§ 40—41. Личность

§ 40—41. Личность

Две с половиной тысячи лет назад знаменитый философ Диоген расхаживал с фонарем по улицам города, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы.
Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм и предпринимательский дух — главные параметры формирующейся личности. Историки утверждают, что само слово «индивидуальность», как и слово «личность» , появилось каких-то 200—300 лет назад, т. е. в эпоху Просвещения. А каково содержание этих двух понятий, мы рассмотрим дальше.
Что такое личность. Философы рассматривали личность под углом зрения вечного и временного. Так поступали Сократ, Платон, Аристотель, позже И. Кант и Г. Гегель, а в XIX—XX вв. датский философ Сирен Кьеркегор (1813—1855), русские мыслители B.C. Соловьёв (1853—1900), Н.А. Бердяев (1874—1948), П.А. Флоренский (1882—1937), С.Н. Булгаков (1871—1944) и американец Питер Друкер (1909—2005).
Проблема вечного и временного в человеке решилась в вечности и во времени. Человек в вечности — носитель вечных ценностей. Человек во времени — всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени — это наше бытие как граждан общества. Во времени мы едим и спим, боремся за власть и растим детей, добиваемся успехов и терпим поражения. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Все мы — частицы семьи, коллектива, профессии, класса. Однако сущность человека в другом — в человеческом бессмертии и человеческой свободе.
Наше существование — сочетание временного и вечного. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорождённого». Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка. Личностью не родятся, личностью становятся. Личность — относительно поздний продукт социального развития.
Различие индивидуальности и личности сказывается даже в повседневном языке. Мы склонны соединять слово «индивидуальность» с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная», «творческая». О личности же нам хочется сказать «сильная», «независимая», «энергичная». В индивидуальности мы ценим её самобытность, в личности — скорее самостоятельность. Учёные пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид».
Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам. Самостоятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать своё поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.
Личность охватывает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Личность — это «особое качество», приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Оказывается, что у всякого человека существует врождённая потребность стать личностью. Именно личностью! Потому что потребность быть, точнее оставаться индивидом, ещё мало что значит.
Потребность индивида быть личностью у одних развита в большей степени, а у других — в меньшей. Социальное окружение, прежде всего родители, могут сформировать и развить эту потребность в своём ребёнке в наивысшей степени. Но среда может заглушить врождённое качество. И тогда человек становится безвольным существом, опускается на дно общества, иногда спивается или становится наркоманом.
Потребность индивида реализовать себя как личность, чаще всего проявляющаяся неосознанно, как скрытая мотивация его поступков и деяний, представлена в его притязаниях, склонности к риску, альтруизму, наконец, в мотивации достижения.
Поскольку тело младенца с первых минут включено в совокупность общественных отношений, потенциально он уже личность. Но личностью ребёнок станет, лишь когда сам начнёт совершать деятельность. На первых порах с помощью взрослых.
Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность. И наоборот. Следовательно, между развитием личности и общества существует прямая зависимость. Современное демократическое общество защищает естественные и гражданские права личности столь же надёжно, как раньше защищала рыцаря надёжная кольчуга.
Подведём итог, ответив на вопрос: что такое личность?
Личность — устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Человеческая психика. С высшими животными человека роднит наличие психики.
Психика (что такое психика?) (от греч. psychikos — душевный) — совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.), особая форма отражения действительности, появляющаяся на определённой ступени биологической эволюции.
А отличает от животных наличие у человека сознания — высшей формы психики.
Психика — свойство высокоорганизованной материи, подобно тому как мышление является функцией (но не частью) мозга. Её содержание — это продукт, или результат, взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают прежде всего психику.
Вначале думали, что психика — это человеческая душа, в которой всего два этажа: чувства и мысли. Кое-кто и мысли не хотел включать в душу, предлагая ограничить её одним этажом. Однако в XIX и XX вв. психологи обнаружили более сложную структуру внутреннего мира человека.
