Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Краткие новости

§ 10. Искусство

§ 10. Искусство

Сущность искусства. Говоря о культуре, нельзя обойти вниманием столь важную её составную часть, как искусство. Искусство надо понимать как минимум в трёх значениях:
• искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в художественно-образные формы освоения мира;
• искусство в узком смысле — только изобразительное искусство;
• искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах.
Искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Для того чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем отличаются изобразительное искусство и художественное творчество.
Изобразительные искусства — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику.
Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации и воображению художника, изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.
Художественное творчество выступает синонимом термина «художественная культура».
Художественная культура — совокупность всех видов художественной деятельности.
В понятие художественной культуры входят: словесная, музыкальная, театральная, изобразительная и другие культуры. Продуктом и процессом этой деятельности являются: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, публики.
В повседневной жизни искусство чаще понимается очень широко. Режиссёры, артисты, поэты и художники именуют себя и деятелями культуры, и деятелями искусства. В этом случае между культурой и искусством ставится знак равенства. Необходимо учитывать все варианты понимания этих явлений, хотя такой подход создаёт дополнительные трудности в точной трактовке культуры и искусства.
Искусство и художественная культура. Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура — это сфера образно-выразительного отношения к окружающему миру; способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором форма выходит даже на первый план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве — эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т. д.
Различие заключается в следующем. Искусство — всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только профессиональные произведения, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность исключительно для них самих. Главный критерий, по которому мы выделяем всё множество явлений, относимых к художественной культуре, — это образное отражение реальности, переживаний и мыслей людей. Оно может быть совершенным и несовершенным. К искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.
В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, обеспечивающая творческий процесс. Это мастерские художников, залы и картинные галереи; консерватории и филармонии; специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства; кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи; ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое.
Функции художественной культуры и искусства
Воспитательная функция
Познавательная функция
Стихи, написанные профессионалом и дилетантом, — вещи совершенно разные. И не потому, что первые пользуются признанием широкого круга читателей, а вторые интересны только автору и его друзьям. Профессиональное произведение приобретает иное общественное значение. По-настоящему подлинное социальное значение произведения искусства раскрывается в публичной представленности, в обсуждениях, оценках, откликах, осуществляемых культурно подготовленной публикой и специалистами. Дилетант не выносит своих стихов на суд публики, они не получают общественного признания.
Аудитории профессионала и дилетанта принципиально иные: у первого — большие социальные группы, у второго — наоборот. Окончательный приговор профессиональному произведению выносят критики, искусствоведы, т. е. специалисты, и образованная публика, а любительскому — кто угодно. В любом обществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Точно так же научным анализом, критической оценкой, популяризацией произведений искусства и меценатством всегда занимались немногочисленные группы подготовленных людей.
Тем не менее и стихи любителя, и стихи профессионала, как и прочие виды художественной культуры, основанные на любительстве (к ним относится весь пласт фольклора — от эпоса и былин до хоровода и заклинаний), принадлежат одной и той же сфере деятельности — духовной.
В художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой) культуры, но лишь частично — массовой культуры. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной художественной культуры — картины П. Пикассо, симфонии П.И. Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр К.С. Станиславского.
Чтобы профессионально заниматься искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мастерства, особые уменья. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части.
Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер.
В огромном мире культурных артефактов (артефакт — предмет, изготовленный, сделанный человеком) произведения искусства — сонаты и романы, картины и театральные спектакли — занимают самую верхнюю позицию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и философскими сочинениями продукция художественной культуры относится к наисложнейшим и высочайшим проявлениям человеческого духа.
Раньше словом «искусство» называли любые изделия человека — керамическую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приёмы боя. Все они причислялись к «искусствам», или ремёслам, обладали не только полезными практическими свойствами, но и высокими эстетическими качествами. И только позже к искусству начали относить «изящные» виды творчества — живопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близкие им области творчества. В результате значение термина сузилось. Но даже и в своём широком понимании искусство охватывало только мастерски созданные произведения.
Критерии произведений искусства. Сегодня к сфере искусства относят только то, что соответствует трём обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать:
• познавательной ценностью;
• эстетической ценностью;
• нравственной ценностью.
Искусство ведения боя соответствует одним и не соответствует другим критериям. То же самое можно сказать о ювелирных украшениях или медицине (подумайте самостоятельно, каким именно критериям они не соответствуют).
Три указанных вида ценностей, которым подчиняется произведение искусства, можно сформулировать иначе:
• истина;
• красота;
• добро.
Трудно, пожалуй, найти четвёртый (не говоря о пятом или шестом) критерий, который бы в полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это вообще «три кита», на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — научную теорию, педагогический приём или религиозное учение, — они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трём главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в сфере образования — то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.
Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами, или просто видами искусства. К ним относятся: литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие.
В английском языке искусства (во множественном числе) называются arts. Это слово происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например: artes liberalis — свободные искусства, artes sorcLidae — ремесло, artes optimae — науки, artes dis- serendi — диалектика. Взятое во множественном числе слово artes обозначало произведения искусства. Таково его прямое значение, а переносное — моральные качества, поступки, стремления. В широком смысле данное слово обозначало умения или знания, необходимые для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «артефакт» происходит от того же корня.
У древних греков использовалось другое слово — techne. От него произошли слова «техника» и «технология». Оно, как и первое, обозначает «занятие, ремесло, науки». Но у него всё же иное содержание. Латинское слово больше ориентировано на гуманитарное знание, а греческое — на техническое и естественно-научное. Поэтому не принято употреблять слово «техника» по отношению к сути явлений литературы или театра. В то же время совокупность приёмов исполнительского искусства, например балетного танца, мы можем именовать техникой.
Из четырёх составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — неподвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т. е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Заповеди Иисуса Христа останутся вечно истинными и через тысячу лет. Картины и скульптуры Микеланджело останутся вечно прекрасными и через тысячу лет. Но теория И. Ньютона и теория А. Эйнштейна могут и не быть истинными через тысячу лет. Не останутся вечно совершенными и все технические изобретения. Их обязательно превзойдут в будущем. На смену деревянным счётам пришёл механический калькулятор, а его сменила электронно-вычислительная машина. Искусство служит Красоте, религия — Добру, наука — Истине, а техника — Пользе.
Союз Красоты и Добра даёт изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Кабаре, цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу. Для того чтобы ремесло или вид искусства назывался прикладным, надо, чтобы его произведение создавалось сначала для пользы, а потом уже выражало бы прекрасное. Здание церкви построено для практических, а уже затем для эстетических целей. Поэтому архитектуру правильнее относить к прикладным искусствам.

Основные термины и понятия

Искусство, изобразительные искусства, художественная культура

Вопросы и задания

1. Что такое искусство? Сравните его с художественной культурой.
2. Каковы критерии произведений искусства? Как эти критерии связаны между собой? А может быть, связи между ними не существует? Что такое истина в искусстве? Подобна ли она истине в науке?
3. Подвластно ли искусство прогрессу? Почему?
4. Что такое прикладное искусство? Приведите примеры произведений прикладного искусства. Какую роль прикладное искусство играет (и играет ли?) в вашей жизни?
5. Можно ли среди функций художественной культуры и искусства выбрать самую важную, которой подчинены все другие? Своё мнение обоснуйте.

Практикум по обществознанию

1. Опираясь на ваши знания курса обществознания, полученные в основной школе, вспомните, что такое народная, элитарная, массовая формы культуры. Чем они отличаются? Насколько они связаны между собой? Может ли одно и то же явление культуры быть одновременно продуктом трёх или двух названных форм культуры? Возможно ли перемещение со временем произведения искусства из одной формы культуры в другую (скажем, из элитарной в массовую)? Все свои рассуждения подтвердите примерами.
2. На основе схемы «Функции художественной культуры и искусства» (см. с. 73) опишите их воплощение, взяв за основу (на свой выбор) произведения искусства любой эпохи и жанра
 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты