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых функцию родителей выполняет природа (врождённые программы поведения). Соответственно чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей. Вывод: родители — заменители природы, они должны дать ребёнку то, что не дала ему природа; они передают ему нормы и модели поведения, созданные обществом.
Человеку всему приходится учиться, а значит, выполнять одно и то же с разной степенью совершенства в первый и сотый раз. Причём учиться он предпочитает не на чужих, как следовало бы существу разумному, а на своих собственных ошибках.
Животные (особенно низшие) ошибок не совершают. Биологически запрограммированная модель поведения: нет двух разных возможностей достижения цели, нет вариативности поведения — следовательно, нет и ошибок. Таким образом, ошибки присущи только людям, так как они могут сравнивать варианты действия и выбирать наилучший, по их мнению. Для того чтобы прийти к способности сравнивать и оценивать, нужно иметь интеллект, материальным носителем которого выступает мозг. Мозг — фабрика социального опыта, у человека она большая, а у низших животных — совсем невелика. Мозг необходим человеку для того, чтобы победить в естественном отборе, и к тому же он помогает успешно адаптироваться к постоянно меняющейся социальной среде.

Основные термины и понятия

Род, инстинкт

Вопросы и задания

1. Сравните биологическую эволюцию и культурный путь развития человека. В чём их взаимосвязь?
2. В чём проявлялось ускорение эволюционного процесса?
3. Докажите, что появление человека явилось качественным скачком в развитии живых организмов.
4. Что такое современный тип человека?
5. Перечислите принципиальные биологические отличия человека от животных. Почему эти отличия называются «принципиальными»?
6. Как вы понимаете вывод параграфа о том, что с появлением современного типа человека господство биологических законов естественного отбора кончается? Значит ли это, что человек не подвержен действию биологических законов?
7. Чем отличаются биологические и социальные законы? А что в них общего?
8. Какова роль мозга в жизни человека?

Практикум по обществознанию

1. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Эволюционная цепочка человечества».
2. Продолжите фразы:
1) «Человек отличается от животных тем, что...»;
2) «Человек, как и животные...».
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты