1. Обществознание (обществоведение) — это не только одна из школьных дисциплин, но и отличающаяся от наук о природе система наук об обществе, о формах и закономерностях его развития, о современном состоянии общества, его истории и перспективах. Это вместе с тем совокупность знаний общества о самом себе, включающая, помимо научных, также и вненаучные (донаучные, повседневные и т. п.) формы знания. Социально-гуманитарные знания объединяют результаты двух видов познания: с одной стороны, социальных наук, ориентированных на изучение структур, общих связей и закономерностей, а с другой — гуманитарного познания, направленного на конкретное описание явлений и событий общественной жизни, человеческих взаимодействий и личностей.
Единство обществознания определяется общими проблемами, стоящими перед людьми в их совместной и индивидуальной жизни, связью проблем глобального характера и проблем индивидуальной самореализации людей.
2. Философия занимает особое место в системе социально-гуманитарных знаний. Философия — это отличная от науки форма постижения материального и духовного мира. Основной проблемой в ней является проблема смысла жизни. Философия ориентирована на осмысление основных проблем бытия человека и на их эволюцию, на определение границ человеческой самореализации в отношениях с природой, культурой, с различными видами жизненных средств, выработанных общественной эволюцией. Философские знания отличаются от других видов знания тем, что они глубоко личностны, так как затрагивают жизненные интересы человека, побуждая его к определенным действиям.
Отличаясь от науки, философия тесно связана и взаимодействует с ней. Хотя философия исключает из своего рассмотрения частные проблемы наук, она учитывает их достижения, опирается на весь опыт духовного освоения мира.
3. Даже краткий экскурс в историю философии позволяет сделать вывод о том, что на протяжении тысячелетий люди пытались понять мир, в котором они живут. В трудах выдающихся мыслителей прошлого заключены вершины человеческой мысли, мудрость веков. История свидетельствует о том, что социальные науки отделились от философии и оформились как самостоятельные сферы познания лишь в Новое время. Глубокие трансформации в современном мире, стремительные изменения условий жизни человека в наше время порождают потребность в научном изучении современного общества, в философском осмыслении новых проблем, с которыми сталкивается человечество.
4. Социально-гуманитарное образование открывает путь ко многим современным профессиям. Обществом востребованы и преподаватели общественных дисциплин в школах и университетах, и научные работники в области социальных наук, и социальные работники, и специалисты, способные изучать конкретные ситуации в сферах социальных и межличностных отношений, политики, науки, воспитания, а также квалифицированно консультировать в этих областях. Каждая профессия имеет свои привлекательные аспекты; вместе с тем в каждой из них есть свои специфические трудности, а труд не всегда достойно вознаграждается. При выборе путей дальнейшего образования важно учесть и собственный интерес к той или иной науке, и все аспекты последующей профессиональной деятельности.