§ 4. Самосознание
Типы самосознания. Важнейшей составляющей сознания является самосознание. Существует два типа самосознания: 1) индивидуальное самосознание, которое формируется в человеке на протяжении всей его жизни; 2) коллективное самосознание, присущее большой социальной группе, чаще всего нации или народу. Взаимосвязь первого и второго типов самосознания проявляется в таком специфическом и весьма сложном феномене, каким выступает самоидентификация или просто идентификация.
Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому человеку).
Она подразумевает то, в какой степени человек, осознавший себя как личность, идентифицирует себя со своим народом или этносом. Возможно, что первый тип идентификации предшествует или должен предшествовать второму. Действительно, прежде чем понять себя как часть великого народа, сначала необходимо почувствовать себя личностью.
Индивидуальное самосознание. Рассмотрим вначале индивидуальное самосознание. Оно — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нём.
Самосознание — осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
В развитии самосознания можно выделить три уровня. Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включённости в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и способен свободно ориентироваться в нём. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий (третий) уровень развития самосознания — возникновение сознания «я» как такого образования, которое хотя и похоже на «я» других людей, но одновременно неповторимо.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое свойство даёт возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас. Рефлексия же — это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание человека на самом себе, на своих знаниях и опыте. В ходе рефлексии человек осознаёт своё «я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своём отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определённые жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок.
Коллективное самосознание. Перейдём к анализу коллективного, или этнического, самосознания. С массовым сознанием народа или нации тесно связано их самосознание, которое выражается через культурные традиции: музыку, танцы, обычаи, обряды. Самосознание народа или нации является отражением его или её признаков, в том числе культуры, языка. Оно способно стимулировать консолидацию людей, ориентацию конкретных масс на достижение успеха, осуществление интересов страны.
Так, в период I960—1970-х гг. советские СМИ пропагандировали идеи равенства, взаимопомощи и дружбы народов. Проявления межнациональных трений замалчивались или в тех редких случаях, когда обнародовались, публично осуждались.
В массовом сознании утверждался образ «мы — советские люди» и затем «мы — жители республики». Республика была представлена как неотъемлемая часть Советского Союза. В прессе широко освещалось и экономическое взаимодействие республик.
В настоящее время СМИ стран бывшего СССР оказывают большое влияние на рост коллективного самосознания населения, на распространение в общественном сознании идеи национального возрождения; самостоятельности и ответственности титульных этносов за судьбу своих государств.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования и выявил рост радикальных националистических настроений среди россиян. Наиболее взрывоопасная ситуация зафиксирована в Южном и Центральном федеральных округах.
На национальное массовое сознание и вытекающие отсюда отношения значительное влияние оказывает господствующая социально-экономическая система, культура, воспитание; они влияют на развитие национальных культур. Возможно, что сближению народов в некотором смысле может помочь современная массовая культура, к которой наиболее восприимчива молодежь XXI в. Не в том смысле, что она будет вытеснять традиции, а, напротив, вливаясь в них, привносить что-то универсальное, межнациональное.
Основные термины и понятия
Идентификация, самосознание
Вопросы и задания
1.
Что такое самосознание? Как оно соотносится с сознанием?
2. Сравните индивидуальное и коллективное самосознание. Назовите не менее трёх отличий.
3. Как взаимосвязаны между собой индивидуальное и коллективное самосознание?
4. Назовите уровни индивидуального самосознания. Можно ли утверждать, что индивидуальное самосознание последовательно развивается от первого уровня ко второму? Почему?
5. В чём проявляются такие свойства самосознания, как
предметность и рефлективность? Как они взаимосвязаны между собой?
Практикум по обществознанию
1. Приведите примеры из истории России, отражающие реальные факты консолидации людей, основанной на коллективном самосознании. При каких условиях это стало возможным?
2. На основе ваших знаний исторического прошлого ответьте: может ли самосознание народа стимулировать разобщённость людей? Своё мнение обоснуйте