В религии душа человека — это созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В современной философии термин «душа» употребляется для обозначения внутреннего мира человека.
Австрийский психиатр 3. Фрейд (1856—1939) был не только медиком и психологом, но ещё и философом. Ему удалось ближе других подойти к разгадке человеческой психики.
Он попытался распознать не только то природное начало, которое вылезает из всех щелей, когда мы немножечко некультурно себя ведём, но и то, что мы от себя и от других скрываем. А ещё точнее — что прячет от нас сама природа. Она, выгнанная со всех этажей психики, скрывается главным образом в подполье.
В структуре личности 3. Фрейд выделил три главные компоненты — «Оно», «Я» и «Сверх-Я», лежащие соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания.
Подсознание («Оно») включает:
— биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надобностей, потребность в пище, защите от холода и т. д.;
— вытесненные желания: безуспешные попытки добиться чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаённая обида, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.
Сознание, или «Я» (Ego), — компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного их удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако всё больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребёнка ограничивать проявление естественных надобностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должно. Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя.
Сверхсознание — «Сверх-Я». Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество. «Сверх-Я» Фрейда — это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх-Я» — среда обитания нравственных чувств. Фрейд думал, что они бессознательны, поэтому, возникая на самом верхнем этаже психики, культурные и нравственные нормы проникают на второй этаж и оседают на первом. Поскольку мы соблюдаем эти нормы автоматически, особенно и не задумываясь, то, полагал Фрейд, они окончательно оседают на самом нижнем этаже и там противоборствуют (возможно, борются за место под солнцем) с другими обитателями подвала, вытесненными переживаниями, инстинктами, потребностями, комплексами.
Сверхсознание состоит из двух частей: 1) традиционных ценностей общества, усвоенных формально (они частично сознательны, частично бессознательны); 2) чувства долга, вины, совести (они бессознательны).
Этажи психики. После 3. Фрейда учёные обнаружили, что человеческий мир гораздо богаче, чем его трёхуровневая модель. В нём можно насчитать и пять, и семь, и девять этажей. А некоторые вообще строят чуть ли не небоскрёбы. Однако важно не количество этажей, а что на них размещено. В этом суть — не пропустить какие-то важные компоненты, может быть не учтённые в теории австрийского психиатра. Если обобщить различные точки зрения на психологию человека, то мы увидим приблизительно следующую картину.
Схематически здание человеческой психики можно изобразить так:
На первом этаже у нас поселились инстинкты и рефлексы — то, что совершенно нами не контролируется и полностью задано природой. Инстинкт самосохранения — самый важный из них. Множество человеческих действий обусловлено им. Мы обожглись или укололись и тут же отдёрнули руку. Болевой стресс — это физиологическое предупреждение, что мы переступили черту и нарушили инстинкт самосохранения, или иначе — выживания. Каждое живое существо борется за свою жизнь и сохранение себя.
На втором этаже размещаются потребности — также мало управляемые побудители действий. Мы проголодались и немедленно спешим утолить голод. Нам холодно — и мы укрываемся в тёплом месте.
Выше помещаются привычки — приобретённые нами способы удовлетворять потребности и реагировать на инстинкты. Привычек у каждого множество. Они, как мельчайшие атомы, соединяющиеся в молекулы, составляют ткань повседневного поведения. Мы и шагу без них не ступим. Всюду привычки, хотя мы их не осознаём, не видим, о них не задумываемся. Ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать; закрывать за собой дверь, обходить стороной высокие препятствия и т.д. — наши повседневные помощники, присутствие которых мы и не должны замечать. Они как хорошие слуги: все делают автоматически, вовремя и подходящим способом. Замечают только плохих слуг.
Привычки сродни инстинктам и потребностям только в одном — действуют автоматически, неосознанно. Но способ их приобретения разный. Привычки надо тренировать. Они получаются после долгого повторения. Сколько месяцев требуется родителям для того, чтобы научить ребёнка ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать их? Дни, месяцы, годы? Сколько уходит времени и сил, чтобы отучить его ползать, а передвигаться на двух ногах? А сколько ещё полезных и важных привычек приходится родителям дать ребёнку, отправляющемуся в долгое плавание по океану жизни?! Не открывай дверь незнакомым, чисть зубы два раза в день и т. д. и т. п. Привычки формируются через нормы поведения. Их буквально «вколачивают» нам в голову — то родители, то сама жизнь. Привычки — результат научения и обучения. Чаще всего сознательного и целенаправленного, реже — стихийного. Вы приехали на месяц в гости к родственникам и вскоре поняли, что утром лучше вставать позже их. Тогда освободится ванная и туалет, вы не будете «мешаться под ногами», раздражать их и т. д. Вскоре у вас вырабатывается привычка вставать позже. Но вот вы вернулись домой, и привычка отмерла за ненадобностью. Это наши временные помощники. А сколько привычек вы приобрели или привезли с собой из школы, летнего лагеря отдыха, туристического похода, из гостей? Итак, привычки бывают временные и постоянные, индивидуальные и коллективные.
На каком бы этаже ни жили привычки, но мотивы всегда располагаются выше их. Почему? Потому что мотивы — осмысленные побудители действия. Сыщик, раскрывая преступление, в первую очередь старается обнаружить скрытые мотивы поступка. Иначе говоря, корыстную цель, скрытый интерес. Один стремился присвоить тётушкино наследство, другой — свести счёты с давним соперником, а третий — отомстить за поруганную честь. Ни о каких инстинктах или потребностях здесь речь не идёт. Мотивы — вещь, осознаваемая нами. Хотя и скрываемая от других. Часто они скрыты и от нас самих. Лишь много позже мы догадываемся о своих истинных мотивах данного поступка. Ушло много времени, пока картина не высветилась в подлинном свете. Плох тот мотив, который вам сразу удалось обнаружить. Такие побудители называют поверхностными мотивами.
Как правило, мотивы группируются, выстраиваются в некую конфигурацию, переплетаются между собой особенными связями. Иными словами, они живут и ходят не в одиночку. Редко когда за преступлением скрыт единственный мотив. И наши поступки — чаще всего результат целой комбинации мотивов. Между собой они могут конфликтовать, полностью гармонировать или частично совпадать. В результате наши реальные действия приобретают весьма прихотливый рисунок.
Ещё выше этажом расположен огромный мир чувств. Их очень много, и они очень разнородны по своей природе. От простейших ощущений и средних по строению эмоций-переживаний до сложнейших социальных чувств. Чувство чести или достоинство — сложнейшее социальное, психологическое, культурное и этическое образование. У разных классов, разных народов, в различные исторические эпохи они наполнялись разным содержанием и требовали для своего выражения разной формы.
Сложность вселенной чувств объясняется тем, что одни из них определены нашей физиологической конституцией.
Они практически не поддаются контролю. Их комбинацию чаще всего именуют темпераментом.
Темперамент — тип психического склада индивида.
Различают сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков.
Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой; обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
Холерик — человек с большим темпераментом, энергичного характера и легко возбуждающийся, легко впадающий в гнев и другие аффекты.
Меланхолик — человек, характеризующийся слабой возбудимостью, неустойчивостью, необщительностью, склонностью глубоко и эмоционально переживать даже незначительные события, замедленностью движений.
Флегматик — человек, характеризующийся низким уровнем психической активности, замкнутостью, слабым внешним выражением эмоциональных состояний, невыразительностью мимики, спокойствием.
Другие чувства задаются и нашей природой, и нашим окружением. Многие чувства можно и нужно воспитывать, например чувство порядочности, чувство долга, чувство уважения к старшим. Тренируют и воспитывают волю.
На воле, как на своеобразном жёстком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного образования через волю они превращаются в стройное целое. Когда такое происходит, мы употребляем слово «характер». Характер человека воспитывается. Какие бывают характеры? Чем различаются характер и темперамент?
Иметь характер ещё не значит стать личностью. Личность — высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы над своим духовным миром. Характер придаёт человеку индивидуальность. Если у вас есть характер — вы индивид. Но ещё не личность.
Богатство мира чувств мы называем духовным богатством. Отзывчивость, сострадание, чистосердечность и многое другое, покоящееся на эмоциях и переживаниях (добавим: и сопереживаниях), относится к человеческой душе. Говорят, что она находится там же, где находится сердце. Толком никто не знает, так ли это. Но душевность и сердечность — синонимы, и область чувств мы располагаем в области грудной клетки.
А вот голова занята совсем другим. Там мы размещаем интеллект, разум, рассудок, дух. Этими словами с разных сторон мы выражаем одно общее — высшее проявление человеческого сознания.
Способность к логическому мышлению и счёту, интуитивное постижение высшей истины, способность ставить цель и направлять на её достижение свои чувства, мышцы и реальные поступки; способность выстраивать в иерархию ценности, как и умение вообще оценивать простое и сложное, важное и второстепенное, — всё это занимает самостоятельное место в нашем внутреннем мире и размещается, по всей видимости, сразу на нескольких этажах.
Например, рассудок и разум, как полагают философы, живут на разных этажах, и каждый из них занимает множество комнат. Скажем, способность к дедукции и индукции — проявления рассудка. А умение находить оригинальное решение в неожиданной ситуации — проявление разума. Оно требует совсем иных способностей, часто несовместимых с элементарным пересчётом вариантов и формально-логическим сравнением.
Ещё сложнее устроен мир наших духовных устремлений и верований. Религиозная вера — самое сложное, трудно постижимое и ценное качество нашего духа. Собственно говоря, это стержень нашей духовной жизни.
Мотивы и потребности. Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии; голодный — в пище. Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Потребность — ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом.
Тоска по общению с близкими людьми (социальная потребность) или страх пройтись по ночным улицам (потребность в безопасности) — суть психологические состояния, но не мотивы. Они непроизвольные, у них нет цели. Но вы можете превратить потребности в мотивы, как только осознаете, в чём они состоят, на что направлены и как их можно удовлетворить.
Состояние нужды в чём-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворённости. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности — процесс возвращения организма в состояние равновесия. Поев, мы удовлетворяем чувство голода и приводим организм в состояние баланса и комфорта.
Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных.
1. Физиологические потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т. д.).
2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и своё жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность — потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идёт об уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни, например в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов, а также в стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность — потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).
3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек — существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в самых разнообразных организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.
4. Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть неравным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет карьерой, желанием получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют ещё эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя.
5. Духовные потребности — это стремление выразить через творческую активность всё, на что способен человек, т.е. самореализоваться. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их основными, или базисными, потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности — мотивационными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова).
Первые два типа потребностей названы первичными (врождёнными), три других — вторичными (приобретёнными). Взрослея, человек всё большее значение придаёт вторым. Таким образом, процесс духовного взросления — это процесс возвышения потребностей, т. е. замещения первичных вторичными.
Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потребности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потребности каждого нового уровня становятся актуальными (насущными), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего.
Побудительной силой обладают только неудовлетворённые потребности.
Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Сила воздействия потребности, её интенсивность, кроме того, зависят от занимаемого ею места. Физиологические потребности, независимо от степени их удовлетворения, обладают большей силой воздействия, чем, например, духовные. Действительно, голодный и холодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться классической музыкой. Только одиночки способны на это. Голод заявляет о себе чаще, чем, скажем, потребность в общении.
Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие — в неодинаковой. Образованные и необразованные люди в равной мере испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают острую потребность в творчестве. Неодинаково присущи людям социальные (стремление к общению) и эгоистические (намерение выдвинуться, сделать карьеру) потребности.
И ещё одна важная особенность: высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, нежели низшие. Можно выразиться ещё определённее: там, где начинаются высшие потребности, там начинается личность.
Подавление потребностей любого уровня деформирует личность и её поведение: человек с подавленными потребностями неполноценен.
Неудовлетворённые потребности приводят к массовому недовольству и раздражению населения. Когда игнорирование жизненных потребностей людей становится хроническим явлением, они вынуждены защищать свои интересы с помощью демонстраций, забастовок, гражданского неповиновения, мятежей и революций.
Мотивом принято считать любую побудительную силу поведения, скрывающуюся внутри нас. На первый взгляд потребности, которые также относятся к внутренним побудительным силам поведения, можно отождествить с мотивами, т. е. сделать два понятия синонимами.
Мотив — разумно объяснённая причина поведения, осмысленное действие.
Говоря о животных, мы применяем к ним, как и к человеку, слово «потребность»: биологические потребности управляют их действиями. А применимо ли к ним понятие мотива? Нелепо звучит фраза: «Поведение кошки мотивировано поиском колбасы». Почему?
Дело, видимо, в том, что мотив несёт в себе какую-то осмысленность. Разбирая уголовное дело, следователь задаётся вопросом: какие мотивы двигали преступником? Завладеть наследством, испортить имидж жертвы, свести с ним личные счёты? Он помнит заповедь: узнай мотивы — и ты установишь виновника, а следовательно, и причины преступления. В большинстве своём преступления мотивированны, т. е. осмысленны, но бывают и немотивированные преступления: виновный не знает, почему он вдруг схватил нож и ударил пострадавшего. Следователь не находит у него разумных объяснений, т. е. мотивов. Итак, в строгом смысле слова мотив и потребность — не одно и то же.
Мотивы — осознанные намерения, которые формируются целями.
Потребность, осознанная субъектом, принимает форму интереса, т. е. стремления действовать определённым образом для удовлетворения потребности.
Интерес — положительная эмоциональная направленность (установка, ориентация) к чему-либо или к кому-либо.
Иногда в основе этой направленности лежит не то чтобы корысть, но чётко выраженная прагматическая цель, выгода, желание получить выгоду. Но иногда интерес чисто эмоционален, бескорыстен. В таких случаях говорят о внимании к чему-либо, любопытстве и связанных с ними воодушевлении и оживлении.
Потребность может порождать разные интересы, может быть удовлетворена различными способами. То, какой именно интерес будет сформирован на базе определённой потребности, зависит от системы ценностей субъекта. Если интерес — это стремление действовать определённым образом, то мотив — это особое состояние человека, непосредственно предшествующее поведению, тот смысл, который он придаёт своим поступкам; выбор способа действий для
реализации интересов в конкретных условиях действия внешней среды.
Таким образом, о существовании потребностей можно судить по поведению людей, поскольку они служат своего рода «стартером» действия. Поведенческим проявлением потребности является побуждение, сконцентрированное на достижении цели. Когда человек достигает определённой цели, его потребность оказывается удовлетворённой, частично удовлетворённой или неудовлетворённой. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах и в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать того, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.

Основные термины и понятия

Личность, психика, темперамент, потребность, мотив, интерес

Вопросы и задания

1. Что такое личность? Обязательно ли добавлять слово «человеческая» по отношению к личности?
2. Почему нельзя говорить о личности новорождённого?
3. Чем отличается индивидуальность и личность?
4. Что такое человеческая психика?
5. Что такое «этажи психики»? Охарактеризуйте каждый «этаж» и объясните их расположение на схеме, данной в параграфе.
6. Чем отличаются мотив и потребность?
7. Может ли человек жить без потребностей? Своё мнение обоснуйте.

Практикум по обществознанию

1. Применив структуру потребностей, данную А. Маслоу, проанализируйте свои потребности: их наличие, соотношение разных групп, своё умение их осознавать.
2. Привлекая дополнительную литературу, ответьте на вопрос о том, к какому типу темперамента относитесь вы, ваши близкие, друзья? Как надо учитывать темперамент человека, чтобы в отношениях с ним не нанести ему душевную травму, уметь взаимодействовать с ним?
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты